Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин.
Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). После окончания училища молодой художник оказался в стороне от художественной жизни. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Вернувшись в Петербург, художник уходит с головой в постановку своей пьесы «Жертвенные» в Передвижном театре Гайдебурова. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Художник изобразил ее уменьшенной взрослой, пренебрегая пропорциями детского тела.
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Строгое количество картофеля напоминает о строгой сдержанности в еде в революционные будни.
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году.
В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Непринужденные позы богини и нимфы, ее верной служанки, свидетельствуют о мастерстве Буше-рисовалыцика. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. В картине «Селедка» отражена военная коммунистическая эпоха. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна "Восход Солнца", 1753 и "Заход Солнца", а также "Триумф Венеры" и "Купание Дианы".
Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве. Эта картина еще раз представляет автора прежде всего философом, стремящимся охватить и связать проявления материального и нематериального мира в художественном пространстве. Мы не будем вдаваться в технические подробности, сказав лишь то, что обсуждаемый проект вобрал в себя стиль древнерусской иконы, модерна, классическую пластику в трактовке фигур и монументальные росписи эпохи Возрождения.
Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». По иконописным традициям также изображена Дева Мария на иконах «Введение во храм».
Экзамены в училище потерпели провал, что стало причиной заняться другим родом деятельности — «художествами». Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. Раздосадованный и обиженный Вулкан выковал тончайшую, но очень прочную сеть, в которую и попались незадачливые любовники. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре.
Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал.
Зимой Кузьма выполнял случайные заказы от самарских вывесочников. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. У меня было три варианта.
Это один из самых выразительнейших памятников петроградской селедке 1918 года. В основе картины лежат впечатления провинциальной жизни автора. Рядом с женщинами стоит маленькая девочка. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Это еще одна примета того времени – хлеб не разрезали на куски, чтобы он не растерялся на крошки. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны.
Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев.
Вскоре молодые люди заключают брак в мэрии и переезжают в Париж. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем.
После окончания училища в 1905 году Петров-Водкин отправляется в первое заграничное путешествие по Италии. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Ржаной хлеб лежит пайкой. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка1. Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года.
По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней. Портретная живопись не была "коньком" Буше. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. В феврале 1908 Пикассо вел небольшой этюдный альбом, состоящий из девяти рисунков.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Художник намеренно разложил свободно предметы натюрморта, чтобы придать им значительность. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Творчество художника оказало огромное влияние на развитие декоративной керамики второй половины XVIII века. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру).
Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана.
Открытая, яркая цветовая гамма придает работе монументальность и декоративность. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Я начал писать купание вообще. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Большое впечатление эта картина произвела на Владимира Татлина.
На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью.
Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ.
Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. До точного самоопределения оставались годы. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз.
А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. «Здесь, на холме, когда я падал наземь, передо мной мелькнуло абсолютно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал Я увидел землю как планету. На голове одной из женщин повязан платок, словно венец на иконе вокруг головы святой. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.
На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Точно не установлено, кто изображен на холсте. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть.
И мадам, засучив рукава, принялась за дело. В родном городке молодому живописцу улыбнулась удача. В пансионе в пригороде Парижа, где проживал художник, он знакомится с дочерью хозяйки Марией Йованович. Купанию», по-видимому, предшествовал рисунок Купальщицы» (1908, Музей Пикассо, Париж), манеру которого можно определить как более реалистическую.
Успех пьесы вдохновляет художника на последующую работу над ней. Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. В ней проиллюстрирован целый миф.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. После смерти мадам Помпадур в 1764 году сотрудничество Буше с мануфактурой в Севре постепенно сошло на нет, поскольку делами здесь стала ведать новая фаворитка короля, мадам Дюбарри.
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником.
Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Спускаются с косогора молодые женщины. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие художники. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. Петров-Водкин сказал вечную истину, определяя цели искусства. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими).
Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. И в один прекрасный день она стала его любовницей.
Спрашивается, зачем же художник. С одной стороны, мы видим богатую французскую школу с ее Пуризмом, с другой — в силу входит кубизм с его геометрической точностью. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Это было этапное произведение в творчестве художника.
«Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Он не вступил в объединение своих товарищей «Голубая роза», хотя противопоставить их концепции ему было нечего. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева.
Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства.
Однако молодой провинциал очень быстро охладевает к занятиям в училище, где готовили больше ремесленников («прикладников»), чем художников и в 1897 году переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где набирали учеников В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, П. П. Трубецкой. Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией.
По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Одним из символом России всегда был конь. В мальчике никогда не возникало мысли стать живописцем.
В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Энею, герою поэмы Вергилия Энеида, было предначертано высадиться в Италии и заложить город Рим.
Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал.
Первый листок содержит только дату 8 Fevrero (8 февраля), что позволяет очень точно обозначь точку отсчета в создании Купания». Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. В ранних этюдах Сёра в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной, – вот таким образом художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.
Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Собака была добавлена в композицию поднее. Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра.
На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Он напоминает зрителю о прозрачной воде, тенистых дубравах, вечерней прохладе – словом о том, что разнеживает чувства, навевает приятные воспоминания и мечтательные мысли. Глаза прекрасных героинь отведены в сторону. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. На холсте перед зрителем разворачивается великолепная картина в сферической перспективе, завораживающей округлыми линиями. Черты юной большевички, бережно держащей на руках своего младенца исполнены безмятежного покоя и женственности в охваченном кардинальными переменами мире. Стиль художника вытачивался после посещения Парижа, который стал главной практической школой, а также после поездки по Северной Африке.
Неожиданная, абсолютно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Часто его образ используется и в живописи и в литературе.
Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа).
Работа над картиной была начата в 1914 году в Хвалынске. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». В большинстве они представляют первые наброски фигур Купания». Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск.