В «Лягушатнике» Ренуара («Купание на Сене») количество людей просто невозможно сосчитать, люди движутся.
Бал в Мулен де ля Галетт 1876 года – феерия света, веселья, мягких красок. Фабричной штамповки ещё не было и всё расписывалось вручную. В начале 1880-х годов посетил Италию, Голландию, Испанию, Англию, Германию и Алжир сильное впечатление на него произвела живопись Рафаэля, Веласкеса и Рубенса. На обеих ее сторонах тут швартуются многочисленные «бато» – «Бато муш», «Бато паризьен» и прочие лодки, зазывающие туристов на круизы по Сене.
В 1864 году был впервые допущен в Салон. «Нет, потому и не продам, что у тебя много картин, а у меня – всего одна», — отвечал Пётр. «Зачем она тебе, у тебя она одна, коллекции картин у тебя нет.
И швец и жнец и на дуде игрец. Но то самое первое «ощущение Нотр Дама» я все равно буду хранить где-то в потаенном уголке своей души. В Париж вернулся в апреле 1871 года, когда в столице была провозглашена Коммуна. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). В самом начале 1880-х гг. В 1873 году выставил две свои работы в Салоне отверженных.
Река времени вносит свои коррективы – и в угоду туристическому буму века двадцатого и особенно двадцать первого, лотки завалены псевдо-акварелями и сделанными «под старину» афишами Тулуз-Лотрека. А на другой стороне Сены – здание самого знаменитого железнодорожного вокзала в мире. Возмущались по поводу платы за выставку: «И вот за это я заплатил. Хотя вообще-то Гару канадец Но разве есть смысл говорить о таких условностях, как национальность, когда он так проникновенно, до мурашек, пел по-французски и о Франции.
Постепенно Ренуар всё же попал на Салон, этому посодействовал тот же Жорж Апантье. Писал много портретов на заказ. Продай», — просил он брата.
Я – сумасшедший псих до книг. В пору расцвета Ренуар и впрямь доказал свое родство с Рубенсом – все женщины на его полотнах прекрасны не только душой, но и телом (а подчас и похожи, как сестры). Танец для нее – упоение своей молодостью и красотой. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его ранние работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г. Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников ("Харчевня матушки Антони", 1866). В 1912 Сергей Щукин выкупил её у брата для своей коллекции.
Мопассан даже как-то съязвил: романтичный Ренуар видит жизнь в розовом свете. Сена у подножия Эйфелевой башни – это туристический оазис. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Одно из самых любимых категорий русского народа, ведь именно в глубинки случается много всего интересно, а все из-за того что там много пьют, у них уже идет стимул жизни самогон да грудастые бабы. Начинал как подмастерье у художника по фарфору. Он писал оживлённые улицы Парижа и представлял беззаботную атмосферу парижских кафе, скверов, деревенских пикников.
Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). Последняя картина – самая нежная и сентиментальная. Среди парижан местечко было известно под названием «лягушатник» (froggery). За две тысячи лет их сотрудничества Сены была для парижан всем – и кормильцем и защитой и прачечной и сточной канавой и молчаливым свидетелем преступлений. Но, чувствуя влюбленный взгляд кавалера, она тихо торжествует.
Особенно хорошо Ренуару удавался профиль Марии-Антуанетты. Она меняет все вокруг, не изменяя себе. Публика вопила, что у этой молодой девушки – складки на теле, кожа покрыта пятнами.
«Я думаю, картина должна быть красивой и милой, да, милой В жизни и так уже достаточно неприятных вещей и без того, чтобы увеличивать их число» — любил говорить мастер. Сейчас в нём располагается музей Тимирязева). Обнажённая тут появляется как жемчужина из пены. Не стоит видеть жизнь в черных тонах, парировал художник.
Впервые такой заплыв прошел 30 августа 1903 года на канале Сен-Мартен. Парижской. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). (last stage of a corpse coruption (decomposition) Есть легенда, что первоначально «Обнажённую» купил Пётр Щукин, брат Сергея и держал её в своей спальне за занавеской и показывал только близким друзьям.
Отрицая традиционное моделирование и точные контуры, заменяя их маленькими, движущимися мазками и тонкими лессировками, (scumble) художник подчёркивает женственность модели, которая производит необыкновенное чувство живого, человеческого тела. Тот самый, который де Пари Почти семь лет назад, в тот самый первый мой визит в Париж, я зашла в его сумеречное каменное чрево как в иной мир. Его «фишка» – синтез поэзии, грусти и мечтательности, приправленные галантностью кавалеров изяществом и элегантностью женщин.
Любимыми художниками Пьера были А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонар, Г. Курбе. «Завтрак гребцов» – одна из наиболее известных работ. Про красоту. Родился в семье портного. «Прежде всего – чтобы ограничиться наиболее яркими примерами – следует указать, что вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора Это как бы огромная каменная симфония колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность».
После объявления войны Пруссии, в августе 1870 года, был зачислен в полк конных стрелков. А еще Сена – это авеню всех авеню, бульвар всех бульваров, круче которого даже Османн ничего не смог придумать. «Купание в Сене». Но Ренуар дерзнул назвать её именем современницы и этого публика не могла ему простить.
После этого к художнику пришла слава и больше не покидала его. Вальсирующие счастливы, танцы для них – именины сердца, как сказал бы гоголевский Манилов. В коллекции ГМИИ совсем немного работ Ренуара, всего лишь 5. Из нее все выходит, в нее все возвращается.
Но тогда там была еще жуткая окраина, если не сказать – деревня. Собирал восточное искусство, посуду из Индии, персидские ковры. Зеленоглазая цыганка-Эсмеральда и страсти по Нотр Даму – пиар, начатый еще Гюго, подхлестнул новый виток интереса к собору, я даже слышала, как в очереди передо мной компания туристов – их этническую принадлежность утверждать не берусь – распевала «il est venu le temps des cathedrales».
А последнее слово было сказано префектом Сены бароном Османном, который как раз в эти годы и затеял свою знаменитую «пластическую операцию» Парижа. Прелестница робка и, казалось бы, околдована танцем. А потом был 1999 год и гремевший на весь мир «Nоtre Dame de Paris» и я влюбилась в харизматичного Квазимодо-Гару, который в моем представлении стал воплощением мужчины, мужчины-француза. Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонара. Пётр Иванович был всеяден. Огюст Ренуар родился в очень большой семье, где было 8 детей и Огюст был старшим.
Сама она бесформенная, наглая, лохматая. По словам современников, они превратились в настоящие праздники воды на Сене. Впрочем, ей и сама Франция-то не так чтобы очень понравилась. При этом, другое название картины «Лягушатник» также имеет две интерпретации: лягушками называли решившихся поплавать на мелководье Сены, а также девушек легкого поведения в вызывающе ярких иногда и откровенно кричащих платьях, которые устремлялись на берег в поисках клиентов. Он появился на месте руин, которые оставили после себя «великие французские революционеры», спалив до основания дворец Орсэ. Он же упоминается и в рассказах Ги де Мопассана. Вода – это универсум.
Деревнянаходится в часе езды от Парижа. Ренуар восторгался живописью Коро, Курбе и Делакруа. Кто-то бредит Монмартром, кому-то снится Лувр или Эйфелева башня – а для меня самыми «парижскими» всегда были эта зеленоватая вода, закованная в потемневший, с отметинами времени камень, приземистые мосты и каменное кружево Нотр Дама, вырастающее из воды, как какой-то сказочный двухголовый дракон из средневековой сказки. Там был известный ресторанчик папаши Курне и Ренуар писал «лягушатник» с его террасы.
Богоматери. Но критик не разглядел здесь самое главное. В 1880 году был снова допущен в Салон и отказался от участия в выставке импрессионистов. Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. Художник не скрывал, что это его современница, она была узнаваема и даже один из критиков назвал её не обнажённой (nude), а раздетой (undressed).
Назови Ренуар её Дианой или нимфой – и всё было бы в порядке, съели бы. Недаром тот же критик, который назвал картину «Раздетой» (Альберт Вольф) сказал, что она напоминает не прекрасное обнажённое женское тело, а гниющий труп со всеми эффектами его разложения в последней стадии. 1869. «Обнажённая» была показана на второй выставке импрессионистов, называлась тогда «Мадемуазель А» Конечно, она вызвала бурю негодования. Жизнь оправдывала его доверие.
Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов. Отец его был портным. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). В 1883 году в галерее Поля Дюран-Рюэля прошла первая персональная выставка Ренуара. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств.
Картина выглядит как самоцвет, вот таким образом совсем неудивительно, что второе название картины «Жемчужина». Кажется, стоит прислушаться и услышишь произнесенные шепотом комплименты. Работа нравилась юноше и он решил стать художником.
И дело было не только в том, что он узнал модель. Короли всея Франции могли выбирать любое место – и они выбрали поближе к Сене. Кто знает, что было бы сейчас на этом самом месте, если бы не Виктор Гюго.
А потом был Нотр Дам. Интересно, что такой подход к изображению обнажённой натуры был очень смелым. Ренуар – один из основоположников импрессионизма. Мсье Рубенс – прозвали Ренуара на фарфоровой фабрике.
Это одно из ранних произведений Ренуара, написанное в 1869 г. Картина была создана за городом, где парижане любили отдыхать (недалеко от Бужеваля, местечко Шату). А покупатель – Петр Щукин, брат Сергея Ивановича, назвал её «Жемчужиной». Сам хозяин называл его «терем». Известный своими купальнями и небольшим ресторанчиком, остров описан в рассказах Ги де Мопассана. А вот зеленоглазая красавица-Сена мне полюбилась сразу же.
В 1898 году переехал в Кань-сюр-Мер, где спустя десятилетие построил дом. (Дом Петра и сейчас существует. Он унаследовал от них солнечный свет – чувство радости от каждого мгновения.
Это ещё раз подтвердило, что всё дело было в этикетке. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. Картин у него было немного, в том числе и эта «Обнажённая», которую, естественно, захотел приобрести Сергей Щукин, который зачастил к брату, уговаривая его продать полотно. Затем по инициативе газеты «LAuto», был устроен заплыв 10 сентября 1910 года.
Среди парижан это место получило ироничное название «лягушатник». На Монмартре я сотню таких видел. ».