Энгр неоднократно возвращался в своём творчестве к образу сидящей спиной обнажённой женщины, достигнув кульминации его исполнения в центральной героине «Турецких бань» (1863) играющей на мандолине на переднем плане и перекликающейся по ритму и тону с купальщицей Вальпинсона. Энгр неоднократно возвращался в своём творчестве к образу сидящей спиной обнажённой женщины, достигнув кульминации его исполнения в центральной героине «Турецкихбань» (1863) играющей на мандолине на переднем плане и перекликающейся по ритму и тону с купальщицей Вальпинсона. Энгр неоднократно возвращался в своём творчестве к образу сидящей спиной обнажённой женщины, достигнув кульминации его исполнения в центральной героине «Турецких бань» (1863) играющей на мандолине на переднем плане и перекликающейся по ритму и тону с купальщицей Вальпинсона34.
Чтобы заставить зрителя еще сильнее воспринять пластичность тела, художник противопоставляет округлые плавные линии мелким складкам ткани (сложенным под острым углом), а чтобы придать всей композиции то же спокойствие, которое разлито во всей фигуре, художник слева дает тяжелые ниспадающие складки занавеса. Вершиной художественных достижений художника были женские портреты. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Наложница султана, европейская женщина в итальянском головном уборе (копией головного убора с картины Энгра «Рафаэль и Форнарина») изображена на картине Энгра «Большая одалиска», показанной в Салоне 1819года. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года).
Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Бартолини тогда ваял графскую жену. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Документов, которые бы проливали свет на обстоятельства создания портрета, не сохранилось, но, во всяком случае, на Салоне 1806 года он был представлен, а далее помещён в Бурбонский дворец28.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии».
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Виды деятельности.
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Сейчас он стоит во весь рост». Он придавал этому труду чрезвычайное значение, сохранилось множество подготовительных работ. Необычная красота этой женщины, которая многих сводила с ума, привлекла и Энгра. Художник выполнил и множество графических портретов42.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюиса, основанную бывшим натурщиком Шарлем Сюисом, где можно было писать за малую плату8.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. На этот раз работы 44-летнего художника были благосклонно приняты и публикой и критиками, включая Стендаля72.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Художник упивается пластичностью, чистотой формы, линейным ритмом. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Но, необходимо также напомнить, что турецкий султан получал с подвластных ему территорий «дары» -европейских уроженок, которые становились одалисками. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Пространственное построение картины иррационально: трон Юпитера парит в небесах, а его масштабная фигура противопоставлена прильнувшей Фетиде.
Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. В июне 1819 года Жан и Мадлен Энгры посетили его дом во Флоренции и получили приглашение обосноваться в этом городе. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Так, Арман Камбон часто занимался тканью и световыми бликами на портретах и в музее Энгра в Монтобане можно увидеть его наброски к «Портрету мадам Муатессье».
В 1817 году скончалась его мать. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. В том же году отец Энгра посетил Париж и они увиделись в последний раз, результатом встречи стал портрет, написанный Жаном Огюстом. Но в то время, когда портрет был почти готов, в моду вошёл цветастый лионский шёлк и художник «переодел» героиню в новое платье-образец тогдашней высокой моды, пожалуй, слишком вычурное со всей этой бахромой, вышивкой и лентами. Наконец, несчастных обнаружили и подняли на спасительный борт. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Другую— светскую— сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер— отца, жены и дочери. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Историческая ситуация, запечатлённая в картине, недостоверна: король Франциск I не присутствовал и не мог присутствовать у смертного одра великого художника. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Красоту женского тела подчёркивают «декорации» : складки тёмных занавесок-вертикальное положение спины купальщицы, а складки тюрбана «перекликаются» с линией её уха и локонов. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Если пристально вглядываться в элементы работы, визуально «препарируя» каждую деталь, то становится видно насколько продумана и выстроена композиция «Купальщицы». Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами.
Платье мадам Муатессье поначалу было жёлтым. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры.
И свет и тени сбалансированы, цветовое решение также сдержанно: желтоватые тона тела, зеленоватый занавес слева и белые драпировки. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане.
Именно влюбленность Энгра в натуру, позволила создать такие замечательные произведения, как «Купальщица» (1808 Лувр), «Большая Одалиска» (1814 Лувр) и много позднее «Источник» (начат ок. Жан Огюст Доминик Энгр Купальщица Вальпинсона (1808) Холст, масло. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Одновременно Рок преклонялся перед искусством Рафаэля и привил Энгру уважение к нему на всю жизнь.
Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.
Несколько раз они видели вдали суда, в надежде кричали им, размахивая сохранившимся тряпьем, но суда проходили мимо, не заметив их. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать112. Он опирался на греческую традицию и впечатления природы. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. — Его надо найти в самой модели».
Николаю и Александру Невскому. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Отец и дядя Анн Форестье были известными юристами и они рассматривали длительную поездку как лучшее средство укрепить помолвку: ожидалось, что будущий зять должен был вернуться знаменитым и с хорошими доходами.
Розовые пятна головной повязки «Купальщицы» возникают не случайно в дополнение к оливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Даже «идеологические» оппоненты Энгра--художники-романтики во главе с Эженом Делакруа всегда отдавали дань гению Энгра, называя художника «непревзойдённым мастером линии». Гоген писал: «Язык Энгра изящный и логичный.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Если пристально вглядываться в элементы работы, визуально «препарируя» каждую деталь, то становится видно насколько продумана и выстроена композиция «Купальщицы». Никто вокруг его не понял.
Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Творчество. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Энгр был хорошим учителем и большинство его студентов стали видными представителями салонно-академического направления самые известные из них— Поль Бальз, Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль и Ипполит Фландрен, автор больших декоративных циклов в парижских церквях. В частности, критики упрекали художника за то, что желая удлинить линию спины одалиски, он «добавил» ей лишний шейный позвонок, а невозможно вытянутую правую руку написал так, словно она лишена костей. Преподавание в мастерской Давида строилось на принципах «героического» неоклассицизма и оказало огромное влияние на Энгра: молодой художник страстно увлёкся искусством античной Греции. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Постимпрессионисты учились у Энгра необычной перспективе и умению «декорировать» картину.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. В 1801г на конкурсе студенческих работ, проводимом Французской академией, картина Энгра «Послы Агамемнона у Ахилла» была награждена Большой римской премией, которая давала право художнику на четырёхлетнее обучение во Французской академии в Риме. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Она также подчёркивает скрупулёзность Энгра в передаче мельчайших деталей, фактуры тканей8. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
А все они эти академизм не почитали. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Но европейским мастерам, обратившимся к теме восточного гарема, приходилось фантазировать, «сочиняя» жизнь гарема. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Одним из главных мотивов творчества Энгра была красота женской спины. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).
Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
Эта работа выдержана в ярких, звучных тонах с доминированием красного, зелёного и жёлто-оранжевого, на фоне которых выделяется розоватое тело героини. Само слово «одалиска» происходит от турецкого «одалик», которое буквально переводится как «комнатная женщина». Изображение невероятно пластично и спокойно. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее151. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими».
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Идея красоты обнажённого тела звучит и в «Большой одалиске» Энгра.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Однажды он даже посетовал: «Это ужасно, что я должен постоянно рисовать чьи-то лица». Среди этих произведений художника- «посылок» (так назывались студенческие работы, которые каждый студент должен был отправлять профессорам в Париж), выделяется романтичный римский пейзаж «Дом Рафаэля» (1806-07)-признание Энгра в любви к гению эпохи Возрождения.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. «Портрет мадам Муатессье» -одна из лучших работ художника, созданных в последний период его жизни. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида».
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». В Риме он поглощен работой изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля.
Умирала надежда на спасение, таяли силы. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Этот мотив, начиная с 1807 года, проходит через все творчество художника, параллельно с его знаменитым «одалисками». И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Это предвосхищающая эстетика «чистого искусства» ориентированность на «совершенство формы, на беспредельную отточенность идеального образа привели к созданию шедевров живописи, но, с другой стороны, в этой тенденции уже заключена и будущая трагедия героя романа Золя «Творчество». В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Сюжет не выдуман художником картина повествует о кораблекрушении, случившемся с судном «Медуза». Люди, обессиленные без еды и питья, умирали.
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов122. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век».
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Так драпировка занавески делает акцент на вертикаль спины, а завитки-складки тюрбана гармонируют с локонами барышни, так же как и с аккуратной раковиной уха. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. У Энгра эстетика обогащена мощным смешением точности деталей с чувственностью, впоследствии легко перешедшей в романтический мир одалисок и восточных купальщиц. В картине «Большая Одалиска» художник окружает натурщицу восточными атрибутами: на голову надет тюрбан, в руках у нее опахало, в ногах -- курильница. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Так, вполне и в совершенстве постигший классицистическую методу, Энгр не всегда следовал только светотеневой, линеарно пластической моделировке. Этот отзыв стал известен Давиду и глубоко его уязвил, вскоре последовал полный разрыв в отношениях учителя и ученика. По словам Шарля Бодлера, Энгр был «единственным человеком во Франции, способным по-настоящему писать портреты». Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать склонилась над двумя внуками, ближе изображены сестра Камилла и невеста одного из Горациев Сабина. Картина отличается удивительным балансом классической формы и реалистических подробностей.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Исключением стал художник-романтик Эжен Делакруа (1798-1863), который в составе дипломатической миссии в 1832г побывал в Северной Африке и был допущен султаном Марокко в собственный гарем. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона».
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. По мнению современных искусствоведов, в этой картине Энгр добился гармонии восприятия натуры и воплощения её форм. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя на центре произведения, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем.
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Обнаженную фигуру картины «Большая купальщица» художник повторит в «Маленькой купальщице» (1828), но в этой последней на заднем плане появятся изображения еще нескольких женских фигур. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо.
И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Критики отмечали, что из-за стремления Энгра показать историю во всех деталях, левая часть работы выглядит несколько перегруженной6. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная — отцу с мечами. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
Формально полотно полностью отвечало канонам классицизма— композиция выстроена фронтально, заметны явный примат рисунка и строгая выписанность деталей, но фактически было образцом произвольного композиционного решения. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором105.
Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Энгр выработал в рисунках особую технику.
Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В живых осталось 15 человек из 140, плывших на «Медузе». Центральную ось композиции картины образует голая спина купальщицы. Но нельзя не оценить очарование этого стройного тела, мелодичность его линий изящество и элегантность форм. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Энгр явно выделялся среди многочисленных студентов Давида, который оценил его мастерство и дарование. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Турецкие мотивы пользовались огромной популярностью во французской живописи XVIIIвека.
Энгр тем самым соединил выразительность с предельной произвольностью трактовок человеческих фигур44. Бездетная пара часто посещала музыкальные и театральные представления, по воскресеньям они сами устраивали приёмы и музыкальные вечера, на которых Энгр мог демонстрировать своё искусство85. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Сумма гонорара составила 3000 франков.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Энгр стал одним из любимых учеников Давида и прославленный мэтр даже привлекал молодого художника к работе над некоторыми своими произведениями (например, в «Портрете мадам Рекамье» Давида Энгр написал скамеечку возле кушетки).
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали.
1820, окончен в 1856 Лувр). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. На самом деле, всё обстоит наоборот.
В иерархии искусства Энгр занимает высокое место именно как выдающийся портретист. Итальянский период творчества Энгра отмечен созданием таких известных картин, как «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811). Вместе с тем он был далек от одноплановости.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Мадам Муатессье была женой богатого торговца сигарами.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Линия художника определённа и неразрывна, что не мешает Энгру играть с формами и объёмом. Спина «Большой одалиски» -гимн изгибу позвоночника, образует центральную ось композиции. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Композиция картины полна символических деталей— расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним: Мадонне— чаша с просфорой, а свечи в подсвечниках— св. Именно отец преподал в детстве Энгру Младшему первые уроки рисования (один из дошедших до нас рисунков будущего живописца датирован 1789г). Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Прекрасная картина Делакруа «Алжирские женщины» (1834) передала впечатления восхищённого художника. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини.
Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Н. Вольф отмечал, что монументальность образа героини подчёркивается тёмным фоном, однако обычное для Энгра изящество линий теряется из-за эпического размаха121. Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Энгр рано получил признание в качестве талантливого портретиста.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. В результате Энгр организовал композицию по барельефному принципу, акцентировав внимание зрителей на персонажах первого плана.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Экзотический мир гарема был закрыт для любопытных глаз. «Купальщица Вальпинсона» (это название граничит с именем коллекционера, купившего эту картину, её другое название- «Большая купальщица») -первая из знаменитых ню Энгра. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Но сам художник считал портретную живопись досадной «помехой», которая отвлекала его от «настоящих» картин. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Официальные круги приняли картину с восторгом. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция.
Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Граф Гурьев оказался героем единственного заказного портрета из шести, выполненных Энгром во Флоренции. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48.
В этих произведениях как бы воплощен один из афоризмов Энгра: «стиль -- это природа». Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В декабре они обвенчались. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. При создании последних портретов Энгр часто прибегал к помощи учеников своей мастерской.
Не светотенью, а тончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздушной среде лепит он объем тела одной из «ню», получившей в искусстве название «Купальщица Вальпинсон» -- по имени первого владельца картины. Энгру требовалась прихотливая и в то же время непринуждённая поза, он долго искал общий абрис фигуры, рассчитывал положение рук. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Картина эта была написана во время обучения художника в Риме и в мировом искусстве работа отмечена двумя названиями – «Большая купальщица» и «Купальщица Вальпинсона».
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Оказавшись перед задачей изображения абстрактного понятия «свобода», художник использовал аллегорию.
Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. На картине скрупулёзно воспроизведена полихромия античного интерьера, дизайн которого разработал его студент Виктор Бальтар, а в цвете написали братья Поль и Ремон Бальзы, которые ранее копировали фрески Рафаэля102. Купальщица совершенно спокойна и раскована в привычной для себя обстановке и зритель может без стыда наслаждаться прекрасной героиней, открытой и одновременно целомудренной. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Летом 1797г Энгр уехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида (1748-1825), лидера художественного направления «неоклассицизм». К своим шестерым детям мастер относился прохладно, но, к счастью, оказался хорошим педагогом. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Столь же спокойно и выражение его лица. На всех картинах изображены обнаженные юные женщины.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Свободные одежды, развевающиеся на ветру и сообщающие ее образу и картине характерную для романтизма динамику, дополняются колпаком якобинцев (членов политического революционного движения), ружьем, штыком и знаменем. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В страстном стремлении создать идеальный женский образ Энгр использует приём соединения предельной точности с умышленным искажением форм тела.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Линия художника определённа и неразрывна, что не мешает Энгру играть с формами и объёмом. В «Большой купальщице» обнаженная фигура, показанная со спины, в легком развороте, заполняет правую часть полпозиции, слева фигура уравновешивает драпировка. В 1813 году Энгр женился. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Творчество Энгра делится на ряд этапов. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.