Купить картину или постер "Купальщица", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. И, разумеется, после революции предлагали уехать. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Оригинальная картина 1915 года в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, как и вариант 1921 года.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Только щеки да нос краснеют». Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Я. Билибин, 1901). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Художник не был бытописателем, как передвижники.
Он изображает яркий быт русской провинции, праздничную красоту, стихию русской жизни. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Зашел с мороза прямо в шубе.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Прославившись как портретист, Кустодиев вдруг меняет тематику своих картин. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.
Шимановского. Вот кого рисовать-то. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Отсюда и возникло определение «кустодиевская провинция». Чертовски трудно.
Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. А шуба.
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор». Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Будто впервые.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств47, является гордостью коллекции отдела русского искусства48, куда был передан в качестве дара от Г. П. Маликова в 1959 году23. Это большое полотно было исполнено в 1922 г. по заказу художника и коллекционера А. Б.
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Кустодиев учился в Академии художеств у великого И. Е. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Она просто с ума свела одного митрополита, который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою Красавицу ибо смутил он навек покой мой. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
У Бориса Михайловича Кустодиева была тяжёлая неизлечимая болезнь позвоночника. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Картина отличается от карандашного наброска разницей в чертах лица, а также ироничностью и утрированием женского образа, теперь уже не имевшим ничего общего с реальной Шевченко10. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Какова шуба на нем. Искусство требует всей жизни. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. И. Шаляпин».
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152.