Презентация для школьников на тему Культура этрусков по истории.
с подражания греческим оригиналам. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. Яркие краски должны были радовать покойника. 251). н. э. придавалось географическим знаниям — появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н. э. ), Птолемея (после 83-после 161).
На фронтоне нередко помещались статуи. В Вольтерре священник Гварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. Более тщательный анализ выявляет не только восточное, но и критское влияние. до н. э. Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н. э. — 14 н. э. ). После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением).
до н. э. ) и спад экономической и культурной активности этрусков с характерной тогда ориентацией на аттическое искусство (475 – 400 гг. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу. Предполагалось, что тем самым скульптуре будет придан ее первоначальный вид. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было.
Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. северо-запад Апеннинского полуострова – область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи.
Росписи этрусских гробниц 6 – 5 вв. Период 5-4 вв.
Эти произведения часто называют вершиной портретного искусства этрусков. Внутреннее помещение – целла – обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам).
Одно из величайших достижений римской культуры — литература эпохи ранней империи. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Основными материалами этрусских скульпторов и керамистов была бронза и терракота. ситуация стала критической.
Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Как правило, они выбирали материал помягче, легче поддававшийся обработке. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.
Широко использовался ордер. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) – таковы социальные признаки Этрусского государства. Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129—199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга.
Этрусский царь богов, громовержец Тина, которого римляне называли Юпитером, соответствовал Зевсу этрусская богиня Купра (Юнона), богиня цитадели города Вейев, покровительница городов и женщин, соответствовала Гере и служение ей сопровождалось такими же великолепными играми и процессиями. С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до н. э. Самое имя «тиррены», в старинной форме «тирсены», древние писатели производят от того, что этруски строили на берегу моря высокие башни («тирсы») для отражения неприятельских высадок.
Изделия из бронзы (пряжки, конская сбруя, домашняя утварь), золотые ювелирные украшения, выполненные в технике зернения, славились далеко за пределами Этрурии. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке – грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Чтобы понять текст, важно было знать место находки. Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII – I вв. Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы.
Единственный же подлинный документ, как это ни парадоксально, оказался на этрусском языке. Заимствованное от этрусков верование в оракулы, в предзнаменования, которыми боги дают, советы и предостережения, было в италийской народной религии и потом в официальной религии Рима так сильно, как ни в какой другой и служение божествам судьбы, Фортуне и Року (Fatum) не было нигде так распространено, как в Италии. Религия. Перед прямоугольной постройкой тянется портик с простыми колоннами. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма.
до н. э. ) на территории Апеннинского полуострова, оставило значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на древнеримскую художественную деятельность. В этой области этруски достигли невиданного прежде мастерства. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания в нем мучили умерших свирепые существа имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.
Центр города, которой был религиозно-административным его центром и назывался регий. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры.
У него характерные атрибуты морского божества – трезубец, якорь. Культура этрусков скоро пришла в застой, подверглась оцепенелости ремесленной рутины. Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия.
Встречаются этрусские названия и на южном берегу Тибра. Священные книги были трех родов. О существовании у этрусков книги предсказаний говорит несколько интересных фактов. За действиями Ахилла следят Харун с молотком в руках и крылатый демон Ласа. История его подобна детективу.
Они знали целебные свойства источников и многих растений. Может быть, общая история.
Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Однако, думаю, его предположение небесспорно.
Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Ко входу вела широкая лестница. Символом Рима стала выполненная этрусскими мастерами «Капитолийская волчица» (V в. до н. э. ). Этрусские скульпторы всегда стремились выразить сущность того или иного божества.
Во главе городских общин стояли первоначально цари. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Глиняные урны прикрывали крышкой, нередко в форме шлема.
Уже в первые годы республики римский памятник – Капитолийская волчица — исполнялся этрусским мастером. до н. э. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом.
Этруски считались хорошими стоматолагами. Цепочка тянется дальше на Восток. Во II—I в в. до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Возникновение городов было тесно граничит с развитием ремесел и торговли.
Экономика. до н. э. Семь лет длилось расследование. Самым известным комедиографом того периода был Тит Макций Плавт.
Сначала во всех этих государствах были цари, но рано (еще до IV века) царский сан был отменен, вся духовная и светская власть стала принадлежать аристократии. Но они молчали. Широкие складки одежды Аполлона ниспадают почти параллельно. Эта особенность этрусской храмовой архитектуры была воспринята римлянами.
Некоторые детали – шлем, копье и вставки инкрустированных глаз утеряны. Многие из этих гробниц, особенно в Вольках и Тарквиниях, украшены внутри яркими росписями. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари (лукумоны) и местная аристократия.
Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. времена праздников, управляли военными и мирными общественными делами. Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. По сравнению с грубоватыми росписями из «Могилы с быками» в склепах «С леопардами» и «С триклинием» более утонченные и отшлифованные изображения.
Таким образом постепенно создавался ложный свод, естественно менее прочный, чем свод настоящий. Скульптура была создана в то время, когда в Этрурии усиливалось культурное влияние Рима.
Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина) и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). В конце республиканского периода творил оригинальный поэт-лирик Гай Валерий Катулл. дон. э. К 280 г. до н. э.
Это переняли римские строители. Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). Указанные выше процессы оказали глубокое влияние на экономику Рима.
В этом и заключается секрет припаивания золота к меди. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно.
Из-за конкуренции и непримерения членов этрусского союза ослабились городские власти. От ее правильного прочтения зависит понимание ситуации этого времени. Из надписи на постаменте явствует, что это статуя Авла Метеллы.
Круглая форма зеркала вынуждала художников к рациональному ее использованию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до н. э. Как и в склепах, находящихся в других частях Этрурии, стенная живопись в Тарквиниях должна была создавать иллюзию, что место вечного отдыха этрусских вельмож – их дом, полный жизни и что смерть не лишила его обитателей связи с миром. Aen. 250 а). —8 до н. э. ), чье имя стало нарицательным. Больше всех страдали в этом соперничестве этруски.
На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Произведения этрусского искусства есть в ГМИИ имени А. С. примыкают к эллинистическим образцам.
Ранняя греческая архитектура, как и этрусская, не избежала восточного влияния. Фрески с изображением поминального пиршества больше всего поражают тем, что на них радость жизни преобладает над страхом смерти. Широкие складки одежды Аполлона ниспадают почти параллельно. до н. э. в Этрурии был временем экономического застоя. Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116—27 до н. э. ) и Цицерон.
Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Римская триумфальная арка – это не что иное как городская арка этрусков. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств.
Храмы обильно украшались раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Другим известным комедиографом II в. до н. э.
по площади равен небольшому городскому кварталу. Поистине уникальна стенная живопись склепов в окрестностях Тарквиний. Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины.
В этрусском храме молились, вот таким образом три его стены не окружались колоннами, а имели пилястры (выступающие из стен столбы). У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Этруски – древние племена, населявшие в 1-м тыс. Во II-I вв.
С 60-х гг. Особый интерес представляет техника изображения отдельных сцен. В городе Кортоне создали «Этрусскую академию» с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена. Это трагическое свидетельство судьбы этрусков в период укрепляющегося римского могущества.
Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, – в 6 в. до н. э. Творческий дух этрусков проявился в таком прикладном виде искусства, как архитектура. Предполагалось, что тем самым скульптуре будет придан ее первоначальный вид. Деревянные или каменные колонны этрусского (тосканского) ордера не имели канне-люр.
У этрусков существовали большие жреческие коллегии, две основные из которых назывались гаруспиками и авгурами.
Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Чтобы потолок не обрушился, центр свода обычно подпирали толстым столбом.
Это так называемые тумулусы. Вебер). Метрополии грозила продовольственная зависимость от присоединенных земель.
Но они были низшие божества выше их у этрусков были другие божества, таинственные силы судьбы, «покровенные боги», не известные ни по именам, ни по числу, жившие в сокровеннейшей области неба и группировавшиеся около Юпитера, царя богов и правителя вселенной, вопрошавшего их деятельность их проявлялась человеческому духу только при великих катастрофах. Эти изображения были ярко раскрашены. Возникло множество жреческих коллегий. Так же однообразно изгибающимися прядями показана его прическа. Большое значение в I—II вв.
Их государственное устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Подобный принцип был применен и к этрусскому искусству. О развитии строительного искусства этрусской цивилизации свидетельствуют остатки громадных сооружений, каковы, например, колоссальные стены Волатерр и других городов, гробница Порсены в Клузии, развалины громадных храмов, остатки огромных насыпей, дорог, гробниц и других подземных сооружений со сводами, каналов (например, так называемых Филистинских рвов). у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесённые массивными стенами. В отличие от Плавта он писал утонченно и изысканно («Девушка с Андроса», «Евнух» и др. ).
В росписях использовались элемен-ты пейзажа (деревья, цветы). Высокий уровень исполнения отличал этрусское декоративно-прикладное искусство. Строительство таких могил, разумеется, обходилось недешево. Северная граница Этрурии в конце 7 в. до н. э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область) с конца 6 в. до н. э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.
Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Такое мистическое отношение к порогу прослеживается также в Риме. Святые места строились на возвышениях.
Керамика, производимая в мастерских Этрурии, находила спрос вплоть до эпохи империи. Вот таким образом, в отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим. Этруски любили изнеженную музыку искусные танцы, веселое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. От этого керамика приобретала вид металлических изделий (стиль буккеро).
Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Согласно сочинениям Плутарха, небо этруски называли также Мундус. Вопрос этот до сих пор занимает ученых, но решения его не всегда одинаковы, хотя и сходны. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности.
Делали из непрочных материалов все, кроме гробниц, храмов, стен городов и дорого. Камень Мундус закрывал четырехугольную яму-пещеру, носившую такое же название – Мундус. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина) и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик).
В эпоху ранней Республики (конец VI — начало III вв. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов») средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Здесь они стали воинами и торговцами. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван.
Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Эсхил говорит в своих элегиях, что народ этрусков – это народ, знающий лекарства. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н. э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля.
Статуя, по-видимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. де н. э. ). Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице Леопардов) средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Противники на стене «Склепа авгуров» в следующую секунду бросятся друг на друга Реализм изображения порождает даже звуковую иллюзию: нам кажется, что с фрески «Склепа охоты и рыбной ловли» доносится шум птичьих крыльев или звук музыкального инструмента, сопровождающего хоровод. Священнослужители пользовались значительной властью и влиянием на дела государства. По ним видно, что художнику еще было трудно изобразить движение и равномерно распределить детали картины по всей площади, соблюдая между ними пропорцию.
Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. В самом высоком месте города возводился акрополь с храмами и алтарями. Эти города этрусков были: на северо-западе Кортона, Арреций, Клузий и Перузия (у Тразименского озера) на юго-востоке Волатерры, Ветулоний (имевший своею гаванью Теламон), Рузеллы и Вольсинии на юге Тарквинии, Цере (Агилла), Вейи, Фалерии (у горы Соракте, одиноко подымающейся на равнине). Богатое собрание их представлено за океаном – в нью-йоркском Метрополитен-музее. Ранняя греческая архитектура, как и этрусская, не избежала восточного влияния.
Крышка изображалась в виде ложа для симпосия (ритуализированное пиршество в Древней Греции), на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Оба эти памятника раскопал в 1916 году итальянский археолог Джилиоли. Еще в VIв. Легенда гласит, что эта волчица своим молоком вскормила двух детей: основателя Рима – Ромула и его брата двойняшку Рема. В этих же домах находились лавки и мастерские.
Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой крови.
По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их поднимали на высокий каменный подиум. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Даже для обороны страны они, вероятно, редко соединялись. Боковые кольца крепились на здоровые зубы, а внутренние содержали протезы.
Религия по-прежнему оказывала значительное влияние на политическую жизнь. Земля была для них самой большой ценностью.
Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым-царем. В целом эта скульптура создает впечатление сказочного существа.
Однако в настоящее время волчица демонстрируется в том виде, в каком была найдена. Керамика, производимая в мастерских Этрурии, находила спрос вплоть до эпохи империи.
На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия. Для IV века до н. э. и части III века до н. э. он выбирает термин «средние годы», указывая, что это время, когда римляне завоевывали этрусские города (в 396 г. Рим захватил Вейи), было весьма трагическим для этрусков. Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.
Это был последний период расцвета. От всей сцены остались лишь обломки, но ученым удалось реконструировать ее. Во II в. до н. э. Поистине Кортонская таблица – подлинное событие в истории этрускологии.
Тема смерти здесь трактуется, как в тарквинийском «Склепе с быками», в связи с троянским мифологическим циклом. Конкретность художественного мышления этрусков их любовь к точности и деталям оказались созвучными римской манере восприятия действительности, преимущественно в жанре портрета. распространилось почти на всю Италию.
В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. Охота, вероятно играла важную роль в жизни этрусской аристократии. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э. гробница Нарисованных львов и др. ), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Наряду с кремацией мертвых хоронили в могилах, напоминающих рвы. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.
Новое конструктивное решение произвело переворот в строительстве. Сосуд схематически воспроизводит человеческое тело. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в. ). в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.
Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиознодраматические игры игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные процессии возвращавшихся с войны победителей (триумфы) и многие другие обычаи. В Этрусии возведена скульптура Капитолийского волка. у этрусков возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Цере, Вольсинии, Клузий и др. ), возглавлявшаяся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом. Усиливавшееся напряжение вылилось, как известно в первую Пуническую войну в 264г. Покорность судьбе – такова идея поздней этрусской фрески в одной из могил в Вульчи, названной по имени ее открывателя «Склепом Франсуа».
Этрусская скульптура оказала не менее сильное влияние, чем архитектура, на римлян. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Камень для строительства крепостных стен специально везли издалека. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое — в будущее), как божество входа и выхода, а затем — всякого начала.
Души предков, по представлению этрусков, совершали свое загробное путешествие через Подземный мир к Небесному миру, вот таким образом камень им посвященный, был своеобразными воротами во все запредельные миры, где души предков могли находиться. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIIIв. Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Лукумоны совершали общественные жертвоприношения и гадания по жертвенным животным (гаруспиции), устанавливали годичный календарь, т. е.
Много тайн хранят их язык, письменность. Римская религия периода республики испытала на себе сильное влияние этрусков и греков. Наиболее крупные среди них – Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Демоническим множеством были маны (римские маны) – добрые и злые демоны. «Без этого порабощения массы народа едва ли можно было бы этрускам возвести свои громадные сооружения», – говорит Нибур.
Рисунок этих фресок еще не отточен, замысел и исполнение довольно примитивны. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Римский историк Марциан Капелла подтверждает это мнение: Этрурия, прославленная открытием лекарств.
Склонность этрусков к конкретному мышлению, к точности и четкости воспроизведения в художественных памятниках черт характера сказались уже в конце VI века до н. э. Эти воспринятые римскими ваятелями качества найдут впоследствии блистательное воплощение в их многочисленных скульптурных портретах. Она говорит, что коринфянин Демарат поселился в Тарквиниях, что с ним приехали художник Клефант и скульпторы Эвхейр («искуснорукий») и Эвграмм («искусный рисовальщик»), что он привез в Тарквинии алфавит. Происхождение этрусских племен до конца не выяснено. Основой хозяйства в Этрурии было земледелие.
В керамике применялись черный и красный лак, белая краска, пурпур. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).
Поверхность глины покрыта слоем сохранившейся красной краски. Кроме этих «покровенных» и низших божеств, которые были самостоятельными личными существами, выделившимися из бесконечной божественной силы, этруски, другие италийские народы и впоследствии римляне, подобно грекам имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Союзного правительства в этрусской федерации не было.
Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Эльбе), кампанийскую и волатеррскую медь, популонийское серебро и доходивший до них с Балтийского моря янтарь. Мы знаем об этом бурном времени из трудов римских историков и по излагаемым ими законам. Вероятно, ложный свод свидетельствует о заимствовании древними греческими и этрусскими зодчими строительных методов Востока. В целом эта скульптура создает впечатление сказочного существа.
Как правило, они выбирали материал помягче, легче поддававшийся обработке. Аполлон (Аплу) был и у этрусков богом света исцелителем болезней, очистителем от грехов. Росписи этрусских гробниц 6-5 вв.
Первые памятники восточные.
Происхождение этрусков остаётся неясным. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) – таковы социальные признаки Этрусского государства. Круглые стены склепа сужались к потолку. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы – курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница «Нарисованных львов и др. ), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Рисунки на этих вазах нередко отличаются по своему типу от греческих.
Презентация знакомит с особенностями художественной культуры этрусков. Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Культура этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII-I вв. Поверхность глины покрыта слоем сохранившейся красной краски.
Смело показано сложное движение Химеры искусно моделированы ее кожа, с обозначением проступающих ребер и набухших кровеносных сосудов, мягкие ткани краев разинутой пасти, напряженные складки у глаз. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Это показывает связь этрусков с Грецией. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье.
Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий. Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции – мудрость искусство и др. Основание плана города этрусков – магическая шахматная доска.
Их особенно убедительная достоверность сильно оттеняет нереальность монстра. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.
Вскоре они превратились в города-государства (напоминающие греческие полисы). Состоит из сорока строк: восемь – в верхней части одной из сторон таблицы (текст А), тридцать две строки полностью занимают верхнюю часть другой стороны (текст В). В России этрусками занимался в первой половине XIX века ученый А. Д. V 46). Литература.
Гордое молчание персонажей надгробных фресок лишь усиливает впечатление монументальности. Смысл этого изображения до сих пор неясен. Одеяние гаруспика можно реконструировать по бронзовой статуэтке из музея виллы Джулия. Однако известно, что уже в VIII – VI вв. Этот способ погребения мертвых был известен на севере Италии еще в доэтрусскую эпоху. Через секунду Ахилл выскочит – и Троил падет на землю мертвым. Вся Этрурия с ее городами рассматривалась как некое магическое отражение Небесного мира. Отличительной чертой здешних храмов было использование тосканского ордера.
От греков этруски переняли планирование городских кварталов в шахматном порядке. Необычайно оживленной была заморская торговля этрусков с Малой Азией, Грецией (особенно с Коринфом, позднее с Афинами), Карфагеном, Сицилией, Корсикой и греческими городами в Южной Италии. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники. Часто то, что относят римлянам, является остатками этрусков.
12 городов этрусков, управляемых жреческой кастой (лукумоны), были обнесены мощными стенами из огромных каменных блоков. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Не удивительно, что мифология оказала влияние на художественное творчество. Ведущую и объединяющую роль в римском искусстве этого периода играла архитектура.
Строительство таких могил, разумеется, обходилось недешево. Причиною этого могло быть то, что влияние греков на этрусский берег после уменьшилось. Однако уже в 313 г. император Константин (272— 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности.
Цепочка тянется дальше на Восток. Временная военная диктатура (например, Суллы (138—78 до н. э. ) или Цезаря (100—44 до н. э. ) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом — наследственной диктатурой под республиканской оболочкой. Чертков.
Правила гадания, позднее усвоенные в Риме, назывались там этрусская наука. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры, – напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое – образ хищного зверя. Рисунки не были видны проходящим по улице. Особенно известны тумулы, расположенные вблизи от Цере. судьбах умерших – Libri acheruntici.
Новый подъем этрусское искусство переживает в 3-2 вв. Этруски, бывшие до римлян могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом стране долин и склонов Апеннин, по приморью этой области и от устья Пада до северного берега Тибра. За действиями Ахилла следят Харун с молотком в руках и крылатый демон Ласа.
Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Но описанные выше процессы не способствовали развитию конкуренции и рынка товаров.
Известно, что в Италию этрусская цивилизация попала морским путём из Малой Азии. Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э. Саркофаг (около 150-130)Гробница имела форму дома и была подобием дома.
Круглые стены склепа сужались к потолку. Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (divinatio, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции) искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, было разработано этрусками и приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций при неблагоприятных знамениях были совершаемы обряды примирения с богами необыкновенные явления природы (prodigia), счастливые или несчастливые предзнаменования (omina) имели влияние на всякие решения. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью.
Общее собрание их, вероятно, решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным и тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать полицейских служителей (ликторов) имевших пуки палок с вложенной в них секирой (фаски, fasces). границы между словами часто не отмечались.
Скульптура этрусков существовала в виде произведений ремёсел, для украшения обстановки дома и как погребальная в виде канопов (погребальных урн) и саркофагов. Терракотовые и бронзовые изделия украшались орнаментами. Достижением этрусских мастеров VII века до н. э. считается погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы (канопа). Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Крыша очень уступчатая, фрезу составляет живописные ряды деревянного кирпича. Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. Искусство грануляции, достигшее высокого уровня в древнем мире, около 1000 года н. э. было забыто.
На более ранних памятниках Хару – зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии – проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Практическим целям было подчинено и римское образование. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. краснофигурным.
Снижение роли женщины в Этрурии в ее позднюю эпоху видно и из того, что после IV в. до н. э. Но в этрусском портрете нет признаков психологических поисков. Римляне строили хорошие дороги, начали применять бетон (уже во II в. до н. э. ) и железобетонные конструкции при строительстве культовых и общественных сооружений. Могилы этрусков имели различное строение. Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц.
Мрамор, несомненно известный этрускам, почти не находил у них применения. И, наконец именно Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества. Священные постройки этруски делали из дерева. Под властью городов находились более мелкие поселения. Римляне их завоевали.
Популярна была и их оригинальная керамика. И вот еще почему. Ко II в. до н. э.
Архитектура и искусство. О разноплеменности населения свидетельствует в особенности то, что у этрусков было сословие подвластных людей, какого не было у остальных италийских народов подвластные люди были, без сомнения, потомки прежнего населения страны, покоренного пришельцами. На ряд каменных плит, пригнанных друг к другу и уложенных по окружности, клали следующий ряд, несколько меньшего диаметра, так, чтобы он выступал с внутренней стороны.
сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. Они были частью оформления храма Аполлона, являясь персонажами сцен борьбы Аполлона с Геркулесом за лань. этруски имели письменность. Сочный, яркий язык его произведений («Амфитрион», «Ослы», «Хвастун» и др. ) пестрит площадной бранью и грубоватым римским юмором.
Статую Аполлона, к счастью, время почти не тронуло. Этрусские колонии сохраняли законы, обычаи, федеративное устройство своей родины. К самым ранним склепам, украшенным фресками, относится «Могила с быками» (вторая половина VI века до н. э. ), названная так потому, что на ее стенах дважды изображены быки. дон. э. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до б тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты.
Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах – желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Доклады по религиозным вопросам зачитывались в сенате первыми. Строились храмы, появилось антропоморфное представление о богах. Поначалу пользовались в торговле греческими деньгами, а около 500 г. до н. э. начали, наконец, чеканить собственную монету с головой льва.
Вымысел должен был заменять утраченную действительность. Росписи позднего классического периода (IV век до н. э. ) отличаются сменой сюжетов и техники. Они стали стремиться вытеснить греков из северо-западной части Средиземного моря. Рисунки на этих вазах нередко отличаются по своему типу от греческих. Этот ученый, которого иногда называют основоположником современной истории искусства, наиболее систематически изложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой «Истории искусства древности».
Истолкованием воли богов могли заниматься у этрусков и женщины. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи (илл. Основу достижений римской архитектуры следует искать в художественном наследии греков (прежде всего, эллинистического периода) и этрусков.
Римская культура является составной частью античной. этруски были подчинены Риму, передав ему наследие своей великолепной культуры.
Уже в 7 в. до н. э. Привлекали внимание ученых этрусские росписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной.
Однако римские архитекторы отводили ордеру скорее декоративную роль. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. Здешние находки относятся к разным периодам. Даже в VII в. н. э. Относится он к самому концу III или к началу II века до новой эры.
Все эти предметы обладали высокими художественными достоинствами. до н. э. ). Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. Они любили серый туф, темный травертин, породы вулканического происхождения с грубой поверхностью, усиливавшей условность памятников.
Покорность судьбе – такова идея поздней этрусской фрески в одной из могил в Вульчи, названной по имени ее открывателя «Склепом Франсуа». Но уже в III в дон. э. Кровли зданий украшались акротериями (Акротерий (от греческого-вершина, фронтон) – скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах. ), с рельефными изображениями отдельных фигур или групп и антефиксами (Антефиксы – украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п. ) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ. ), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Интересны памятники Британского музея Лондона и парижского Лувра. Мощные безбашенные стены (15 м высотой и 5 шириной) без других построек были из камня. Этрусские жрецы достаточно успешно занимались медициной. Этрусская скульптура оказала не менее сильное влияние, чем архитектура, на римлян.
В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках, такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера с гравированными изображениями. Но с использованием этих данных встает вопрос об их достоверности., живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII – I вв. Образ спокойного, опирающегося на копье этруска полон достоинства и уверенности. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников.
до н. э. (этрусско-римский период) продолжало существовать местное искусство. Края зеркал украшались стилизованным орнаментом из переплетения цветов, веток и т. д. Произведения этрусской живописи 3-2 вв. Этрурия была покорена римлянами, воспринявшими многие черты этрусской культуры.
«Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24—79). Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом и напоила их своим молоком. Они гадали и по печени жертвенных животных. Этрусское искусство тогда не только не погибло, но обогатилось новыми образами и формами, хотя и потеряло свою былую интенсивность. Могилу вытесывали в скале или сооружали из каменных плит. Их влияние в 6 в. до н. э.
Считалось, что с помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование. Почти во все время развития этрусской культуры чувствуется влияние греческого искусства (внешние формы). — Нумитор. Он участник сцены изображающей наказание Уни по приказу Тина. Капитолийская волчица, тосканский ордер, подиум, антефиксы, фурии, химеры, скульптурные гробницы – это всё знаки и символы загадочной культуры этрусков. В V в. до н. э. усиливается влияние греческой классики: цвета становятся менее разнообразными, движения фигур – более свободными.
Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом, (lituus) небо на части полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Один из них представляет собой 4 золотых кольца, которые стягивали 4 зуба.
Они привлекают внимание прежде всего своим внешним видом. Терракотовые, бронзовые и каменные (известняк, травертин) скульптурные изображения этрусских скульпторов по-ражают своей жизненностью и внутренним динамизмом, каких не знало греческое искусство той поры (фигура воина, Аполлона из Вей скульптора Вулки, торс Геракла изображение супружеской четы на крышке саркофага, бронзовая фигура «Капитолийская волчица» и др. ). Подобной тематике посвящена и живопись «Склепа со львицами», относящегося к концу VI века до н. э. и других знаменитых могил Тарквиний, например, «Склепа с леопардами» (середина V века до н. э. ), «Склепа с триклинием» (вторая половина V века).
Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий. В I—II вв. Значение этого вида искусства у этрусков, если он вообще существовал, было, как и в древневосточных государствах – Ассирии, Финикии, Египте, — невелико.
Прямоугольные в плане этрусские жилые дома с четырехскатными крышами, в центре которых находилось сквозное отверстие (ком-плювий), состояли из обширнейшего помещения — атриума и окружавших его многочисленных жилых и хозяйственных комнат. Фульгураторы наблюдали появление молнии (fulgur), посредством которой боги тоже возвещали свою волю если молния была неблагоприятная, то совершались обряды, смягчавшие гнев богов – этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Римская живопись II-I вв.
С середины VI в. утверждается чернофигурный стиль, сменяющийся во второй четверти Vв. Ведь недаром троянский герой Эней бежал из сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало римскому императорскому роду Юлиев. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший изпод земли близ Тарквиний на вспаханном поле преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер.
Появляется перспектива, фигуры продуманы и умело прописаны. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. От 6 – начала 5 в. до н. э. Господствующее, так называемое этрусское племя, без сомнения, пришло с севера из долины По.
Особенно это касается портрета, абсолютно чуждого идеализации. К демонам загробного мира относилась Ванф. Одним из таких произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Даже этот ранний памятник привлекает яркими красками, типичными для всех этрусских фресок. При них город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр1.
Особенно примечательны сцены Троянской войны. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Особый интерес представляет техника изображения отдельных сцен. до н. э. выросла на богатой художественной традиции этрусков. В скульптуре камень использовался реже, чем у греков.
Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н. э. VI, 72). Круглая форма зеркала вынуждала художников к рациональному ее использованию.
Эта тема изучается на уроках МХК в 10 классе. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. Ремесло развивалось в меньшей степени, торговля ориентировалась на сбыт товаров для знати, которая между тем считала ее делом грязным и низменным (ведь богатство часто доставалось с помощью беззастенчивого ограбления).
Оба эти памятника раскопал в 1916 году итальянский археолог Джилиоли. Из древних богатств этруски ввели металы, как и бронзо-литейную технику. Заметно повторение этрусских форм в римских гробницах. Живопись на стене располагалась поясами.
Тайну удалось открыть лишь намного позже – в 1933 году. Основным занятием римлян оставалось земледелие. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. О происхождении этрусков нет единого мнения.
Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Как и в Греции, жрецы в Риме — не особая каста, а выборные должностные лица. Обычно они были терракотовыми. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Так же однообразно изгибающимися прядями показана его прическа.
Что это. издавались указы о том, чтобы гаруспики не занимались пророчеством. III – I века до н. э. характеризуются как эллинистические. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства – Гадес и Персефона – и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона.
Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Эти известия древних подтверждаются и новейшими исследованиями. Однако в настоящее время волчица демонстрируется в том виде, в каком была найдена. Нередки и прямо греческие мотивы.
Из камня делались фундаменты, городские стены, обкладки колодцев и т. п. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами, позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц.
Менерфа (Минерва) была, подобно Афине Палладе, божественною силою разума, покровительницею ремесел, женского искусства прясть шерсть и ткать изобретательницею флейты игрою на которой сопровождалось богослужение и военной трубы богиня небесных высот, бросающая с них молнию, она была и богинею военного искусства. Им приходилось изображать фигуры склоненными или сидящими, помещая стоящих в середину зеркала или же уменьшать фигуры по бокам. Их было видно только сверху, с небес. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота), прибыли предки этрусков – тиррены и пеласги. Подобно циклопическим стенам в Пелопоннесе, сооружения цивилизации этрусков построены из больших глыб камня иногда отесанных иногда неотесанных и лежащих друг на друге без цемента. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска.
Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология. Важнейший элемент архитектуры – арочный свод. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи – город, некогда столь же могущественный, как и Рим в 358 г. под римское господство подпал город Цере в 308 г. - Тарквинии).
Этрусский народ образовался из смешения разных племен: пришельцы покорили прежнее население и поставили его в положение подвластного им сословия это мы достоверно видим по многим фактам, сохранившимся и в исторические времена. Это мы тоже увидели в Риме. Фрески «Грота Кампана», бесспорно, свидетельствуют о зарождении этрусской стенной живописи.
Среди посуды, золота, бронзовых рельефов, кожи найдены также греческие вазы. Капители этрусских колонн (эолийские) положили начало римскому тосканскому ордеру. Этрусские погребальные фрески и картины на терракоте дают возможность изучить развитие живописи в Италии на протяжении пяти-шести веков. Римляне переняли от этрусков множество видов гаданий.
до н. э. Уже в 7 в. до н. э. Саркофаги – наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры. Сведения о них опубликовал Э. Герхардт.
Их искусство не имело греческого идеализма и было чуждо развития, в их образе жизни не было воздержности и простоты. В других, связанных с учением нимфы Вегойи, приводилось описание гадания по молниям – Теория молний – Libri fulgurales, там же содержались рациональные сведения о небе и небесных телах. Известно большое число надписей (около 10 тыс. ), преимущественно очень кратких. Многие его сочинения легли в основу комедий европейских писателей.
Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов (этрусское Двенадцатиградье). Скорее всего, этрусский обычай выноса мертвого тела через специальное отверстие (а славянский – через разобранную часть дома) связан с сакрализацией порога дома. Тема смерти здесь трактуется, как в тарквинийском «Склепе с быками», в связи с троянским мифологическим циклом. Их внутреннее убранство свидетельствует о том, что возводились они лишь для погребения знатных людей. На черепичных крышах этих домов найдены изображения (белым на красном фоне) – коней (стихия воды), змей (стихия земли), аистов (стихия воздуха).
Всей картине недостает жизнерадостности, которая раньше роднила мертвых с живыми. На лицах появляется чувство меланхолии. Во всей Этрурии славились вольсинские мельницы с базальтовыми жерновами. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань.
виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати.
В конце 7 в. до н. э. Стремление заполнить пустое место ведет к перенасыщению росписей второстепенными деталями. И тем не менее созданные этрусками в камне, терракоте, бронзе, золоте, кости, полудрагоценных и драгоценных камнях произведения далеки от камерности и выражали не только личные настроения мастеров и заказчиков, но и чувства всего народа. Изделия этрусских мастеров можно встретить и в различных странах мира. К самым древним этрусским гробницам, украшенным фресками, относится «Грот Кампана», находящийся в окрестностях древних Вей. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы.
Культуры исчезнувшей, мистической. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших. Вынос покойного через порог мог расцениваться как прерывание с ним сакральной связи.
Могучий конь, например, слишком велик по сравнению с фигурами Троила и Ахилла. Греческий вклад имел значение только VII в. до н. э, но они оставили в искусстве некоторые элементы. Знание не оказывало у этрусков благотворного, смягчающего влияния на общественную жизнь. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Фрески создают впечатление скованности.
Вопрос этот до сих пор занимает ученых, но решения его не всегда одинаковы, хотя и сходны. Умерших было принято хоронить в саркофагах и гробницах. Изваяние несколько меньше натуральной величины. Так называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить своды из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном смысле слова. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме) в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. От всей сцены остались лишь обломки, но ученым удалось реконструировать ее.
Особенно известны тумулы, расположенные вблизи от Цере. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры их в судьбу. Фигуры и лица имеют большое портретное сходство. Сюжетом фресок в тарквинийских склепах часто служит культовое чествование мертвого.
В центре этрусского города помещался храм. Что же это за текст. Глубокие рваные раны Химеры объясняют ее ярость. Технология оказалась довольно сложной. Для творчества этрусских зодчих наиболее типичны склепы. Имеется единственное свидетельство о публичном решении городских дел царем Вей.
Этрусское искусство жило в VII-I в. до н. э. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Однако и в годы потрясений этруски продолжали активную деятельность, с ними считались даже особенно агрессивные в ту эпоху римляне. в сочинении о растениях пишет:. Отметим различный подход к чуду у римлян и этрусков.
Римские аристократы скупали земли мелких крестьян, приобретали рабов и организовывали крупные рабовладельческие хозяйства – латифундии. Теофраст, греческий ученый, живший в IV-III вв. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются.
Этрусские мастера стремились эмоционально воздействовать на зрителя, чему в немалой степени способствовала яркая кон-трастная раскраска статуй: мужское тело — темно-коричневым цветом, женское — светлым. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа.
Многие из них поражают размерами, например гробницы из обширных некрополей в окрестностях Цере и других городов. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Статую Аполлона, к счастью, время почти не тронуло. Чтобы потолок не обрушился, центр свода обычно подпирали толстым столбом. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции.
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234—149 до н. э. ) «О сельском хозяйстве».
до н. э. ). Для IV века до н. э. и части III века до н. э. он выбирает термин «средние годы», указывая, что это время, когда римляне завоевывали этрусские города (в 396 г. Рим захватил Вейи), было весьма трагическим для этрусков. Расцвет римской литературы начался в III в. до н. э.
И это именно Кортонская таблица. Семь лет назад в старинном итальянском городке Кортоне, основанном еще до этрусков пеласгами, к карабинеру подошел человек, передал ему разделенную на восемь частей медную доску с этрусским текстом (вернее, семь частей этой доски, поскольку восьмая была утрачена) и сообщил, что доска найдена при ремонтных работах в каком-то здании, каком – неизвестно. В связи с этим прорицанием уточним, что столь существенные пророчества рассматривались всей коллегией жрецов.
Саркофаг из Черветри 6 в. до н. э. представляет собой ложе (длиной 1, 73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан).
Стены храмов были украшены терракотовыми рельефами на сюжеты, заимствованные из греческой мифологии или связанные с жертвоприношениями и кровавыми схватками. Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Своеобразие римской архитектуры выразилось также в богато декорированных частных жилищах в несколько этажей. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Их стилизованные контуры нанесены простыми, даже грубоватыми штрихами. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета.
Остатки канализации обнаружены в Волатеррах. Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. этруски строили укрепленные города, знали морское дело (их суда долгое время контролировали море у берегов Сицилии), вели оживленную торговлю.
Фрески гробов напоминают увеличенные рисунки греческих ваз, только они намного реалистичней. Оно навсегда сохранило характер ремесленной работы. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина) и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). К числу богов небесной долины этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. Рабы, главная производительная сила римского общества использовались во многих сферах жизни, обслуживали и развлекали своих господ.
Живопись на стене располагалась поясами. Могилу вытесывали в скале или сооружали из каменных плит. III-I века до н. э. характеризуются как эллинистические. Это был последний период расцвета. Эти двенадцать божеств образовали совет и потому у римлян, заимствовавших такое представление о них от этрусков, назывались consentes «созаседающие» они правили ходом дел во вселенной и каждое из них заведовало человеческими делами в один из двенадцати месяцев года.
Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах. В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой – войны.
н. э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей — самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями и Пантеон (храм во имя всех богов) — самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В древнейших памятниках письмо шло справа налево. Скульптура волка (известно что воздвигнута в античные времена) открытая в средневековье, установлена на Капитолийской площади, а фигуры Ромула и Рема были пределаны позже, во времена ренесанса. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Греческому богу Гефесту – хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Историк Тит Ливии прямо сообщает, что римляне заимствовали это у этрусков.
Вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Наиболее богатые этрусские гробницы представляют собой настоящие картинные галереи. Оно оставалось привилегиею господствующего сословия, обособленного от народа правом первородства в замкнутую касту, было неразрывно граничит с религией и окружено ужасами мрачного суеверия.