Доклад по дисциплине Культура и искусство на тему: Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси XI-начала XIII вв.
Ворота сложены из прекрасно отесанных известняковых квадров. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м). Кладка стен равнослойная— все ряды кирпичей ровно выходят на фасад, а швы приблизительно равны толщине кирпича. Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов.
Раствор кладки — известковый с цемянкой. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Стены построены из известняка интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе.
Стены церкви строго вертикальны, но, благодаря исключительно удачно найденным пропорциям, они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире на Клязьме. Внутри храма нет хор.
Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. Сама кирпичная кладка была со скрытым рядом.
По низу здания проходит цоколь. За период с 60-х гг. на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли.
В Киеве при Святой Софии была крупная библиотека. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. В скульптуре западного фасада обращают внимание сцены подвигов Геракла. Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде. Это поднимало международный авторитет Руси. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия».
Храмы подобного типа строились на Руси только в XI в. Помимо новгородской Софии, это Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды (пониженный выступ здания) – центральная пятигранная и боковые – округлые. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв.
Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. По всей видимости инициаторами строительства храма могли быть или они сами или их отец— Всеволод. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна.
В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей. При строительстве здания не выдерживалась точность линий и форм.
Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
XII в. В 50-х гг. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Внутри имеются мозаики и фрески. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Начиная со второй половины 60-х гг. метра. Барабан главы был двенадцатигранным. Столбы храма у основания круглые, а на большой высоте приобретают крестчатую форму.
Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Софийский собор в Киеве первоначально также был увенчан тринадцатью куполами. Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы.
Зданию свойственна очень четкая разбивка плана. Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. У собора пять глав.
Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально.
С принятием христианства число городов замет- но увеличивается. Достаточно скромно выглядели княжеские хоры-полати, где располагались два придела.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Не зря в годы испытаний народ называл ее «нерушимой стеной».
Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Длина собора около 21, 5 метра, ширина— 13, 5 метра. При рассмотрении памятников зодчества на территории Среднего Приднепровья обращает на себя внимание отсутствие в Киеве и Чернигове монументальных зданий, возведенных в 50-60-х гг.
Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами.
В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. Церковь Спаса была построена князем Ярославом Владимировичем. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы.
В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Это был трехнефный шестистолпный храм. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. Он представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.
Монастыри могли располагаться вне города.
Возможно, что к той же поре относится и терем — небольшая квадратная постройка, остатки которой были вскрыты раскопками близ Спасского собора. Западная пара столбов соединена стенкой, что привело к выделению паперти (нартекса). Собор являлся дворцовым храмом: его клир подчинялся не новгородскому владыке, а князю. представляет собой известное единство.
В 955 г. в храме Святой Софии таинство крещения Ольги совершил сам Константинопольский патриарх, а восприемником (крёстным) стал византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный). В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры.
В них были устроены щели для стрельбы по противнику – «скважни». Ныне у храма 19 глав.
Высота ее равняется 15 метрам. Когда же произошла эта смена строительной традиции.
Это был первый в России труд, специально посвященный публикации памятников древнерусской архитектуры. Стилистически они близки к киевской стенописи начала XII века. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Например икона Богоматери «Владимирская», созданная в начале XII века.
Чаще всего они имели три нефа. В таком случае храм был трехнефным, шестистолпным, с двумя боковыми галереями — с юга и севера. по приказу царя Михаила Фёдоровича.
Неровности стен выравнивали при помощи кирпичных прослоек из плинфы. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. Тип храма с куполом на восьми опорах до этого ни разу не был применен на Руси, хотя в византийской архитектуре он хорошо известен, главным образом в тех случаях, когда хотели завершить храм куполом большого диаметра.
Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. К концу XIX в. дискуссии о самобытности древнерусского зодчества несколько утихли, но непосредственная связь изучения древних памятников с нуждами современного строительства оставалась непоколебленной. Главы церкви сдвинуты на запад, что абсолютно не характерно для православных храмов. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества.
Через 5—7 рядов кладку делали сплошной, после чего снова переходили на технику забутовки. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Для своего времени это было смелое инженерное решение. У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды.
Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Он сложен из плинфы (большемерный кирпич на известковом растворе), как и греческие храмы.
Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. В скандинавских источниках Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Связь новгородского и полоцкого соборов с киевским проявляется не только в сходстве, но и в различиях.
Летопись сообщает под 1089 г. о постройке в Переяславле церкви Михаила, каменного города и ворот с надвратной церковью Федора, церкви Андрея у ворот и каменного здания бани под 1098 г. упоминается о постройке церкви Богородицы на княжеском дворе. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Согласно преданию, крестившись, Владимир исцелился от болезни глаз.
Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники»— глиняные сосуды наподобие кувшинов. Ясно и четко просматривается его общая конструкция.
Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Необычны также массивные нартексы. Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Сохранилась только их незначительная часть.
Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037).
С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585). Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием.
Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический и художественный и строительно-технический аспекты. Каждый такой город был одновременно и княжеской резиденцией со своим княжеским двором. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине.
Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Башню венчает глава. Успенский собор был восстановлен князем Ярославом Всеволодовичем. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Власяница Ивана Грозного (XVI в. )Власяница (также вретище) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Широким был и ассортимент изделий из кости в IX-XIII вв.
Лестницы в пристроенной башне уже не было, ее сменил узкий вход в толще западной стены. По всей видимости, его возводила княжеская артель. Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. вновь возвратились в Киев. Так, в 1809 — 1810 гг. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. Ширина арки точно измеряется 20 греческими футами (около 5 м), что наводит на предположение о том, что памятник возводили строители из Византии.
Кубический объем здания расчленен простыми и массивными лопатками. Стены укреплялись вежами (башнями), часто на каменном фундаменте. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость.
Первоначально они занимали огромную площадь, около 650 кв. В начале 40-х гг. Купола имеют формы шлемов. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен.
В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался. Церковь имела галереи, которые не были восстановлены при реставрации ибо их формы не удалось выяснить.
П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ). Многие домонгольские иконы хранят черты греческих образцов. Время возведения собора неизвестно. Средневековая музыка была построена по принципу монодии (одноголосья), которое расцвечивается только тембральным соотношением голосов хора, поющего в унисон. Для соборного храма было выбрано наиболее выигрышное место в ландшафте города, над которым господствует пятиглавая громада храма. Новгородский князь, ктитор храма Всеволод Мстиславич, был схвачен.
В новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера. Церковь бесстолпная, с запада к ней примыкает отделенная паперть (нартекс). Первоначально церковь была с одной главой, а подпружные арки, на которых держится барабан, были врезаны в толщу стен. В 1069 году он вмешался в киевские династические распри князей и бежал от гнева Изяслава Ярославича в Чернигов.
До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. Над средней частью креста возвышался центральный купол.
Изначальный облик Рождественского собора отличался от его современного вида. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Иногда срубы оставляли пустыми для использования под жильё. Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Храм воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки.
Из таких же двойных рядов поребрика выполнены пояса в основании (пятах) закомар, ниже которых выложена аркатура. Но это не все. К Руси это относится с некоторой поправкой. В основе музея – вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII в. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологи раскопали улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения на площади 1118 м. В экспозиции 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений – одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев.
Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Он мыслился как главный храм всей Руси. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой— штукатуркой.
Бесстолпное решение храмов применялось для наименьших по размеру церквей, а также для приделов, примыкающих к большим храмам. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в. : деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов. Второй по значимости храм в этом списке – это Софийский собор в Киеве. Барановским. По своим внешним формам и пропорциям храм статичен, строг и монументален.
В древнерусских городах насчитывалось от 2-3 до нескольких десятков церквей. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Термин «отворити ворота» означал сдачу города. Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения».
Благодаря его поддержке был поставлен монастырский собор. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней.
И часто им это удавалось. Издревле русичи селились компактно, огораживая свои поселения частоколом, от слов «городить», «огораживать» и произошло слово «город». В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. на это месте построили новую церковь. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г.
Исследования Н. Н. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента.
В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. Автор принадлежал к дружинной среде. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды (изготовленной на токарных станках). Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Переход к высокому и массивному барабану осуществляется при помощи повышенных сводов и двух рядов кокошников.
С востока расположена одна большая апсида. В 1836 г. в московском архитектурном училище был заслушан доклад А. Мартынова Речь об архитектуре в России до XVIII столетия. Через Византию, через православие и славянскую письменность пришло к нам и осознание славянской общности.
При всем том русская архитектура XII-XIII вв. Собор заложен князем Андреем Боголюбским.
Колокольня Ивана Великого. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов.
На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков. Раскопки показали, что сразу же после возведения данной церкви к ней были пристроены галереи. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Самой древней на Руси книгой из сохранившихся, является т. н.
В связи с этим в 30-е гг. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь.
Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными.
На Руси не было мрамора и зодчие привезли с собой многочисленные капители, карнизы и другие мраморные детали. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок.
Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. Это и берестяные грамоты из которых сшивались целые книги и ювелирные украшения и оружие, богослужебные предметы и нательные кресты, амулеты и украшения и другие разнообразные предметы художественного ремесла.
Однако наибольшую декоративность фасадам сообщает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Материал, на который опирались спорившие стороны, — в основном древнерусский орнамент, но в дискуссии затрагивался и ряд вопросов происхождения архитектурных форм. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. В левом приделе сохранилась древняя купель для совершения таинства крещения (по устройству подобная «иордани»).
Храм был возведен повелением сына Владимира Мономаха— Мстислава. Его нартекс отделен стеной от главного помещения. Детинец (центр города) защищался отдельно.
В нем говорилось:. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения». Окончание строительства ворот можно точно датировать 1164 годом. Известны они по результатам раскопок.
Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие.
было обязательное наличие церкви или храма. Теремной дворец (вид с Моховой улицы)В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений. Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки.
Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. 1036). Здесь были созданы собственные строительные артели. На Русь она попала из Византии в начале XII в. (около 1131 г. ) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания).
Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт. Мозаичное убранство, очень дорогостоящее, мог позволить себе только стольный град Киев. Правда, они были малочисленными. Церковь Иоанна Предтечи в своей верхней части вызывает ассоциации с деревянным зодчеством: у нее щипковая (двускатная) форма закомар. Верхняя часть церкви в 1453 году была разобрана, а на старом основании повелением архиепископа Евфимия была возведена новая церковь. Первоначальные формы здания восстановлены П. Д. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур.
На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. В плане Ильинская церковь весьма не велика по своим размерам (4, 8 х 5 м) с одной полукруглой апсидой, узким притвором и неглубоким бабинцем. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире.
Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Он имеет пять куполов, лестничную башню.
Воронина и М. К.
Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы выше сводов. Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Князь Владимир даровал церкви десятину своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. Использовался кирпич плитняковой формы. Массивные барабан и глава придают строению воинский облик. Прежде всего, развивается богослужебная музыка.
В 1189 году храм расписали. «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков. Усвоив на рубеже Х и XI вв. В. Столетов).
Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Унисонным было и знаменное пение Древней Руси. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа. Церковь сложена в технике равнослойной кладки.
Этот рассказ, как полагает летописец и убедил князя избрать православие. О том, что две упомянутые переяславльские постройки возведены строительной организацией, в которой наряду с киевлянами участвовали и старые переяславльские плинфотворители, свидетельствуют особенности формовки кирпичей. В просторных горницах нередко задавались пиры, где текло рекой заморское вино и русский «мёд», угощали блюдами из мяса и дичи. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы.
во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор.
Собор был заложен в 1037г. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. Наиболее важные в конструктивном отношении части храма (своды, подпружные арки, арочные перемычки) выкладывались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом. В XI столетии Михайловский собор представлял большой (25 х 15, 5 м) шестистолпный храм с необычайно вытянутыми прямоугольными пропорциями.
К XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. В 1938 — 1939 гг.
Спецификой задания можно объяснить и расширение западной части киевских храмов, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни. Иоанновский приход составляли богатейшие купцы— именитые люди.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое.
Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг.
С 20 — 30-х гг. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой.
Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий— мастерская по переписке книг.
Всего у собора три главы. В левой закомаре изображен сам князь Всеволод III. Во всяком случае после 70-х гг. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».
Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. При возобновлении храм значительно расширили и сделали пятиглавым. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI – XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками.
Справа от Давида, на южном фасаде изображено «Вознесение Александра Македонского на небо». Это подтверждает, в частности, техника кладки Суздальского собора, небольшой участок руин которого удалось обнаружить раскопками.
Работу мастеров именно из этого города подтверждает особая техника формовки кирпичей. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Он предпринял попытку реформировать языческие верования и создать единый пантеон богов. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.
Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. Плоскость этой арки находится в глубине и хуже освещена, вот таким образом внимание мастеров было больше обращено на силуэты подгрудных изображений в медальонах и на колорит одежды. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни.
В 1189 году он был освящен заново. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе. ) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. Ильинская церковь— единственная сохранившаяся однонефная постройка, относящаяся к черниговской школе зодчества эпохи политической раздробленности.
В 989 г., сразу же после установления на Руси христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. В течение веков церковь претерпела многие изменения. До нас дошли великолепные памятники книжности: Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, украшенные образами евангелистов, «Изборник Святослава» (1073) с портретным изображением княжеской семьи. м из которых сохранилась лишь треть, правда, дошедшая до нас в первозданном виде.
На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы.
На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве.
Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи. Поверх фундамента положен выравнивающий слой кирпичей.
Налевой его закомаре западного фасада изображен царь Давид, за которым следует Соломон. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер.
Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.
Эскизам была присуждена бронзовая медаль. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. Заморских гостей особенно поражало хлебосольство и гостеприимство простых горожан.
Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Здесь, поселившись на Болдинских горах, Антоний «ископал пещерку», что и послужило началом нового монастыря. Исследователи справедливо отмечали, что собор Антониева монастыря как бы предвосхищает некоторые характерные особенности более поздних новгородских памятников.
В кладке оставлены не заложенными отверстия от пальцев строительных лесов. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран.
Стены сложены из серых известняковых плит и плинфы, то есть в смешанной технике кладки. Храм сложен из тщательно обработанных белокаменных квадров.
Завершают центральные прясла тройные окна. Во внутреннем убранстве собора, как уже говорилось, главную роль играли мозаики. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века.
Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение. Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Храм имел с трех сторон притворы. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом.
Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. Но и до неё в русских городах были христианские общины, храмы и монастыри. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех.
Святая София— главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию. На такие иконы равнялись древнерусские мастера. В некоторых городах (Новгород, Киев, Рязань, Смоленск) существовали и дворы обычных горожан. Ладожские храмы 50-60-х гг. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство-это тоже политика.
В. Прахов во Владимире-Волынском).
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Четкость и центричность интерьера сохранялись, однако и в шестистолпных храмах, поскольку их вытянутость ощущалась главным образом снаружи, в то время как интерьер по существу совпадал с интерьером четырехстолпных церквей, а западное членение отделялось от основного пространства широкой аркой и служило отдельным помещением — нартексом, над которым размещались хоры. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. В стенах делались ворота. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая.
Внутри собора, главным образом в алтарной части, сохранились фрагменты фресок 1125 года.
Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.
До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной апсиды и отдельные фрагменты в других местах. Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). В пользу такого предположения говорят также необычная форма галерей и широкое применение мозаики для покрытия пола в храме-усыпальнице.
Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить Софийский собор, который долгое время оставался главным религиозным центром республики. С запада находился широкий нартекс и шла винтовая лестница на хоры. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма.
XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту.
В церкви хранились общеновгородские эталоны мер: «локоть ивановский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для драгоценных металлов, скалвы (весы) вощаные и прочее. При этом заметно повышается научный уровень исследований, что было связано в первую очередь с более активным участием профессионалов-архитекторов. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи— граффити. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом (по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. Посуда производилась различной вместимости и формы.
В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Наиболее распространены были сосна и ель. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием.
На эту же глубину уходят и фасады здания. Но княгиня решила идти в Царьград, чтобы креститься там. Под главным куполом совершались важнейшие государственные церемонии. Однако в некоторых местах использован грубо обработанный пористый туф.
Но благодаря «гибкому», поддающемуся обработке кирпичу пластика княжеской церкви сложна и утонченна. Площадь этого четырёхстолпного храма составляет всего 72 кв. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы. Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве и других делах. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами.
Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, первая из русских правителей стала христианкой, приняла крещение в Царьграде. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Церковь Михаила Архангела необычна по своему общему архитектурному решению, пропорциям, формам, что придает ей исключительное своеобразие.
Сохранилось также имя создателя храма – им был «мастер Пётр». Совпадали даже многочисленные мелкие детали строительной техники, например железные костыли, скреплявшие на перекрестьях деревянные лаги, положенные в основание фундамента. Построен в 1635-1636 гг. Храм построен стараниями Всеволод Мстиславич. Стены новгородской Софии первоначально, по-видимому, не были оштукатурены. Такое отношение к женщине было следствием христианизации древнерусской культуры.
Гродненская церковь— шестистолпная и трехапсидная. Фасады с полукружиями закомар расчленены лопатками. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Неизменной была и система декоративного убранства фасада — двухуступчатые ниши, полосы меандра, выложенного из плинфы и пр. Успенский собор – большой шестистолпный трехапсидный храм.
Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. С тех пор она приобрела тот облик, который мы сейчас знаем и по праву стала называться Иван Великий, на многие века став главной московской вертикалью. На верху стен устраивались широкие площадки, внешнюю сторону которых прикрывали «забрала». Рукописная книга обычно объёмная, состоит из тетрадей, сшитых между собой, в деревянном переплёте, обтянутой кожей с металлическими застежками.
Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе. В 1156-1160 гг. Храм построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось.
Церковь Вознесения в Коломенском. Восточная, алтарная сторона состоит из трех апсид. Камни находились на разном расстоянии друг от друга, более крупные из них использовали в средних частях стен, укладывая их в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми).
Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн).
Возведена в Коломенском в 1528-1532 гг. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.
Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. Средние закомары, в которых размещено по три окна, резко подняты по сравнению с боковыми. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. Над ними пояс из «бегунцов». Археологический музей «Берестье», остатки построекВ уникальном археологическом музее «Берестье» в городе Бресте, открытом в 1982 г., хранится около 43 тыс. Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель.
Это шестистолпный храм с хорами, на которые ведет лестничная башня. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху.
Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. Это яркий образец первоклассного константинопольского письма. Обычно одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. В 1117 году в монастыре был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы.
Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики — цемянки — и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один — промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. Восточная сторона вытянутого куба занята тремя высокими апсидами, доходящими до закомар.
Таким образом, даже указанное существенное различие соборов свидетельствует о единстве приемов, которыми пользовались зодчие. Одна из них расположена на квадратной башне, пристроенной к основной постройке. С северо-западного угла к церкви была пристроена выступающая из общего кубического объема цилиндрическая лестничная башня, ведшая на хоры, позднее стесанные. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси.
Древнерусская культура быстро набирает высоту. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями.
М. Штендер). Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг.
После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. В староладожском храме мы видим полное соответствие между внешним обликом и интерьером здания. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр.
В ремесленных мастерских изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи, оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др. ), предметы быта (ключи и т. п. ), украшения (золотые, серебряные, бронзовые, медные). Собор многократно подвергался повреждениям, его не раз грабили. Внутри же храма может звучать только человеческий голос или хор голосов. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ).
Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Сохранились фрагменты фресок неизвестных мастеров XII века. Но при трехнефной схеме сильно укрупнить здание невозможно ибо это резко увеличило бы диаметр купола и, следовательно, крайне затруднило бы строительство.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало.
Его формы лаконичны и строги. Они также выполнены византийскими мастерами.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Крупные города в Древней Руси имели сложные оборонительные системы. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. Так выбор Русью православия был определён ещё Ольгой.
Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. экспонатов. Она создана двумя мастерами – греком и русским. Собор увенчан пятью главами.
Князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в основанном им городе Переславле-Залесском.
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел иконки. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Они обусловлены несколькими причинами.
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Шестой купол над круглой лестницей вносил в композицию живописную асимметрию.
В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. Церковь Петра и Павла— самый древний храм из сохранившихся в Смоленске. Узкие щелевидные окна барабана ассоциируются с крепостными бойницами. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой.
Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Кладка восточной апсиды древней Софии смешанная: наряду с плитняковым кирпичом (плинфой) использован бутовый камень. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения.
Вече решило Всеволода и его семью выслать из города. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню.
Руины этого памятника сейчас сохраняются в подвале более позднего здания, возведенного на данном месте. Однако переход от памятников типа Успенского собора к новому типу храма произошел все же не постепенно, а скачком — резко изменились как общий облик и архитектурные формы сооружений, так и их строительная техника. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев 1037 г. ). Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания.
Световой барабан со шлемовидным куполом венчает общую массу церкви. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Это четырехстолпные храмы, у которых с востока находилась одна апсида, а с остальных трех сторон — галереи. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. В 987 г. Владимир принял крещение сам, а в 988-м – крестил в Киеве свой народ.
Тогда Владимир обратил свой взор к христианству. Перешли к другой технике формовки кирпичей. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
С трех сторон к древней церкви были пристроены низкие галереи паперти. Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. Однако усиление символизма и космологизма всего замысла привело к снижению рельефа.
В XVIII веке во время перестройки он был сильно искажен. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию.
Отличительная черта этой церкви— прямоугольные боковые апсиды. Михайловский собор стал княжеской усыпальницей семьи Всеволода Ярославовича. Тонко продуманную композицию интерьера Софийского собора уже не раз отмечали исследователи. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Основным материалом для производства на Руси было дерево.
Византия создала очень высокую книжную культуру, к которой приобщилась и Древняя Русь. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. Уже при Ярославе Мудром – она достигает подлинного расцвета. Среди новгородских памятников начала XII в. несколько особняком стоит собор Антониева монастыря. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей.
Но с приходом христианства на Русь характер музыки меняется. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. XII в. После каневской Георгиевской церкви, сооруженной в 1144 г., летопись не отмечает ни одной постройки вплоть до черниговской Михайловской церкви, относящейся к 1174 г. Нет таких памятников и среди тех, которые были обнаружены раскопками, но не зафиксированы летописью. Его особенностью является наличие больших хоров.
При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Но в этом, конечно, был и символический смысл. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. С 70-х гг. Уже во второй половине XI в. там постепенно слагались новые приемы, новые эстетические принципы. Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. Киевские дома украшались коврами и дорогими греческими тканями.
Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей.
Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Успенский собор служил княжеским некрополем. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания.
К тому же типу относится и несколько меньшая по размерам Георгиевская церковь в Каневе, заложенная в 1144 г. Обе эти постройки полностью сохранились, хотя в настоящее время не производят впечатления памятников XII в., так как снаружи сильно переделаны. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 г. существовал каменный терем при княжеском дворце. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен.
Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что создаёт дополнительное ощущение высоты. У храма мощные, далеко выступающие апсиды. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Христианство сильно влияло на нравы и мораль. Храм Ярослава посвящён Святой Софии, как и храм в Царьграде.
Возможно им был Петр Милонег. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов. Первоначально постройка имела позакомарное завершение. 9) Завершенная в 1186 г. Благовещенская церковь — довольно крупный шестистолпный храм с галереями.
На самом почетном месте (на плоскости арки, очерчивающей апсиду) в трех круглых медальонах помещена композиция «Моление». Многие древнерусские храмы украшались росписями. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию.
На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы. Судя по обнаруженному на западной стене основанию крестчатого в плане столба, галереи, во всяком случае на некоторых участках, были открытыми, опиравшимися на отдельные столбы. Золотые аметисты, темно-красные и синие камни, золото оклада Евангелия в руках Христа и четырехцветное окаймление медальонов (белое, красное изумрудно-зеленое и коричнево-красное) подчеркивают богатство и колорит фигур «Моления». Характерной чертой русского города XI-XIII вв.
В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Древесина дуба была дефицитной, её старались использовать для изготовления изделий особой прочности (санные полозья, бочки, лопаты и т. д. ). Фундамент староладожского памятника состоит из валунов и уходит в глубину на 0, 8 метра.
Широко использовались клён и ясень. Однако некоторые изменения в технике все же есть. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В XI – XII вв.
Кстати, первоначально София не была выбелена, как сейчас. Оно было распространено повсеместно, но особенно в городах.
О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года.
Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Вот таким образом стены новгородской и киевской Софии внешне очень сильно различаются, хотя все наиболее ответственные конструкции в Новгороде выполнены, как и в Киеве из кирпича в технике со скрытым рядом. Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны.
В IX — X вв. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Строятся храмы, при них организуются школы, пишутся книги, распространяется грамотность. Невиданное по масштабам строительство осуществлялось в несколько этапов.
Собор настолько близок киевским и черниговским памятникам, что различия здесь имеются лишь во второстепенных деталях. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг.
Это первые каменные покои в царском дворце. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями.
Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. В нижней части стены они более крупные, а в верхней мелкие. Вскоре после постройки Николо-Дворищенский собор был расписан фресками. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде.
Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Им же была восстановлена иконаБогоматери Владимирской. Скорее наоборот.
Уцелел и постамент под барабаном и значительная часть самого барабана. Построен храм по повелению новгородского князя Владимира Ярославича. Однако актуальность и остроту эти вопросы приобрели еще и потому, что оказались тесно связанными с перипетиями идеологической борьбы славянофилов и западников. На них, очевидно, попадали по деревянному переходу из княжеского дворца.
Лопатки превращены в полуколонны (пилястры), которые завершаются двумя рядами поребрика и нависающими карнизами. София стала местом захоронения киевских князей. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомОбычно крепости строились на естественном возвышении, вот таким образом во многих славянских землях городские укрепления и крепости назывались «вышгородами». XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
В стену вставлены шлифованные камни различных оттенков. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.
У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. К сожалению, если даже план храма поддается лишь частичной реконструкции, то еще хуже обстоит дело с его объемной композицией.
Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м).
Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Он имеет тринадцать куполов с окнами.
Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания – «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV – XV веков. В плане собор представляет собой большой (18, 25 х 27 м. ) трехнефный храм с восьмью столбами и тремя апсидами.
Стремление к простому и компактному объему привело к отказу от лестничных башен и замене их узкими лестницами в толще стены. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Толщина стен не менее 1, 2 метра.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Четыре из них круглые, что абсолютно не типично для новгородского строительства. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. А вот иконописное искусство ярко расцвело на Руси повсюду и достигло высокого уровня. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм.
Здесь захоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод III Большое Гнездо, отец Александра Невского Ярослав и другие. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок, уголь и битый кирпич. В центральных закомарах дана фигура царственного певца играющего на псалтири.
Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Ширина храма больше, чем его высота. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных.
Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Об этом свидетельствует найденный при раскопках обломок сложнопрофилированного кирпичного столба имеющего точно такую же форму, как столбы аркад княжеских хор в Софийском соборе. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство.
В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно.
Никольский храм представляет собой большую парадную постройку (23, 65х 15, 35м) с пятью главами и высокими апсидами, что является следом явного подражания Софии в городском кремле. По преданию, храм поставлен в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы «Богоматери Знамение».
Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг.
Он не сохранился и даже план его не может быть установлен, так как на этом месте позднее возвели новое здание. Скорее всего, ее выстроили на свои деньги торговые люди. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера.
Храм во Владимире построен по образу и подобию соборов в Киеве. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика.
Эта традиция живет и до настоящей поры. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). Нередко крупные монументальные иконы заменяли в храмах росписи и дорогостоящую мозаику.
Смоленские мастера строили из кирпичей. Тоном в 1844 г. Архангельский собор. Столбы здесь не крестчатые: восточная их пара имеет Т-образную форму, а средняя — шестигранную.
И наряду с зодчеством в каждом княжестве процветала своя школа иконописи. Один из таких племенных союзов и получил название «Русь». При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. На многих памятниках проведены серьезные реставрационные работы, в том числе такие сложные и капитальные, как реставрация Дмитриевского собора во Владимире (А. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева.
Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. Кирпич применен в незначительном количестве, вот таким образом не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Князь Всеволод был вынужден передать церковь св. Собор несет три асимметрично расположенные главы. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п.
Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол, да и то он звучит снаружи. От росписи сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене.
Иоанна Крестителя на Опоках купцам-вощаникам. Церковь- образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. тонко размолотым боем кирпича), что придавало стенам особую нарядность и живописность.
Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. Золото в основном поступало в виде монет. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. На древнем храме лежит отсвет исторической борьбы новгородцев с княжеской властью.
Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами.
Формы храма просты и незамысловаты, однако смотрится он очень эффектно. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. При этом бедным и неимущим доставалось немало от богатых столов: таков был обычай на Руси. Вероятно, в 70-х гг.
Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Это шестистолпная, трехапсидная церковь с одной главой. И хотя в то время христианская Церковь была ещё единой (официально Западная и Восточная Церкви разделились в 1054 г. ), всё же греческий Восток и латинский Запад уже сильно разошлись, прежде всего, культурно. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). Затем у западного фасада построили две башни для входа на хоры.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. В действительности это не так. Удлиненная форма плана здания, позакомарное завершение фасадов и простая профилировка лопаток не поддерживают динамической композиции храма.
Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. Кирпич из которого она вся была выложена, чередовался с розовой цемлянкой (т. е. Устройство трёх граненых снаружи апсид, столь типичных для деревянных храмов, является одной из особенностей полоцкого собора. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый.
каменные храмы возводятся в Полоцке, Чернигове, Смоленске, Пскове, Ярославле, Владимире. Уже при Владимире Святославиче на Руси начинается строительство церквей и монастырей. уже серьезно занимались изучением отдельных объектов в Киеве, Чернигове, Полоцке, Смоленске (И.
Чрезмерно толстые стены были кривы, а плоскости неровны. Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера. Имена святых совпадают с именами гродненских удельных князей Бориса и Глеба. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет мудрого и сильного властителя.
XII в. уже восторжествовала статичная композиция. после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. Декор на фасадах храма был крайне скуп и ограничивался зубчатым карнизом по контуру закомар (карниз не был восстановлен при реставрации) и плоской аркатурой по верху барабана. Небольшие по объему апсиды незначительно ниже закомар.
К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка.
Сложен он традиционной для новгородского зодчества каменно-кирпичной кладкой. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал.
Предполагают, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. История зодчества Древней Руси — молодая наука. По фасадам храм расчленен плоскими лопатками. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров.
Киевская София имеет 13 глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи их было семь. Первоначально церковь завершалась, видимо, одной главой. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А.
Раскопки показали что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки на остальных участках местами уцелели фундаменты, а большей частью даже фундаменты оказались выбранными на камень и контуры здания удалось проследить только по фундаментным рвам. Различия эти объясняются прежде всего тем, что киевский собор должен был стать главным храмом сложившегося на Руси мощного раннефеодального государства и естественно, что ему хотели придать грандиозность.
Собор был возведен византийскими зодчими. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Построен при князе Всеславе Брячиславиче на территории Верхнего замка.
Он необычно широко расставляет столбы, прижимая их к стенам, что позволяет максимально расширить центральное помещение храма и по-новому, в виде полузакомар, сконструировать угловые части фасада, которые он делает в четверть окружности. Н. Рерих «Город строят» (1902)Из самшита, доставленного с Кавказа, делались двусторонние гребни. Широкий спрос имели изделия из цветных металлов (женские украшения, предметы культа и церковной утвари, декоративная и столовая посуда, конская сбруя, украшения для оружия и т. д. ).
Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. У храма три апсиды из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие.