В конце своего семидневного созерцания он осознал сущность нирваны и, наконец, достиг состояния Будды («Просветленного, Пробужденного»). Внутренние помещения дворца были украшены гранитными колоннами, скульптурой и резьбой. 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй грязным речам, не принимай вреда внутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от чрезмерного чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от чрезмерной роскоши. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов).
Удлиненная часть чайтьи выражает собой направленность к ступа и вместе с тем обратную направленность ко входной двери и через нее в пространство природы. В I в. до н. э. Еще одно из священных сооружений буддизма – Пагода. Из истории известно, что в XI—XIII вв. Традиционно христианские храмы в плане имеют крест – символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) – символ вечности, квадрат (четверик) – символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) – символ путеводной вифлеемской звезды.
Чайтьи целиком высечены из скал. С древних времен люди отмечают места захоронений и приходят туда в знак уважения к предкам. Наиболее выдающиеся произведения архитектуры были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Большой комплекс субурганов находится в Иволгинском дацане. Будда часто восседает на троне, который имеет вид распустившегося цветка.
Лишь несколько образов Будды было помещено в них. Боробудур олицетворяет гору богов, которая является центром Вселенной. Кроме того, они возводились в Гандхаре (территория современных Афганистана и Пакистана).
Древнейшие сооружения с прадаксиною (дорожкой для обхода) вокруг обожаемой ступы несут на себе печать влияния ранних буддийских верований из Индии. Уже ранние ступы (Большая ступа в Санчи, III—IIвв. Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание канона. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. На террасы ведут лестницы. Боробудур досих пор является центром притяжения буддистов совсего мира.
В результате этого в тибетской традиции утвердилась группа из «Восьми сутрических ступ», отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями. Архитектура всего ансамбля – классическая. Бык (знак зодиака Гayтaмы) символизирует рождение, цветок лотоса – медитацию, колесо и олень служат аллегорией первой проповеди, ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный Учителем на земле, ступа – вхождение в нирвану. Шах Фейсал.
Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья часть учения, "Абхидхарма питака" ("Корзина Абхидхармы"), – систематическое изложение Учения. Предлагаем вам познакомиться с ней поближе.
В центре ступы устанавливается Древо жизни – «центральный стержень».
Одной из основных задач буддийской чайтьи является создание у зрителя мистического религиозного настроения. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы — скрещенные ноги полусферическая часть — торс реликварий над ней — голова шпиль — ушниша луна, солнце, бинду — тройное украшение прически Будды. В других памятниках эти деревянные ребра воспроизведены в камне. Мечеть Шах Фейсал находится недалеко в Исламабаде, Пакистан. Сегодня в Индии существует около 1 200 таких пещерных сооружений. Требовалось сохранить лишь несгоревшие останки или пепел. В отличие от ботов, виханы не отделяются от остального пространства пограничными камнями.
Ага, ага – стоит только закрыть глазаи увидеть вещи такими, какие они есть. Существует предание: Будда Шакьямуни, объясняя, как нужно строить ступу, расстелил на земле свой плащ – квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния), а сверху укрепил свой зонтик. Многие религиоведы считают, что благодаря одной из них, а именно пещере Ломаса и был основан неповторимый архитектурный стиль буддистских ступ. Из Индии ступы, несколько видоизмененные, проникли и в другие страны. Виханы, расположенные на территории крупных монастырских комплексов обрамляются крытыми галереями с колоннами, в которых устанавливаются статуи будд, а стены украшаются красочными росписями, воспроизводящими классические предания о Будде или сцены из «Рамакиена».
Новый подход способствовал разнообразию монументальной скульптуры — Будду теперь уже изображали в роли проповедника, окруженного группой респектабельных лиц (выдающихся монахов, бодхисаттв, богоподобных царей, воинов). Реликварий располагается над куполом. Буддийский историк Таранатха писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его Просветлением, у Великой Ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу «Блистательных Лунных Дворцов» (Калачакры)».
По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. оболочкой, увеличившей ее в два раза. Можно предположить, что понятие «Восьми ступ Татхагаты» отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь позволяет соотнести наиболее значимые события жизни Будды с местами, где располагалось множество буддийских памятников. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица.
Построенные в честь важного события ступы называют мемориальными. Так же при Ашоке было воздвигнуто около 80 тыс. Другая московская ступа «Карма Дакини», подчиняющей демонов зависти, находится на правом берегу реки Лихоборки, недалеко от Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий, в районе Отрадное. н. э.
Помимо «дерева мудрости» на воротах воспроизводятся знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающие caмoгo Будду, пока во 11 в. н. э. не сложился eгo антропоморфный образ. Большинство этих ступ внутри (на потолке и по бокам на стенах) содержат мандалы, в которых комбинируются тысячи фигур в форме фресок и скульптур. Внутренность чайтьи сознательно затемнена. Это статуи, мандалы, буддийские тексты и скрученные мантры, ца-ца (гипсовые фигурки Будда-аспектов), реликвии учителей и т. д. На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен.
Она цилиндрической формы, с четырьмя или семью уровнями лотосов. и был, воздвигнут столб с "Львиной капителью".
Великолепны индуистский храм и ступа, расположенные в Санчи. Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). Кроме того, места их нахождения также варьируются.
Абака (плита на капители) украшена рельефными фигурами слона, льва, лошади и быка, символизирующих четыре стороны света. Обычно видят главный интерес пещерных чайтий в том, что они носят на себе следы своего происхождения от деревянных построек (рис. 72 и 73). Потакание слабостям низко, самоистязание – сумашедствие, обе крайности бесполезны. Ступа Лотоса установлена в селе Харба Юстинского района Калмыкии.
Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. Летом 2011 года был освящён субурган «Бадма Чортен» в Иркутске. Боробудур – самая посещаемая достопримечательность этой страны. Эта логическая цепочка в буддийской терминологии называется «привести во вpaщение колесо Судьбы». На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Религиозная архитектура этой эпохи состоит из пещерных комплексов, храмов и ступ.
Имеющие строго геометрическую или свободную планировку храмовые ансамбли помимо основной группы построек – зданий для размещения храмовых святынь и проведения религиозных церемоний – включают большую группу вспомогательных сооружений. Со временем под полушарием ступа образовался и вырос цилиндрический барабан. Коридоры с рядами колонн символизируют путь Будды. Суть буддийского учения отразилась, например, в скульптурных изображениях Будды, которые изменялись в зависимости от типа национальной культуры, эпохи, вкуса общества.
В Индии эту функцию выполняет буддийская ступа. Эти тексты вошли в "Сутра питаку" ("Корзину бесед"). Во время празднеств в них располагаются на ночлег приезжие гости. Изгородь с обходом вокруг ступа, как в Санчи, является первым этапом этого развития. Боробудур построен как огромная Ступа, выполненная в форме гигантскоймандалы.
Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. В позднем Средневековье в Центральном и Южном Таиланде были распространены храмы с высокой боковой стеной (храм южного типа) появились. Ступы, созданные в тибетской, непальской и бутанской традициях, заполняются ритуальными и драгоценными предметами.
Во-вторых, язык. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Здесь во времена Будды чума опустошала город. Паломники оплакивают разрушенный Храм, вот таким образом стена называется Стеной Плача. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. Внутри чайтьи нет плоскостей.
Вот так, последовал ответ Победоносного. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Они распадаются (рис. 74) на продолговатый внутренний зал, заканчивающийся полукругом, обрамляющим ступа и на обильно покрытую резьбой лицевую сторону, тоже высеченную в скале.
Великая Проповедь символизируется Колесом Закона, а Паринирвана – ступой. Образы Будды иногда гигантских размеров, расставленные по миру – создают чувство присутствия самого учителя, что в свою очередь, вдохновляет верующих следовать его примеру. Об их общности и различиях мы поговорим далее. Боробудур – это древнейший храм буддизма, созданный около 7-9 вв. В буддийских текстах упоминаются и другие ступы, построенные при жизни Будды. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. Расцвет буддизма в Индии – 5 в. до н. э.
Вход в пещеру украшен пилястрами, а на деревянной арке изображены слоны. Основные направления: хинаяна и махаяна. Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание. На столбах вырезаны пышные крупные цветы и ползучие растения. Например, мемориальный чортен (ступа) в Тхимпху, столице Бутана, был построен в 1974 году в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуге (1928 — 1972). Ветки, за которые хватаются руками молодые богини, сгибаются под тяжестью их тел. Эти ступы стали как бы предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов (монгольских субурганов).
Знак полумесяца использовался разными народами и цивилизациями. Завершает сложную конструкцию наконечник, обозначающий эфир. Изгородь в Санчи и особенно ее покрытые скульптурой ворота (рис. 71), утверждают пространство природы и дают растворенные в этом пространстве легкие формы, проникнутые движением.
Вечером, также и днем, чайтья внутри освещалась искусственным светом, но вечером через отверстие над дверью были видны небо и звезды. Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией. Именно сюда правители приходили дважды загод, чтобы поклониться Небесам. Со временем ступы стали иметь более широкое значение их начали строить в ознаменование каких-либо событий или в качестве подношения.
Оно «придавливается» ступой, что не позволяет энергии войны выйти из-под контроля. Позднее Ашока построил множество ступ по всей территории Индии. Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года. Страдание – состояние беспокойства, напряженности, равное желанию освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности с внешним миром, абсолютной удовлетворенности и самодостаточности, что влечет за собой уничтожение желаний, точнее – угасание их страстности. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни. Она представляет собой круглое сооружение имеющее снаружи форму полусферы, которая увенчана стержнем с дисками – "зонтами", символизирующими ступени познания на пути к нирване.
С этой мечети переняты основные архитектурные особенности во всех мечетях мира. Самые известные ступы в Непале — Боднатх и Сваямбху. Наиболее древние из тех, которые сохранились поныне, находятся в Бхархуте и Санчи (Индия), а также в Непале и Патане. Вот таким образом с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата». Второй маршрут — южный — через Южно-Китайское море, Бенгальский залив с высадкой на восточном побережье Индии.
Вся резьба лицевой стороны чайтьи проникнута воспоминаниями о деревянных конструкциях (рис. 76). цв. А большая ступа, венчающая композицию, символизирует высшую ступень познания мира.
На этом месте раньше была манговая роща, которую куртизанка Амрапали подарила Будде. Пещерное зодчество Индии (с III в. до н. э. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре отличаются от тибетских ступ. Этих стандартов (считается, что они исходят непосредственно от Будды) придерживаются и сегодня.
В середине 10 века до н. э. Также их можно возвести, следуя обету. Тринадцать колец шпиля — это окончательный путь к Просветлению через десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен. БУДДИЗМ одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом).
Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя. К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности). Скорее всего, данные списки были составлены на основании устной традиции. Самая огромная ступа располагается недалеко от Катманду в Непале. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы.
Обычно форма тайских и бирманских ступ — конусообразная, с заметно скошенными углами. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. Так в древней Индии назывались могильные курганы. Благочестивые прихожане смотрели на Будду как на божество общечеловеческого масштаба. Ступа абсолютной победы возникла в Вайшали. Сейчас почувствовать небо наземле может каждый желающий— вход вхрам свободный.
Они построены из камня в технике деревянного забора. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли»1. По преданию, таких ступ было сто восемь (священное в Индии число). Именно такие ступы строятся сейчас в западной части мира. В 2008 году ступа была возведена при московском Музее имени Н. К. Рериха в Москве.
Раскинувшийся вокруг мечети огромный парк (в парке более пятидесяти разновидностей деревьев) с каскадом цветных фонтанов и ночным освещением, зачаровывает своей красотой. В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Сквадратного основания шпиля вчетыре стороны света смотрят знаменитые «всевидящие глаза Будды». Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, «буддийская йога»).
Отдельные рельефы на воротах — это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Боднатх считается символом Катманду исамой знаменитой ступой вмире. Таковы ступа внутри пещерных храмов, о которых сейчас будет речь.
Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Обряд вывешивания «Хии-морин». Входы в их высокие виханы (ват Чеди-Лу-анг.
Самое важное строение вата – бот. Именно здесь, согласно поверьям, находилась деревянная ступа. Один из субурганов находится на острове Огой (озеро Байкал, пролив Малое море, напротив посёлка Курма). Во многих храмовых комплексах также есть хотрай – библиотека.
На лето 2012 года было запланировано начало строительства большой ступы под Санкт-Петербургом и открытие Ступы Просветления в поселке Морки (Республика Марий Эл). Говорят, это приносит счастье. К вершине храма с 4-х сторон ведут крутые лестницы. Онабыла построена вIII веке наторговом пути, связывавшем Лхасу состолицей Непала. И на ее месте позже была построена существующая. В Тибете и Бутане ступы стоят на многих горных перевалах.
Порой только гигантские прахеди (ступы – хранилища буддийских реликвий) свидетельствуют о размерах и планировке обращенных ныне в развалины и исчезнувших городов. На тибетском языке ступы называют чортен (mchod-rten), что означает Опора для жертвы.
В течение семи дней, проведенных под деревом, бывшему принцу Шакьямуни удалось избежать соблазнов и искушений демона по имени Мара, а затем открыть Четыре благородные истины. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. Имеется в виду последняя жертва, то есть смерть тела. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. Иногда вся передняя стенка, закрывающая пещеру, сделана из дерева (рис. 77).
На этих рельефах Просветленный всегда представлен символами и никогда антропоморфно. На этом флажке написаны священные мантры и есть место, куда нужно вписать имя человека. На ступах Боробудура, а также многих других храмов видны лепестки этого растения. В нём отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной христианской церкви.
Степы храмов расписаны на темы из поэмы «Рамакиен» и «Джатак» живописцами используются также сюжеты из мифологии, астрономии, медицины, географии встречаются даже сцены из «экзотической» западной жизни, европейские пейзажи и т. д. Буддийские архитекторы королевства Сукхотхай – периода, ознаменовавшегося первыми реальными попытками объединить тайские народы, – ориентировались на традиции кхмерского и монского зодчества. В центре буддизма – учение о «четырех благородных истинах» : существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В эпоху средневековья уже начали возводить каменные постройки с декоративными украшениями и скульптурами. В период правления династии Маурья (IV – II век до н. э. ) активно строились города, дворцы и храмы. Сверху он поставил перевернутую патру, а на нее свой зонтик.
Буддизм реализует самый простой и прямой путь к счастью – в упор не видеть несчастья. На санскрите и пали паломник обозначался как правраджья или пабаджъя. Известно, что в V, VI и VIII вв. В пещерных храмах в Аджанме (IV–VII вв. ) она покрывает широкие пространства стен и потолков. В тибетских источниках имеются разные списки тех из них, которые связаны с жизнью Будды. Ему удалось остановить ее. Слово ступа в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Часто их красят в золотой цвет или украшают блестящей плиткой.
Она считается святыней. Уже с XI в. стены кирпичных построек стали покрывать известью и штуком (слоем алебастра). По другим источникам, король Ашока посетил это место в III веке до н. э. Гробницы в скале наподобие тех, что в Юнкан в китайской провинции Шаньси, часто называют «пещерами тысячи Будд» (определение, указывающее на их отличие от храмов в узком смысле слова) имея в виду ряды каменных Будд, отчеканенных на склонах обрывов.
Древнейшие из китайских пагод (Сунн-юэ-сы в Хэнани, 523 и др. ) массивны и просты по форме в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и легкими. В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. Его разрушение иудеи воспринимали, как страшную трагедию. Впоследствии ступы получили коническую или пирамидальную форму с четырьмя гранями. Будда продлил срок своей жизни на три месяца, тем самым победив смерть и время. «Начинка» Ват Ронг Кхуна поражает неменьше.
По преданию именно здесь Будда произнес свою первую проповедь, в память, о которой в III в. до н. э. По легенде, царевич рос в великолепных чертогах, не подозревая о страдании.
Таким образом был создан буддийский канон Типитака — «Три корзины мудрости». Классический образец храма северного типа – Сиенгт-хонг в Луангпрабанге. Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Некоторые храмы и ансамбли их действуют до сих пор, намного пережив своих зодчих.
Архитектурный комплекс Боробудур – один из самых больших и впечатляющих ансамблей мира. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. Обычная техника сооружения ступы— облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой ит. п. Гаутама дал себе клятву, что не сдвинется с места, пока не познает истину. Система условных жестов и поз существовала и в ритуальных храмовых танцах, что давало возможность верующим понимать богослужение-пантомиму, буквально "прочитывая" ее, как читают обычную книгу.
Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земли лестница – с Водой купол – с Огнём шпиль – с элементом Ветра (Воздуха) навершие – с Пространством. Для таиландской культовой архитектуры характерны храмовые ансамбли. Фундамент Ступы квадратный, длина стороны — 118метров. Эти храмы ничем существенным друг от друга не отличаются они могут отличаться размерами и степенью богатства украшений. По некоторым версиям, в нём принимал участие царь Аджаташатру. Один цикл от другого отделяют колонны, двoрики, ворота, не нарушающие общей панорамы.
Она рассчитана главным образом на искусственное освещение многочисленными лампадами, увеличивающими таинственность храма. Статуи сидящего Будды в ступах олицетворяют духовное совершенство. Буддизма придерживаются в мире около 500 млн. чел.
98-метровую ступу вЯнгоне сложно незаметить ине услышать: онапокрыта сусальным золотом, купол украшен драгоценными камнями, ак шпилю подвешены колокольчики, которые «поют» наветру. Распространенные в Таиланде ступы-чеди, как и бирманские, обладают ярко выраженной колоколообразной формой, однако, судя по многим памятникам периода Сукхотхай (ХIII-ХV) и Аюттхая (XIV-XVIII), в сиамской архитектуре квадратный в плане реликварий, помещающийся под конусообразным шпилем, сохраняет свою независимость и четко обозначает границу между основной частью ступы и шпилем. От деревянного дворца царя Чендрагупты остались только развалины каменных колонн. Искусство правильно расположить здание в согласии с природой и пропорциями ландшафта или геомантия, было очень развито у тибетцев и называлось са-че (sa-dpyad, приноравливание к земле). Этим Будда вызвал любовь и уважение местных жителей.
Горизонтальные балки, образующие изгородь, воспроизводят горбыли, связывающие столбы друг с другом. Верхняя часть ступы сотносится с третьим сосудом – арупалокой, состоящей из 4 уровней. Ее старинное описание звучит так: «Высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине». главным украшением пещерных храмов служила живопись. Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» – наиболее часто встречающийся мотив буддийского изобразительногo искусства. Джамму и Кашмир. Почти сомкнутый полумесяц стал применяться в архитектуре мечетей около 665 лет назад.
Одни из них используются для хранения изображений Будды и священных текстов, другие же служат убежищем от дождя и солнца. Над ней поднимаются пять квадратных террас с коридорами по краям.
Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. Формально храм отличается от ступы наличием внутреннего помещения, где находится одно или несколько скульптурных изображений Будды или, в индуистских храмах, божеств Вишну (Кришны), Шивы и других.
Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. У Ступы имеются восемь ярусов, пять нижних— квадратные, а три верхних— круглые.
Во время его правления возводятся дворцы, буддийские ступы и стамбха (колонны, на капители которых сделаны фигуры). Эти подпоры подражают деревянным столбам, что подтверждается также тем, что в Карли (рис. 75) внутри чайтьи сохранились деревянные ребра свода, лежащего на столбах.
Храмовые ансамбли включают также многочисленные ступы. В третий день перестает пить воду. 3. Сам ступа (рис. 69) является сплошным массивом, внутри которого имеется небольшая доступная сверху полость, где в реликварии из кристалла, золота или другого драгоценного материала лежат частицы «мощей» Будды или других учителей. Над входом часто находился навес на деревянных или сделанных из камня столбах.
Его считали признаком возвышенности и превосходства. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Объекты первых двух категорий преобладают в Индии. – Буддизм возник В VI–V вв. Места четвертой категории также связаны с буддийскими святыми и просветленными мастерами.
вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Так, в храме медицины – манпа-дугане или акпа-дугане встречаются преимущественно изображения божеств медицины (Будда Врачевания, Бхайшаджьягуру) или идамов тантрийских систем. Замечательна прорезная изгородь, окружающая ступа в Санчи (рис. 70).
Но чаще она из камня. Салы также используются как школьные классы и залы общинных собраний. Существует множество их видов.
Виханов в вате может быть несколько. Предание говорит о том, что обычай строить ступы восходит к самому Будде Шакьямуни. При жизни Будды его учение не записывалось и никак не фиксировалось, а лишь оставалось в памяти его учеников и представляло собой разрозненные куски. Форма ступы представляет собой полусферу, которая строится из кирпича или камня. Всего в стене 108 ступ.
Один из древнейших памятников архитектуры этого типа — чайтья в Карли. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня".
Это приспособление также имеет свою крышу с золоченым цилиндром-ганджиром и высота его одинакова с уровнем стен дугана, так что снаружи дуган имеет как бы плоскую крышу. Раскол, который произошел в первом веке между теми, кто остался верен монастырской ортодоксальности (хинаяна или «Малая колесница») и реформаторами, которые выступали за более широкое приобщение населения к духовным занятиям (махаяна или «Большая колесница»), сказался на культовой архитектуре. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. СТУПА – архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем (сосудом) для различного рода реликвий. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.
Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. Необычный архитектурный стиль отличает ваты на севере Таиланда. Бруски или обточенные глыбы, укладывали без известковой или цементной связки.
Внутри «ступ-колоколов» находятся статуи Будд, стены храма украшены барельефами. Движения фигур красивы и гармоничны. Слово ступа имеет санскритское происхождение. Одной из древнейших считается ступа в Санчи (Центральная Индия, 250 г. до н. э. ).
После смерти Будды, его ученики в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя. Также существуют три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца. Гражданские здания, как и храмы, возводили из дерева и они не сохранились.
Необычно выполнены ограда и забор. В Древней Индии создавались памятники архитектуры как религиозные, так и светские. Прямоугольные здания ботов обычно окружают восемь камней – байсемы. Кратко рассказать о ступах непросто. Большого развития достигла архитектура при императоре Маурья – Ашока 1.
Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья. Вот таким образом благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. (по ряду источников – в III в. ).
Люди приходят на могилы предков, отдавая им дань уважения. Рольф А. Стейн писал: «Было ли это значение первоначально в ней заложено или нет, ступа стала соответствующим образом ориентированной башней с квадратным или восьмиугольным фундаментом, на которую можно подняться по спирали, словно проходя разные уровни небес». Буддийский храм в Санкт-Петербурге – Дацан (современное официальное название: Санкт-Петербургский Буддийский Храм), выстроенный в 1915 году буддийский храм – одна из жемчужин Северной Венеции.
Довольно долго она занимала всего лишь шестое место в списке крупнейших мечетей. Основным строительным материалом бурятских дацанов было дерево. Наиболее древние ступа возведены из кирпича. (рис. 78). Ступа сделана из кирпича, а внешне облицована камнем.
10, 11). Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли».
Всё это было объединено в свод текстов, получивших название "Виная питака" ("Корзина дисциплины"). Возник в Древней Индии в 6 – 5 вв. Судя по всему, этот канон был записан не ранее 80 г. до Р. Х., т. е. Религиозные объекты буддизма: храмы, монастыри (дацаны, хурулы) есть и в России.
В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Некоторые ступы лишены внутреннего пространства их называют чети, другие – пранги. Уцелела лишь часть стены. Будда учил: чтобы избавиться от страданий – нужно просто избавиться от желаний. Их формы постепенно видоизменялись. Памятники этого типа, относящиеся к добуддийскому (обычно называемому брахманистическим) периоду, разбросаны по всему востоку страны и проникают далеко в глубь ее. Печатью Будды и символом счастья в буддийской традиции является свастика – знак, встречающийся в доарийской индийской культуре как воплощение солнечной энергии и распределения ее по четырем сторонам света.
Основание храма имеет форму квадрата или прямоугольника. до н. э. на основе проповедей индийскогo царевича Гayтaмы Шакьямуни, прозванного Будцой, что означает Просветленный. В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Здесь ступы-субурганы являются неотъемлемым элементом пейзажа.
Так возник буддийский Канон – Трипитака (на пали – Типитака), то есть «Три Корзины» Учения. В нее могут помещаться также священные тексты или предметы, одежда просветленного учителя. Его просьбу удовлетворили. Однако странствование аскетов не были бесцельными и заключались в посещении святых мест.
Все формы резьбы лицевой стороны чайтьи воспроизводят деревянные части. От христианства это хорошо и наглядно отличается на уровне символов – Будда с закрытыми глазами в глубокой медитации и широко открытые и выразительные глаза святых на иконах. Неукоснительное соблюдение всех предписанных учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.
Постепенно ступы превратились в реликварии, содержащие в себе останки выдающихся в духовном плане людей. Так известная ступа в Санчи была покрыта во II в. до н. э. В долине Ганга возле Бенареса находился Парк Газелей. В Непале — только Капилавасту и Лумбини.
Считается, что такой лоскуток – залог обязательного исполнения самой заветной мечты. Далее мы собираем позитивные впечатления, развиваем путь объединения пяти качеств и, подобно вазе, становимся подходящим «вместилищем» с достаточными способностями к концентрации и медитации. Однако Коситпипат пообещал, чтоВат Ронг Кхун будет полностью восстановлен.
Вслед за соборным храмом – цогчен-дуганом следуют храмы-школы отдельных факультетов: цаннид-дуган (философия), агпа (тантра) или гьюд-дуган, дуйнхор-дуган (Калачакра), манпа-дуган (медицина) и другие. В ступу часто кладется только частичка останков, что едва ли можно назвать захоронением. – начало 1-го тыс.
Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. По достижении Буддой нирваны (конечной цели буддийского учения) его земное тело в соответствии с принятой практикой было кремировано (огонь в эсхатологии – средство очищения, возрождения) и приобрело статус реликвии (мощи, прах – сакральный центр). до н. э. Решетчатые конструкции из дерева и резная деревянная скульптура перенесены в камень и им приданы огромные размеры. Их можно встретить на вершинах гор, на берегах рек, в степи, у аршанов (минеральных источников), на въезде в населённые пункты, на улицах сёл и деревень.
Во второй день перестает есть любую еду. Весной 2014года храм сильно пострадал отземлетрясения. Буддизм зародился в 5 веке до н. э. том II) показывает, что это два абсолютно отличных друг от друга архитектурных образа.
Оба помещения еще отделены друг от друга стеной. которому помогли боги, тайно ocтaвил дворец. В рамках этой статьи мы рассмотрим важнейшие ступы, которые были созданы в честь Будды. Считается особой добродетелью доставлять радость несчастным. Награда – знание, спокойствие, уравновешенность идеальный мир. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру.
На иконе в середине изображен конь, а в четырех его углах – тигр, лев, дракон и мифическая птица гаруда. Ночью царевич. Это «святая святых» храмово-монастырского комплекса, а зачастую и самое красивое здание на территории вата.
Эти понятия обозначают отход от мирских дел. Помимо обязательных фигур Будды во многих храмах в изобилии имеются скульптуры: статуи стражников (демонов или животных) у входа в храм, ряды пляшущих обезьян, птиц и демонов, опоясывающие основания построек. Буддизм – учение достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться.
Позднее ее облицовывали ценными породами камня. В искусство буддизм привнес абсолютно определенные идеи несовершения зла и насилия. Во-первых, общность территории.
метров. Распространение буддизма вызвало строительство многочисленных культовых памятников. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Они связаны с существовавшим обычаем паломничеств к памятным местам. Храмы и жилища обыкновенно обращены лицом на юг. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне (Мьянма).
Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». В Дхаммападе сказано, что паломник — тот, кто отказался от мира. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Здесь он объявил ученикам о том, что скоро уйдет. В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека.
Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. Когда в 1947 г. Индия обрела государственную независимость, "Львиная капитель" стала государственным гербом, а "Колесо Закона" (названное теперь "Колесом Прогресса") помещено на национальном флаге. Оно подготовляется обильными скульптурами перед входом (см. Дуганы красились в желтый, красный и белый цвета.
Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). «Гунзэчойнэй» – самый северный в мире буддийский храм. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X – XI вв. ), однако наиболее распространены кирпичные постройки. Исследовательская деятельность хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый студент может поставить цель, наиболее соответствующую его интересам и возможностям. Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек — «якшини», духов плодородия, — помещенные в боковых частях ворот. В Индии к 12 в. растворился в индуизме.
Такой магический сплав глубины мистических учений и роскошной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Ступами назывались сооружения, построенные из камня, где находились реликвии Будды. Хотя верхняя часть Ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней. Храм, построенный на вершине холма, покоится на огромной каменной платформе.
С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Надо также сказать, что буддийские ступы – одни из наиболее ранних архитектурных памятников Индии (вообще все наиболее ранние памятники индийской архитектуры — буддийские). К их основным украшениям относились: золоченая кровля и надкрышные украшения в виде золоченых цилиндров – ганджиров, с выгравированными на их поверхности мантрами шрифтом ланчжа или изображения птицы гаруды, пожирающей змей по обеим сторонам этих фигур могут стоять попарно изваяния победного знамени дхваджа (жалцан) и драгоценности – чинтамани. Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа.
Так, пещера Судама (III век до н. э. ) состоит из круглой комнаты и передней с боковым входом. Монахи проследовали двумя маршрутами. Внутри ступы находится камера для хранения урны с пеплом и других священных реликвий. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см.
Дорогой друг. гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника кpacнoгo цвета. В ступы помещалось то, что осталось после кремации. Китайские пагоды не придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Место будущего монастыря определяется указаниями лам и астрологов (цийпа), которые вначале исследуют почву и топографию местности. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот.
Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Наиболее замечательный ступа находится в Санчи (рис. 68).
В Индии первые ступы возникли еще в добуддийские времена. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Ступы строились в Гандхаре (территория нынешних Пакистана и Афганистана), в Центральной и Северной, Западной и Восточной Индии.
Такое многообразие ступ их форм и назначений не должно смущать. Да и стоит ли об этом заботиться, когда пространство – весь мир. В некоторых из них могут принять участие все желающие.
Практически в каждом произведении искусства, относящемся к буддизму, видны цветы лотоса. Согласно одной из версий, он находился в центре озера. вкл., рис. Позднее император Ашока возвел множество ступ по всей Индии. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда». Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, символизируют всеведение Будды.
Весь облик якшини их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. На шпиле чеди ясно различимы нанизанные на него диски – это видоизмененный зонтик. Изображение глаз приходится на уровень под шпилем с кольцами. Отэтого сооружения дорога ведет кглавному объекту комплекса— Храму Урожая Циняньдянь. Будда, Дхарма, Сангха, Просветленный настрой и радость в качестве основы — это первый шаг.
Все это — предпосылки для достижения высочайшего Просветления. Вокруг Храма, который для них был единственным, концентрировалась вся их жизнь. Они стали важнейшими буддийскими реликвиями.
Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Храмы Нагара, построенные на севере, как правило, несколько меньше таких же на юге. Важный в буддизме принцип т. н. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии.
При этом наиболее почетным считался желтый цвет. Когда древние иудеи поверили в Единого Бога, не тогда а позже они построили знаменитый Иерусалимский храм. Сала – изящная, открытая постройка, где монахи и пилигримы укрываются от дневной жары.
Все указанные выше места паломничества, а также великие реликварные ступы находятся в Северной Индии. Здесь молились те, кто ступал наопасный путь черезГималаи ите, кто благополучно его прошёл. Тогда он погрузился в созерцание, сидя под деревом баньяна, впоследствии получившим название «Древо пробуждения». В 2012 году была возведена Ступа Лонгсал («Стела здоровья, счастья и благополучия») в городе Ижевске9.
Буддха чарита называет паломнические места лесенками, ведущими на небо. Возникновение буддизма с eгo традицией ритуального обхода по часовой стрелке вoкpyг «дерева мудрости» продиктовало появление новых архитектурных форм. Следует отметить, что синагога не является храмом.
В каждой из них заключена скульптура сидящего Будды. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня. Таким образом, в эзотерическом плане ступа символизирует Путь Освобождения, начинающийся от Земли (основание ступы) и проходящий через Тринадцать Небес бодхисаттв (тринадцать сегментов в форме ступеней) к не имеющей формы, несозданной, трансцендентной по отношению к природе нирване за пределы Эфира (последнего элемента сансары) – туда, куда указывает пламя, сливающееся с пустотой (Шуньятой). Во многих культурах мира после смерти известного человека над его погребением насыпали курган, чтобы будущие поколения могли прийти и почтить его память. Фигура Будды в этот период еще не изображалась. в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота. Проход к ступе обеспечивают ворота, pacположенные по осям север – юг, запад – восток.
Кроме тoгo, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного. Вот таким образом, посещая буддийские дацаны, вы не только соприкасаетесь с культурой родного края, но и постигаете основы буддийской философии в цвете. Кроме того, они были видоизменены местными мастерами с учетом географических и климатических особенностей. состоялись паломничества китайских буддийских монахов в Индию. В разное время в этих местах было создано множество ступ. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. Он относится ко II-1 векам до н. э. Но и на пути строгой аскезы он не обнаружил истины. Наего «чтение» уйдет уйма времени: площадь сооружения занимает почти 5км, приего строительстве было израсходовано два млн кирпичей, тысячи декорированных панелей иоколо 500статуй сидящих Будд.
По сравнению с первобытными дольменами ступа представляет собой геометризацию искусственного холма. Именно в ступы и помещали то, что осталось после кремации. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. был построен Иерусалимский храм.
Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. Алтарные ниши в вихане иногда служат хранилищами останков ревностных служителей буддизма. Мечеть имени Ахмата Кадырова Сердце Чечни.
Другой вид культовых памятников буддизма чайтья-скальные храмы (символ отшельнической жизни Будды). Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток.
Внешне выглядеть может очень разнообразно. Во всех его углах сгущается тень. Они относятся к реликварным.
Кроме того, в ступе могут вообще отсутствовать реликвии. На шпиле три зонта, это атрибуты царских церемоний, обозначающие три драгоценности буддизма – Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Интересна также ступа Боробудур. Внутренние стены ботов, как правило, расписываются по одной схеме.
Между тем считается, что в период хаджа она вмещает в себя до миллиона человек. БУДДА).
Выше находятся три круглые террасы, на которых размещены 72 небольшие ступы. И все это ярко и празднично. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Именно здесь жил и распространял свое учение Будда. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев.
Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к мечети летней галерее и площади. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Ранние памятники тайского зодчества близки к кхмерским (камбоджийским) по массивности, обилию декора (особенно резных украшений по песчанику и другим породам камня) изощренности и богатству орнаментации. Животные на рельефе переданы живо их позы динамичны и свободны. В 1734 г.
Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. Некоторые из них более популярны, чем другие. Восемь ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название «великих реликварных ступ». ступ – мемориальное сооружение, хранящее останки Будды.
Культуру Древней Индии можно интерпретировать как метафору сакрального ибо основу архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Этот храм, в отличие от других, возведенных на плоской поверхности, построили на холме. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цвет играет определенную роль в архитектуре буддийского храма: фундамент синего цвета – это постоянство и верность буддийским традициям несущие конструкции красного цвета – это свет и радость от познания философии буддизма зеленые ступени – ассоциируются с понятием духовного роста человека (подъем по ступеням самосовершенствования) желтые крыши – символ вечности, неизменности, данного свыше. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой. Ступа представляет собой мандалу. на территории современной Индии.
Традиция кремировать останки привела к тому, что в Индии в те времена не было захоронений в привычном смысле слова. Однако они попросили его не покидать их. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Там отсутствуют произведения искусства и скульптуры. Наиболее выразительным примером такой мандалы является ступа ста тысяч будд (Гумбум, sku-bum) в Гьян-цзе (Тибет), образующая террасированный пагодообразный храм, содержащий около сотни ступ меньшего размера, полых внутри, каждая из которых образует собственую мандалу.
Так выглядит и Большая ступа в Санчи (1 в. до н. э. ). Как правило, это было большое собрание окрашенных скульптур. Что делает нас – разных людей – одним народом.
Так выглядят старейшие храмы Лаоса и Таиланда. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. рис. 83), которые образно проповедуют основные идеи буддизма. Во время жизни Будды ступы продолжали возводиться, в том числе и в его честь.
Была добавлена терраса, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода в буддизме). Культура Бурятии представляет собой единение культур народов Азии и Европы. Эти уровни отождествля-ются со сферой чистой мысли и характеризуются как космическое тело Будды (Ваджракая), где 28-й – тело радости, 30-й – Дхармакая, 31-й-самосуществующее тело (свабхавакая). Получается впечатление, точно деревянный храмик (рис. 79) вдвинули в скалу (рис. 80).
Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Дополнительным помещением для молитв и медитаций служит вихан. Этот тип архитектуры стал популярным во всей стране. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра. Это собрание буддистов получило название Первого буддийского сангити (буквально – "спевка") или собора. Развивая дальше архитектурные формы эпохи доклассового общества изгородь ступа в Санчи живо напоминает некоторые образы китайской архитектуры. В буддизме почитаются священные реки и тиртхи (о тиртхах пойдет речь в главе 6).
В нише, выдолбленной в стене дальнего угла пещеры, напротив входа, вырезали алтарь с несколькими статуэтками. Шведагон считается крупнейшим храмовым комплексом Бирмы. Это хорошо отражает и архитектура – буддистская ступа. Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.
Но их совместные молитвы не прекратились. Сегодня в них могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветленного Учителя, а в некоторых случаях реликвии вообще могут отсутствовать. Благочестивым деянием считается сооружение чайтьи. Вот таким образом в ступы помещалось лишь то, что осталось после кремации. Например, Ступу лотоса (или Ступу источника благоприятности) король Суддходана, отец Будды, построил в Лумбини (Непал), на месте рождения Будды. Чиангмай) охраняют драконо-подобные змеи наги.
Он находится на о. Ява, в 50 км от г. Джокьякарта (Индонезия). (фото его представлено выше). Различают северную (раннюю) форму вихана и южную (позднюю).
Они ярко раскрашены и поражают посетителей размерами. Онбыл построен длякитайских императоров в1420году. На огромном кубе, сделанном из металла изображены «глазы Будды».
Между фигурами животных изображено "Колесо Закона", символизирующее учение Будды. С развитием буддизма возникла особая категория ступ — мемориальные. Буддийским искусством была разработана сложная символика положения рук и пальцев, в соответствии с которой каждый жест имел определенной значение.
По-видимому, чайтья произошла от деревянных храмов, которые образовались вокруг ступа. Особое место среди тибетских ступ занимает Ступа Калачакры, она относится не к Сутре, а к Тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатака), Индия. В результате к XV–XVI вв.
Там царит особая атмосфера, это чувствуется еще на подходе к храму. В первый день человек перестает есть мясо. Пещеры Аджанты, Эллоры, Карла, Канхери (Индия) связаны с буддийскими искусством и архитектурой, Санчи (ступа) — с историей искусством ц архитектурой. Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость более 10 тысяч человек.
Боробудур строился между750и850 годамияванскими правителями династииСайлендра. Название может происходить от санскритского «ВихараБудда Ур», что означает «буддийский храм на горе». Росписи боковых стен воспроизводят другие истории из жизни Будды. Его основу составляет пещерность внутреннего пространства (рис. 74, 75, 81 и 82), которая диаметрально противоположна легким позитивным сооружениям в пространстве природы из которых развились пещерные чайтьи. Многие ступы окружались четырехугольным двором и строились на четырехугольном или восьмиугольном (двойной квадрат) основании. Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду.