Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Ввиду того, что в это же время он применял декоративную живопись, ставшую самой примечательной особенностью куинджевского творчества, оставались в тени замечательные успехи художника в реалистической живописи. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Это был взрыв. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В том же 1873г.
получает звание классного художника. Крым» и многое другое. В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
Успех картины превзошел все ожидания. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В картине явно просматривается влияние Айвазовского. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Яйла», «Горный склон. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. В одно и то же время тускло-зеленым у прибрежья изумрудным с серыми полосами — вдали. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать.
Однако после того, как в 1897 году Архип Иванович поддержал студенческую стачку, его сняли с должности профессора. Они по-детски просты и естественны. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Туман, осталась незавершенной.
Крым», «Морской берег. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств.
Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Голову прикрывала соломенная шляпа. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Кавказ». В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Профессиональная среда, которую олицетворял пока что один Фесслер, заставила серьезно взглянуть на труд художника. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Цвет в этих работах становится ярче, естественней.
Рылов, К. Б. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Краски изменились чудовищно. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна.
Неужели это творчество. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В городе имелось Общество изящных искусств. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Период молчания был занят интенсивной творческой работой.
Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Картина или действительность. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». Мальчик с детства любил рисовать. Юному Архипу не довелось получить образование. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Воздух обесцвечивает цвет. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Айвазовского в это время в Феодосии не было. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны.
В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
Это имело большое значение в дальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податного сословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности. Ввысь устремились тополя. Шаповалова – девичья фамилия жены Архипа Ивановича, носившей также и татарскую фамилию Кетчерджи.
Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
В 1874г. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. А. И. Куинджи для ежегодных премий. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Цвет его был разным.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Картина, названная Осень. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. Петербург жил открытием выставки. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Жена Репина Н. Б. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). В 1873г. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Крым», «Крым. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки.
В это время он жил на углу 5-й Линии и Большого проспекта Васильевского острова на квартире Мазановой, где квартировали многие ученики Академии. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Манера письма – легкая, свободная. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
Что это такое. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Однако учеником Академии он так и не стал. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
В Березовой роще художник созерцает красоту. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. О нем говорили, как о маге и чародее. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Это, видимо, результат недоразумения. И. Н. Крамской был обескуражен декоративной яркостью картин Куинджи, дававших, как ему казалось, неверное воспроизведение реальности: Что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Богаевский, А. Борисов.
А. И. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение.
Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.
Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. Неужели это художественное впечатление. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера.
Отношение творца к изображаемому – основное в картине. Его просто-напросто не принимали в Академию. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». В то время он опять работал ретушером. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Но вскоре переехал в Одессу, где прожил два или три года, также работая ретушером в фотографии Вероятно, шумная Одесса привлекла внимание активной художественной жизнью. Вид на гору Демерджи. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Фесслер давал некоторые указания в живописи. С высоты открывалось море. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи.
Ведь Кавказ Куинджи символичен. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер».
Отец Куинджи был сапожником. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Такие работы как Ночь на Днепре, Берёзовая роща произвели большое впечатление на его современников и за многие свои картины мастер был награждён премиями, званиями и медалями, а самое главное – известностью. Среди его учеников были Н. К.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Куинджи прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 года.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Рерих, А. А.
Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Но одна привязанность оставалась у него неизменной, целиком овладевшей им, — это страсть к рисованию. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Ученики любили и уважали Куинджи. Суворовым. Куинджи советовал писать этюды так, чтобы природа запечатлевалась в памяти и настаивал на том, чтобы сама картина создавалась не с этюдов, а от себя.
И все это было результатом его напряженных поисков. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Я совершенный дурак перед этой картиной. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Этой работой начался т. н. Заброшенность человеческой жизни подчеркивает унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни.
У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.