На рубеже XIX-XX веков творчество Куинджи испытало явственное влияние элегических настроений современного искусства. В творчестве художника Куинджи четко просматриваются определенные периоды. В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870-х годов художник постепенно уходит от традиций академической школы.
Лично для меня наибольший интерес представляет романтизм в творчестве великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи. Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности – он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму. Цель данного реферата – на примере творчества А. И. Куинджи рассказать о явлении романтизма в русском искусстве.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Он сначала с радостью принимается за творчество. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). А с 1882 года, когда зритель был ошеломлён устроенными художником выставками одной картины, он перестаёт выставляться.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейском искусстве 18 – 1-й пол. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Писали о Куинджи и дружили с ним такие люди, как Тургенев, Менделеев, Достоевский, Суворин, Петрушевский. В северной природе царят гармония и покой. Рылов, К. Б. На этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Так появился конкурс имени А. И. Куинджи.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму».
В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
Поэт Я. Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
Мальчику не удалось получить образования. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Из высказываний критиков было видно, что публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерствомпередал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны.
Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Куинджи-пейзажист остается верен себе. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В ее художественном отделе демонстрировались произведения Куинджи.
Долго корпел Архип в ретушерной каморке, долго откладывал гроши, но наконец заветная сумма была накоплена. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года.
Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Оторванным от повседневности явлением. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. 21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». 19 вв., пришедшее на смену сентиментализму. Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». Зелено-серый, разной тональности просвет в темных кулисах леса создает впечатление загадочного слабого свечения цвета. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Вот таким образом первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского – Адольфа Фесслера. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца – Вере Кетчерджи-Шаповаловой. – восклицал Репин. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет.
Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству. На место групповой, социальной психологии выдвигалась психология интимно-личная, на место старых, готовых социальных обобщений шли дробные, разрозненные попытки подойти к истолкованию жизни, отправляясь, как от центра, от человеческого я. Личность, с ее субъективными запросами и требованиями, постепенно все выше поднимала голову, выпрямлялась и росла (Жизнь и творчество А. И. Куинджи. И к чести Академии надо сказать, что она сразу присуждает автору звание внеклассного художника. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Но особенно – третий вариант Березовой рощи (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Однако эта работа затянулась на двадцатьлет и на новую прижизненную выставку Куинджи так и не решился. В 19001908 годах художник пишет ряд новых произведений, среди которых наиболееизвестные «Ночное», «Дубы», «Закат в степи». Всего же художественное наследие Архипа Ивановича Куинджи составляет более 500работ, большинство из которых – маленькие этюды. Ученики любили и уважали Куинджи. Репетитор объяснял, сложную алгебраическую задачу на решение уравнений.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возражает Крамской. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В итоге победа осталась за последним.
В 1868 г. Куинджи, наконец, в Академии. Я совершенный дурак перед этой картиной. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Это имело большое значение вдальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податногосословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности. В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870х годов художник постепенноуходит от традиций академической школы. Но развитие художника проходило стремительно.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Она не понята была даже Крамским.
Рерих, А. А. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Многие эскизы отличает театральность композиции — освещенный центр окружен темными кулисами леса: Роща, Солнце в лесу, Осень (все – 1898 – 1908, ГРМ). Буря восторгов, поднятая «Лунной ночью на Днепре», буквально перешла границы возможного. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Чтобы избежать давки, публику- пускали в зал группами. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Это полотно овеяно грустным лирическимнастроением, что не свойственно творчеству Куинджи. Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении». Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством. Какие же глубоко серьезные мотивы должны быть налицо у великого художника, чтобы добровольно заточить свое творчество «в тюрьму», чтобы сделать из него тайну для общества. К середине семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Если бы Архип Иванович был, хоть в малой мере причастен к «литературе» – в форме отрывочных записей какого-нибудь дневника или в форме, хотя бы самой непритязательной переписки с друзьями – это, конечно, помогло бы нам в решении загадки. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Вданной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). В 1879 году Куинджи в последний раз принимает участие в выставке Товариществапередвижников.
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Это был взрыв. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии.
Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели «непозволительно роскошную» «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве. Любимый с деревенского детства. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Реализм в литературе (как и в искусстве, вообще, как и в философском умонастроении) всегда покоится, прежде всего, на ясности общественного жизнеощущения. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. В эскизе Поляна в лесу. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Чем же объяснить это молчание Куинджи, это пожизненное заточение его новых картин. Что же открывалось испытующему взору ценителей.
Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. Рылов, К. Б.
Поле это – обширное и прокладывать путь по нему – предприятие рискованное. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Как мы знаем, этого не произошло. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать и родственники отдали мальчика сперва к строительному подрядчику, потом к хлеботорговцу. Что это такое. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей.
Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста., б/г). Картины Куинджи, которые он показал на академических выставках 1868 и 1869 годов («Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «буря на Черном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»), несли на себе следы влияния И. К. Айвазовского. В ней все уныло, безотрадно, тускло. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Успех превзошел, все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Все детали тщательно вырисованы. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1875 году художник пишет картину«Чумацкий тракт в Мариуполе». важнейшим отличием искусства Куинджи становится «погоня за светом» – изображение закатов, восходов и полуденного сияния солнца, лунных ночей – жизни света в его наиболее впечатляющих проявлениях. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Берёзовая роща – символ России. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту.
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. С середины 1870-х гг. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь».
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге., б/г).
Но что поделаешь, если иного, готового пути нет. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Романтическое искусство Куинджи создавало поэтический мир, замкнутый в границы вымысла.
Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. присвоено художнику не сразу.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. Иллюстраций на тему о «неистовости» А. И. Куинджи из всех периодов его жизни можно было бы привести десятки.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
Вглядимся на минуту в эту эпоху перелома – 80-х годов. Ни на один день не «бросал» своего искусства этот стихийный талант. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости.
Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда. Чтобы увидетьзнаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Крамским – идеологом передовых русских художников. Но то же очарование света. Своему детищу – Обществу им.
и потому все могу понять. » И Куинджи настойчиво требует, чтобы репетитор «рассказал» ему задачу. Закончив свое создание, каждый художник, естественно, влечется к общению с публикой. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. В настоящее время картина сильно потемнела, краски потеряли свой цвет.
Петровская, 82). Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. Даже во время последней болезни, он первое время постоянно рисовал в постели. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. В родном городе это было невозможно. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.
Крым», «Морской берег. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
– психология, психологические догадки и гипотезы. Новаторство Куинджи значительно само по себе, но оно еще естественно проросло и в творчестве его учеников. Но скоро им овладевает отчаяние и он кончает самоубийством.
Современники художника отмечали его острый природный ум, оригинальность мышления И. Н. Крамской, например, в письмах шутливо называл его «глубокомысленным греком». Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Летом и осенью 1880 года Куинджи работал над новой картиной. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Огромное влияние на развитие творчества Куинджи оказал великий маринист Айвазовский, который пробудил в молодом мастере желание отображать окружающую действительность в пестрых и насыщенных красках. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. И характер художника ничуть не изменился. Куинджи же сам объяснял так:. Современники рассказывали о нем следующее. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Картина буквально излучала ощущение небывалого спокойствия, застывшей природы, находящейся в ожидании нового дня.
Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Ученики любили и уважали Куинджи. Менделеевым – хорошим знакомым художника. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
О ее цене осведомился морской офицер. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Тогда были представлены три его большие картины: «Север», «Послегрозы» и «Березовая роща». В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. 101-102). Даже чуткий и дальновидный И. Н. Вот в чём его могущество и колдовство (Яруцкий, 1998, с. 110-111).
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Почти до иллюзии убедительно воссоздавая на холсте «свечение» природы, он в то же время обобщает ее образы, переосмысливая классические традиции и усиливая монументально — декоративное звучание картин. Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща».
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Богаевский, А. Борисов. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. Картина или действительность. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Само крестьянство оказалось совсем непохожим на го идеализированное представление о нем, какое легло базисом в теории «кающихся дворян» и наследовавших эти теории «разночинцев». В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В литературе мы видим в эти годы настроение «сумеречного», переходного момента. Изучая природу и опыт русских и зарубежных художников интересуясь оптикой, астрономией, применяя технологические новации, Куинджи стремился «подключить» зрителей к живописной стихии. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Не был принят художниками и «Вечер». Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Тогда Леонтий Спиридонович предложил Архипу заняться торговлей, обещая свою поддержку, но получил ошеломляющий твердый отказ: парень решил стать художником. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Упал раз и изрядно расшибся, но поднялся опять на вышку и покатился – и снова упал. Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Картина или действительность.
Он выставляет в мастерской четыре картины: «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр», новый вариант «Березовой рощи».
Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. В этом варианте художник как бы вспоминал начало своего пути, но не дублировал его. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Определяется и творческий метод художника. В картине нет ярких световых эффектов. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
Тотчас после «Днепра утром» он принимается за «Закат в степи» (начатый еще раньше «Березовой рощи»), затем пишет «Радугу» – пишет, но не выпускает из своей мастерской и никого не пускает в свою мастерскую. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Итак, Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Пейзаж стал необратимо темнеть. Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот – феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти – к И. К. Айвазовскому – и снабжает его рекомендательным письмом к ученику и родственнику Айвазовского А. И. Фесслеру.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. В то же время Куинджи не получил систематического образования и по существу был самоучкой. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, -глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее» (Яруцкий, 1998, с. 117-118). Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Вид на гору Демерджи. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь.
Это – в Натуре вещей. Неужели это художественное впечатление. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
Однако, это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Туман (1898 – 1908, ГРМ) непонятно откуда льющимся светом высвечена лужайка «ирреального» цвета. Для него важно подчеркнуть главное. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Тот рассказал и написал на бумажке ряд формул. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами.
Художник много путешествовал. У Леонида Андреева в одной из повестей («Мои записки») есть прекрасный образ. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
Отец Куинджи был сапожником. Полотна имели успех и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников. Когда Куинджи «замолчал», распространились слухи, что он просто «бросил» живопись, отдался материальным заботам, хозяйственным делам.
Талант Куинджи в статье «Наши художественные итоги» назвали феноменальным: «Куинджи понял натуру гораздо выше чем понимали ее до сих пор натуралисты, – и вследствие этого картинами Куинджи должна действительно начаться новая эра в живописи, они породят особую школу». Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Среди его учеников были Н. К. 20-21).
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » — возразил ему Крамской. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Пейзаж нельзя было назвать удачей.
От картины долго нельзя было отвести взгляд, таким магическим действием она обладала. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Высказывались предположения о каких-то необычных красках, о странных приемах, которые использовал здесь пейзажист. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». «Лунный» пейзаж картины исключает общественную проблематику.
Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). «Куинджи любил учеников. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Выставка 1882 года была последней для художника. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича.
Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Стадо овец на склонах» написан художником широко и свободно, на одном дыхании. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. Подтверждением этому является создание в 1870 году пейзажа «Осенняя распутица».
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». В 1868 году он стал вольным слушателем. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали.
По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881). Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. В благородной тревоге И. Н. Таким образом, в «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности света, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Он видит, как просвечивают сквозь бесплотную массу воздуха солнечные лучи, зажигая на земле разноцветные огни трав и цветов. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Общий колорит и мотив довольно внятно говорят о влиянии Айвазовского.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым «громким» явлением в русской художественной жизни конца ХIХ века. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме.
Рериха. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Критики единодушно отметили успех работ Куинджи их национальную самобытность. Многозначным.
О художнике снова заговорили. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Вот до чего доползла змея клеветы. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Утопизм народнических теорий к 80-м годам выявил себя уже с достаточной определенностью. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя. Но не в характере Архипа Ивановича сдаваться и опускать руки перед препятствиями. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. В 1875 году Архип Иванович становитсячленом Товарищества передвижных художественных выставок. На выставке в Академии художеств в 1872 году Куинджи выставляет картину«Осенняя распутица».
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Рассказывают, что однажды Д. И. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Ах, как живо помню я его за этим процессом. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Куинджи мог быть добрым, мягким и резким вспыльчивым, нетерпимым. Архип стал сиротой.
Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Страдания художника были невыносимы. Этим же настроением проникнута последняя незаконченная картина Куинджи «Ночное» (1905-1908), пожалуй, самая поэтичная и одухотворенная среди произведений художника. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо.
В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). (Яруцкий, 1998, с. 99-100). Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
«Сам-один» в своей каморке он усаживается за «Татарскую саклю». Мальчику не удалось получить образования. И так было до старости, до самых последних дней. Куинджи. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычнуюхудожественную выставку, на которой была представлена только одна картина —«Лунная ночь на Днепре». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Эта тенденция весьма характерна для искусства и литературы начала XX века. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
Куинджи рано остался сиротой. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога.
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Своей отчетливо прозаичной трактовкой темы это произведение уже ничем не напоминает первые работы Куинджи, Но видно в нем и влияние прежнего кумира – Айвазовского.
Не имея возможности содержать мальчика, родственники по достижении десяти лет отдали его в люди: он был учетчиком, служкой на побегушках у купца, раскрашивал фотографии. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Народничество представляло собою стройную и ясную идеологию. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое.
Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Русский писатель И. И. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Айвазовский был маринист. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). (Яруцкий, 1998, с. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Кавказ». Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Все газеты, журналы откликнулись на выставку восторженными статьями. Реальный пейзаж в его интерпретации становится непривычным. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Среди его учеников были Н. К. Рерих, А. А. Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
В «Украинской ночи» он уходит от этого приема. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Художника привлекают свет голубой луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. И он делает это и рисунком и цветом. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи.
Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width/praquo висела на strong /pp styleстене одна.
Затем Архип служил богатому зерноторговцу. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Пытаясь разгадать загадку» обращаясь к близким покойному людям, обращаясь к старым товарищам его по «передвижничеству», обращаясь и к некоторым из учеников его, пользовавшимся его доверием, большинство отвечало: «Вероятнее всего, что после такого небывалого успеха, какой имели «Ночь на Днепре» и «Березовая роща», Архип Иванович уже не желал выступать с вещами, на которые он в этом смысле не надеялся а ведь надо было дать такое новое, чтобы успех его затмил успех прежний. » (Жизнь и творчество А. И. Он любил людей не на словах, а на деле. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. «Эльбрус днем.
Мариуполь, бывший Павловск, был родиной русского художника, который в 1842 году родился в семье грека-сапожника. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Однако дважды проваливается на экзаменах. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
Друзья не понимали причин, волновались. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Наступили долгие годы молчания.
В учениках Куинджи прежде всего бросается в глаза житейская закаленность, понимание жизненных условий, большая работоспособность, любовь к искусству, преданное отношение к учителю, подлинно товарищеские отношения между собой. Это было величайшее заблуждение. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Но тот не унимается: «Позвольте.
И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Это. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Но это были, в сущности, лишь ступени вниз, к его ликвидации.
Тем более это относится к серии «гор». Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Думается, это могло быть привходящим моментом, а. не определяющим.
Художник заточен в тюрьму. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. В 1845 году у него умер отец, а затем и мать. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
я -человек. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.
Однако юноша не соблазняется этим успехом. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Крым», «Крым. Вот почему, как описывает Репин, люди, «в молитвенной тишине» стоявшие перед картиной, уходили из зала со слезами на глазах.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Современники рассказывали о нем следующее. Но боец был Куинджи, не боялся выступать за учащихся, за молодых, а его суровые, правдивые суждения в совете академии были грозными громами против всех несправедливостей.
Почти одновременно с Куинджи замолчал столь далекий от политики, особенно в то время, художник слова, как Л. Н. Толстой: в 1879 году он пишет свою «Исповедь», где отрекается от художественного творчества. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Со второй половины 1870хгодов в его произведениях преобладает восхищение светлой яркой красотой природы. Это проявилось в полотне «Степь в цвету», написанном в 1875 году. Архип Иванович Куинджи постепенно вырабатывает отличную от других художников, декоративную манеру написания пейзажей, которая так полюбилась его современникампосле Пятой передвижной выставки.
Отныне Вера считалась невестой Архипа. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Крым» и многое другое.
Они становятся более индивидуализированными по настроению, отражая чувства, которые испытывает сам художник. Куинджи попросил объяснить и ему. Вся культурная Россия знала Куинджи.
Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Богаевский, А. Борисов. Петербург жил открытием выставки.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. 3. Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. И неустанно рисовал.
И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Отец Куинджи был сапожником. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Пространство строится на спокойных параллелях, на плавном течении цвета, словно завораживающего зрителя.
Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. В этом случае он, впрочем, спасовал перед силой вещей: третьей попытки уже не делал. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Часто изображается художниками и всегда по разному. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.
Успех картины превзошел все ожидания. Яйла», «Горный склон. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Но главное-то, конечно, заключалось в общей гениальности натуры и необыкновенной работоспособности в письме.
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Архип Иванович вместе с женой Верой Леонтьевной присутствуют при открытии. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
Архип Иванович учил живописи Н. К. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа., б/г). Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Его талант вызывает простодушное удивление мариупольских обывателей. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Что это такое. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Исключение было сделано только один раз длянескольких учеников. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
Художники искали новые пути развития. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.
Он держит экзамен и «проваливается» через год держит вторично и опять – на этот раз из тридцати экзаменующихся один – оказывается отвергнутым: экзаменаторы находят неудовлетворительным его рисунок. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Грандиозный успех «Украинской ночи» сделал имя художника столь популярным, что публика начинает осаждать мастерскую задолго до завершения очередного холста.
Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. В Париже в 1878 г. открылась Всемирная выставка.
Успех картины превзошел все ожидания. Пожалуй, лишь два художника с блеском избежали подобной опасности – Куинджи в России и В. Ван-Гог во Франции.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Куинджи. Эта, казалось бы выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая о тусклой, унылой, беспросветной жизни русской деревни, наполнена той щемящей болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов., б/г).
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Своюромантическую настроенность художник передает в картинах «На острове Валааме» и«Ладожское озеро», написанных в 1873 году. В 1874 году Куинджи впервые принял участие в выставке Товариществапередвижников: на Третьей передвижной выставке была представлена егореалистическая картина «Забытая деревня». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги.
Мальчик с детства любил рисовать. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Заточенное, скрытое от человечества творчество – это contradictio in adjecto. Известный критик Эмиль Дюранти, отстаивавший и защищавший творчество импрессионистов, отмечал: «Господин Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Что же говорить о той поре, когда началось «молчание», о поре 80-х годов, когда он, – 40-летний, полный душевных сил и могучего здоровья человек, – весь кипел художественными замыслами.
Какое-то ослепительное, непостижимое видение». И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Просьба его не отклоняется и давнишняя, упорная мечта осуществлена.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. А на самом деле Куинджи, во-первых, обладал врожденным чувством цвета, во-вторых, много экспериментировал с ним.
Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. (Эллины Украины 2010, с. 7).
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. «Сами: по себе луна и солнце, – писал И. Н. Крамской, – не предмет для живописи». Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » (Яруцкий, 1998, с. 97-98) Поэт К. М. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Мир, полный неги, красоты и покоя. Душевная драма Куинджи – многие уверены, что тут была драма ни в каких документах не зарегистрирована.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи. Однако, только после прошения в Академический Совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Скорее нет, не могли. «Березовая роща» – идеал природы. Его мастерская была лабораторией исследователя. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.