В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Говоря окартине«Украинская ночь», Крамской писал вписьме Репину:«Я— совершенный дурак перед этой картиной. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Деньги ислава его неслишком интересовали. Выставка 1882 года была последней для художника. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь». Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Куинджи же сам объяснял так:. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. 3.
В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Искрится легкая рябь на воде. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Крым» и многое другое. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Конечно, это лишь одна из версий. Даже чуткий и дальновидный И. Н. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Рисовал с детства, где только мог. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли.
Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. Рериха. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Крым», «Морской берег. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Его просто-напросто не принимали в Академию. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Их вереница извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем.
УКуинджи была железная хватка. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Архип Иванович учил живописи Н. К. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Русский писатель И. И. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Айвазовский был маринист. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Моросит дождь.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе, Степь в цвету и Степь вечером.
Своему детищу – Обществу им.
Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). О его зоркости слагались легенды.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Художники искали новые пути развития. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Куинджи же сам объяснял так: «. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Крамским – идеологом передовых русских художников.
«Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Ну, так это вот так: художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Архип работал настроительстве церкви инекоторое время жил накухне своего нанимателя. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно.
Пресса неистовствовала, публика валила валом. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Ни дарование, ни желание творить никуда не исчезли. Даже нападки делали это имя еще более значительным. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Кавказ». В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Ведь Кавказ Куинджи символичен. Тишина царит над миром.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Это был взрыв.
Хватило бы на десяток-другой популярных художников. Его мастерская была лабораторией исследователя. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Был членом «Товарищества передвижников».
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше.
Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Архип Куинджи был гениальным промоутером. Его картины«продвигались нарынок» вполном соответствии сзаконами маркетинга ирекламы, втегоды еще несформулированными.
О ее цене осведомился морской офицер. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Стех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались спарнишкой, как сознаменитостью. Наконец он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи становится вольнослушателем академии.
Крым», «Крым. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков. А. И. Куинджи для ежегодных премий. На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России.
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. и А. М.
Впрочем, Куинджи неподозревал отом, что онгениальный промоутер. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось.
На Седьмую выставку передвижников 1879 года Куинджи представил три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща. 20-21). Это был прямой ибесхитростный человек.
Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. Куинджи первым устроил«выставку одной картины». Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Иллюзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эффект с помощью искусственного освещения за картиной.
Она не понята была даже Крамским. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Эта относительная неудача укрепила его в мысли, что участвовать в бегах за славой и восторгами публики противно природе художника. И он замолчал. На тридцать лет. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.
В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника, откоторого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Слухи оботзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи онотказался. Его мастерская была лабораторией исследователя.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Если онвидел цель, тонеостанавливался, пока недобивался своего: повыражению Репина, «буравил землю насквозь». Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Ах, как живо помню я его за этим процессом. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
Отец Куинджи был сапожником. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Вот что писал тонкий и чуткий Крамской: что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип Еще его Лес я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Общество просуществовало до 1930 году, а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия.
Отличный пример целеустремленности и веры. Рано осиротевший сын сапожника, онприехал вПетербург спустыми карманами истал к40 годам миллионером. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
Быть может, это абсолютно новый живописный принцип. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. Имелись неопровержимые свидетельства, например, Репина: «Есть прибор – измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей».
Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Я совершенный дурак перед этой картиной. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
Рассказывают, что однажды Д. И. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Онвпервые использовал искусственное освещение. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Удивительно, но в 1897 году его уволили из этой мастерской за поддержку студенческих волнений.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Любимый с деревенского детства. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Куинджи успел создать ещё около пятисот живописных и трёхсот графических работ, которые оценили после его смерти в полмиллиона рублей.
– восклицал Репин. Художник много путешествовал. И я поверила. Но на долгие годы его единственными зрителями стали Господь и жена Вера. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Противоположный берег тонет во мраке ночи. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Куинджи-пейзажист остается верен себе.
В Белорусском национальном музее находится вариант картины композиционно существенно отличающаяся от первой. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Она стала настоящей сенсацией.
Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. А ведь биография Куинджи не менее удивительна, чем его произведения.
Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Вот до чего доползла змея клеветы.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. И все поверили. Друзья не понимали причин, волновались. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям. В 1880 году в Петербурге на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Но то же очарование света. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Я совершенный дурак перед этой картиной. Что же открывалось испытующему взору ценителей. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.
Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. «Молоденький офицер» оказался великим князем Константином Константиновичем, картину он, разумеется, купил. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. На следующий, 1881 год Куинджи точно так же показал новый вариант «Березовой рощи», а через год — еще три картины.
По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Он любил людей не на словах, а на деле.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Великого князя онпопросту неузнал, лампы использовал, так как боялся, что при солнечном свете здание изкрасного кирпича напротив даст«нетот рефлекс». В. М. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается.
Пожалуй, завсю свою жизнь онпроиграл лишь одно сражение— смироустройством. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Яйла», «Горный склон. С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
Тем более это относится к серии «гор». «Днепр утром» – была спокойной и простой и уже не вызывала тех восторгов, что «Ночь». Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Инежалел ради этой утопической задачи ниденег, нивремени, низдоровья. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое.
Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Поверили в Свет. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Так в1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен вольнослушателем в Академию. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири и грандиозности изображения.
А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Вид на гору Демерджи. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Хозяева невозражали идаже приглашали«навернисаж» соседей. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Работал ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Беспрецедентную выставку одной картины, устроенную вОбществе поощрения художеств, сопровождал невиданный ажиотаж. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Менделеевым – хорошим знакомым художника. Применяя современную терминологию, такую технически оснащенную экспозицию гениального живописца можно расценить как инсталляцию, в которую зритель оказывался погружен с головой.
Друзья не понимали причин, волновались. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. В том числе две с одним названием. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатлённый поездкой художник создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Наступили долгие годы молчания. В картине нет ярких световых эффектов.
Примечательно также, что Куинджи обладал особой чувствительностью зрения. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Неужели это художественное впечатление. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Написав свою знаменитую«Лунную ночь наДнепре», Куинджи показывал еепублике всвоей мастерской— всего подва часа вдень.