Но ни одно произведение Куинджи не отличается таким тонким настроением, такой проникновенной лиричностью, как этот широкий степной пейзаж. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. И после этой, кажется, череды неудач, начался светлый путь становления Архипа Куинджи как всемирно известного пейзажиста. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Архип Иванович Куинджи – известный русский пейзажист греческого происхождения.
Вскоре Куинджи написал несколько пронзительных по воздействию на зрителя пейзажей: «Осенняя распутица» (1872), «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий шлях в Мариуполе» (1875).
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Свидетелями оного похищения были: Крамской, Репин, Волков и Максимов. Кавказ». В 1889 году уединение Куинджи нарушено. Её владельцем стал великий князь Константин.
Но, так или иначе и здесь Куинджи работает ретушёром у фотографа. В 1875 году Куинджи был принят в Товарищество и вторично посетил Париж. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В 1878 году Куинджи получает звание художника 1-й степени.
Крым» и многое другое. Открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. С живописной точки зрения она безупречна. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Однако главным событием года для художника стала женитьба на Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Таков был этот оригинальный человек. В 1845 году Архип Куинджи осиротел и его взяли к себе родственники. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. При этом говорили в семье по-татарски.
Художник много путешествовал. Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. Какое-то время художник мечтал о творческой базе в Крыму, в своём имении. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.
Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В 1870 году образуется Товарищество передвижных художественных выставок. Начинаются великие события.
В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Реакция, вызванная ею, — не восторг, а скорее шок. Конечно, это лишь одна из версий. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Впрочем, «все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут» (Чистяков — Третьякову).
Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Ею восторгаются Репин и Крамской. Огромный успех «светящихся» картин привёл к появлению копий и подражаний, а также, разумеется, подражателей.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными.
Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. В 1873 году на очередной Передвижной выставке появляется его картина «На острове Валаам», которая моментально становится знаменитой. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Сперва мальчик учился греческому языку у «вольного» учителя, а затем недолго посещал школу, основанную греком-митрополитом Костанжоглу. Результат заметно выше необходимого минимума и Куинджи получает звание неклассного художника. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Художники «в первый момент оторопели, они не приготовились, долго были с раскрытыми челюстями и только теперь начинают собираться с духом и то яростно, то исподтишка пускают разные слухи и мнения многие доходят до высокого комизма в отрицании его картин» (Крамской — П. Третьякову).
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В 1868 году на академической выставке появляется картина Куинджи «Татарская деревня при лунном освещении».
Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. В нестеровском высказывании примечательно и другое. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении». В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Он вошёл в Мюссаровское общество со своими 30 учениками, чтобы с ними же выйти оттуда после статьи о «засилье куинджистов» в «Новой Руси». Куинджи знаком с лидером передвижников — И. Крамским и симпатизирует Товариществу.
Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Они стояли рядом с познанием, а искусство мыслилось формой их проявления. Для публики Куинджи — знаменитость, на новые творения которой не посмотреть просто нельзя.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). 20-21). 11 июля 1910 года всё кончается само собой. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние.
И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Грамотному мальчику было поручено ответственное дело — приём кирпича.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стал Куинджи. ». Вид на гору Демерджи. Однако писать художник не перестал.
Компромисс, таким образом, найден и всё, кажется, не так уж плохо. Ко всеобщему изумлению, её автором оказался Клодт. Так, в 1883 году он обвинил Р. Судковского, автора картины «Мёртвый штиль», в плагиате.
Отзыв газеты «Тетрз»: «Ни малейшего следа иностранного влияния или, по крайней мере, никаких признаков подражательности». К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Фамилия его была Еменджи. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Значение творчества Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) не только в том новом и неожиданном, что внесло оно в искусство, но также и в том, насколько велики созданные им художественные ценности. Первое прикосновение к краскам и кистям. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Врачи определили болезнь сердца. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.
Успех исключительный. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Он работает, запершись в мастерской, куда никого не пускает, чуть ли не украдкой. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Пейзаж стал необратимо темнеть.
Куинджи получает репутацию образцового слушателя. На следующей, VIII Передвижной выставке работы Куинджи отсутствуют. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
А как только голос спадёт — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Это была какая-то особая любовь, которая иногда существует в Индии, где понятие учителя — гуру — облечено особым пониманием», — вспоминал Н. Рерих, многое воспринявший у Куинджи и совершенно по-своему претворявший его традиции.
Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. В череде картин, обозначивших новое направление, рамки пейзажа решительно раздвинуты. Их искусство выразило существенные черты общественного сознания того времени. Айвазовский был маринист.
Он любил людей не на словах, а на деле. «Лунная ночь на Украине удивляет, даёт даже впечатление ненатуральности».
У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Итог: Архип Куинджи, «ученик школы профессора Айвазовского» (если версия с покраской заборов верна, такой титул звучит несколько двусмысленно), «за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии в собрании 15 сентября сего 1868 года признан достойным звания свободного художника, которое он и получит, когда выдержит словесный экзамен». Однако словесного экзамена Куинджи выдержать не может — он не имеет элементарных познаний. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Был членом «Товарищества передвижников». Однако он остаётся членом академического совета и доводит 30 своих учеников до диплома, после чего на свои средства везёт их за границу, сам разработав маршрут путешествия: Берлин — Дрезден — Дюссельдорф — Кёльн — Париж (где пробыли совсем недолго)— Страсбург — Мюнхен — Вена.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » — возразил ему Крамской.
В том же году Куинджи избран в ревизионную комиссию Товарищества вместе с М. К. Клодтом. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни».
В 1868 году он стал вольным слушателем. В 1876 году Куинджи написал «непозволительно роскошную» Украинскую ночь. Это уже чересчур и ходатайство отклоняется. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Его ожидания во многом не оправдались. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Но то же очарование света. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Художники искали новые пути развития. Определяется и творческий метод художника.
В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Это 4 картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и третья версия «Берёзовой рощи». Он, однако, храбрился, летом съездил, как обычно, в Крым и всё обошлось благополучно. Рисовать он не перестаёт и даже приобретает некоторую известность. «Берёзовую рощу» покупает Ф. А. Терещенко за 7000 рублей.
Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Разрыв состоялся. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. У мариупольского покровителя искусств есть дочь, Вера.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Опять экзамены. «У Архипа Ивановича всё неизменно сводилось к тому, что художник должен всего себя посвятить искусству, жить только для него не в направлении сила, а в свободном проявлении своей индивидуальности искренности и честности и лучшим условием для воспитания и сохранения этих качеств является объединение художников в одну большую группу — союз, приучающий к солидарности, к моральной и материальной взаимопомощи, которые должны явиться на смену современной обострённой борьбе честолюбия и конкуренции из-за материальных выгод из-за успеха у публики» (Дудин). Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот – феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти – к И. К. Айвазовскому.
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Композиция произведения, драматургия темы разрабатывались достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, была расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени.
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Лунная ночь», «Эльбрус вечером»). Прозрачно небо.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Деньги шли на поощрение молодых талантов. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи.
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Он посещает Германию (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен), Бельгию (Брюссель), Францию (Париж), Великобританию (Лондон), Швейцарию, Австрию (Вена). Но развитие художника проходило стремительно. В благородной тревоге И. Н. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Его отец, Иван Христофорович, был сапожником. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Ни один художник после Брюллова, по свидетельству современников, не пользовался таким шумным успехом, как Куинджи. Особого интереса к паломнику из Мариуполя, впрочем, никто не проявляет. Крамской к этому времени уже умер.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Тишина царит над миром. Слово это — татарское, в переводе оно обозначает «трудовой человек». В 1869 году Куинджи выставляет на академической выставке уже работы — «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Чёрном море при закате солнца» и «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении».
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В толстом «гроссбухе», выданном для этой цели, очень быстро стали появляться не только записи, но и рисунки. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В Украинской ночи художник победил в себе моралиста.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Восторженные воспоминания оставил о ней Нестеров: «Украинская ночь Куинджи, перед которой была все время густая толпа абсолютно пораженных и восхищенных ею зрителей.
Куинджи не сдаёт закон Божий, всеобщую и русскую историю, географию, русский язык. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Обстановка этой «камерной выставки» так таинственна, что её иронически называют «магическим сеансом у Куинджи».
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Они же позаботились о его образовании. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
К сожалению, эта история закончилась скандалом. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Здесь следует иметь в виду, что границы между разного рода «измами» очерчены весьма условно.
Некоторые художники-передвижники поддержали прежнего соратника по Товариществу. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. В 1897 году художник отказывается от преподавания в Академии.
Рисовал с детства, где только мог. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Что же открывалось испытующему взору ценителей. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием – некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. «Березовая роща» – идеал природы. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. С 1870 до 1875 года Куинджи был погружен в идеологию передвижнического искусства, а в 1876 году решительно и безвозвратно порвал с ней. Его работы, в том числе «Украинская ночь», с успехом экспонируются в Париже, на Всемирной выставке.
Через полтора десятилетия она станет женой Куинджи. «Куинджи любил учеников.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Публика волнуется. Наконец устрашающие экзамены позади. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Он так страдает, что временами просит дать ему яду, чтобы всё, наконец, кончилось. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др.
Так, местный купец Кетчерджи-Шаповалов заказывает ему свой портрет. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. И оно пришло, но в следующем столетии.
И художник максимально использует ситуацию — зимой 1881 года он каждое воскресенье открывает на два часа двери мастерской, демонстрируя всем желающим свою новую картину — «Лунная ночь на Днепре». После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Так или иначе, Куинджи возвращается в Мариуполь и устраивается ретушёром к фотографу. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. В 1909 году Куинджи заболел.
Обращаясь к работам Куинджи, особо следует остановиться на картине На острове Валааме (1873). В ней все уныло, безотрадно, тускло.
Резче (и, пожалуй, честнее) всех высказался Богаевский: «Это общество в конце концов будет иметь только одну цель: поощрять и плодить бездарностей в искусстве». В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света.
Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Это был взрыв. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. В 1876 году на очередной Передвижной выставке Куинджи экспонирует одну из самых знаменитых своих картин — «Украинскую ночь». «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
Великий князь так восхищался «Лунной ночью на Днепре», что захватил её с собой в морское кругосветное путешествие, во время которого её ненадолго экспонировали в Париже — впрочем, без особого успеха. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности.
Крым», «Крым. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности.
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Между 1882 и 1910 годами он создал около 500 работ. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Мальчику не удалось получить образования. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Замять его не удалось. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника.
Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. На какое-то время Архип Куинджи перебирается в Одессу. Все они (за исключением 4), стали известны уже только после смерти художника не только широкой публике, но даже ближайшим его друзьям и ученикам.
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Теперь мы уже — начальство». Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. В совершенстве владея ремеслом, которое, во всяком случае, может его прокормить, Куинджи рискует отправиться в Петербург. В северной природе царят гармония и покой. Это я слилось, спаялось с искусством.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Однако «Украинскую ночь» приобретает его брат, С. М. Третьяков и в конце концов она тоже оказывается в галерее. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников.
Впрочем, опыт был не лишним. Кроме того, каждую пятницу мастерская открывалась на 4 часа для всех, желающих получить урок и совет профессора. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. По Петербургу ходят разнообразные слухи. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи.
Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Это совершенно другой, обновленный и технически и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом.
У него оказалось воспаление лёгких. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Но эта правда, проходя сквозь горнило могучей индивидуальности художника, претворялась в ней. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Зато к тому, что уже было показано, художник относился очень ревниво. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Его просто-напросто не принимали в Академию.
Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Куинджи отправляется в Мариуполь собирать необходимые документы. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. В построении пространства большую роль играет свет: темный на переднем плане луг постепенно светлеет и как бы на самой высокой ноте сталкивается на горизонте с темным небом, которое, наоборот, высветляется к переднему плану. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Здесь каждый вечер собираются и много, шумно спорят — сущий студенческий клуб. Крым», «Морской берег. Немало работ было создано под впечатлением поездок на Кавказ («Эльбрус. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Современники рассказывали о нем следующее.
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Вернувшись в Петербург, Куинджи создаёт картину «Забытая деревня» (1874), а после поездки в родной Мариуполь пишет «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1874).
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Добравшись до Ялты, художник почувствовал себя совсем скверно. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. О ее цене осведомился морской офицер. Учился Архип Куинджи посредственно, но уже тогда рисовал, причём постоянно. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.
Стадо в степи», «Пятна лунного света в лесу. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Художники во главе с Крамским недоумевают.
По замечанию Константина Кавелина, этика – это «гигиена духа». Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Художник Р. С. Левицкий — В. Д. Поленову: «Какой-то Куинджи (уф. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Достаточно вспомнить формулу Петра Лаврова: «Философия есть понимание всего сущего как единства и воплощение этого понимания в художественных образах и нравственных действиях». А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, вот таким образом они были написаны в тёмных мрачных цветах.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Куинджи-пейзажист остается верен себе. Искрится легкая рябь на воде. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.
«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Через год он решил повторить поездку. Достоевский называет «Валаам» «национальным пейзажем».
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. В 1868 году он провалился снова, но его картина Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь, допущенная к конкурсу, неожиданно принесла Куинджи звание неклассного художника и разрешение учиться в Академии в качестве вольнослушателя. Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width/praquo висела на strong /pp styleстене одна. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». Мнения остальных членов Товарищества разделились. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Родился Архип Куинджи в Мариуполе.
Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Айвазовского в Феодосии нет. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Аккумулировав в своем творчестве всю память предшествующего развития пейзажной живописи, Куинджи со свойственной ему самобытной неповторимостью трансформировал русский и европейский романтизм, опыт немецких художников дюссельдорфской школы, французских барбизонцев, русский реализм 1870-х годов и все это как бы окрасил собственными открытиями, проложившими путь еще более новым исканиям. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881). Страдания художника были невыносимы. Разумеется, такое решение Куинджи кажется непонятным и даже таинственным.
Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Для современников художника его картины были радостным откровением. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну. Разъярённый Куинджи потребовал изгнать Клодта из Товарищества. Это замечено всеми.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Их видят сначала ученики, потом — избранные зрители. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Картиной восхищаются и «великие», в том числе Д. Менделеев и «особенно» И. Тургенев. Краски горят на белых стенах хаты. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. «Куинджи» — дань семейному преданию, согласно которому дед художника был златокузнецом. На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река.
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Мир, полный неги, красоты и покоя.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями.
Зима», «Эффект заката», «Сумерки»). Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Моросит дождь. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).
Пейзаж нельзя было назвать удачей. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». «Украинская ночь» – начало зрелости мастера.
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Вне всякого сомнения, Куинджи увидел очень много. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Яйла», «Горный склон. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
Художник Чистяков, человек мудрый и добродушный, «вывел», может быть, сам того не желая, жуткую в своём цинизме формулу: «Куинджи — это деньги». В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Рисунки возникли и на стенах кухни Чабаненко, где квартировался юный Куинджи. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. 3.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом.
Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Отец Куинджи был сапожником. После успеха на академической выставке 1869 года новые друзья советуют Куинджи ходатайствовать о присвоении степени «классного художника». Сначала Куинджи пытался создать свой Союз «на основе» общества Е. И. Мюссара, которое занималось оказанием помощи художникам и их семьям. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Общаясь с местными жителями, языком которых он владеет свободно, Куинджи приобретает славу чуть ли мудреца-отшельника. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Современники рассказывали о нем следующее.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Но в 1882 году, достигнув, казалось бы, апогея славы, Куинджи вдруг замолкает. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Часто в небольших эскизах или крошечных этюдах могли у него вмещаться и бездонная небесная сфера и бесконечные пространства земли.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Особенный успех имеет последняя. Приведя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Но он исповедовал другую художественную идеологию, придерживался иного миропонимания.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Старое руководство было признано непригодным для выполнения своих обязанностей. На протяжении последующих 30 лет он выставится всего один раз. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
Люди искусства реагируют сложнее. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Сам Архип Куинджи считал себя греком и исповедовал православие.
Традиции Куинджи и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей — талантливых живописцев конца XIX — начала XX века А. Рылова, К. Богаевского, А. Борисова, Н. Рериха и других. Русский писатель И. И. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну, это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос стал как будто спадать.
Главная сенсация — необычные, словно бы «светящиеся», «фосфоресцирующие» краски и достигнутый с их помощью эффект. Любимый с деревенского детства. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками. Всё началось с того, что вскоре после избрания в газете «Молва» появилась анонимная статья, ругавшая Куинджи. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. До Петербурга он доезжает в безнадёжном состоянии. Ослабевшее сердце не справляется с болезнью и Куинджи мучительно задыхается.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Пока дома нет, владельцы имения живут в шалаше.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Третьяков не купил «Лунную ночь на Днепре». Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения.
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Как мы знаем, этого не произошло. Но многие думали иначе. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Жена хочет отвезти его обратно в Петербург. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Публика очень верно оценила выходку всех чудаков этих» (Чистяков). К 1882 году Куинджи — не просто состоятельный, он — богатый человек.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Он скорее драматичен, нежели лиричен.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — всё равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут или изменятся или разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Не был принят художниками и «Вечер».
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Нет больше выставок Куинджи. Даже чуткий и дальновидный И. Н. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. В дороге художнику становится хуже.
Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
В конце концов победа осталась за Куинджи. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Через год Куинджи на тех же условиях и с таким же невиданным успехом экспонирует следующую свою картину — «Берёзовая роща» (одноимённую картину 1879 года эта работа напоминает разве что наличием берёз). Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.
Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Возвращение Айвазовского не меняет ситуации. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Врачи разрешают переезд только при постоянном наблюдении медсестры.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. За секретом «фосфоресцирующих» красок буквально охотились. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте.
К 1910 году Общество объединяет 101 художника. Далеко не всегда Куинджи нужны были исключительные состояния или явления природы и большие размеры холстов, чтобы передать разнообразие и безмерность окружающего мира.