И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий».
В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. «Сами: по себе луна и солнце, – писал И. Н. Крамской, – не предмет для живописи». Кавказ». Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов.
В том же 1873г. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. В то время он опять работал ретушером.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни.
Но скоро им овладевает отчаяние и он кончает самоубийством. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Мальчику не удалось получить образования. В 1874г.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Он сначала с радостью принимается за творчество. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. (Эллины Украины 2010, с. 7). Ни на один день не «бросал» своего искусства этот стихийный талант.
Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.
Народничество представляло собою стройную и ясную идеологию. Современники рассказывали о нем следующее. В литературе мы видим в эти годы настроение «сумеречного», переходного момента.
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Чем же объяснить это молчание Куинджи, это пожизненное заточение его новых картин. Критики единодушно отметили успех работ Куинджи их национальную самобытность. Мир, полный неги, красоты и покоя. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича.
Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. Крым», «Крым. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем., б/г).
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. О художнике снова заговорили.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Само крестьянство оказалось совсем непохожим на го идеализированное представление о нем, какое легло базисом в теории «кающихся дворян» и наследовавших эти теории «разночинцев».
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Это.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Архип стал сиротой. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.
Деньги шли на поощрение молодых талантов. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Картина выставляется на Академической выставке в том же году, когда Куинджи потерпел фиаско на экзамене. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Это был взрыв. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Крым» и многое другое. Куинджи попросил объяснить и ему. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Успех картины превзошел все ожидания.
В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. Видимо, врожденное чувство прекрасного в натуре великого русского художника противилось изображению натуральных видов унылой действительности. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
101-102). «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
Голову прикрывала соломенная шляпа. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. Не был принят художниками и «Вечер». Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник., б/г).
У Леонида Андреева в одной из повестей («Мои записки») есть прекрасный образ. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Чтобы избежать давки, публику- пускали в зал группами.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. я -человек. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
В этот период Куинджи увлекается суровой красотой северной природы с сочетанием социальных мотивов. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Вот таким образом первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского – Адольфа Фесслера. И неустанно рисовал. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей.
Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. получает звание классного художника.
Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Богаевский, А. Борисов. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. Все детали тщательно вырисованы. Утопизм народнических теорий к 80-м годам выявил себя уже с достаточной определенностью. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. К середине семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу.
на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Крым», «Крым. Куинджи. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Это, видимо, результат недоразумения. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Коренастый юноша с копной густых черных волос и сладкими черносливовыми глазами показался окружающим застенчивым малым. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Рылов, К. Б. Юному Архипу не довелось получить образование.
Ученики любили и уважали Куинджи. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог – Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Просьба его не отклоняется и давнишняя, упорная мечта осуществлена.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Вот в чём его могущество и колдовство (Яруцкий, 1998, с. 110-111).
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству.
«Березовая роща» – идеал природы. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Определяется и творческий метод художника. Талант Куинджи в статье «Наши художественные итоги» назвали феноменальным: «Куинджи понял натуру гораздо выше чем понимали ее до сих пор натуралисты, – и вследствие этого картинами Куинджи должна действительно начаться новая эра в живописи, они породят особую школу».
Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. Что это такое. – психология, психологические догадки и гипотезы. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Ведь Кавказ Куинджи символичен. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Картина или действительность.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. О нем говорили, как о маге и чародее.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Успех превзошел, все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. В 1868 г. Куинджи, наконец, в Академии. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели «непозволительно роскошную» «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Вглядимся на минуту в эту эпоху перелома – 80-х годов. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке.
Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
Скорее нет, не могли. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции.
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Тотчас после «Днепра утром» он принимается за «Закат в степи» (начатый еще раньше «Березовой рощи»), затем пишет «Радугу» – пишет, но не выпускает из своей мастерской и никого не пускает в свою мастерскую. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Закончив свое создание, каждый художник, естественно, влечется к общению с публикой. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
Яйла», «Горный склон. Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. (Яруцкий, 1998, с. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Заточенное, скрытое от человечества творчество – это contradictio in adjecto.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Художник заточен в тюрьму. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. И характер художника ничуть не изменился. Если бы Архип Иванович был, хоть в малой мере причастен к «литературе» – в форме отрывочных записей какого-нибудь дневника или в форме, хотя бы самой непритязательной переписки с друзьями – это, конечно, помогло бы нам в решении загадки. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. А. И. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике., б/г). Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. В родном городе это было невозможно.
О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Часто изображается художниками и всегда по разному. В другой раз он попал на каток и, впервые в жизни надев коньки, сразу стал скатываться с горы. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Изучая природу и опыт русских и зарубежных художников интересуясь оптикой, астрономией, применяя технологические новации, Куинджи стремился «подключить» зрителей к живописной стихии. В северной природе царят гармония и покой.
В 1873г. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.
Поправка за поправкой вводились одна за дртой в некогда могучее и столь увлекательное миросозерцание. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Солнце становится в картине главным действующим лицом. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возражает Крамской. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Отец Куинджи был сапожником.
Крым» и многое другое. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Тот рассказал и написал на бумажке ряд формул. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. С середины 1870-х гг. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
Пожалуй, только Федор Васильев в незаконченной работе Осень приблизился к живописной свободе картины После дождя. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко.
Ввиду того, что в это же время он применял декоративную живопись, ставшую самой примечательной особенностью куинджевского творчества, оставались в тени замечательные успехи художника в реалистической живописи. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Реализм в литературе (как и в искусстве, вообще, как и в философском умонастроении) всегда покоится, прежде всего, на ясности общественного жизнеощущения.
И так было до старости, до самых последних дней. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Даже во время последней болезни, он первое время постоянно рисовал в постели.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881). важнейшим отличием искусства Куинджи становится «погоня за светом» – изображение закатов, восходов и полуденного сияния солнца, лунных ночей – жизни света в его наиболее впечатляющих проявлениях.
Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.
Манера письма – легкая, свободная. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Общий колорит и мотив довольно внятно говорят о влиянии Айвазовского. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами.
В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
В этом случае он, впрочем, спасовал перед силой вещей: третьей попытки уже не делал. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь».
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Вид на гору Демерджи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Среди его учеников были Н. К. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Рерих, А. А. Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера., б/г).
Затем Архип служил богатому зерноторговцу. Айвазовского в это время в Феодосии не было. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». А. И. Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Иллюстраций на тему о «неистовости» А. И. Куинджи из всех периодов его жизни можно было бы привести десятки. Они по-детски просты и естественны. Куинджи. В ее художественном отделе демонстрировались произведения Куинджи.
Но это были, в сущности, лишь ступени вниз, к его ликвидации. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В итоге победа осталась за последним.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » (Яруцкий, 1998, с. 97-98) Поэт К. М. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Отец Куинджи был сапожником. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. И все же шумный успех картин Куинджи в то время, когда первым и едва ли не единственным мерилом искусства, было, мерило идейности и гражданственности, может на первый взгляд показаться странным. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Когда Куинджи «замолчал», распространились слухи, что он просто «бросил» живопись, отдался материальным заботам, хозяйственным делам. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Почти до иллюзии убедительно воссоздавая на холсте «свечение» природы, он в то же время обобщает ее образы, переосмысливая классические традиции и усиливая монументально — декоративное звучание картин. Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща».
Но не в характере Архипа Ивановича сдаваться и опускать руки перед препятствиями. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. «Сам-один» в своей каморке он усаживается за «Татарскую саклю». Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам.
Суворовым. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
и потому все могу понять. » И Куинджи настойчиво требует, чтобы репетитор «рассказал» ему задачу. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. В конце концов победа осталась за Куинджи. Крым», «Морской берег. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Что это такое. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Отныне Вера считалась невестой Архипа.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Но тот не унимается: «Позвольте. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками. Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Однако юноша не соблазняется этим успехом.
Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной.
Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Пейзаж стал необратимо темнеть. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Существует история, что зрители заглядывали за полотно, чтобы узнать, нет ли там лампочки, подсвечивающей полотно. Вступление это было вполне закономерным: оно отвечало взглядам художника на задачи искусства.
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Однако учеником Академии он так и не стал. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей.
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Поле это – обширное и прокладывать путь по нему – предприятие рискованное. В городе имелось Общество изящных искусств. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Крым», «Морской берег.
У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Берёзовая роща – символ России. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. А в дни здоровья – уже старик – каждое утро то лежа в постели разрабатывал карандашные эскизы, то в одном белье бежал в мастерскую внести новый, пришедший ему в голову штрих в какую-нибудь из своих неоконченных картин. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Думается, это могло быть привходящим моментом, а. не определяющим.
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Но А. И. Куинджи умел побеждать.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского».
Вид на гору Демерджи. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками.
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Это был взрыв. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек».
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени. Это было величайшее заблуждение. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
Репетитор объяснял, сложную алгебраическую задачу на решение уравнений. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Но что поделаешь, если иного, готового пути нет. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
Летом Куинджи вывозил своих учеников в свое крымское имение, а в апреле 1898 г. повез всех своих питомцев за границу на собственные средства. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Мальчик с детства любил рисовать. Петербург жил открытием выставки.
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Острые общественные проблемы как бы заставили Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием – некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. (Яруцкий, 1998, с. 99-100).
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Яйла», «Горный склон. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Почти одновременно с Куинджи замолчал столь далекий от политики, особенно в то время, художник слова, как Л. Н. Толстой: в 1879 году он пишет свою «Исповедь», где отрекается от художественного творчества. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Что же говорить о той поре, когда началось «молчание», о поре 80-х годов, когда он, – 40-летний, полный душевных сил и могучего здоровья человек, – весь кипел художественными замыслами. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал.
В ней все уныло, безотрадно, тускло. Для современников художника его картины были радостным откровением. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Чтобы заработать на жизнь пас гусей, подручным помогал при постройке храма, нанимался на работу к хлебную лавку, в свободное время познавал греческую грамоту у местного учителя Грека, в последствии его взяли на обучение в Мариупольское училище. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Пытаясь разгадать загадку» обращаясь к близким покойному людям, обращаясь к старым товарищам его по «передвижничеству», обращаясь и к некоторым из учеников его, пользовавшимся его доверием, большинство отвечало: «Вероятнее всего, что после такого небывалого успеха, какой имели «Ночь на Днепре» и «Березовая роща», Архип Иванович уже не желал выступать с вещами, на которые он в этом смысле не надеялся а ведь надо было дать такое новое, чтобы успех его затмил успех прежний. » (Жизнь и творчество А. И. Он держит экзамен и «проваливается» через год держит вторично и опять – на этот раз из тридцати экзаменующихся один – оказывается отвергнутым: экзаменаторы находят неудовлетворительным его рисунок. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Страдания художника были невыносимы. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Кавказ». Какие же глубоко серьезные мотивы должны быть налицо у великого художника, чтобы добровольно заточить свое творчество «в тюрьму», чтобы сделать из него тайну для общества. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Упал раз и изрядно расшибся, но поднялся опять на вышку и покатился – и снова упал.
Архип Иванович вместе с женой Верой Леонтьевной присутствуют при открытии. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Его просто-напросто не принимали в Академию. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. В Париже в 1878 г. открылась Всемирная выставка.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку – со временем краски потемнели и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других». Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, -глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее» (Яруцкий, 1998, с. 117-118).
Жена Репина Н. Б. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В картине явно просматривается влияние Айвазовского. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Среди многих ярких имен, оставивших глубокий след в российской и мировой живописи, фигура замечательного мастера кисти Куинджи стоит особняком. Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Это – в Натуре вещей. Картина или действительность. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался.
Но дочь Вера заупрямилась и заявила папеньке Леонтию Спиридоновичу, что ни за кого, кроме как за бедняка Архипа, замуж не пойдет и никаких других женихов видеть не желает. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов.