На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».
Художник-новатор. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
Художник света». Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. О его зоркости слагались легенды.
На этом заканчивается его юность. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. О нем говорили, как о маге и чародее. В конце концов победа осталась за Куинджи. Так же и Вера.
Любимый с деревенского детства. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.
Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, вот таким образом они были написаны в тёмных мрачных цветах. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
Луна. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Спустя два года он создал своё собственное общество художников, которое целиком и полностью существовало на его средства. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Его просто-напросто не принимали в Академию. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Кавказ». Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Это был взрыв. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Днепр. Крым», «Крым.
Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Был членом «Товарищества передвижников». Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Но то же очарование света.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В ответ на требования Ярошенко порвать с Академией Архип Иванович сказал, что это невозможно, там молодёжь, там его ученики.
И ждала. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. И характер художника ничуть не изменился. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Никто не мог понять, что происходит. Художник много путешествовал. Яйла», «Горный склон.
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. и А. М. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. О том, что произошло, говорили разное. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Этого не произошло. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Но решение было принято.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны.
Его успели удержать. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное». Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения.
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Через год был возвращён обратно. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Крым» и многое другое. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Вместо фамилий у них были прозвища. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Это есть выражение моих личных мыслей».
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Крым», «Морской берег. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Начиналось всё нехорошо. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
С 1866 года Куинджи – в Академии. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Куинджи захотел его сопровождать.
Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. В этот момент, на пороге и наступила смерть.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. Как-то в гостях у Менделеевых Николай Александрович вдруг вспомнил, что должен пойти на собрание передвижников.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
В. М. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Набивалось до 200 человек. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.
В том числе две с одним названием. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Открыл входную дверь. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Хозяевам нравилось.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. По вечерам начиналось веселье. "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н.
Берёзовая роща – символ России. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Нет, понимаю. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Эти люди не выносили масок. Имелись неопровержимые свидетельства, например, Репина: «Есть прибор – измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей».
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). От него Рерих взял и развил в своём искусстве до недостижимой высоты и Космическое видение мира и монументальную архитектонику в изображении гор и храмов и силу света. Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». С Куинджи поехали 12 человек.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Однажды Дмитрий Иванович Менделеев собрал у себя в физическом кабинете при университете нескольких художников-передвижников. Это усиливало эффект лунного сияния. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Прекратив свою выставочную деятельность в 1882 году, Куинджи не ушёл от людей только в творческий поиск.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Н. К. Рерих знал и удивительную доброту своего Учителя и аскетическую его скромность в бытовой жизни.
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму.
Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». К большому сожалению из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника. Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. Удивительно, но в 1897 году его уволили из этой мастерской за поддержку студенческих волнений. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями.
– Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». 21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
Эта его способность в полной мере проявилась в знаменитых картинах 1870-х годов и последовавших за ними произведениях. Академия помогала в этом немногим избранным. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). «Да зачем вам. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Так продолжалось восемь лет.
Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Русской педагог не знал. И было лишь началом.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. У Куинджи была железная хватка. Но далее началось сплошное расстройство.
Обошлось это в сто тысяч рублей. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). В двадцать с небольшим он отправился в путь. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного.
О ее цене осведомился морской офицер. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
И только ему одному – Куинджи – было отказано. Быть может, это абсолютно новый живописный принцип. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Часто изображается художниками и всегда по разному.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое».
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Примечательно также, что Куинджи обладал особой чувствительностью зрения.
Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь». По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Греков – на другую сторону Азова.
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Вид на гору Демерджи. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща".
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). А. Куинджи 1870г Одна из последних фотографий Куинджи А. И. Куинджи с группой своих учеников, 1896 Профессор А. И. Куинджи с учениками, 1895 Д. И. Менделеев и А. И. Куинджи за шахматами, 1907 Архип Иванович в мастерской, 1896 А. И. Куинджи А. И. Куинджи, 1907 Могила Куинджи в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры Иван Крамской жаловался Третьякову в письме: Что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное. – «Тысяч пять».
– Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Всё я сидел, смотрел и думал. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Скромный по размеру пейзаж. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Отец Куинджи был сапожником. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Тургенев писал, что французов оно потрясло. Такие работы как Ночь на Днепре, Берёзовая роща произвели большое впечатление на его современников и за многие свои картины мастер был награждён премиями, званиями и медалями, а самое главное – известностью.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Главное – свет, дарующий покой и надежду.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Они по-детски просты и естественны. А разве не так нас учит Господь.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Армян отправили на Дон. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу.