Архип Иванович Куинджи умер 11 (24)июля1910 г. в Санкт-Петербурге. Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи.
Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.
В конце концов победа осталась за Куинджи. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Крым», «Крым. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Отец Куинджи был сапожником. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.
Тишина царит над миром. А разве не так нас учит Господь. Мир, полный неги, красоты и покоя. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Пейзажист.
Всё я сидел, смотрел и думал. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Это величественное, торжественное зрелище погружает в раздумье о вечности и непреходящей красоте мира. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.
Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Это есть выражение моих личных мыслей».
Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Тем более это относится к серии «гор». Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Армян отправили на Дон. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Мальчик с детства любил рисовать. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Выставка 1882 года была последней для художника. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи).
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. В Ночном – прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Открыл входную дверь. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. И оно пришло, но в следующем столетии. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. – «Тысяч пять». Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Он любил его и не знал, как будет обходиться без своей крыши, найдут ли его птицы в новом жилище. Богаевский, А. Борисов. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Менделеевым – хорошим знакомым художника.
Начиналось всё нехорошо. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. В северной природе царят гармония и покой. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Сравните работы двух его учеников – первого живописца русской Арктики Александра Борисова и Николая Рериха.
Ведь Кавказ Куинджи символичен. Ученики любили и уважали Куинджи. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Среди его учеников были Н. К. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость.
По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины Вечер на Украине, Христос в Гефсиманском саду, Днепр и Березовая роща, которыми они были восхищены. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Это усиливало эффект лунного сияния. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Определяется и творческий метод художника.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг.
Искрится легкая рябь на воде. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Эта редкая слитность, это единство личности и дела жизни, эта двуединость – вот основная характеристика Куинджи. Этой работой начался т. н. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Она не понята была даже Крамским. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. В этой картине художник уходит от реализма к романтизму, но не академическому, а с абсолютно новыми приёмами живописи. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев.
Вместо фамилий у них были прозвища. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Художник много путешествовал.
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники). Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.
Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Они по-детски просты и естественны. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя.
Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). – «Хорошо, я её оставляю за собой». Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
Но решение было принято. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Таков был этот оригинальный человек. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Страдания художника были невыносимы. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Как мы знаем, этого не произошло. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой – продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет.
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Обошлось это в сто тысяч рублей. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер».
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Крамским – идеологом передовых русских художников. По вечерам начиналось веселье.
Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. Наступили долгие годы молчания. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
О том, что произошло, говорили разное. В пейзаже нет отвлекающих внимание деталей, поляна выглядит плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрятся условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана – гладкоокрашенным театральным фоном. Даже нападки делали это имя еще более значительным. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В скандал были втянуты и другие петербургские художники, одни из которых выступили на стороне Судковского, другие— на стороне Куинджи. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны. Был членом «Товарищества передвижников». Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. При жизни художник не любил рассказывать о себе, вот таким образом о его детстве и юности известно очень немногое. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Несколько мелких деталей – дома, пасущаяся корова, деревья – сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Эта картина написана в 1879 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Куинджи ведал приёмкой кирпича, а в свободное время расписывал стены кухни, где его поселили. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Пытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски и красил забор.
Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Необъятная степь, не имеющая ни конца, ни края и над ней бездонное серебристо-серое небо, словно завешенное легкой пеленой облаков. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Рисовал с детства, где только мог.
Крым», «Морской берег. Друзья не понимали причин, волновались. Сила света в картинах Куинджи, то яркого, праздничного, то таинственно мерцающего, породила даже легенду о лунных красках, которыми будто бы пользовался художник. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Архип Иванович учил живописи Н. К. Картина или действительность.
О нем говорили, как о маге и чародее. В пятнадцать Архип Куинджи отправился в Феодосию искать удачу в мастерской Айвазовского, потом в Одессу, потом – в Петербург, не имея ни денег, ни знакомств, ни связей. В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ). «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Куинджи захотел его сопровождать.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»).
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. И было лишь началом. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы – написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Моросит дождь.
Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.
КУИНДЖИ, АРХИП ИВАНОВИЧ (1841–1910), русский художник. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Противоположный берег тонет во мраке ночи. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Рылов, К. Б. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. В этот момент, на пороге и наступила смерть. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Отец Куинджи был сапожником.
Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). А потом упорно из года в год все делал новые попытки. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. На этом заканчивается его юность. Рерих, А. А. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Редко приходится биографу заниматься характеристикой столь оригинальной, столь исключительно-самобытной натуры. Хозяевам нравилось.
Никто не мог понять, что происходит. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
С Куинджи поехали 12 человек. Греков – на другую сторону Азова. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В двадцать с небольшим он отправился в путь.
Берёзовая роща – символ России. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. «Березовая роща» – идеал природы.
Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. В. М. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
Рассказывают, что однажды Д. И. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири и грандиозности изображения. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Что это такое. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Своим творчеством Куинджи опередил время, открыв новое романтическое движение, вырвавшееся на простор XX века.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы.
Мальчику не удалось получить образования. Краски горят на белых стенах хаты. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Рериха. Успех картины превзошел все ожидания. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Вот до чего доползла змея клеветы. Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Перед нами было одно из чудес природы мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям.
Куинджи же сам объяснял так:. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Это был взрыв.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ). Его просто-напросто не принимали в Академию. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. В ней все уныло, безотрадно, тускло. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Вид на гору Демерджи.
Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Не был принят художниками и «Вечер».
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. Однако это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей.
Мерцающий серебристо-зеленый свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Я совершенный дурак перед этой картиной. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Его мастерская была лабораторией исследователя. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. И характер художника ничуть не изменился. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Так продолжалось восемь лет. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе, Степь в цвету и Степь вечером.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Художник заложил основы романтического искусства и остановился, словно ожидая подкрепления. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». В картине нет ярких световых эффектов.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Скромный по размеру пейзаж. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Это я слилось, спаялось с искусством. Знают как строгого критика и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. И ждала. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Неужели это художественное впечатление. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой).
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными. Пейзаж стал необратимо темнеть. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. А повернулся направо – даже море видно А в другую сторону Смольный, а за ним леса, даль эдакая, всё тонет в дымке, всё залито солнцем. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Но далее началось сплошное расстройство. Крым» и многое другое. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Петербург жил открытием выставки.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Петровская, 82). Публика и критики считали, что Куинджи исчерпал себя, но это было не так: художник продолжал неустанно работать в разных стилях, одновременно ища новые пигменты и грунтовые основы для красок, чтобы они были устойчивы к влиянию воздушной среды и сохраняли бы свою первоначальную яркость.
Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Нет больше выставок Куинджи. Днепр.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
Кавказ». Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Первое прикосновение к краскам и кистям.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Существует история, что зрители заглядывали за полотно, чтобы узнать, нет ли там лампочки, подсвечивающей полотно. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Своему детищу – Обществу им. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Яйла», «Горный склон. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков.
«Да зачем вам. – восклицал Репин. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Тем не менее с мальчика неведомо тянуло к рисованию, приходилось рисовать на разных старых клочках бумаги, как озорник обрисовывал стены и заборы, наподобие современных мальчишек рисующих граффити. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Русской педагог не знал.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Эти люди не выносили масок. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. В благородной тревоге И. Н. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям.
Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Нет, понимаю. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Художник увлеченно пишет красоту северной природы. Весной 1874 года Куинджи поехал на родину в Мариуполь, чтобы жениться на девушке, которая его давно ждала – купеческой дочери Вере Кетчерджи. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Одним из ближайших друзей Архипа Ивановича стал Дмитрий Иванович Менделеев, помогавший искать новые составы красок. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывает бледное северное солнце. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.
О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Его успели удержать. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В том числе две с одним названием. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Часто изображается художниками и всегда по разному.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Но зрители хлынули бесконечным потоком. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Через год был возвращён обратно. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Академия помогала в этом немногим избранным.
и А. М. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.
Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: для того, чтобы полнее передать красоту и эффекты изображённые на картине, он задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Луна.
Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Набивалось до 200 человек. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. О ее цене осведомился морской офицер. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».