Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Наконец Архип Куинджи решается официально вступить в ряды художников передвижников и став полноправным членом данной организации в 1878 году написал 2 картины (Вечер на Украине) и (Лес). Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Архип Куинджи (при рождении Куюмджи (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года. Архип Иванович Куинджи умер 11 (24)июля1910 г. в Санкт-Петербурге. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Архип Иванович Куинджи.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Деньги шли на поощрение молодых талантов. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Никто не мог понять, что происходит. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. К несчастью из-за красок, которые оказались химически несовместимы и не выдержали испытания временем, некоторые полотна Архипа Ивановича, можно сказать, умерли. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Иллюзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эффект с помощью искусственного освещения за картиной. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Рерих, А. А. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети.
Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Неужели это художественное впечатление. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Таков был этот оригинальный человек. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Рассказывают, что однажды Д. И. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Крым», «Морской берег. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Вид на гору Демерджи. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро».
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Так продолжалось восемь лет. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
«Да зачем вам. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
Безуспешно. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. По вечерам начиналось веселье.
Пейзаж стал необратимо темнеть. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник.
С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Открыл входную дверь. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
В 1908 г. ряд живописцев – участников академических выставок – решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Они по-детски просты и естественны. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.
Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Но одна привязанность оставалась у него неизменной, целиком овладевшей им, — это страсть к рисованию. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. В 1865 году, в возрасте 24 лет, Куинджи уезжает в Петербург. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В северной природе царят гармония и покой.
Но далее началось сплошное расстройство. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Петровская, 82). Начиналось всё нехорошо.
В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Архип Иванович учил живописи Н. К. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Мир, полный неги, красоты и покоя. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Его успели удержать.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.
В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Купец отказал, пояснив, что Архип должен стать обеспеченным человеком, а не морить себя голодом. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Рисовал с детства, где только мог.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.
В картине нет ярких световых эффектов. В том числе две с одним названием. Крамским – идеологом передовых русских художников. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере.
Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Обошлось это в сто тысяч рублей.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Так же и Вера. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Петербург жил открытием выставки. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Известно, что приняли Куинджи в Академию только спустя два года. Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию.
Главное – свет, дарующий покой и надежду. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. На этом заканчивается его юность. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. Тишина царит над миром.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Что это такое. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. 1842-191-0 г. г. Архип Иванович Куинджи родился в Крыму в Мариуполе, в семье бедного сапожника, грека по национальности. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками.
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. – «Тысяч пять».
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась известно только название «Татарская сакля в Крыму»), пришла к заключению, что автору вполне можно присвоить звание «свободный художник». Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. О ее цене осведомился морской офицер. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.
Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Куинджи захотел его сопровождать. Выставка 1882 года была последней для художника. В конце концов победа осталась за Куинджи. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Все окна были занавешены, освещение было электрическим, так что луч света был направлен на картину. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.
Не был принят художниками и «Вечер». Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.
Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Вот до чего доползла змея клеветы.
Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Это я слилось, спаялось с искусством. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается.
Рериха. Куинджи же сам объяснял так:. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа. Он пытается поступить в художественную Академию.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. И характер художника ничуть не изменился. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году.
Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
Ведь Кавказ Куинджи символичен. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Видя это, молодой Рерих не мог не чувствовать какого-то особого родства своего Учителя с небом, его обитателями. 21 марта 1879 года А. И. Куинджи и М. К. Клодт были избраны в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года Куинджи окончательно порвал с передвижниками.
Днепр. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
Крым» и многое другое. Отец Куинджи был сапожником. Набивалось до 200 человек. Но зрители хлынули бесконечным потоком. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.
По позднейшим документам Куинджи значился учеником школы Айвазовского, установлен факт его пребывания в Феодосии, но учился ли он у самого мариниста или у одного из его учеников, сказать трудно. По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». И было лишь началом.
Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). В благородной тревоге И. Н. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
«Березовая роща» – идеал природы. Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Художник много путешествовал.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. И оно пришло, но в следующем столетии. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Так вот, Куинджи не просто показал лучший результат, его дар выходил за пределы, доступные человеческому зрению. Краски горят на белых стенах хаты. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру.
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. – восклицал Репин.
«Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь».
Армян отправили на Дон. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира.
Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Не знаю, ощущал ли Архип Иванович тот гул, то дрожание земли, которое предшествует землетрясениям. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками.
Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Как мы знаем, этого не произошло. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
Этого не произошло. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Крым», «Крым. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. По воспоминаниям товарищей, учился он плохо, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале— на стенах, заборах и обрывках бумаги. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников и известность Куинджи выросла в разы. Нет больше выставок Куинджи. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Успех картины превзошел все ожидания. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Это был взрыв. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Это усиливало эффект лунного сияния. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывает бледное северное солнце.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Ученики любили и уважали Куинджи. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Художник света». Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Греков – на другую сторону Азова. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. Снизошел до обучения Архипа лишь брат великого мариниста.
Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Наступили долгие годы молчания. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Следующая попытка также оказалась напрасной. Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Для учебы времени не было. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли бесследно. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.
Академия помогала в этом немногим избранным. Через год был возвращён обратно. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Для современников художника его картины были радостным откровением. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста.
На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Хозяевам нравилось.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». А разве не так нас учит Господь.
Часто изображается художниками и всегда по разному. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Но решение было принято. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).
Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Луна.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. С Куинджи поехали 12 человек.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Куинджи (изменение фамилии было граничит с ее турецким звучанием, что не упрощало жизнь художника в России) научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки, что вызвало уважение даже у великого мастера. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Она не понята была даже Крамским.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».
Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. В этот момент, на пороге и наступила смерть. О нем говорили, как о маге и чародее. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
"Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках».
С 1866 года Куинджи – в Академии. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег.
Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Тургенев писал, что французов оно потрясло.
Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. И ждала. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Искрится легкая рябь на воде.
Первое прикосновение к краскам и кистям. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Он и дал несколько уроков юному греку. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Среди его учеников были Н. К.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатлённый поездкой художник создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем.
Мальчик с детства любил рисовать. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. По целостности впечатления, производимого картинами Куинджи, он напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но Куинджи более однороден в тонах каждой картины и, сосредоточивая тем внимание зрителя, не дает ему разнообразия после удовлетворения первого впечатления. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо.
О том, что произошло, говорили разное. Рылов, К. Б.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Его просто-напросто не принимали в Академию. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Куинджи не выявляет свои духовные порывы, не субъективизирует восприятие пронесшейся грозы, а старается запечатлеть ее в реальном, объективном качестве. Тем более это относится к серии «гор».
От него Рерих взял и развил в своём искусстве до недостижимой высоты и Космическое видение мира и монументальную архитектонику в изображении гор и храмов и силу света. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Среди многих ярких имен, оставивших глубокий след в российской и мировой живописи, фигура замечательного мастера кисти Куинджи стоит особняком.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В. М.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Берёзовая роща – символ России.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Греческие семьи большие, вот таким образом и будущему художнику удалось избежать приюта. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. И только ему одному – Куинджи – было отказано. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех.
Каждую пятницу его мастерская в Академии открывалась на четыре часа для всех желающих получить совет профессора Куинджи. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Темные люди не могли переварить славу Куинджи, когда статья о его Украинской ночи начиналась словами: Куинджи – отныне это имя знаменито. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Сын грека-сапожника Куюмджи Архип рано остался сиротой. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. В настоящее время полотно, написанное в 1880 г. хранится в Государственном русском музее, а два других в Государственной Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее. С 1894 г. по 1897 г. Архип Иванович Куинджи работал профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г. Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь».
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Яйла», «Горный склон. Моросит дождь. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
Архип Иванович продаёт дом ради того, чтобы отвезти учеников в Европу, познакомить с новейшими достижениями мировой живописи. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Он воспитывался в доме дяди и не чувствовал себя хоть в чем-то обделенным. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Всё я сидел, смотрел и думал. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
Картина или действительность. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Художник-новатор.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Друзья не понимали причин, волновались. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным.
Звание давало возможности, но не давало дохода. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Определяется и творческий метод художника. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. В пейзаже нет отвлекающих внимание деталей, поляна выглядит плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрятся условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана – гладкоокрашенным театральным фоном. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой.
Эти люди не выносили масок. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.
В двадцать с небольшим он отправился в путь. Кавказ». В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника.
Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Своему детищу – Обществу им. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Богаевский, А. Борисов. и А. М.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Зеленью прописаны белые мазанки и фиолетовый ручей, дабы выдержать цветовые отношения на плоскости полотна и не прервать его резким цветом. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Даже нападки делали это имя еще более значительным. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Пейзаж нельзя было назвать удачей.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Русской педагог не знал. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Вместо фамилий у них были прозвища. Страдания художника были невыносимы. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской.
Нет, понимаю. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Я совершенный дурак перед этой картиной. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Это есть выражение моих личных мыслей». В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Мальчика интересовала только одна вещь на свете — живопись или рисование. Скромный по размеру пейзаж.
Своим творчеством Куинджи опередил время, открыв новое романтическое движение, вырвавшееся на простор XX века. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Рано лишился родителей и жил в большой бедности.