Несомненно то, что Иван Шишкин являлся истинно народным художником. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Был похоронен на Смоленском православном кладбище1. 1884 г. 20. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Первая мысль заняться офортом пришла ему в Цюрихе в 1864 году. Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Если в ранних этюдах и картинах он скорее рисовал кистью, отмечая приметы пейзажа и не всегда умея подчинить частное общему, то с конца 70-х годов он полностью овладел тональной живописной системой. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Тайга 1880 пять отпечатков 51. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Картина Полдень. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано. Воробьев. Чувствуется глубина оврага, глушь. Тихий вечер 1876 два отпечатка 36. Можжевельник 1885 4 отпеч.
Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Ничуть не бывало. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора. Доски нет 29. Это несомненно.
Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Мостик 1873 6 отпечатков 22. Буковая роща 1870 в 4 вид.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. В 1886 г. сам художник выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Деревенское утро с кар. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. (Chichkine) — профессор пейзажной живописи, рисовальщик и офортист. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Это очевидно. Цветы и травы 1879 есть оттиски белой краской по темному фону 16. Сиверская» (середина 80-х годов) и «Заросший пруд на опушке леса. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Зима 1885 два отпечатка 55. В 1870-х гг. В окрестностях Москвы» (1869) — проявилось влияние традиций романтизма.
Темный лес 1885 шесть отпечатков 58. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». В его картинах: «Сосновый бор. Чатырдаг 1885 пять отпечатков 66. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
он помогает человеку настроиться на торжественный лад, подняться до его величия. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году.
Чернолесье 1885 семь отпечатков 75. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Много работал Шишкин и за границей. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Биография художника зашифрована в его творениях. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
В ранних работах: «Вид на острове Валаам» (1858), «Рубка леса» (1867), «Полдень. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. «Полдень.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Иван Шишкин – сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Род. Глушь 1875 в 43 "Пчелы" за 1875 3. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работя над новой картиной. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. доски нет 25.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Побывал молодой русский художник и в Женеве, где познакомился с работами Диде и Калама. (1831—1898) — художник-пейзажист, рисовальщик и гравер. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных».
Сухие березки 1888 23. Шишкин перебрался в Швейцарию, в Цюрих, где полгода рисовал под руководством художника-анималиста Рудольфа Коллера. И все-таки И. И. Шишкин — прежде всего мастер большой эпической пейзажной картины. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». 3. Примером таких работ является картина Рубка леса. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Первая — «Дождь в дубовом лесу». Сосны 1885 пять отпечатков 56. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Характерна в этом смысле «Рожь». Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Воробьева. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией.
У костра 1873 в 6 отпечатках 16. Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее, немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени». Картины «Прогулка в лесу» и «Полдень. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Список его офортам по 1883 г., по собранию Е. Е.
Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Лесной пейзаж кажется необъятным. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Ели в Шуваловском парке 1886 два отпеч. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Людаг 1892 98. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Сосна на лугу 1878 3 отпечатка 48. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Однако академический условно-романтический пейзаж его не удовлетворял. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Опушка 1885 семь отпечатков 73. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. К ним относятся Уголок заросшего сада. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Так писались и «Сосновый бор.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
А оригинальность своя ещё слишком юна и надо силу», писал Иван Шишкин в письме другу в Россию. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. В 1884 году он создал величественный пейзаж-панораму «Лесные дали», в котором.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Полдень 1873 28. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Крестьянка с коровами 1873 3 отпечатка 24. Закат 1876 доски нет 35.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. У работы было очень много положительных отзывов. Природа насыщена сырым воздухом.
Все вокруг погружено в зимний сон. Сухие березки 1888 тринадцать отпечатков 96. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Лес на крутом берегу 1877 два отпечатка 43. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной живой школой, о которой говорил в свое время Крамской. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. 39. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. «Изображение природы в связи с жизнью и трудом народа» получило в ней свое конкретное воплощение так, в ниве золотистых хлебов художник видит дело рук человека, однако содержание картины «Рожь» много шире — это образ самой России. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. На лесной меже 1878 два отпечатка 47. Каменевым. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Проф.
На краю березовой рощи 1871 в 7 отпеч. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Охотник в еловом лесу 1876 в 14 "Пчелы" за 1877 г. 8. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Папоротник 1885 четыре вида доски 68. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Их он стремился передать как можно конкретнее. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
доска испорчена 10.
Ему уже сопутствовала известность. Шишкина" (СПб., 1892) А. Пальчиков "Перечень печатных листов И. И. Говорят, что он писал «портрет природы».
Богато нюансирован цвет. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Ф. Булгаков "Альбом русской живописи.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Ивана Шишкина называли даже «царем леса» или «лесным богатырем». Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Весной 1863 года, И. И. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. — Ср. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Скалы 1870 8. Дождь 1870 г. доска утрачена 5. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя. » (1883), «Лесные дали» (1884), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща», 1887 «Утро в сосновом лесу» (медведи написаны К. А. Савицким) (1889), «Корабельная роща» (1898) — присутствовал монументально-эпический образ Природы, к каждому элементу которой было приковано самое пристальное внимание художника.
Лесные цветы 1873 в 4 отпеч. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Именно в Цюрихе Иван Шишкин впервые попробовал гравировку посредством «царской водки». Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. 46. Пески 1886 семь отпечатков 90. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
— получали в картинах и рисунках Ш. вид абсолютной действительности. Петергоф» (1891), в которой изображение старика-лесничего почти сливается с окружающей его чащей стройных сосен. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Ее иногда называют картиной-завещанием. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
В еще большей мере это видно в незавершенном этюде «Дубы. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. «Полевые цветы у воды». Доски нет 67.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкина" (СПб., 1885) и Д. Ровинский "Подробный словарь русских граверов XVI – XIX веков" (том II, СПб., 1885). В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Крестьянка, сходящая с лестницы 1875 года два отпечатка 34. Случайность. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Первый снег 1885 пять отпечатков 63.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. В это время (в 70-х гг. ) Ш. участвует в учреждении Товарищества передвижников. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Облака над рощей 1878 шесть отпечат. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Рожь 1892 99.
Заглавный лист к Альбому 1878 3 отпеч. 15. В таких картинах, как «Полдень. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Важную роль в постижении им поэзии природы играли этюды «Береза и рябинки» (1878).
Задворки 1873 5 отпечатков 19. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Крымский вид 1882 семь отпечатков 52.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Белые цветы 1877 два отпечатка 42. Поле 1886 семнадцать отпечатков 91. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Обложка Альбома 1873 доска переделана на заголовок к Альбому 1878 г. в 3 отп. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Молодые березки 19.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
"Света" за 1878 г. 13. Активный участник Товарищества передвижных художественных выставок. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Окрестности Москвы. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. журнала "Свет" за 1879 г. 11. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек.
до истечения срока своего пенсионерства. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В Дубравке 1873 6 отпечатков 21. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Сосновый лес 1876 премия "Пчелы" за 1877 7. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В окрестностях Москвы. Лесная чаща 17. отпеч.
Родник 1876 в 14 "Пчелы" за 1877 г. 9. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. С того времени г. Шишкин не переставал заниматься офортом и выпускал свои эстампы то отдельными листами, то целыми сериями.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Окраина сосновой рощи 1876 три отпеч. и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину «Лесная глушь». Портрет самого художника 1886 двенадцать отпечатков 85. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Мостик на порубке 1875 помещена в 35 "Пчелы" за 1875 год 2.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Березки 1877 доска утрачена 40. Три дуба 1888 22.
Затишье 1885 шесть отпечатков 54. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Это было выступление против мёртвого академизма.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Травы 1885 три отпечатка 64. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Шишкин состоит членом Общества передвижников и выставляет y них свои картины. Березняк 1885 пять отпечатков 74.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Задворье 1886 шесть отпечатков 78. Его репутация была безупречной.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Срубленные ели 1873 5 отпечатков 30. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Перед грозой 1873 4 отпечатка 26. И в этом уже проявляется своеобразие художника. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Все сковано морозом и погружено в тень.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. — Театрализованная красивость особенно сильна в последних произведениях Ш. (например "Корабельная роща", 1898). Сиверская» (1883). Руководил в АХ пейзажной мастерской (1894—1895). Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Берег 1885 пять отпечатков 65. 7. Шишкин стремился к другому.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Горы 1877 при 1-м вып. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Обрыв 1878 два отпечатка 50. Часовенка 1873 в 3 отпеч. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Весна 1873 На одной доске с 27. На порубке (вторая доска) 1888 существует до четырнадцать отпеч. — получали в картинах и рисунках Шишкин вид абсолютной действительности. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин сдержан и величественен.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Картины и рисунки И. И. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Ветлы 1885 восемь отпечатков 69. В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. В них нет политики и социальной направленности. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Некоторое время спустя он переехал в Дюссельдорф, где написал картину по заказу Н. Быкова под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. "Света" за 1878 г. 14.
Лемоха во 2-м вып.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Вечер 1874 32. Особой непринужденностью подкупают его этюды «Папоротники в лесу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Работы начала 90-х годов отмечены усилением внутренней сложности и поэтического начала. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания». Пальчиковым в настоящем Словаре представлен один перечень этих офортов, a также литографий и цинкографий, в хронологическом порядке, с указанием числа известных видов отпечатков. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Сад в зимнюю ночь 1873 доски нет 11. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». 59.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Кроме этого увлекался археологоией историей. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
Сосновый бор 1877 доски нет 41. Заход солнца» (1874), «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопортрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком» (1891), «Хвойный лес. В Цюрихе попробовал впервые гравировать крепкой водкой. 49.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Затосковав по отечеству, Ш., в 1866 г., возвратился в СПб.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Лесная глушь (1872). Под зеленым сводом 1875 в 1 "Пчелы" за 1876 год 4. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу.
Муравейник 1885 четыре отпечатка 61. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. А их было немало.
Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Царев курган 1885—1886 девять отпечатков 76. В 90-е гг.
Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
Пчельник 1892 100. Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, художник и гравер-аквафортист. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Скала 1887 семь отпечатков 92. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Он обладал особым художественным даром от природы. Болото на Варшавской железной дороге 1886 шесть отпечатков 88. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Работа с натуры — основа творческого метода И. И. Шишкина. Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств». 15.
Ветлы 1888 21. Ручей в лесу 1870 есть 3 вида отпечатков 6. Иное дело «Полдень.
Относящиеся к 60-м годам слова художника: «Главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии», свидетельствуют об этом. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Собаки y плетня 1871 в двух отпеч. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
13 янв. Секи 1892 97. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Академии художеств. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Всего богаче ими Московская Третьяковская галерея. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Эту технику художник освоил еще за границей.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде и в ряде провинциальных музеев. Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Ай-Петри 1882 шесть отпечатков 53. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Что впереди. Дуб 1886 восемь отпечатков 87. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Последнее особенн: хорошо чувствуется в картине «В лесу графини Мордвиновой. Однако живописность Ш. пошла по линии изображения внешней декоративности "красивых уголков природы", сдобренных изрядной дозой мещанской сентиментальности ("На севере диком", "Утро в сосновом лесу", 1889 и др. ).
В первой из них Шишкин «рассказывает» о березовой роще, в которую отправилось на прогулку барское семейство и ни одна подробность: ни валун на переднем плане, ни замшелые корни старого дерева, ни ствол сломанной березы с ободранной корой — ничто не ускользнуло от его пытливого взгляда, однако до художественно-образного обобщения здесь еще очень далеко. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Бережок 1885 десять отпечатков 71. Плодотворно работал также в области офорта. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Ранние произведения Ш. не выходят из рамок академической традиции, но в дальнейшем он переходит к натуралистической, предельно точной фиксации природы ("Рожь", 1878, "Заповедный бор", 1881 и особенно рисунки и офорты). Брался ли Шишкин за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны или ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Иван Иванович Шишкин написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес».
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Перейдя в 1856 году в петербургскую Академию художеств, он соприкоснулся с господствовавшей в ней практикой «сочинения» внешне эффектных пейзажей. Совершенствовался в Швейцарии у Коллера и в Дюссельдорфе.
В Сестрорецке 1886 пять отпечатков 83. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
Этюд 1885 шесть отпечатков 70.
Охотник на болоте 1873 5 отпеч. Волга 1874 на одной доске с 31 доски нет 33. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Вечер» (1887) использованном затем при создании картины «Дубовая роща» (Киевский государственный музей русского искусства).
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). 81. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. организованы две выставки работ художника. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
На порубке 1873 4 отпечатка 18. Мастер смело экспериментировал. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Три дуба (первая доска) 1887 доска не кончена 93.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Здесь и суждено было родиться художнику, который сумел глубоко прочувствовать и запечатлеть в своих произведениях не только образ родных елабужских ландшафтов, но вслед за тем и всей русской природы. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
(1832—1898) — российский деятель культуры, художник и график, мастер литографии и офорта, академик (с 1865), профессор (1873) АХ. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Лес в полдень 1877 12. В дубках 1889. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Лесок 1892. Полянка 1885 четыре отпечатка 60.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец.
Апрель 1885 восемь отпечатков 62. У него были какие-то свои трения с Савицким. Хижина в горах 1864 г. то же 4. В красном лесу 1888 "Нива", 1889, 42 24.
Но облачное небо уже начинает светлеть. В том же году появляется его знаменитая «Рожь» (1878). Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Постоялый двор 1877 в 1 "Пчелы" за 1878 г. 10.
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Сосновый бор». По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В Цюрихе Ш. попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортках, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Лесная околица 1873 4 отпечатка 23.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Зорька 1876 три отпечатка 38. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. (1896), «Корабельная роща» (1898) и другие. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Ночь 1886 семнадцать отпечатков 89. Обложка Альбома с 1873 по 1878 два отпечатка доска утрачена 45. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал свое образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Ивы 1886 два отпечатка 86.
В 1891 году Шишкин исполнил две картины. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. То, что «другое» нужно, но не только «дальше», а и теперь, Шишкин сам хорошо понимал. В окрестностях Москвы».
Лучшая работа этих лет – Полдень. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Мир «Лесных далей» — не интимный мир. У пруда работана совместно с художником Хохряковым в окт.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Природа и человек в них начали жить все более слитно и нераздельно.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. На Малой Неве 1886 семь отпечатков 84. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. то же 13. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном».
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Мысаво на Клязьме 1886 8 отпечатков 79.
Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). доски нет 9. 80. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. На порубке (первая доска) в 9-м вып. В окрестностях Москвы» (1869) говорят о другой, лирической стороне таланта художника. Крамским.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Кривая дорога 1884 18. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Папоротник 1886 три отпечатка 82.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Мрачное настроение. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Шишкин (Иван Иванович) – один из даровитейших русских пейзажистов, художник, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием». не форсируя конкретных примет природы, заговорил поистине высоким слогом.
«В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М. Н. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки. Особенно ярко и свежо это выразилось в этюдах Шишкина. в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г. двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
17. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, стада на пастбищах, – носили явные следы академической школы. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Достаточно упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в Государственных музеях и коллекциях. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. 1.
А ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых – тот оселок, на котором выявляется понимание путей развития искусства. – Ср. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Его картина поет. Что может быть лучше природы». Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
В Крыму 1886 двадцать шесть отпечат. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
В картине «Рубка леса» (1867) Шишкин воспроизводит, а точнее перечисляет, все то, что попадает в поле его зрения, не забывая и пересчитать годичные кольца на торце спиленного дерева. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес». Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. За ручьем 1873 4 отпечатка 20. Большое количество картин плодовитого мастера находится в Гос. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Проект обложки Альбома 1873 14. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Лесная глушь 1873 доски нет 27.
Обложка Альбома 1886 13 отпечатков 77. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Мать-Мачеха 1876 в 24 "Пчелы" за 1876 6. Зимняя ночь 1873 доски нет 12. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В двенадцать лет был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Пчельник 1875 в 7 "Пчелы" за 1876 5. «Утро» полностью лишено всего этого.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Крамским. Рыболовы 1874 31. В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В окрестностях Москвы» (1869). Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Приближается страшная гроза.
Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Родился И. И. Ш. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856) и в Академии художеств (1856—1860). Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Преображенское». просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Три дуба (вторая доска) 1887 пять отпечатков 94. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Так в реальной жизни не бывает. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Это была ювелирная работа.
Зимняя ночь 1876 четыре отпечатка 37. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. К ним относятся Уголок заросшего сада. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Густые кроны бросают на них тень.
Кама близ Елабуги 1885 пять отпечат. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Скала над морем 1877 два отпечатка 44. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Берега Камы 1885 восемь отпечатков 72. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Жил преимущественно в Петербурге. Гурзуф 1885 девятнадцать отпечатков 57. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Ш. был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Первое место занимает Шишкина Рожь. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. На реке после дождя 1887 девять отпечатков 95. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».