«у нас в России – писал Крамской, – до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов и, кроме того, никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Голову прикрывала соломенная шляпа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Имел звание "классного художника первой степени". В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Например в картине «Забытая деревня», отодвинутая на задний план деревня усиливает впечатление заброшенности среди пустынной равнины, а изображение осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей дороги, вызывает ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной природы. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). В то время он опять работал ретушером. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н. К. Рерих и А. А. Рылов, В. Г. Пурвит и Ф. Э. Рушиц, К. Ф. Богаевский и А. А. Борисов.
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Однако учеником Академии он так и не стал. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Часто изображается художниками и всегда по разному. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Айвазовского в это время в Феодосии не было. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Картина или действительность. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. В 1874г.
Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Они по-детски просты и естественны. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника.
Весной 1874 года художник поехал в Мариуполь. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В городе имелось Общество изящных искусств. В картине явно просматривается влияние Айвазовского. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств.
Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков.
Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Вид на гору Демерджи. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». "Почему. «Березовая роща» – идеал природы.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Отец Куинджи был сапожником. Страдания художника были невыносимы.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
"Ты это спрячь", – по-доброму посоветовал Иван. Его мастерская, по воспоминаниям современников, напоминала лабораторию, в которой он, как ученый исследовал законы действия дополнительных цветов на основной. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика. Не был принят художниками и «Вечер». Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
Фесслер давал некоторые указания в живописи. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе.
Родным языком А. И. Куинджи был урумский (в быту его иногда называют греко-татарским). В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер».
Этот факт доказывается как местом рождения художника (Карасу-Базар или Карасевка — предместье Мариуполя, населенное главным образом урумами), так и достоверными воспоминаниями современников. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Последняя самая популярная. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической.
Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится.
получает звание классного художника. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Успех картины превзошел все ожидания. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения.
Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Отец Куинджи был сапожником. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Петербург жил открытием выставки. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. В него вошли Н. К. Рерих, А. А. Рылов, А. А. Борисов, Н. П. Химона, В. И. Зарубин, В. Е. Маковский, В. А. Беклемишев А. В. Щусев и другие. Определяется и творческий метод художника.
Ведь Кавказ Куинджи символичен. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса.
На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Наиболее вероятная дата рождения Архипа Куинджи – 27 января 1842 года. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии.
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Не случайным представляется обращение пейзажиста Куинджи к жанровой картине, драматическому евангельскому сюжету. Цвет в этих работах становится ярче, естественней.
Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. В конце концов победа осталась за Куинджи. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. А. И. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. Греческая христианская община, окруженная поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В том же 1873г.
Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь».
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Как мы знаем, этого не произошло. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками.
В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Деньги шли на поощрение молодых талантов. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
В 1873г. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Мир, полный неги, красоты и покоя.
Берёзовая роща – символ России. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. А меж тем нам дано счастье жить в четырех контрастных временах года.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». За картину «Осенняя распутица» он в 1872г.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Крым», «Морской берег. Жена Репина Н. Б. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Суворовым. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
В благородной тревоге И. Н. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Его очень интересовала проблема в живописи передачи света цветом.
В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Например "Украинская ночь", "Ночь на Днепре".
«На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Архип рисовал еще в детстве, на стенах, заборах, обрывках бумаги. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Коренастый юноша с копной густых черных волос и сладкими черносливовыми глазами показался окружающим застенчивым малым. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Индийцы или африканцы, к примеру, этого лишены. Особое внимание стоит уделить воспроизведение художником лунного и солнечного света и тех превращений, которые он производит в природе.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.
Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Крым» и многое другое. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира.
Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Сын сапожника, художник самоучка.
Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. О нем говорили, как о маге и чародее. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург.
В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Это, видимо, результат недоразумения. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Однако после того, как в 1897 году Архип Иванович поддержал студенческую стачку, его сняли с должности профессора. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Его просто-напросто не принимали в Академию. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре».
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Рерих, А. А.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В родном городе это было невозможно. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. Иван и Зинаида подарили нам немало чудовищно веселых минут. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Куинджи – по татарски означает «золотых дел мастер», дана была по прозвищу деда. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Это был взрыв. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. В том числе две с одним названием. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек».
Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
В. М. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. Вера Елевфериевна Кетчерджи, дочь состоятельного купца, стала женой Архипа Куинджи. Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским.
Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Архип Иванович один из самых любимых моих художников. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена.
Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Ученики любили и уважали Куинджи.
По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Однако дважды проваливается на экзаменах. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Мальчик с детства любил рисовать. Был членом "Товарищества передвижников". Пейзаж стал необратимо темнеть.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. и А. М.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. В 1860 – 1861 годах Архип едет в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Он откашлялся и заявил: "Добрый вечер, товарищи.
Передний план картины – скалистая гора, на которой растет одинокая сосна, – написан художником так же эскизно и широко. Отныне Вера считалась невестой Архипа. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля» за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях.
Манера письма – легкая, свободная. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Рылов, К. Б. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Богаевский, А. Борисов. Крым», «Крым. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Мальчику не удалось получить образования. Что это такое. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Кавказ». Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Среди его учеников были Н. К. Он выставил на конкурс картину Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма, которую, как он сообщил, писал с натуры.
Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Летом 1872 года Куинджи был на острове Валаам, что на Ладожском озере, где была нарисованы картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Куинджи преподавал в Академии Художеств, руководил пейзажной мастерской.
И характер художника ничуть не изменился. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Яйла», «Горный склон.
Юному Архипу не довелось получить образование. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем, после домашних занятий, некоторое время посещал городское училище. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. " Ивану был дан вежливый и адекватный ответ.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. В северной природе царят гармония и покой. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. В 1872 году созданная картина «Осенняя распутица» очень близка картинам художников передвижников.