Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В него вошло около трехсот листов. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Осенью он едет в Париж. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Только на кровати светится яркое покрывало. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. Что же случалось. Рядом с ней – мать. Таким же будет и следующий Дягилевский фестиваль», – отмечает де Мони.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене.
Здесь он проживёт остаток жизни. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
С этим тезисом можно согласиться, с одним небольшим дополнением. Его портреты превосходно отражали характер человека. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Спектакль Алена Плателя я решил не посещать: хватило предваряющей его лекции, где после слов «эксперта», что танец – это не только движение, но и его отсутствие, мне захотелось бежать без оглядки. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Пластический язык обретает исключительную силу. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Достоевского «Преступление и наказание». Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В Германии у Мунка было много друзей. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Что-же касается созерцателей и покупателей, то и они могу и не смотреть и не покупать и иметь личное мнение о любых предметах, явлениях и субъектах. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Но практически тоже самое случается и с посетителями. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Его творчество резко изменилось. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Пшибышевский писал о картине: «Крик». Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Он называл это «лошадиным лечением». Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Как мастер линий, Мунк производит неизгладимое впечатление на зрителя, он один из тех живописцев, которые проложили так много путей в живописи и создали поражающие духовным содержанием и красотой картины. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Образы медленно угасающей жизни (больных и умирающих) не раз появлялись на полотнах Мунка и раньше. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий.
Он оставил после себя огромный архив. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Портреты художника – исследование человеческой души. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах. Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Лицо человека – застывшая безликая маска. Художник страдал бессонницей и паранойей. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных зданий обеспечили Мунку стабильный доход. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Ни пользу. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Скажите проклятье. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. В конце 1880-1900-х гг. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Он казался странным.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Разве нельзя допустить, что именного этого и хотел художник-экспрессионист – бередить, а не успокаивать души обывателей. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Каждый его портрет – это не только изображение конкретного человека, но и символ определенных представлений. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Ребенком он пережил и смерть матери.
Поиски заняли целых два года. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Все вокруг мрачно и бледно. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. ориентация норвежского искусства меняется. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Правы все. Литературной основой постановки были тексты Кокто «Опиум» и «Письмо к Американцам», вот таким образом неудивительно, что во время просмотра вы окунаетесь в наркотическую атмосферу полубезумного писателя, все это очень хорошо ложится на концепцию фестиваля. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Тем не менее стиль живописца, менявшийся в течение жизни, но не потерявший самобытности, зрелости, особого художественного видения мира, свидетельствует о таланте живописца, его особой приверженности избранному им виду искусства. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895).
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Так, реальные предметы и фигуры людей на его полотнах превращаются в пятна черного и белого контраста пространство помещений едва обозначается силуэтами застывших фигур лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе (картина 1896 года «Смерть в комнате больного»). Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. И действительно, сосчитав до двух женщина покинула публику. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение.
Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В них запечатлен духовный путь мастера. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В нем многое привлекало внимание. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. чашек кофе, с гордостью отметил пресс-секретарь театра Василий Ефремов. Мунк упорно учился.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В сущности его картины 80-х гг. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. «Иглы и опиум» Робера Лепажа был, пожалуй, наиболее интересным спектаклем, как по форме, так и по содержанию.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Замена любой нормы на её противоположность – вот, что лежит в основе творчества современных деятелей искусства. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
На смену приходит пафос утверждения жизни. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Болезнь, от которой я не хочу отделаться и опьянение, в котором хочу пребывать». Богема стала для него второй семьей.
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Похороны Мунка прошли при огромном стечении народа, в похоронной процессии особенно много было женщин. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. К сожалению, были озвучены не все данные, полученные из анкет. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Один из первых представителей экспрессионизма. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как "На следующий день", "Переходный возраст". В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Прошло несколько минут и раздалось долгожданное «один». От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
«Фриз жизни» включает такие картины, как «Поцелуй», «Барка юности», «Вампир», «Мадонна» и другие. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. «Я почувствовал крик Природы»). Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена.
Это всё конечно не пошло на пользу полотну.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В его судьбу вторглась война. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Эдвард Мунк родился в 1863 году.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона – врача, лечившего художника.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Мы стремимся к расширению границ возможного в театральном языке и расширению представлений зрителей о том, что такое театр, музыка и искусство. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». И причём не поймёшь что это за человек, какого рода: то ли женщина, то ли мужчина, но крик как будто пронзает душу. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
Либеральному театралу хочется чего-то нового, он устал от «скучных», «традиционных» постановок, но ему скармливают то, что уже давно перестало быть трендом. Всего он провёл там более полугода. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Все они основаны на личных переживаниях художника.
Прав был автор либретто к «Лунному Пьеро» : тень гигантских черных крыльев действительно убила блеск солнца в этот вечер. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Современное искусство все чаще и все беспощаднее снимает их. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Уже в середине 80-х гг. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В течение 1909-1916 гг.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни».
Шел он не как все. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Мунк вырос в очень религиозной семье. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Правда, при этом он навсегда прикован к инвалидному креслу, поскольку попал в автокатастрофу и пострадал, там получив большое количество травм. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте двух интонаций – оптимистической и трагической, художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза – такой перед нами предстает женщина в картинах "Мадонна", "Вампир", "Пепел". Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Когда представление наконец-то закончилось и наиболее нетерпеливые граждане начали хлопать – иногда мне кажется, что это самая важная часть мероприятия для публики, разумеется, после буфета, – на сцене появилась женщина, которая принесла пренеприятную весть: оказывается мы все спим и проснемся лишь на счет «три».
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Что за чертовщину они там плетут.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. В 80-е гг. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Его краски стали резче и интенсивнее. В 1900-х гг. Оно поистине стало национальной гордостью Норвегии. Скрыв неудобные данные их заменили удобными. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Любовников как будто скрывает мгла. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. 23 января 1944г. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Это было для него открытием.
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». О чем, кстати сказать, долго рассуждали «эксперты», читая лекцию перед премьерой «Жанны на костре». Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В частности, этому посвящена целая серия картин и гравюр «Больная девочка». Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Вскоре семья переселилась в столицу. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Но больше всего его раздражали пальцы. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В 1921-1922 гг. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Грин позаимствовал наименование для своего романа. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
носят пейзажный характер. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Картина становится символом вечного возрождения жизни. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Останавливался, думая о чем-то. Всего он провёл там более полугода. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Они свободны от излишней повествовательности.
Живое побеждает смерть. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
De gustibus non est disputandum. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
В созданном в 1896 году Портрете Августа Стриндберга на черном фоне выступают лишь лицо и белый ворот рубашки. Получается лучшая гармония красок. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Проект остался нереализованным.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Создана картина в Берлине. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Он задумал ее как «цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Это были первые опыты художника. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Польский критик Ст. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Несчастья. Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в отдаленной психиатрической лечебнице в Норвегиильно, а затем переехал в Швейцарию. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери.
Приятного аппетита, тем более, что если взыскательная публика настолько отстала от обожествляемого ею Запада, то нет ничего плохого (для нее), если она хоть как-то к нему приблизится. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог.
В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Опять-таки мной овладел дар предвидения: я сразу понял, что финального счета не будет. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Делал несколько шагов. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Как. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Завидев его, прохожие оборачивались даже тогда, когда его имя еще не было известно. Встречные оглядывались на Эдварда Мунка не только потому, что он был красив. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Если бы не эти фильтры, большая часть людей, вероятно, просто сошла бы с ума. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Ей 26 лет и она замужем.
Не современный мир бессмысленен, бессмысленна жизнь создателей этого ужаса на сцене. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими.
Он издает вопль. Она называлась «Дорога никуда». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Одна из последних его работ – автопортрет: старый и усталый, он стоит в спальне около стенных часов. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк практически не использоваал прямых линий. Такое видение мира стало определяющим и для Мунка-живописца и для Мунка-графика.
Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Судя по отзывам даже самых комплементарных к фестивалю зрителей, спектакль «Не спать» оказался, мягко говоря, неприятным. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Графика Мунка поражает разнообразием техники. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Хрен редьки не слаще. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.