Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Мона Лиза (фрагмент).
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Назревала большая европейская война. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. раздел Техника). Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Публика разделилась на два враждующих лагеря. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Цель этого похищения не выяснена одназначно. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Так и с данной статьей. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Где-то между 1503 и 1506-м. Возможно, Перуджа хотел возвратить Джоконду на историческую родину. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Он сделал набросок портрета.
Автор передал незаконченную картину в руки заказчика и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Леонардо да Винчи. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Но она ли на картине.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Впрочем, последнее— полная херня.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу». Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Грустит она или улыбается. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Далеко не всем она кажется таковой. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. На известном всем портрете колонны отсутствуют. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. «Джокондомания» охватила Америку.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Так случилось, что его фанаты задержались на 2 часа и я мог с ним спокойно обсудить все интересующие меня вопросы. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Были допрошены сотни людей. Немецкие газеты платили той же монетой.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Мона Лиза – автопортрет художника. Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Я имею ввиду его черный квадрат.
Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Была уволена администрация музея. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Я думал, что я довольно неплохо разбираюсь в живописи, но я понял, что я не только дилетант, но и просто абсолютно непосвященный в искусство человек. 1503-1519 гг. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1.
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»15. Но затворницей Мона Лиза не была.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Которых у Моны Лизы нет. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2.
Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
На раме он заметил отпечаток пальца. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Но это уже дело вкуса. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Я не говорю, что я совершенно прав. Как было с Малевичем. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. А еще – техника.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Потом разошлись по всему миру. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Существует версия, что картины на самом деле две. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Посередине: Дама с горностаем. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Эта версия считается просто домыслом. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Больше чем через два года известный итальянский антиквар АльфредоГери получил по почте письмо от некого ВинченцоПеруджа с предложениемпередать ему Джоконду, но с одним непременным условием – картина должна остаться в Италии. Вот это уже серьёзная несостыковка. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Леонардо использовал в своей картине законы человеческой физиологии. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Только вот женщин там вы не найдете.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Это одно из чудес этого портрета. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».
Еще одна схожая версия. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Вот таким образом неудивительно, что Мону Лизу копировали чаще всех других картин. Только чувство утраты рождает любовь. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. То есть разобраться в этом механизме. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Он приходит в музей.
Она вздохнёт. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
да там толпа. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Будем считать, что мне повезло.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Леонардо работал над ним не один год. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Время шло – картина не появлялась. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Он хотел при помощи приёмов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Мона Лиза из Лувра явно старше. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Как же выглядит сей шедевр IRL.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». На его стихи есть неплохие песни. Не было ее и у реставраторов.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками.
История искусств очень сложная вещь. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Эту картину надо просто один раз увидеть. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
Разразился страшный скандал. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Голова слегка повёрнута. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.
Глядя на потуги фотояпонцев, служители периодически ухмыляются одними глазами— при фотографировании со вспышкой на снимке можно будет увидеть разве что огромный белый блик от пуленепробиваемого стекла. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Леонард был арестован.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Разве что Рафаэль.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Vincenzo Peruggia). золотых экю. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
И что же. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
раздел Техника). () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Также Вазари говорит о бровях. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Ее перевели в покои министров. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Бельгиец Пьере был его секретарем. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Меня удивило, что он маленький.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Это и есть одна из главных тайн изображения. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
«Джоконда» впала в полное забвение. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Голова слегка повёрнута9. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Гийом активно пропагандировал сожжение всех музеев и дружил с человеком, укравшим несколько небольших египетских статуэток из Лувра. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Но это чрезвычайно трудная задача. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х).
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
О матери Леонардо почти ничего не известно. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Справа: Мона Лиза. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Леонардо да Винчи. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Так он и спал на картине больше двух лет. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы».
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Vincenzo Peruggia). Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.
1503-1519 гг. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. () Джоконда— не портрет.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. () Джоконда— не портрет. Под подозрение также попал близкий друг Аполлинера, Пабло Пикассо, который с удовольствием покупал украденные из музея статуэтки, чтобы всегда иметь перед глазами образец настоящего искусства. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. До него никто не видел в ней никакой тайны. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. Грудь преподнимется.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». «Мона» переводится как «госпожа». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Ученым удалось разгадать эту загадку. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Эта версия считается просто домыслом. Что вы видите перед собой. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Где любовь, там и ревность.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Музей – это публичное заведение. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. К тому же он доверял профессионалам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».