В биографии боярыни Дарьи Морозовой существует еще такой интересный факт. Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют.
Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. На то время это была самая роскошная усадьба. И глагола: «Не смею».
Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. А церковная музыка – это церковное пение.
Глубокие следы, оставленные полозьями, солома, волочащаяся по снегу, бегущий за санями мальчик — все заставляет зрителя поверить в то, что накренившиеся влево сани действительно движутся по рыхлому снегу. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Детей у них не было.
Старообрядцами тех, кто не принял изменения, назвали позже. В 17-ом веке их называли еретиками и преследовали. Морозовы были известны на всю страну и очень богаты. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это.
Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу». Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Масса разделилась на две части, одна соболезнует боярыне, другая – глумится над ее неудачой.
Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. Но этим не закончились пытки.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Описание картины гласит о том, что художник длительное время определялся с портретными этюдами, он отрисовывал их по отдельности, а позже собирал воедино. Потом наступало время вечернего труда – Морозова шила из простой ткани одежду, которую раздавала беднякам и узникам тюрем.
Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. «Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься.
Современнику трудно быть беспристрастным, но мы понимаем — Гаршин как оказалось был хорошим пророком. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672).
Царь разгневался. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Как видно, сказывалась печаль по безвременно ушедшей супруге, но больше всего остерегался государь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Феодосию Прокопьевну прецедент расправы с высокопоставленными семьями. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. Она к старой вере стала склоняться.
Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина. Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. Но после смерти царицы чаша терпения царя была переполнена.
Боярыню вернули под арест. Очень трудно ее лицо было найти. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его. В этот род входило 16 фамилий. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг.
Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Потом боярыню Морозову написал. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.
Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. Там в Преображенском все меня знали. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова.
Умилосердися, раб Христов. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Реакция на картину была неоднозначной.
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Сострадательный сторож исполнил эту просьбу., они уже видят эту большую картину.
После смерти Глеба Ивановича состояние обоих братьев переходит малолетнему Ивану Глебовичу, сыну Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мать. Это граничит с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва – третий Рим». Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». И глагола Феодора: «Не смееши ли. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.
С такой же твердостью предстояла на допросе и ее сестра, а так же и третья исповедница – жена стрелецкого полковника Марья Данилова. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.
У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Это и есть героиня картины – Феодосия Морозова. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
Но мы не знаем, что таилось в самой глубине сердца женщины. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Арест последовал скоро. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Женское их дело что они много смыслят. ». Все лицо мелко было.
Готова сносить их ради веры, от которой не отступится. Во многом здесь повлиял и склад речи, музыкальная интонация русской речи и традиции русских народных песен. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество.
В декабре скончалась и Марья Данилова. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола.
Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими. Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Это было ужасное зрелище.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. В толпе терялось.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
Нравилось им, что я казак и не курю. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку.
Женское их дело что они много смыслят. ». Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Почитается старообрядческой церковью как святая.
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Вскоре после ареста Феодосьи скончался её сын Иван имущество было конфисковано в царскую казну, а двое братьев сосланы. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Её поручили патриарху Никону. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. В ней бушевал темперамент общественного деятеля и она сполна смогла себя реализовать, защищая старую веру. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
После этого сестры были подвержены пыткам на дыбе. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Чего он ждал.
Отношение к боярыне многозначное, для кого-либо она рядовая фанатичка, готовая пойти на погибель, только бы не отрешаться от собственных убеждений, у других она вызывает почтение собственной стойкостью и верностью принятой вере. Но ничто не сломило их твердости. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Жизнь в таком заключении была немыслима.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил.
Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Похоронена оно была завернута в рогожу, без гроба. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову.
Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником старообрядчества, ставшим ее духовным отцом. Женское их дело что они много смыслят. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокопьевной в Чудовом монастыре. А потом их на Преображенское кладбище выселили.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Впрочем, чего гадать. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Однако в стране было неспокойно. Само собой, начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, где их не могли достать царские воеводы, наиболее свободолюбивые объединялись в банды и совершали набеги на помещичьи усадьбы. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. Биография сударыни Морозовой заинтриговала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился множеством старообрядцев.
Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина.
По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Так же ее давно приняли ко двору. И глагола: «Не смею». Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой».
Ее везут в тюрьму на глазах у толпы людей. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году – это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви.
Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы.
Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. 17 (27) ноября или 18 (28) ноября 1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Но в 1671 царь женился вторично.
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова.
Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Новые звучания в церкви, вдруг – после семисотлетнего одноголосого пения, неожиданно запели концерты на 12 голосов с имитациями, с хоровыми контрастами, тутти, соло. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. После свадьбы для Феодосии началась новая жизнь – на нее легли хлопоты по управлению большим хозяйством и заботы о родившемся сыне Иване, красивом, но болезненном малыше, требовавшем постоянного ухода. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Её вернули под арест. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле.
Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Узнав, что княгиня Урусова хотя и скрывала доселе, но тоже держится раскола, царь велел взять обеих. По лицу боярыни видно – она понимает, что обречена на муки.
Многие годы он продолжал переписку с Морозовой -и крепко ругал ее за прошлые проявления плотской слабости. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
Но благодаря гордому духу и сильной воле не боится страданий. Боярыню вернули под арест. Все лицо мелко было. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом.
Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокофьевной в Чудовом монастыре. И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа.
На то время это была самая шикарная усадьба. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Стрельцы хотя и жалели боярыню, ослушаться приказа не смели.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом.
читала молитвы. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Скончалась боярыня Морозова 1 ноября 1675 года.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды.
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
И как вставил ее в картину – она всех победила. Много попов, но истинного несть».
И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. – перекрестилась тремя перстами. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто.
Эти действия вполне вписывались в курс на централизацию управления государством: одно государство, одна религия с одним, единым обрядом. Борису Ивановичу принадлежало неслыханное по тем временам богатство – более семи тысяч дворов. Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением.
Ведь сколько времени я его искал. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Здесь они не знали, когда день, когда ночь.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама.
Чтоб показать свое непочтительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в кровать и лежа отвечали на вопросы пришедших. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
Ведь сколько времени я его искал. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Дама потаенно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав собственному окружению, что остается верна старенькой вере. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Когда в Новгород примчался гонец с царской просьбой занять место усопшего патриарха, Никон согласия не дал, но в Москву поехал.
Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву.
Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Его последовательницей после этого и стала сама боярыня. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. В толпе терялось.
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Почитается старообрядческой церковью как святая. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Егда же виде себе Евдокия нарочито изнемогшу, глагола великой Феодоре: «Госпоже мати и сестро.
И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Она рано вышла замуж за боярина Морозова (точнее даже ее выдали, так как никто не спрашивал в то время мнения девушки), который был дядей царевича и впоследствии стал свойственником царя. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю.
Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г).
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин.
Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. Оставшись одна, Морозова не выдержала и начала просить у стражников яблоко, сухарик, кусочек хлеба. А сплетни и слухи о продолжающейся связи с царем подкреплялись теперь еще и тем, что без его согласия крупнейший в России капитал не мог быть сосредоточен в одних руках. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным.
Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову.
В ночь на 16 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована, вс ее состояние конфисковано, а она сама и е сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной.
Сурикову удалось оживить своих персонажей. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг.
Морозова отвергает новые обряды. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу.
И как вставил ее в картину — она всех победила». Сие святей рекши, умолче голова (житие).
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Ино принеси поне яблоко или огурчик». «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». (Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Почитается старообрядческой церковью как святая. Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их.
В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.
Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Ведь сколько времени я его искал.
Древнее пение было мужским, одноголосным. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни.
Конечно же, боярыня отказалась. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы.
Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело.
В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. Конечно.
Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. 1669 год — царица скончалась. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Все лицо мелко было.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ., они уже видят эту большую картину. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось.
Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. Об этом предупреждали ее родственники, приближенные к царскому двору, призывая присоединиться к новообрядчеству. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. На этой почве однажды она и поссорилась с царем Алексеем. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова.
Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам.
В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. И паки мученица: «Поне мало сухариков». При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. (Это было в конце 1674-го года).
После погибели Глеба Ивановича состояние обоих братьев перебегает малолетнему Ивану Глебовичу, отпрыску Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мама. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия». И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. И рече: «Не смею». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые.
Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Они настаивали на аресте Морозовой.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
«Персты твои тонкостны. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Кто тот единственный, кого она по-настоящему любила. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени.
Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. После нескольких предупреждений у Морозовой отняли в казну половину владений, потом отправили ее братьев служить в отдаленные города. Женщина тайно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере.
В толпе терялось». А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем».
«Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший. При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Каменный храм построили в 1703 году.
Ведь женщина не может не любить. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. (8) Церковь.
Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение, послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым. Общество противилось нововведениям, как и сама Морозова. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место.
Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Очень трудно ее лицо было найти. Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей.
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. (1) Феодосия Морозова. Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Закрепощение крестьян началось еще при Иване Грозном, а Уложение 1649 года окончательно его утвердило. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви.
Обе были подвергнуты допросу. Она отлично понимала пользу наук. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема., они уже видят эту большую картину. Голубые тона, перекликаясь с золотистыми, рассеяны повсюду: и в снегу, как бы сотканном из цветовых отблесков и в сером небе и в узорах народных одежд Цветом выделен и психологический центр картины — фигура Морозовой трагически звучит подобное тяжелому колоколу черное пятно ее одежды на фоне белого снега. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Не считая того, Феодосия, хоть и была верна старенькой вере, посещала церковь нового ритуала, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов. Почто ми поклоняешися много.