Через левое плечо герой перекинул пращу. В договоре ни слова не сказано о том, что мрамор испорчен. И вот, по словам флорентийского библеографа Вазари, Микеланджело создал статую победителя для своей родной Флоренции ибо Давид «справедливый защитник и правитель своего народа».
Тот, кто выстоит в поединке, принесет полную победу стране. Каждая деталь помогает целому, в каждом повороте статуя выглядит немного по-новому. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело.
Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Наиболее известные из них находятся в пушкинском музее Москвы (Moscua) и музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне (London). Все они признали глыбу годной для работы. Но флорентийцы хотели поставить в своем городе статую из монолита. После войны он был разобран и доступ к Давиду снова был открыт. Но после завершения статуи покровители Микеланджело были настолько впечатлены его творением, что решили отказаться от этого плана и разместить статую в лоджии Ланци (а потом статуя переехала в Академию искусств). На Давида несколько раз покушались.
Небольшая город-республика Флоренция была вынуждена постоянно отбивать нападение более сильных противников (на севере ей угрожала Франция, а на юге – Папская область). По желанию Микеланджело её решили поставить у входа в палаццо Синьории, на котором она и простояла в течение трёх веков. Основой стал библейский миф о мужестве и справедливости. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
И, наверно, его недаром так поставили. Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Все это лишь легенды. Статуя так сильно поразила флорентийцев, что было решено поместить ее в лоджии Ланца (в то время в этом месте проводились заседания городского совета).
Но не у всех она вызывает подобные эмоции. Побежденный враг лежал в ногах юноши. Он сам писал об этом: «Давид» с пращой, я с луком — Микеланджело». Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Скульптор работал над ней довольно продолжительное время – 2 года и 4 месяца. Статуя открыта для кругового обзора. Некоторые эксперты считают, что именно Геракл был изображен на городской печати Флоренции.
Уже в мраморной статуе Донателло он держал пращу вместо музыкального инструмента. Соблюдено распределение тяжести, какое бывает в живом человеческом теле. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. Очень личными они были и у создававшего «Давида» молодого скульптора. предшественники мастера создавали скульптуры героя, торжествующего над павшим великаном. Главным из них был Дуччо – ученик Донателло также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида».
Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. Осуществление проекта было поручено молодому скульптору Микеланджело Буонарроти. Давид изображен перед битвой с Голиафом. Примечательно, что ранее именно Леонардо да Винчи уже не первый раз сыграл важную роль в сохранении юноши-героя, ранее он вместе с другими знатоками скульптуры признал статую (то самое жалкое зрелище) пригодной к завершению. Только с одной точки зрения, которую по недоразумению называют в числе двух основных для «Давида», статуя не очень выразительна и может даже показаться неустойчивой: при взгляде с правого угла, куда обращено лицо героя.
Библейский персонаж Давид был довольно популярной фигурой в искусстве эпохи Возрождения. В гигантской глыбе просверлили отверстие — оно должно было отделять одну голень от другой и обтесали верхнюю часть, соответствующую голове. По библейской легенде, еще совсем молоденький Давид (тогда был простым пастухом, а дальше проявивший себя мудрым правителем) убил филистимлянского воина Голиафа, побеждая его в поединке с помощью пращи, а затем отрубает великану голову.
С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Известно, что автор долго изучал анатомию.
Глыба имела девять футов высоты. Следующим и последним из авторов в 1501 году стал 26-летний скульптор Микеланджело.
Статуя изображает юношу, который готовится к важной битве. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи и 8 сентября 1504 года «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Во вражеской армии был великан, которого звали Голиаф. Выражение лица говорит о том, что юноша не боится Голиафа. По задумке все фигуры должны поражать своим размахом, создаваясь больших размеров.
Давид сразил всех. Интересно, что когда Флоренция решила сделать подарок копии статуи городу Иерусалиму (к его 3000-летию), то получила отказ от властей. Борьба над созданием идеального образа продолжалась более двух лет, вплоть до 1504 года. Микеладжело, который по условиям контракта должен был приобретать материал за собственные средства, решил элементарно сэкономить – и получил в свое распоряжение «некондиционный» мрамор, над которым уже постарались его предшественники. Несомненно, особого внимания заслуживает сама концепция скульптуры. Работы были начаты в сентябре 1501 года.
Эта асимметрия, как полагают, была специально допущена Микеланджело в честь прозвища Давида, manu fortis (сильная рука).
Буонарроти – не просто гений своего времени, а настоящий новатор. Также в мифе рассказывается, что парень носил сумку из которой достал камень. Но в 1873 году скульптура была заменена копией, а оригинал перемещен в академию художеств (Флоренция), где она находится по сегодняшний день. «О чем я думаю.
25 января того же года, когда работы близились к концу, была созвана комиссия ведущих художников Флоренции дабы оценить «Давида». Биография Микеланджело тесно связана с Флоренцией, вот таким образом закономерно, что его самое знаменитое произведение хранится именно в этом городе. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Статуя гораздо выше человеческого роста Высота Давида — 5, 17 м., что почти в три раза превышает высоту среднего человека. 8 сентября 1504 год.
В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина есть хороший гипсовый слепок «Давида». Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Интересна история, связанная с размещением готовой статуи. Снизу оружие подхватывает правая рука, в ней же герой держит камень. Сансовино отказался: он не мог этого сделать. Мышцы Давида напряжены: левая рука держит пращу, перекинутую через плечо. Когда статуя была исследована специалистами по анатомии, то предстала интересная картина.
Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. Его познания в этой области были безграничны. Вот таким образом было решено, что это произведение станет символом борьбы и победы. Хотели изобразить библейских героев и пророков.
Академия находится в центре города на пересечении основных автобусных маршрутов. Эти же слова раздавались в тесных лавках, на узком мосту «Понте Веккио», в цирюльнях, на узких извилистых средневековых улицах. К работе он приступил в попечительстве Санта Мариа дель Фьоре, где отгородил у стены место вокруг глыбы и, работая над ней непрестанно так, что никто её не видел, он довёл мрамор до последнего совершенства.
Впрочем, уже немногие настаивали на прежнем месте размещения «Давида». Например, ранее изображали финал битвы израильского царя и великана Голиафа.
С одной стороны, все знают об исходе этой схватки и скульптура выглядит торжественно. Ее путь на центральное место государственной площади был тернист и извилист. Едва он закончил работу, как увидел в саду Лоренцо Великолепного и, желая признания своего таланта, представил ему скульптуру. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Аргументировалось это тем, что герой голый и не обрезанный. История изготовления статуи Давида получила продолжение. Италия ведет ожесточенную борьбу против иноземных вторжений. Но статуя не только изображение человека. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Цеху поручили следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре. Рука статуи непропорциональна Правая рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. С других точек зрения статуя и совершенна и разнообразна.
Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Эту работу начал Донателло (Donatello), но успел создать лишь одну скульптуру. Авторитетной комиссией, в которую входил и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) было признано, что поврежденный мрамор может быть использован для изготовления статуи.
Именно этот ветхозаветный сюжет и решил увековечить в скульптуре Микеланджело. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Композиция микеланджеловского «Давида», одновременно простая и сложная, великолепна. Узнаем, чем же так популярен Давид Микеланджело. Ведь ещё ничего не произошло.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Вот таким образом юный Давид, победивший великана Голиафа (Goliath), стал символом республики Флоренция, отстаивающей свою свободу. Он успел отколоть часть пальца на ноге Давида, пока его не скрутили посетители музея. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов.
Он весь сосредоточенность и ожидание. С наступлением XVI века работы решили возобновить. У Парижа – Эйфелева башня, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Санкт-Петербурга – Медный всадник. В его правой руке зажат камень, через левое плечо перекинута праща – он готов к сражению с непобедимым великаном.
Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры Давида, едва начав обтесывать ноги. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Там он и простоял под открытым небом почти четыре века.
Среди этих экспертов был и Леонардо. Десятилетиями (около 40 лет) неоконченная скульптура подвергалась нещадному воздействию стихий и осадков. В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей.
Статуя изображает библейского героя Давида, которому предстояло сразиться с Голиафом. Давид, стоящий в центре города, воспринимали как образ защитника города. Ничего более абсолютного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Более трех веков Давид украшал площадь Синьории (Piazza della Signoria). Флоренция бурлила.
Блондинок мало. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
На самом деле это не так – сам Микеланджело оставил на этот счет записи в своих дневниках. Лишь одна особенность напоминает о первоначальном замысле поставить «Давида» на крыше: вырисовываясь на фоне неба, верхняя половина статуи, естественно, казалась бы мельче, чем на любом другом фоне. Против силача вышел будущий царь Давид. «Не отдадим Гиганта. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Одни предлагали в узком и неуютном дворе дворца Синьории (городского самоуправления), но там бы статую мало кто видел.
Когда смотришь с главной точки зрения (не с углов и не сбоку, а прямо), мягкие переклички форм уступают место мощным повторам диагоналей, встречающихся под острым углом. Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в Палаццо Веккьо, вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Оказалось, что поднять его на крышу собора не удастся и попечители собора передали статую городу.
Профессиональные искусствоведы и любители шедевров эпохи Возрождения принимают «Давида» за некий эталон достоверности скульптурного изображения человеческого тела. Единственному сопернику да Винчи – Микеланджело не было в это время и 26 лет. Сначала скульптура носила исключительно религиозный характер. Гипсовая копия была перенаправлена в Южный Кенсингтон.
Микеланджело поистине воевал со статуей. Но Буонарроти был не первым, кто работал над этим куском. Но Донателло умер. Решить это оказалось непросто.
В первый раз скульптура была повреждена в 1527 году во время восстания. У «столицы» Итальянского Возрождения Флоренции таким символом стала статуя Давида Микеланджело. Публика сразу влюбилась в юношу.
Местоположение статуи перед дворцом правительства придало ей политическое значение. Брови грозно нахмурены. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг.
Флоренция не имеет метрополитена, автобус здесь основной транспорт. Вот он, этот Гигант, как прозвали его современники. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Решением совета было предложено перенести скульптуру в место заседания городского совета.
После данной победы израильские и иудейские войска изгнали со своей земли филистимлян. Власть тиранов Медичи была временно свергнута. К 1501 году, когда Микеланджело начал работать над статуей, он был уже автором таких шедевров, как рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», созданное в Риме «Оплакивание» (по итальянски -«Пьета») и «Мадонна», тогда же попавшая в Бельгию, в Брюгге. «Давид» Микеланджело сделан из монолитной глыбы мрамора, которую привезли из города Каррара. Микеланджело подготовил более сотни набросков будущей статуи изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в емкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком.
Высота скульптуры составила 547 см. Но отовсюду поза Давида остается ясной, ничто существенное не ускользает от взгляда. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий.
Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения. Напомним, политическая обстановка в городе сыграла немалую роль. Главный недостаток материала из которого высечен «Давид» – малая плотность с большим количеством мелких отверстий.
Здесь же изображен процесс подготовки к бою. Давид Микеланджело не хрупкий подросток (так его изображали ранее), а прекрасный атлет, вызывающий восхищение. Парень часто изображается на исторических памятках и неоднократно становится центральной фигурой в эпоху Возрождения. Таким образом в скульптуре совместились сразу два образа. Оно не только наполнено большим смыслом, но и реалистично по форме. Но где же найти ему место.
Учитывая это, Микеланджело слегка увеличил ее, что, к счастью, не очень бросается в глаза. От всей фигуры веет зрелой ясностью духа. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. В 1460 году материал обтесал Агостино ди Дуччо. С окончанием работы над шедевром, трудности, связанные с ним не закончились.
Обычно юноша был просто без лат. Им стал Микеланджело. Глыба пролежала во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет. От дождя и ветра она стала портиться и власти решили срочно с этим что-то делать.
Как ни странно, положение тела статуи более подходит для правши. Знаменита другая, небольшая бронзовая скульптура, где пожилой уже Донателло показал Давида без всяких доспехов. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Вооружен же был он пращей, с помощью которой можно было метать камни.
Его работы выделялись на фоне остальных. Далее должен был работать Донателло, но его смерть отодвинула план сдачи. На площади Синьорини флорентийская публика смогла увидеть шедевр. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. В начале следующего века, то есть за сто лет до «Давида» Микеланджело, собор стоял еще без купола (который позднее соорудил Брунеллески), но решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Никто не решался взяться за это. Очень красива статуя в том повороте, откуда лицо Давида видно в полный профиль.
Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Впрочем, посетители Галереи уверяют – на эстетическом удовольствии от созерцания изящного телосложения «Давида» этот дефект не сказывается никак. Поразив первого воина главного врага израильского народа Голиафа из Гефа в сложном бою, он по сегодняшний день несет в своем имени победный дух. Пытаюсь взрастить в себе материалиста.
И жилка на шее хороша не сама по себе, а так как удачно поддерживает общий рисунок. Вот таким образом некоторые ученые думают, что он должен был только предварительно обтесать глыбу (как говорят скульпторы, «оболванить») по чужому эскизу, а потом за дело взялся бы старый Донателло.
Но политические события изменили сии намерения. Это не был удобный момент для дружеской встречи.
Живое, напряженное выражение лица Давида характерно для многих работ Микеланджело – это признак его индивидуальной скульптурной манеры. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Но, может быть, это не вражда, а горделивое союзничество.
При изготовлении скульптуры Давида применено иконографическое новшество. При первой встрече «Давид» явился взору мастера, представляя собой жалкое зрелище.
Давид гордо стоял над телом поверженного. Ранее героя изображали в момент его победы над гигантом, когда голова побежденного была у ног юноши. Для 26-летнего Микеланджело, только что вернувшегося домой из Рима, где он создал свой первый настоящий шедевр Пьету (хранится в Базилике Святого Петра в Ватикане), этот заказ был настоящим вызовом и проверкой таланта.
Микеланджело притворился, что укорачивает, а успокоенный правитель тут же сказал: «Вот теперь хорошо». Скульптура стала представлять мужество и добродетель Флоренции. Высоких было больше, чем низких. Из этой глыбы собирались изваять статую пророка для Флорентийского собора. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Но работа оказалась непосильной для ваятеля. В позе Давида можно заметить сосредоточенность и спокойствие. Создавая статую, Микеланджело ощущал себя воином Добра.
Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. А в случае с «Давидом» – еще и дешево.
16 августа 1501 года был заключен договор. Все гениальное – просто. Именно вот таким образом Давид стал символом республиканской свободы и защиты от власти тиранов. Предварительная работа скульптора свелась к созданию двух небольших (в несколько сантиметров), к тому же весьма приблизительных эскизов из воска.
Именно такую идею захотел воплотить автор. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
Прежде всего автор добивался художественной эстетичности. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли её terribilita – устрашающая). Наибольшее давление оказывается на левое бедро, правую голень и лодыжки «Давида» – на них уже начинают проявляться трещины.
Молодой Давид, который стал царём Иудеи и Израиля, вступил в поединок с огромным воином Голиафом, который был потомком великанов (рефаимов). Величавая суровость гармонически сочетается в «Давиде» с гибкостью абсолютного тела, великолепный урок анатомической красоты — с демонстрацией свободного и раскованного мужества. До сих пор мы говорили о «Давиде» как об изображении. И все же многие критики отметили, что на спине рыцаря не хватает одной мышцы. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.
У большинства людей при виде статуи Давида возникает чувство восхищения и благоговения. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Но как поднять на высоту большие статуи. Четверть — молодежь.
Она – неподвижный предмет. Сотворить статую Давида пытались не раз. Юноша отказался от доспехов и тяжелого меча. И в 1464 году кто-то из местных мастеров приступил было к работе.
Худых — больше, чем толстых. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Статуя Давида Донателло изображает некоторую непосредственность в образе юного мальчика и демонстрирует заслуженное спокойствие после героической победы.
Именно вот таким образом мышцы юноши напряжены, а брови нахмурены. Статуя Микеланджело является своеобразным новшеством, т. к. Могучая голова с шапкой вьющихся волос повернута влево, в сторону врага. Изначально ее планировали установить вблизи собора. И Давид и архангел Михаил (именно так переводится имя Микеланджело) считались святыми воинами. Причиной быстрого отбытия из дворца стала ее громоздкость.
Все началось в копях Каррары, где раздобыли мраморный блок грандиозных размеров. Давид Микеланджело – молодой мужчина. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более абсолютное – как в прошлом, так и в современности. Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело, как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго). Хорошо вооруженный и непобедимый, он одним видом наводил страх.
Творение Микеланджело было закончено в 1504 году. Но скульптуры получались маленькими. Вот таким образом руководство (собора, а не города) выбрало его для столь ответственной работы и доверило ценный материал.
Ведь статую нужно было буквально «извлечь» из искалеченной глыбы. Созданная во Флоренции руками Микеланджело статуя «Давид» имеет интересную историю. Он работал один, без помощников, передвигаясь вокруг гигантской мраморной глыбы по строительным лесам.
Жители трактовали смысл скульптуры как призыв к справедливому управлению и защите города. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо, который не создал ни одной статуи. На высоте, вероятно, она выглядела бы иначе, на площади же с этого угла находится лоджия из-за колонн и арок которой «Давида» почти не видно.
Возвышенное у Караваджо довольно «низменно» так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Оказавшись «гигантом» почти случайно (ведь на высоте статуя не поражала бы величиной), «Давид» Микеланджело с самого начала был Гигантодя по своей внутренней значительности. Как свидетельствует один из писателей XVI века, мрамор «был продырявлен».
Но хватало и отрицательных отзывов в адрес мастера. Однако история создания статуи началась задолго до этого. Давид стоит, твердо опираясь на правую ногу, слегка отставив левую.
В январе 1504 года статуя была закончена. Оригинал статуи Давида имеет высоту 5 м 17 см. Удивляла и непропорционально большая голова и огромные руки. К тому моменту статуя весила более 6 тонн и обладала высотой в 5 метров.