Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша из стены которой раздается легкий шум. И снова бунт, снова пожар. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах».
Конечно, они старались на совесть. Купол же св. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. А в 336 г. Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии.
А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Что понимали под этим именем христиане того времени. И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба». Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42.
До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни. Примерно через двадцать лет храм стал расползаться до такой степени, что Селиму II пришлось укрепить его «быками». Бог от вечности знает все Свои действия и результаты этих действий, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей.
В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Святая София приобретает статус музея. 1:14). И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя.
По всей видимости, это было грандиозное пятинефное сооружение с двухъярусными галереями и деревянным перекрытием. Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена». Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Сергия и Вакха. Нужно сказать-османы поступили благоразумно, не стали разрушать храм, взрывать, разбирать и рушить, а укрепили его минаретами, заштукатурили фрески (благодаря чему мы их можем видеть по сей день), повесили щиты с именами пророков. Сейчас в Айя Софье такой симбиоз ислама и христианства: византийские мозаики и исламские щиты. Мне нравится. Когда мы жили на Кипре, Греческая православная Церковь присылала официальное письмо-петицию и письмо на е мейл с просьбой подписать прошение о превращении музея Айя София в православный храм.
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. По окончании строительства, войдя в собор, Юстиниан, согласно преданию, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя. ». Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.
Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Под куполом можно увидеть изображение Богоматери и Иисуса Христа. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).
В память об усмирении бунта, едва не приведшего к свержению Юстиниана (483—565) император решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «.
Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Восстание было подавлено.
Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Благодаря тончайшим тональным переходам колористическая гамма приобретает необычайную мягкость и естественность. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии.
Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский.
Это – первый опыт строительства огромных храмов. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек.
Это произведение занимает исключительное положение не только в истории мирового искусства, но и в истории всех духовных исканий человечества. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Собор Св.
В их распоряжении находилось десять тысяч рабочих. Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). Но как могли османы, будучи мусульманами, построить христианский храм. Купол составляют радиальные арки.
Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Согласно новой хронологии, это, скорее всего, XII–XIV века. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба.
Таким образом 5000 работников было приставлено к правой стороне здания и 5000 – к левой. Особое значение придается строительству нового грандиозного собора Святой Софии, который будет призван стать символом христианского мира, величием и блистательностью затмевая все созданное в предыдущие эпохи. Трудно себе представить, будто храм Святой Софии был возведен или «восстановлен» в VI веке н. э., простоял так до XVI века и только якобы через ТЫСЯЧУ ЛЕТ, стал расползаться под нагрузкой купола. Его строительство обошлось империи в три годовых дохода. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло. Более того, она – центр целого комплекса построек. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения.
Премудрость или София (от греч. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью и лишь в 1932году началась их расчистка. Но пока решения нет. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». См.
Подробнее о Museum Pass читайте здесь. Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию. Эти колонны служили основанием для икон. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Крест на вершине купола сменил полумесяц. Пусть будет музей и миллионы людей со всего мира будут приезжать и смотреть. Для строительства использовался самый качественный и красивый мрамор со всей империи, а также архитектурные элементы древнеримских построек. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков.
До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии. По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. Впоследствии преподобный Афанасий (память 5 июля) сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Зачем.
Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко.
Ранее таких больших зданий в Царь-Граде не строили. По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм.
Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. И император в данном случае не является исключением. Во все мавзолеи вход абсолютно бесплатный. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии.
Наша реконструкция такова. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами».
Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы. Опыт оказался не совсем удачным. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз.
Как только начинаются очереди (обычно с 10 утра) к туристам подбегают толпы «гидов», которые готовы провести в собор без очереди. В целом композицию можно рассматривать как сцену поклонения земного владыки Небесному Царю, который является воплощением Премудрости Божией и одновременно как сцену молитвы о заступничестве, обращенной к Божьей Матери и Небесным Силам. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза.
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Он лично, на всем протяжении строительства, наблюдал ход работ, приходя на стройку в простой одежде, поощряя часто рабочих деньгами. Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале.
Высота храма Святой Софии по куполу 55, 6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31, 5 метров. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким.
Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта32 под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.
Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». В них четко прослеживается связь с античными традициями.
Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Спрашивается, когда кирпич вошел в употребление для построек. Кроме того бесплатно пускают гостей (делегации) турецких органов власти, профессиональных туристических гидов (при наличии аккредитации в Минкультуры и туризма Турции), а также участников ряда образовательных программ (Comenius School Cooperation и Erasmus Student Exchange Program). Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма.
Константинопольская София – смелость размеров, гармония частей, прочность и вместе с тем необыкновенная легкость, а также обширный плоский купол – наглядно демонстрирует высоту древнего византийского искусства, которое «объединило пышную зрелищность и утонченный спиритуализм в единую художественную систему, строго каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала» 2. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей».
Если вы пришли утром или сразу после обеда (летом) — очередь обычно движется очень быстро. Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17.
В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. 107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма. Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству». «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
На строительство Святой Софии Юстиниан не жалел средств, стремясь придать зданию небывалый блеск. Это был ПЕРВЫЙ храм такого огромного размера. Однако это уже не отвлеченные условные образы. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен.
Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. Это – самая большая мечеть Стамбула. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки.
рис. 1. 1. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
«» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре.
Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира.
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. На протяжении тысячи лет (до возведения собора Святого Петра в Риме) он являлся самым большим и величественным храмом всего средневекового христианского мира и гордостью Византийской империи, с которым ассоциировалась ее мощь и сила. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока (963–969), который, навещая своего дядю, познакомился с ним. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава.
«Посетитель и ныне испытывает абсолютно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – писал известный искусствовед Л. Д. Любимов. – Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором». Если вы едете из западных районов города на электричке — вам нужно доехать до конечной станции Сиркеджи (Сиркеджи) или выйти на предпоследней остановке Джанкуртаран (Cankurtaran). Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности и за счет увеличения налогов с населения. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Как, например, храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, т. 6. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор из Каристоса – светло-зеленый из Ясоса – бело-красный из Фригии – розовый с прожилками. Погиб в огне и многострадальный храм Софии.
Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей и мозаики были расчищены. История храма началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь – новую столицу империи. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Вот таким образом инженеры еще не обладали достаточным опытом мегалитического строительства. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье.
Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками. Снова распри. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).
Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. А потом выходите на улицу и обойдите собор справа — там вы увидите вход в тюрбе (мавзолеи султанов), где похоронены султаны и члены их семей. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли. Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь.
По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам перестали выплачивать жалование. Ориентировочные остановки — Sarayburnu, Akbiyik, Cankurtaran.
С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Тем не менее, постройка вскоре стала расползаться под давлением чудовищной массы купола.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Вот еще один совет — если вы идете не в составе группы — попробуйте пройти сразу к кассам.
А вот если храм был возведен в 1550–1557 годах, то картина становится вполне понятной. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. План купола был очень сложным и казался невыполнимым. У ног Иисуса припавший император. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Эти колонны служили основанием для икон. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
По прошествии сорока дней после пожара, по приказу Юстиниана был заложен новый храм, который по замыслу императора должен был стать украшением Константинополя и олицетворением величия Византийской империи. Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II. По-видимому, в 1550–1557 годах Сулейман действительно возводит Святую Софию. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. До этого клали из камня. Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным. Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Правда и раньше строили широкие купола. Вот таким образом в XVI веке в Турции еще могли строиться (и строились) христианские храмы, а в России – храмы, не отличимые по своему убранству от мусульманских мечетей.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Это было достигнуто следующим образом: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Эллинизм ассоциировался со славным прошлым ромеев и в Константинополе связь с ним по сути никогда не прерывалась.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника».
Далее. Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс.
В ту эпоху много говорили о Божественной Премудрости и все богословы были едины во мнении, что Божественная Премудрость это и есть Сын Божий. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для работы над проектом храма император пригласил известных зодчих – Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Но одно дело природная стихия, другое — люди.
Он весь полон света. Храм был обильно украшен золотом. При всей символичности и иероглифичности эта мозаика отличается неожиданной пространственностью композиционного построения. Несомненно, что это было имя Христа. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София.
Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Ослабленная к тому времени и материально и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии.
фунтов (около 130 т. ) золота. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново. При входе в тюрбаны необходимо по мусульманским традициям повязывать на голову косынку (женщинам) и снимать обувь (всем). Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. 1:30).
К середине XIX столетия собор находился под угрозой реального разрушения и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.
Что косвенно подтверждается и тем, что центральный купол этой мечети, оказывается, «БЫЛ ОФОРМЛЕН В XIX ВЕКЕ братьями Фоссати», с. 60. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Я превзошел тебя. ». В то время Византией правил император Константин.
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Храм Святой Софии выложен из КИРПИЧА, с. 111. И тут мы с удивлением узнаем, что следующий за Сулейманом Великолепным султан – Селим II – в 1573 году вынужден был укрепить стены Святой Софии при помощи огромных каменных «быков», принявших на себя нагрузку купола, распиравшего стены, с. 64. Автобусы и долмуши к Собору Святой Софии и Мечети Султана Ахмеда не ходят — на них вы сможете доехать только до остановок на проспете Кеннеди (Kennedy Caddesi), а оттуда подняться пешком по узким и крутым улочкам. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.
Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, вот таким образом текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. А в 326году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. В золотых переплетах были и книги Священного Писания. Петра в Женеве, датируемые историками эпохой XI века.
Среди них: граждане Турции в возрасте до 18 лет, дети-иностранцы в возрасте до 12 лет (в Гарем бесплатно только детям до 6 лет), граждане Турции в возрасте от 65 лет, ветераны и инвалиды боевых действий, люди с ограниченными возможностями в сопровождении 1 человека, действующие военнослужащие, владельцы карт ICOMOS, UNESCO, ICOM, а также аккредитованные в стране журналисты. Однако параллельно с неоклассицизмом развивалось и другое направление, воплощавшее строгие аскетические идеалы и тяготевшее к спиритуализации формы, символизму и абстракции. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор.
Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. А снаружи были пристроены в разное время четыре минарета, выглядящие несколько искусственно и опорные стены.
Сверху по сторонам от Христа представлены два медальона с полуфигурами Богоматери и Архангела Гавриила – своеобразный вариант Деисуса. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». О, Соломон. Храм Святой Софии (Айя-София) в Константинополе был посвящен Святой Софии – Премудрости Божией.
Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. Что означало имя Святой Софии. (а не в VII веке, как утверждает скалигеровская версия) и окончательно завершилось лишь в XVII веке. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Золото, слоновая кость, драгоценные камни использовались для украшения собора в несметном количестве. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках.
1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. «Соломон, я превзошёл тебя. »— такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами.
Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Например, только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. После реставрации их снова замазали известью. На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. Византийский хронист VI в. Прокопий так писал о нем: «Этот храм являет собой чудесное зрелище.
Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне.
Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Я превзошел тебя, Соломон.
В эпоху раннего христианства представление о Софии – Премудрости Божией сближается с образом Иисуса как воплощенного Слова Божьего. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18.
Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), вот таким образом купол опирался со всех сторон на стены. Все инкрустировалось драгоценными камнями. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет».
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. По своему великолепному инженерному исполнению она сильно выделяется среди остальных мечетей Стамбула, но, согласно новой хронологии, это гораздо более поздняя постройка, скорее всего, не ранее XVIII века, лет через 200–250 после Сулеймана, т. 6.
Работы шли равномерно и правильно. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. И таким образом воплощается идея вселенской литургии.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Но великое искусство нельзя убить.
Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. — Побеждай).
Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Январь 532 года.
И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
Определенная категория посетителей может попасть в музей бесплатно. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Сегодня считается, что это – так называемая «Мечеть Сулеймана». В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах.
С 2007 г. началась кампания за возвращение первоначального статуса храма, развернутая рядом влиятельных предпринимателей и политиков США. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры.
Так, были привезены восемь колонн красного порфира из храма Солнца сирийского города Баальбека. Первый собор на этом месте был построен в 360 г., но через 44 года он был сожжен во время беспорядков, вызванных изгнанием патриарха Иоанна Златоуста из столицы. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства.