() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. И Франциск – король-победитель. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В этом заключается гениальность Леонардо. Чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие на зрителя. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Разве что Рафаэль. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Будем считать, что мне повезло. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. да там толпа.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. «Джоконда» впала в полное забвение. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Он приходит в музей.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Итальянцы изначально называли Мону Лизу по фамилии позировавшей модели Джокондой. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
Разразился страшный скандал. Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики – дактилоскопию. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. У нее такой странный вид – оголенное лицо или как будто химиотерапия оставила свой горький след, лишив ее не только бровей, но также и ресниц.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Я имею ввиду его черный квадрат. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине. До охраны наконец дошло, что картину украли.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Но это чрезвычайно трудная задача. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Мона Лиза (фрагмент). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В Италии XVI века оно чаще просто указывало на замужний статус владелицы. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал.
Публика разделилась на два враждующих лагеря. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Вазари, великий историк искусства Возрождения, также дает описание картины: Глаза блестели и были влажными, как будто в реальной жизни. Самые известные среди них: герцогиня Франкавилль Филиберта Савойская, Изабель дЭсте, куртизанка синьора Пачифика, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ той эпохи, с другими картинами Леонардо, давали ей другие имена, если вдруг обнаруживалось портретное сходство.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Горный пейзаж – символ горнего мира. Есть ещё одна экзотическая версия.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Еще одна схожая версия. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Это одно из чудес этого портрета. Где любовь, там и ревность. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
«Мона» переводится как «госпожа». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Но это уже дело вкуса. Этот портрет молодой женщины с загадочной улыбкой на устах будоражит умы многие сотни лет. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Эта версия считается просто домыслом. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Грудь преподнимется. Ее перевели в покои министров. Хотя брови действительно важны, так как они придают четкость изображению не только глаз, но и всего лица.
Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. На раме он заметил отпечаток пальца. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Была уволена администрация музея. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Впрочем, последнее— полная херня. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Это и есть одна из главных тайн изображения. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Но затворницей Мона Лиза не была. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Учитывая знаменитую улыбку Моны Лизы, эта версия не лишена смысла. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Такое заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» при помощи специальной компьютерной программы. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками».
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. 1503-1519 гг. В зальце размером метров десять на двадцать на стене за пуленепробиваемым стеклом висит темная дощечка 76х53см.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Мона Лиза» (1503-1519).
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Голова слегка повёрнута10. Эта теория появилась не на пустом месте и имеет под собой кое-какие основания. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. А еще – техника. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Также Вазари говорит о бровях. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Я не говорю, что я совершенно прав. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Что вы видите перед собой. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Посетитель его дома во Франции, где художник работал в свои последние годы на французского короля Франциска I, упоминает их. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Эта загадка практически решена.
Кстати, название шедевра появилось только в XIX веке. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи. Где-то между 1503 и 1506-м.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Она без конца перестраивалась, то входила в упадок, то снова возрождалась. Художник присутствовал при этом свидании. Папа разгневался. Однако это можно списать на плохую реставрацию.
Практически в большинстве художественных магазинов и совершенно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». 76х53 см. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. «Мона» (правильнее «монна») не имя, а форма сокращения слова «мадонна», принятая на полуострове, что дословно переводится с итальянского как «моя госпожа».
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Только чувство утраты рождает любовь. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. Мне показалась такая реакция странной.
Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Что за юноша. Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Эту картину надо просто один раз увидеть.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Но не следует исключать и того, что это доказательство еще одной оригинальной теории. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». То есть разобраться в этом механизме. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Лувр ведет свою историю с начала тринадцатого века, когда Филипп-Август построил мощную крепость на берегах Сены. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. «Джокондомания» охватила Америку. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин.
Дети смеялись. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Которых у Моны Лизы нет. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда).
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Леонардо работал над ним не один год.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Мона Лиза – автопортрет художника. раздел Техника). А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Вот это уже серьёзная несостыковка. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Леонардо да Винчи. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Но нельзя исключать и того, что название не указывает на фамилию Моны Лизы, а является нарицательным словом. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Так к художнику все и относились. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Но зачем Леонардо понадобилось изображать себя в виде женщины. Голова слегка повёрнута. () Джоконда— не портрет.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. А. С. Пушкина в Москве. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. – с сыновним почтением предложил художнику поселиться во Франции, в небольшом замке рядом с королевским дворцом на Луаре, обещав, что там ему будут созданы прекрасные условия для изысканий и творчества. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Опасно попасть под обаяние этого призрака. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблен в свою мать. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное.
Леонардо с друзьями отделался легким испугом. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В 1502–1506 гг.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Далеко не всем она кажется таковой. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Это уже дама, которой за 30-35 лет.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Как было с Малевичем. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
На его стихи есть неплохие песни. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Японцы это тоже подозревают, вот таким образом пользуются поляризационными фильтрами, раскосо ухмыляясь в ответ.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. исследователи выяснили, что толщина некоторых мазков не превышает 30 микрометров, а на всём полотне нет ни единого отпечатка пальцев либо следа от кисти. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Немецкие газеты платили той же монетой.
Только вот женщин там вы не найдете. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Итак, перед нами образ Богородицы. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Глядя на потуги фотояпонцев, служители периодически ухмыляются одними глазами— при фотографировании со вспышкой на снимке можно будет увидеть разве что огромный белый блик от пуленепробиваемого стекла. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. История искусств очень сложная вещь.
() Джоконда— не портрет. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Меня удивило, что он маленький.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». За него заступились влиятельные покровители. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Возможно. «Джоконда» – не портрет.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Появляется сильный психологический эффект, когда в одном образе сплавлены два абсолютно противоположных начала. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Леонард был арестован. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Это ученик великого художника по имени Салаи. Чтобы посмеяться над любителями живописи. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри.
., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Не было ее и у реставраторов. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Помимо Лизы Джерардини на роль Моны Лизы претендует немало женщин, в том числе и знатных. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Посередине: Дама с горностаем. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Время шло – картина не появлялась. 1503-1519 гг. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. До него никто не видел в ней никакой тайны. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Были допрошены сотни людей. Но она ли на картине. Доска (тополь), масло. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Назревала большая европейская война. Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь – дерево-вампир, тоже, возможно играет определенную роль. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
И все множество интерпретаций ее улыбки – одинокая, трагическая, застенчивая, неудобная, высокомерная, даже зловещая – объясняется этим отсутствием объяснения. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Сильное сходство «Моны Лизы» и портрета Катерины Сфорцы кисти Лоренцо ди Креди, написанного в 1487 году, бросается в глаза сразу. Потом разошлись по всему миру.
Справа: Мона Лиза. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. К тому же он доверял профессионалам. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Музей – это публичное заведение. Она вздохнёт.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. В ХХ ст. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Как же выглядит сей шедевр IRL. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца дАвалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. И что же. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Мона Лиза улыбается, но почему. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Никто не знает, кто обрезал картину. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве. Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
До него никто не видел в ней никакой тайны. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Мона Лиза из Лувра явно старше.
Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. О матери Леонардо почти ничего не известно. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Так и с данной статьей.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Так он и спал на картине больше двух лет. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершённым.