Картину "Сикстинская мадонна" написал Рафаэль Санти – один из самых великих художников в истории мирового искусства итальянский живописец, архитектор и график (родился 28 марта 1483, умер 6 апреля 1520 в Риме).
1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка – резиденции курфюрста в Дрездене. Тайников оказалось много – 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери.
Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал. Печальная, почти застывшая в своем горе. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.
Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
В 1754 г. картину за 20 тыс. Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. Этот алтарный образ – последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»3. 1520 – Умер в Риме. Шлейф плаща Рафаэля огромен.
Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Но на этом магия не заканчивается. Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно.
Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. Вот таким образом на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья. Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер.
Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
Сикстинская мадонна поистине симфонична. Достоевский. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего.
Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах.
Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей. Дрезден, 1755.
Иные просто утверждают, что Рафаэль был вдохновлен ФОРНАРИНОЙ, своей последней и беззаветной привязанностью. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией».
Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота) и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
«Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Вот так была организована композиция этой картины. Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи.
Она смотрит прямо и как бы сквозь нас, словно не придавая значения ни одной персоне, какой бы значительной в мире людей она ни была. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Живя в Дрездене, Ф. М. Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву.
Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза. Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. А она с удовольствием кружила всем головы. Гений чистой красоты был с нею.
Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости.
Сравните эти две работы. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Например, «Мадонна Седия». По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев.
Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла.
Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. Выполненная его рукой роспись потолка Сикстинской капеллы изображающая библейские сцены от сотворения мира до потопа и включающая более 300 фигур, признана одним из ценнейших экспонатов мирового культурного наследия. «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью.
У него ничто не случайно. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Толстого, в которой приводится уникальная фотография Л. Н. По указанию саксонского рейхсштатгальтера14 полотно вновь перевезли, а его местонахождение держали в секрете.
На этом обычно не заостряется большое внимание, но чтобы оставить то наследие, которое оставили Микеланджело, Леонардо да Винчи или Монтень, нужно было очень много знать. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. Гением таинственным и не расшифрованным. Оппонентом гипотезы М. Путчера о создании «Сикстинской Мадонны» для церкви Св.
Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. «дуб»). Во всём её облике – решимость.
Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7. Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика.
Можно обратиться к некоторым фактам. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин.
Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. Сутки его были расписаны по минутам. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. дукатов. Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св. Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II). Св. Сикст III и Св. Варвара были покровителями Делла Роверов. После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем – возвращена Дрездену. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли.
Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Их 6, не правда ли. Настоящая, реальная жизнь в небесах.
Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи.
Этот вопрос останется без ответа. После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась Мадонна. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин4. Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля.
1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Он является идеальным сценографом всех своих творений. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Об этом можно говорить бесконечно много. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». И свершается чудо. Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст.
Война – тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. И. Н. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Ею восхищался М. А. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. В монастыре святого Сикста, расположенном в северной части города около палаццо Мадама, была построена новая церковь, для алтаря которой предназначалась картина Рафаэля Санти, уже тогда одного из ведущих художников Италии, масштаб творчества которого заслуженно сравнивали с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарротти. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы.
В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи.
Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сикста.
Это далеко не риторическая фраза. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути.
Описание Папы Римского Сикста IV, помещённого в левой части картины, всегда сопровождается просьбой сосчитать количество пальцев на его правой руке. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. По латыни слово «сикст» означает шесть.
Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Там она пребывает до сих пор. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие».
Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905).
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «. Написал «Мадонну в кресле». В своей статье, вышедшей в 1755 году историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля.
Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Рафаэль был счастливым художником. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти.
Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. Так творение Рафаэля попало в СССР. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку.
Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его.
Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой – «Сикстинская Мадонна». Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.
В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Получилась спираль в три с половиной оборота. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Вот таким образом полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М.
Они заказывают ему Сикстинскую мадонну. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля.
Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург избежав таможенных придирок в Венеции.
Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5.
Джованнини приобрел ее для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III) за 20 тыс. «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Они и стали прототипами ангелов. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения.
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. СИКСТ II.
Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского.
А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»). А папская тиара с геральдическим символом делла Ровере – жёлудем – указывает на принадлежность умершего к этому древнему роду. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна».
Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Петра. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна».
Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля2. «Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III. «Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10. Ему был 31 год, ей – 17. 2. Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит. «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. Рафаэль просто физически не мог выполнить все работы, вот таким образом без учеников ему было не справиться.
Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Можно удивляться, как Рафаэль сумел сбросить с себя некоторую театральность монументальных росписей исполнявшихся ранее и пришел к этой суровой, почти скупой, но вот таким образом столь разящей простоте. Величайшее творение мира Сикстинскую мадонну.
Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т». Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.
Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Многие считают Форнарину невольной виновницей ранней смерти Рафаэля – великий урбинец умер в 37 лет.
Она была его любимой картиной и ко дню рождения писателя его жена и Панаева заказали в Дрездене фрагмент этого образа. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий.
Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Никогда творчество не было для него горькой мукой. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение.
МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. 4. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия изображавшего муки Христа. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Мать с младенцем.
Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Достоевский едва ли не ежедневно приходил в Картинную галерею и часы проводил перед полотном Рафаэля. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. «Дорогу великому Рафаэлю. ». Николы из Толентино».
Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». Сикстинская мадонна, пожалуй, самая знаменитая картина мира. В. А. После Второй мировой войны в Москву привезли 1240 спасенных произведений Дрезденской галереи, чтобы специалисты могли их отреставрировать.
Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Толстого за работой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне. А. С.
Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре. История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется.
Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал. Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» – «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого.
По словам Стама, «его лоб не по-детски высок и абсолютно не по-детски серьезны его глаза. С. 23. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино.
Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна».
Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Цит. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны». Это божество, облеченное в человеческую форму. Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов.
Она идет и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Находят, что Сикстинская мадонна схожа ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом). И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август.
Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Иисуса Христа и Марии). Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809).
Даже в его взгляде читается какая-то тревога. ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Все предельно просто. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек.
Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». 1855–1859. Рафаэль оставляет завещание людям. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. РУКИ СИКСТА. Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства.
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней». Врубель.
Казалось, в нем не было ничего. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта.
Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская Мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Картина Рафаэля необычайно современна.
Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. Догадки фрау Эльвиры оказались верны. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает.
Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс». Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок.
Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму.
Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии. Получил должность писца папских указов. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Нельзя наглядеться.
Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые.
Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. Он потрясен. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни.
«Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Она выходит к людям, как на сцену. «Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка.
Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики.
Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Суровые советские солдаты, сталкивавшиеся за несколько военных лет лишь со смертью и горем, были потрясены изображением женщины дивной красоты и ее божественного младенца. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Ватикан обладал беспрецедентной властью.
Что это. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. 4662.
И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. «секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками. Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке. В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821).
Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Картина была помещена над гробом папы Юлия.
Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным.
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального идеально гармоничного, абсолютного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона.
Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». Любила ли девушка Рафаэля. Бумага, гуашь, пастель.
Не мы требуем жертву. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. Апофеоз всего своего гигантского творчества. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Потом много учился и работал.
Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году. Рафаэль и современность. Абрикосова Сыновей в разделах: Династия – Просветительство, – вывешена статья – Хрисанф Николаевич Абрикосов – друг и секретарь Л. Н.
После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен.
Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя. Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Таким образом, пальцев всё-таки 5. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении.
Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Весна 1945 года. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу – Ленгефельд.
Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. Зачем он это нарисовал. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
У него всё продумано до мелочей. Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». В истории картины началась новая глава.
О римском понтифике известно очень мало. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания.
Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу.
Так в город, едва не уничтоженный войной, бессмыслием ее жестокости, вернулся светлый образ итальянского Возрождения, став символом возрождения Дрездена, преодоления потерь войны.