Аввакум уличал Морозову и в скупости: «А ныне. Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь.
В толпе терялось. Морозова по своему положению была «матерая вдова», т. е. вдова, которая управляет вотчинами до абсолютнолетия сына. На боярыне нет металлического ошейника, от которого цепь шла к «стулу» – большому обрубку дерева, лежавшего в ногах подвижницы.
С фанатичной страстью слушала она проповеди главы раскольников – протопопа Аввакума. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Бывало, сижу с нею и книгу чту, а она прядет и слушает, она прядет и приказывает, как девице грамота в вотчину писать. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом.
Сударыня Морозова является одной из обширно узнаваемых российских личностей, оставивших след в истории собственного страны. Дело даже не в том, что на миру смерть красна.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Она готова принять любые муки, пойти на смерть. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. И я лише разсмеяхся твоему несогласию.
Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. В толпе терялось. В 1635-1637 гг. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Как и сестру, её похоронили без гроба, завернув в рогожу.
Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Судьба же Феодосии Прокопьевны Морозовой удивительна. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова.
Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Уговоры патриарха и других архиереев не смогли сломить их упорства. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
Оставшись вдовой в тридцатилетием возрасте, она не только хранила верность мужу, но и истязала себя ношением власяницы с целью «смирить плоть». Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. (1) Феодосия Морозова. В 1673 г. Ф. П. Морозова вместе с сестрой Е. П. Урусовой и М. Даниловой были сосланы в Боровский Пафнутьев монастырь (путь в острог знаменитой боярыни и запечатлел на своей картине В. И. Суриков).
он был воеводой в Енисейске, участвовал в Земском соборе, в 1641-1646 гг. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Умилосердися, раб Христов. Один из странников инок Трифилий, рассказал Феодосии о старице Мелании, подвижнице из города Белева, которая также была ученицей Аввакума. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Все лицо мелко было.
В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Мы не найдем в них рассуждений о вере, зато найдем жалобы на тех, кто смеет «абманавать» боярыню, найдем просьбы не слушать тех, кто ее обносит перед протопопом: «Што х тебе ни пишить, то все лош». Та, что диктовала, а иногда своей рукой писала эти «грамотки», – не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Морозову держали под стражей, пока она была жива. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. «Раб Христов.
Чего он ждал. Но благодаря гордому духу и сильной воле не боится страданий. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. А церковная музыка – это церковное пение. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.
Панченко. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. О знаменитом полотне имеется много отзывов современников. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому.
Вот таким образом она и пеклась о том, «как. – Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Дом боярыни в Москве был одним из центров раскольничества, оплотом старообрядцев.
Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Там в Преображенском все меня знали. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Казалось, перед нею открываются просторы счастливой и беззаботной судьбы.
Боярыня Морозова быстро стала ярой сторонницей всех гонимых за «старую веру». Именно этот эпизод и изображён на холсте.
Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г К 60-м гг.
Боярыня занималась благотворительностью: часто принимала в доме нищих, странников и юродивых. В картине художник допустил только одну неточность и то сознательно. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Однако семейное счастье Феодосии длилось всего одиннадцать лет.
Любопытно, что за арестованных сестер заступился даже патриарх Питирим, писавший царю: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Затем Морозова была перевезена в Чудов монастырь. Все лицо мелко было. Само собой, начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, где их не могли достать царские воеводы, наиболее свободолюбивые объединялись в банды и совершали набеги на помещичьи усадьбы.
Почитается старообрядческой церковью как святая. Протопоп Аввакум описал Феодосию, как худую женщину с бегающим, молниеносным взглядом и Суриков долго не мог найти подобное лицо – фанатичное, бескровное измученное, но гордое и непреклонное. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Нравилось им, что я казак и не курю. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
Героиня этого жития выколола себе глаза, чтобы избавиться от любовного соблазна. Согласно тексту «Повести», 17/18 ноября 1671 года (то есть 7180 года от сотворения мира) знаменитые сёстры- «расколоучительницы» Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, содержавшиеся «в людских хоромах в подклете» московских палат Морозовых, были отправлены в Чудов монастырь. Женское их дело что они много смыслят. ». Морозовой угрожали пытками и дыбой, сожжением на костре. Которыя породою полутче девицы, те похуже, а те девицы лутче, который породою похуже». Древнее пение было мужским, одноголосным.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Со своей точки зрения Аввакум был прав. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя.
Первой 11 сентября 1675 года умерла Евдокия Урусова. Кроме ареста Морозову ждал еще один удар судьбы. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий.
Оно развивалось в определенном каноне, который заимствовали из Византии, но постепенно трансформировали, создали свои собственные напевы. От ненависти к новой вере и гостям Феодосия и ее сестра княгиня Евдокия Урусова отвечали на вопросы пришедших лежа в кровати. Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью на вые (шее) сложила длань в двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше».
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Род Морозовых был не только знатен, но и чрезвычайно богат, а главное, в тот период он был постоянно «при царях». Писатель и поэт Всеволод Гаршин (1855-1888) отмечал, что «картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли сударыни, потому решил оживить память о ней изобразив на большущем холсте эпизод, где Морозову везут в темницу. В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один. Потом боярыню Морозову написал. Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
Вскоре скончался (возможно, не без сторонней помощи) её сын Иван. Морозовой, как и всем боярыням, полагалось присутствовать на свадьбе и получать благословение у архиереев – никонианцев. руководил Каменным приказом. ».
Только 14 ноября 1671 года царь распорядился принять к мятежной боярыне жесткие меры. В 1662 г. Глеб Иванович умер, оставив свою овдовевшую жену наследницей огромного «выдела» из общего родового имущества. Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. Когда мы читаем, что боярыня послала в Пустозерск восемь рублей, «батюшку два рубли одному, да ему ж на подел шесть рублев з братьею Христовою», то мы невольно вспоминаем о золоте и драгоценностях, которые она прятала от властей. Впечатление движения саней поддерживается и нарастанием движения в фигурах — от правого края к центру: справа — сидящий на снегу юродивый, затем—вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка и, наконец идущая рядом с санями Урусова.
Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Видимо, художник решил, что «стул», ничего не добавив к образу Морозовой, только «утяжелит» картину. Костер чуть позднее все же запылал, но сожгли продолжавших исповедовать «старую» веру слуг мятежных сестер, а их самих отправили в Пафнутьево-Боровский монастырь, где содержали в земляной тюрьме. «Глупая, безумная, безобразная, – писал ей Аввакум, – выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия».
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Именно этот момент и изобразил на своей картине Суриков. пишешь: оскудала, батюшко поделитца с вами нечем. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.
Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. О знаменитом полотне имеется много отзывов современников. Она отлично понимала пользу наук. Дядька сам выбрал своему воспитаннику невесту и был на его свадьбе посаженым отцом.
Богатство ее было сказочно. По лицу боярыни видно – она понимает, что обречена на муки. После смерти старого мужа Морозова осталась молодой, тридцатилетней вдовой.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу».
Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Но и в этот раз царь проявил определенное терпение, посылая к ней боярина Троекурова и князя Уросова, бывшего мужем сестры Морозовой, тоже державшейся «старой» веры, с уговорами отказаться от ереси и принять церковную реформу. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Воротившись в 1664 г. из ссылки, он вместе с женою жил у боярыни Феодосии («инокини Феодоры», как она теперь себя именовала). Судьба же Феодосии Прокопьевны Морозовой удивительна.
Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати».
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Ведь сколько времени я его искал. села и деревни стройны». Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века.
Первая жена Анисья Никитична Наумова родила ему двух сыновей и двоих дочерей – Феодосию и Евдокию. Художник допустил ряд исторических неточностей. Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным.
И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще ж умроша – помянем их. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Окончательно переполнил «чашу терпения» Алексея Михайловича отказ боярыни присутствовать на его свадьбе с Натальей Нарышкиной. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки.
«Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне поединщицы, – утверждал академик А. М. Но все посланцы царя получали от боярыни решительный отказ. Этюд Сурикова к картине «Боярыня Морозова». (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Аскетический идеал жизни, воспринятый из христианской книжности, становится для знатных женщин узким путем, на который они вступают, чтобы избавить общество от греха и спастись после смерти. В картине художник допустил только одну неточность и то сознательно. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. (8) Церковь.
Увещевания патриарха не дали результата и сестер подвергли пытками на дыбе. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Женское их дело что они много смыслят. Она надеялась, что сын, как бы ни сложилась судьба матери, будет жить в «земной славе», приличествующей его знаменитому роду.
В монастыре сестер уже не пытались переубеждать, а просто уморили голодом. Скончался он в 1662 году, а поскольку потомством он так и не обзавелся, то все перешло ближайшему родственнику.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Выбор темы картины не случаен. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.
Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Она к старой вере стала склоняться. «Матерая вдова» хранила для сына богатства, накопленные его отцом и дядей. Много попов, но истинного несть». А Морозова установила с ним тайную переписку, о которой соглядатаи не преминули известить царя. Так закончился земной путь удивительных женщин княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой и инокини Феодоры (в миру Феодосии Прокопьевны Морозовой), принявших мученическую смерть за веру, но не поступившихся своими убеждениями.
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия», – писал молодой вдове протопоп Аввакум, призывая ее поступить по примеру преподобной Мастридии, которая выколола себе глаза, чтобы навсегда избавиться от любовных соблазнов.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. «Княгиня Урусова». В 1911 году императором было дано разрешение на разборку архива Тайного приказа царя Алексея Михайловича.
Это и есть героиня картины – Феодосия Морозова. Портретный этюд был написан всего за два часа. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. На то время это была самая шикарная усадьба.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. В юности братья Борис и Глеб Ивановичи Морозовы являлись спальниками (приближенными людьми) своего ровесника Михаила Федоровича. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Вместо публичной казни правительство Алексея Михайловича постановило уморить боярыню в земляной яме.
Боярыня Морозова стала, по совету Аввакума, ее послушницей. После смерти мужа и его брата Бориса, женатого на сестре царицы, все богатство рода Морозовых перешло к её малолетнему сыну Ивану, а фактически, к ней. Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
Закрепощение крестьян началось еще при Иване Грозном, а Уложение 1649 года окончательно его утвердило. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Ее богатству можно было только позавидовать: сударыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила собственный дом по западному эталону. Портретный этюд был написан всего за два часа. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. И вот эта молодая, богатая женщина, представительница самых видных московский родов, после встречи с протопопом Аввакумом становится духовной дочерью огнепального протопопа. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Сурикову удалось оживить своих персонажей. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет.
И как вставил ее в картину – она всех победила. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Народу были мало понятны богословские споры о двуперстии и троеперстии, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие — чуждым и навязанным сверху.
Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
Но мы не знаем, что таилось в самой глубине сердца женщины. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Очень трудно ее лицо было найти. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ).
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу. Боярыню вернули под арест. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть.
Известно, что она даже причастилась у одного из старообрядческих священников. Однако пример «благочестной» боярыни вдохновил немало единомышленниц, увлек в раскол новых сторонниц, в том числе сестру Морозовой Е. П. Урусову, дворянку М. Данилову и других. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию.
Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. На свадьбе царя он был посаженным отцом. Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие. Эта цитата дает наглядное представление о Морозовой. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Она «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. дом строен, как славы нажить больше, как.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой». При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Каменный храм построили в 1703 году. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Однако это была не просто скупость, а и домовитость рачительной хозяйки. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. И мы, которые привыкли слушать Моцарта, вдруг видим, что у них абсолютно другое восприятие музыки.
Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его. Феодосия рано осталась вдовой. Пленницы Судьбы.
Ее везут в тюрьму на глазах у толпы людей. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Конечно.
Впоследствии она приняла постриг. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Сподвижница старообрядца протопопа Аввакума (1620-1682) – боярыня Феодосия Морозова (1632-1675) – широко известна благодаря знаменитой картине великого художника Василия Сурикова.
Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. Их предок новгородец Михаил Прушанин известен как герой Невской битвы 1240 г. Василий Петрович, дед будущего мужа боярыни Феодосии Морозовой, участвовал в торжественном венчании на царство Михаила Федоровича Романова.
П. Е. Мясоедов (1867 – 1913). Боярыня Морозова. В её дом прибыл архимандрит Чудового монастыря Иоаким, проведший допрос Морозовой и её сестры, после которого они были закованы в «железы».
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Казалось бы, живи и радуйся: близость ко двору, почести, богатство, сын подрастает.
Готова сносить их ради веры, от которой не отступится. «Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. В 1634 г. Борис Иванович был пожалован в бояре, а также определен в «дядьки» : стал воспитателем пятилетнего царевича Алексея Михайловича.
На то время это была самая роскошная усадьба. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908).
Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога. Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Прокопий Соковнин был зажиточным человеком, владел в Москве несколькими домами. В 1650 г. царь Алексей Михайлович наградил его придворным чином и пожаловал должностью окольничего (второй думный чин Боярской думы).
Именно его рьяной последовательницей и стала боярыня Морозова. Ведь сколько времени я его искал. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму».
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. – перекрестилась тремя перстами. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти».
Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Ее упрямое благочестие заразило и родных: к старой вере примкнули и ее братья Федор и Алексей и сестра Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю.
Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова».
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но бесстрашная раскольница воспринимала физические мучения как страдания за истинную веру. В 1666 г. у нее отобрали все имущество, богатейшие имения конфисковали и отписали в казну.
Имущество боярыни было конфисковано, а её братья отправлены в ссылку. Сожжение протопопа Аввакума. Очень трудно ее лицо было найти. В глазах народа боярыня Морозова стала святой мученицей. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Выбор темы картины не случаен. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Аввакум имел в виду пример преподобной Мастридии, житие которой боярыня знала по Прологу (под 24 ноября).
Зело изне-могох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика», И когда тот отказал («Ни, госпоже, боюся»), она из ямы просила у него хотя бы хлебца, хотя бы «мало сухариков», хотя бы яблоко или огурчик – и все напрасно. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. В 1635-37 гг.
XVII в. столица стала одним из центров староверческого раскола. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Каменный храм построили в 1703 году.
Ее письма – женские письма. Здесь собирались гонимые царем староверы, которые молились по древнерусским обрядам.
Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия». Он и приблизил Морозовых ко двору. Религиозные нововведения встретили широкое сопротивление в обществе, где основным выразителем взглядов приверженцев «старой» веры стал протопоп Аввакум, подвергнутый за это церковному суду и отправленный в монастырскую тюрьму. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. В данном случае с Аввакумом нельзя не согласиться. Боярыня Морозова. Раскол. Д/Ф Морозова очень любила своего Ивана. Здесь же останавливались и находили материальную поддержку и многие другие «расколоучители» из разных концов страны. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях.
Но Аввакум не смирился и снова был отправлен в один из дальних монастырей. (1) Феодосия Морозова. Морозова отвергает новые обряды. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. И умирала она не как житийная героиня, а как человек.
«Персты твои тонкостны. Впрочем, чего гадать. Среди них оказалась некая старица Меланья, возглавившая в 1660 г. женскую общину московских «старолюбцев». И как вставил ее в картину — она всех победила». Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. В 1671 г. и сама Ф. П. Морозова и ее сестра Е. П. Урусова, продолжавшие, несмотря на преследования, проповедовать раскольнические идеи, были арестованы. Позднее в Боровске на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других погибших в монастыре последовательниц «старой» веры была установлена часовня.
После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом., они уже видят эту большую картину. При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Работая над картиной, художник перечитал массу исторических материалов, буквально изучил наизусть «Повесть о боярыне Морозовой», написанную в XVII веке по следам событий, неоднократно беседовал с московскими старообрядцами.
Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. 1669 год — царица скончалась.
Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. (8) Церковь. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом.
Кроме обычных для таких организаций бумаг и доносов, был обнаружен большой объем документов, касающихся церковного раскола и в частности – дела опальной Феодосии Морозовой. Кто тот единственный, кого она по-настоящему любила. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился.
Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». В течение нескольких дней сестры оставались под домашним арестом. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Конечно же, боярыня отказалась.
Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Работая над картиной, художник перечитал массу исторических материалов, буквально изучил наизусть «Повесть о боярыне Морозовой», написанную в XVII веке по следам событий, неоднократно беседовал с московскими старообрядцами. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. После нескольких предупреждений у Морозовой отняли в казну половину владений, потом отправили ее братьев служить в отдаленные города.
На боярыне нет металлического ошейника, от которого цепь шла к «стулу» – большому обрубку дерева, лежавшего в ногах подвижницы. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Здесь действовали «старолюбцы» имевшие связи в кругах высшей светской знати и столичного духовенства. В центре полотна – бледная измученная душевными муками изголодавшая от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях.
Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». Видимо, художник решил, что «стул», ничего не добавив к образу Морозовой, только «утяжелит» картину.
Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Ведь женщина не может не любить. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило.
Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Но царь, заявив, что Морозова «много наделала мне трудов и неудобств показала», отказался её освободить и поручил патриарху самому проводить следствие. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Морозова — источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены.
На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг. «Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Не считая того, Феодосия, хоть и была верна старенькой вере, посещала церковь нового ритуала, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой.
– взывала замученная голодом боярыня к сторожившему ее стрельцу. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Но Морозова отличалась фанатичной религиозностью и не только хранила верность умершему мужу, но и истязала себя постами, молитвами, ношением власяницы, чтобы «смирить плоть». В середине XVII в., с восшествием на престол второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича (1645 – 1676), фактическим правителем страны стал его воспитатель – «дядька», боярин Борис Иванович Морозов.
Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.