Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на нейизображенос исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».
Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг. А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды.
Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз. Поднималась с первыми лучами солнца, долго молилась, потом принимала просителей – как своих крестьян, которых у Морозовых было почти 10 тысяч, так и нищих, сходившихся в зюзинскую усадьбу отовсюду. Весной 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе. И рече: «Не смею». Все лицо мелко было. Однако в стране было неспокойно.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мнении, что данное творение ему удалось на славу. Ведь сколько времени я его искал. Морозову подвергли пытке.
После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви.
(1) Феодосия Морозова. В толпе терялось. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
(Это было в конце 1674-го года). Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Портретный этюд был написан всего за два часа. Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением.
Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Суриков неоднократно удлинял холст. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые.
Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века.
Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Портретный этюд был написан всего за два часа. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через е родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из е вотчины.
Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает ее подвижничество еще более значительным. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Она отлично понимала пользу наук. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Обе были подвергнуты допросу. Они усилились, когда мальчик подрос и его сходство с царем Алексеем Михайловичем стало очевидным.
Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6—12 лучших лошадей, а позади бежали человек 300 слуг. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями.
На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. Женское их дело что они много смыслят. ». Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. Почти так же рассказывает и Тихонравов: «Морозову и Урусову, прикованных за шею к стульям, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под царскими переходами.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Прибывшая через два года в Боровск комиссия увидела, что узницы живы – здоровы, читают старообрядческие книги и даже пишут письма на волю, что было особенно нетерпимо. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
В толпе терялось. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место.
Чего он ждал. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Это математика. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Много попов, но истинного несть».
В девичестве она была Соковнина. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил.
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Она к старой вере стала склоняться. Но вскоре скончался её сын Иван. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. И глагола: «Не смею». Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Мученицы-сестры умирали медленной смертью. Почитается старообрядческой церковью как святая. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок.
На то время это была самая шикарная усадьба. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан.
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Очень трудно ее лицо было найти. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Эта дама стала воплощением бесстрашности и упрямства, это реальный боец за свои принципы и эталоны.
1669 год — царица скончалась. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Но враги и насмешники одиноки в толпе. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). А потом их на Преображенское кладбище выселили. Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Чуть меньше расстояние — сани стоят.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Но этим не закончились пытки. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась., они уже видят эту большую картину. Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным. Конечно же, боярыня отказалась. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником старообрядчества, ставшим ее духовным отцом.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Облик боярыни Морозовой в национальной памяти соединен с любимой народом картиной В. Сурикова. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Суриков Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический художник.
«Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими.
При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Морозова беззаветно любила своего единственного сына Ивана и хотела передать ему все морозовские богатства в целости и сохранности. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
Раскол получил значительное распространение среди крепостного крестьянства и посадского люда. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». И как вставил ее в картину — она всех победила».
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Но нет. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко».
Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.
При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся».
Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Все лицо мелко было.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Скончался он в 1662 году, а так как потомством он так и не обзавелся, то все перебежало наиблежайшему родственнику. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве.
Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Во многом здесь повлиял и склад речи, музыкальная интонация русской речи и традиции русских народных песен. Жизнь в таком заключении была немыслима. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Очень трудно ее лицо было найти. Если Карлу II отрубили голову, то Алексей Михайлович прекрасно помнил, как восставшие ворвались в его дворец и один из них, выговаривая царю, крутил у него пуговку на кафтане и оторвал ее.
Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Древнее пение было мужским, одноголосным. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны.
Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. В декабре скончалась и Марья Данилова. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ. Брат Бориса Ивановича Глеб был дядькою младшего брата Алексея Михайловича – Ивана и царским воеводою в Новгороде, Казани, сопровождал царя в военных походах.
В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Нравилось им, что я казак и не курю. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Исключительный по силе образ Морозовой господствует в картине, но не затмевает собой народной толпы. Потом боярыню Морозову написал. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов.
Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. «Персты твои тонкостны. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Сие святей рекши, умолче голова (житие). очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Однако Морозова была не рядовая ослушница.
Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Морозова отвергает новые обряды. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Женское их дело что они много смыслят.
Морозову окружает атмосфера народной любви. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ».
Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Морозову было приказано подольше держать на дыбе.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Здесь они не знали, когда день, когда ночь. Её вернули под арест. «Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший.
Это то, где черты лица сгармонированы. И глагола Феодора: «Не смееши ли. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосьей в Чудовом монастыре. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Здесь уже намечены все основные и второстепенные персонажи картины: рядом с санями появляется изображение стрельца с секирой, второго стрельца слева у дуги, странника в правой части композиции яснее обозначена фигура склонившейся боярышни в голубой шубке. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило.
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.
Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил.
Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. В движении есть живые точки, а есть мертвые. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. «Не идет у меня лошадь, да и только.
Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трхсот) слуг.
На то время это была самая роскошная усадьба. В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Умилосердися, раб Христов.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой.
Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.
Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. Конечно. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось.
Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. На картине Суриков представил зрителю образ настоящей несломленной царскими властями женщины, которую перевозят в острог. Одни толпами бежали в леса, а с приближением царских войск сами сжигали себя сотнями и тысячами, лишь бы не принимать никонианское причастие. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана.
Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия».
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Сидя в тесной камере со старцем Епифанием, он так описывал свою жизнь: Покой большой у меня и у старца милостынею Божьей. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. А церковная музыка – это церковное пение.
Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Арест последовал скоро. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле.
Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.
И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов.
Её поручили патриарху Никону. Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.
Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати». Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Почто ми поклоняешися много. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. А сплетни и слухи о продолжающейся связи с царем подкреплялись теперь еще и тем, что без его согласия крупнейший в России капитал не мог быть сосредоточен в одних руках. (8) Церковь.
Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская.
В конце 1674 г. боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Знаете, что значит симпатичное лицо. Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу». Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Там в Преображенском все меня знали.
Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные задачи, что он и сделал с замечательным мастерством.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
И глагола: «Не смею». Эта толпа вся соучаствует в этом событии. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.
С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу.
Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер. Эти два несходных увлечения привели его к мысли, что русская церковь устроена неправильно – неплохо бы переделать ее на иностранный манер и прежде всего поставить под контроль государства. Почитается старообрядческой церковью как святая. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.
После погибели Глеба Ивановича состояние обоих братьев перебегает малолетнему Ивану Глебовичу, отпрыску Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мама. Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его.
И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
Это было ужасное зрелище. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Преподобная же сего ради не восхоте прийти, понеже тамо в титле царя благоверным нарицати и руку его целовати и от благословения архиереев их невозможно избыти. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Дочь окольничего Прокопия Фдоровича Соковнина.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Греческую красоту можно и в остяке найти». Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию.
Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Это настоящая математика. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. И паки мученица: «Поне мало сухариков».
Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.
Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Закрепощение крестьян началось еще при Иване Грозном, а Уложение 1649 года окончательно его утвердило. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Детей у них не было.
Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. И как вставил ее в картину – она всех победила. Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей. Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Ино принеси поне яблоко или огурчик». При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной.
Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Спала она не больше семи часов, но и среди ночи нередко поднималась и истово молилась, клала земные поклоны – то триста, то все пятьсот – за святую Русь и ее избавление от бед. Основную роль и здесь сыграли пропорции. И вот однажды В. И.
Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
Каменный храм построили в 1703 году. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти.
Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Впрочем, чего гадать. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их.
Бывало, сижу с нею и книгу чту, а она прядет и слушает, она прядет и приказывает, как девице грамота в вотчину писать. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Ее дворец в подмосковном Зюзине поражал своим богатством: полы были выложены шахматной плиткой, стены украшал китайский шелк, в огромном саду разгуливали павлины. Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю.
Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Ведь сколько времени я его искал. – перекрестилась тремя перстами. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Он хорошо понимал, что назначение относительно молодого человека патриархом будет воспринято неоднозначно народом и царским окружением.
Оставшись в тридцать лет вдовой, она усмиряла плоть, нося власяницу. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Царь Алексей Михайлович рано остался без родителей и когда в шестнадцать лет взошел на престол, наиболее приближенным к нему оказался его воспитатель, друг отца боярин Борис Морозов.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. В ночь на 16 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована, всё ее состояние конфисковано, а она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму.
Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Описание картины говорит о том, что художник долгое время определялся с портретными этюдами, он рисовал их по отдельности, а потом собирал воедино. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой». Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога. Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую улицу с низкими домами, с золотыми и синими куполами церковок.
Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Боярыню вернули под арест. Они настаивали на аресте Морозовой. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Картина издалека притягивает к для себя внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий.