А самым интереснейшим предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне закономерно.
Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было. Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди57. Его первоначальные познания в математике, возможно, были ограничены знакомством с «Бамбергской арифметикой» или «Быстрым и красивым счётом для купечества». По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров:196-197.
С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5 х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Konrad Heinfogel).
Его торжественно принимали в городах, которые он проезжал в Антверпене художники, объединенные в гильдию Святого Луки, дали в его честь праздничный обед, а позже магистрат предложил ему навечно поселиться в этом городе и получать не сто, как в Нюрнберге, а триста гульденов в год. «Начала» были детально изучены художником, однако, не без проблем: вероятно, Дюреру не хватало познаний в латыни и он обращался за помощью к Николасу Кратцеру, который переводил книгу Евклида на немецкий язык. Дюрер побывал в Болонье, городе, знаменитом своим университетом, где надеялся раскрыть в общении с местными учёными секреты перспективы. Сам Дюрер тесно сотрудничал с мастерской Фейта Хиршфогеля (1461—1525), обучавшегося у страсбургских мастеров68. В этом городе художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз (en)» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео:7, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер.
В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность. Каждая из этих сцен занимает более четырёх панелей и украшена пейзажем на заднем плане. Карта является, кроме того и несомненным образцом искусства гравюры.
Обе этих работы объединяет выход за пределы традиционной компоновки витража из множества отдельных композиций. Одна из важнейших картин последних лет— диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Эти руки и отражены в картине.
В этом городе художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз (en)» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески. Он получил несколько церковных и частных заказов и создал целый ряд настоящих шедевров: Мученичество десяти тысяч христиан, Поклонение Святой Троице (Алтарь Ландауэр), Образ всех святых, Мадонна с лилией, серию гравюр на дереве и меди Страсти Христовы, Жизнь Марии и многие другие. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе Четыре апостола (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год).
Портрет отца художника. Экслибрис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Дерево, масло. Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное Дюрером для Фридриха III.
Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера». Конечно используя современные методы разработки и нанесения на пластины электронных схем. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве».
Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. Карта является, кроме того и несомненным образцом искусства гравюры. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен. Некоторые исследователи видят подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1493/1494—1495 годах, в его письме из Венеции Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся».
Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. И первый поток был очень обилен и часть его упала вдали, часть – ближе. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги)10. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер910.
У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа:76. Во Франкфурте-на-Майне установлена статуя Карла Великого, созданная по картине Дюрера с изображением императора (1513) для Городского совета Нюрнберга. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком.
Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Анной (1519-1520, Метрополитен). В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер.
Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Автор А. Дюрер. В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. Но именно этой книге суждено стать первым немецким учебником по геометрии. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. (1490).
Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5 х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок:8. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера другу, учёному Виллибальду Пиркгеймеру. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.
Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей. Автор А. Дюрер. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Потом он намеревался посетить Падую, чтобы встретиться с МантеньейK 7, но получил известие о его смерти и свидание не состоялось, о чём Дюрер впоследствии очень сожалел10. В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы.
В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям. Г. Вёльфлин в своей работе («Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса») проследил на примере его творчества как складывалось немецкое культурное сознание под воздействием идей итальянского Возрождения.
Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена)34. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Позже он занимался и гравировкой на меди.
Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле. В 1860 году в Париже вышла четырёхтомная монография Эмиля Галишона (фр. Emile Galishon) «Альбрехт Дюрер: его жизнь и творчество». Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года.
Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Он также известен как один из первых, кого так интересовала своя внешность. В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу):180-196.
В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Еще один трактат – Четыре книги о пропорциях человеческого тела – увидел свет уже после смерти Дюрера (его печатанием занимался друг художника Вилибальд Пиркгеймер, о котором мы уже упоминали) в 1528 году. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490).
В 1914 году, после сноса моста, памятник был перемещён в Исторический музей. Да и вообще можно сказать, что в качестве самостоятельной художественной задачи эта разновидность портретного жанра возникла благодаря Дюреру. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Возможно, этот автопортрет был предназначен в подарок невесте Дюрера. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. Magzum, Люцифер с малым Антихристом (сидящем на жерновах истории)в меланхолии: с приходом его сына Антихриста к власти у него не срослось.
К тому же, первый успех юному художнику принесли именно деревянные и медные гравюры. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались большей свободойK 3. Иеронима 1492. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке.
Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св.
Последняя была покровительницей замужних женщин, вот таким образом изображена в чепце. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.
Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. В первую книгу автор включил обмеры пяти человеческих фигур при помощи делителя. Однако Альбрехт-младший только и думал, что о рисовании. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Здесь он нарисовал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.
Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. Одним из наилучших образцов работы мастерской Вольгемута может считаться окно Конхофера, оплаченное Конрадом Конхофером в 1479 году для установки в крытой галерее хоров. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие. » Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей.
Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером (de), выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие — отклик мастера на религиозные разногласия, потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности». Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг) и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Но после успеха многофигурной композиции Мадонна с четками (ее еще называют Праздник венков из роз), которую он выполнил для алтаря церкви и лучших отзывов о ней самого Беллини, недоброжелатели приумолкли.
Возможно, этот автопортрет был предназначен в подарок невесте Дюрера. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. В поздних работах Дюрера, некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму.
Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном НейдёрферомK 18, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов10, другие— отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности»46. Каждая из этих гравюр заслуживает отдельной статьи, а, возможно и книгу. На коленях Гения – книга, на поясе – связка ключей и два кошелька. Руки Молящегося. На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем изображён «Старый Свет»— Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем.
Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. Он выполняет множество портретов в живописи, гравюре и рисунке, постоянно зарисовывает народные типы. Причина поездки неизвестна. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер».
Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелайн (de), Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей— Кобергера, Гольцеля, Пиндара. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов»2829, написанное для Фридриха III. Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Художник в течение нескольких лет писал эту картину.
И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. Вряд ли этот союз был очень счастливым. Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494—1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». На гравюре задумчивый Гений – благородный ангел (возможно, в женском обличье) с крыльями.
Однако работы Дюрера ближе по композиции к другому витражу— одному из так называемых Страсбургских окон (нем. Stropurg finster) работы страсбургского мастера Петера Хеммеля фон Андлау и его коллег по гильдии, заказанного Питером Фолкамером для хоров церкви Святого Лаврентия. В Ландау-Нуссдорф в 2002 году был возведён мемориал в память о Крестьянской войне, разработанный Питером Браухле по мотивам чертежа «Крестьянской колонны» Дюрера (ок. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Причина поездки неизвестна. Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски.
Все, что вокруг происходит — проходит без ее участия. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас.
Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Праздник четок. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине».
Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната художника. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему:98. Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер. В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские оттенки. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трейтцзаурвейном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее.
Ясная композиция, свободно располагающиеся в пространстве фигуры, уходящие в глубину четкие линии ступеней каменного крыльца, на котором сидит Мария, — все сообщает центральной группе чувство спокойного достоинства и величия, свойственное произведениям итальянского Возрождения. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи.
Свой трактат Дюрер задумывал как практическое пособие, а не как книгу по чистой математике. В этом же году в Нёрдлингене была опубликована работа Августа фон Эйе Leben und Wirken Albrecht Drers. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – немецкий художник и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.
Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Первыми досками служили медные пластины.
Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой.
В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа39. Рядом сфера, усеченный параллелепипед, рубанок, пила, молоток, песочные часы, колокол. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям).
Работал в основном в Нюрнберге. И не только думал. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения10. Однако отец даже слушать не хотел о том, чтобы отдать его в обучение к художнику. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер.
Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Дюрер должен был обратиться к образам, воплощавшим жизнь в духе странного метафорического религиозного видения, которые словно бросали вызов карандашу художника. И первый поток коснулся земли в четырех милях от меня с великой силой и чрезвычайным шумом и расплескался и затопил всю землю. Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488).
Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему15. Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Последние годы жизни Альбрехт Дюрер провел в родном городе.
В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра— Георгу14. Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом).
Они принесли ему европейскую известность. Позднее Дюрер переехал в Базель. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник.
Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus groen engsten geholfen hat), вероятно, произошло около 1518 года.
Он был одарен как рисовальщик, гравер и художник.
Карта звёздного неба Дюрера, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом, была подготовлена, вероятно, к 1512 году. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Эта картина напоминает Диспут Рафаэля. Причина поездки неизвестна. В тот же период Альбрехт Дюрер в сотрудничестве со знаменитыми немецкими учеными Иоганном Стабии и Конрадом Хейнфогелем создал три гравюры с изображением карт Северного и Южного полушарий звездного неба и Восточного полушария Земли (Старого Света).
Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494). Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина.
Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом. Сохранилось около тысячи (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoДжулия Бартрум говорит о 97045) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелайн (de), Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей— Кобергера, Гольцеля, Пиндара. По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи.
По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Впоследствии коллекция пополнилась и другими копиями картин Дюрера. В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении».
В третьей книге трактата он описывает способы построения реальной фигуры человека с применением искажений пропорций. С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики.
«Руководство» состоит из четырёх книг, которые обобщают достижения античности и средневековья (иногда Дюрер ссылается на неопределённых предшественников или упоминает ремесленников использующих те или иные приёмы), а также включают личные открытия Дюрера. 1412-1413 гг. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела.
В своём двухтомном труде (Лейпциг, 1876 второе издание— 1884) М. Таузинг сделал попытку связать жизненный и творческий путь художника с событиями современной ему эпохи90. Возможно, ворота в страну еще не познанных человечеством истин. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни:5. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.
Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. Здесь Дюрер изображен сразу по приезде из Италии, где его принимали как важную персону. Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное.
Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.
Его новаторские приёмы в ксилографии приблизили по средствам художественной выразительности этот вид гравюры к гравюре на металле. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу (Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса»), художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Дрезденский алтарь (фрагмент), 1 496 р. Уже первые годы самостоятельной работы принесли Дюреру признание. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Корнелиусом Графеусом (Cornelius Grapheus), Николасом Кратцером.
Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Дюрер составил75 так называемый магический квадратK 19 изображённый на одной из самых совершенных76 его гравюр— «Меланхолии». В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе.
В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. Основоположник сравнительной антропометрии. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Здесь он нарисовал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.
Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. Позднее Дюрер переехал в Базель. Печатная графика стала для него верным средством заработка.
Дюрер был первым великим немецким художником и так и остался величайшим. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Но, когда достался его родного Кольмара, уже не застал мастера в живых.
Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей. В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама осталась в Нюрнберге. Возможно, Дюрер хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. Одно из самых загадочных произведений Дюрера. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трейтцзаурвейном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее.
Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна.
Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем. С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок33. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен.
1490-1494 – годы странствий, обязательные для того, чтобы получить звание мастера. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей66. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.
Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году. 1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Здесь же хранится Графическое собрание города.
Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492—1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно. Праздник четок является одной из самых больших работ Дюрера (161, 5 х 192 см).
Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной.
Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году:100. Но мне приходилось много терпеть от подмастерьев. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика.
Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Первым эскизом витража, выполненным Дюрером, считается «Святой Георгий, убивающий дракона», нарисованный между 1496 и 1498 годами. Гравюра 1513 года Рыцарь, Смерть и Дьявол, а также две работы 1514 года (Иероним в келье и Меланхолия) занимают важное место в наследии Альбрехта. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.
В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне, Пальма Веккио, однако, «наилучшим в живописи» (pest in gemell) Дюрер считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других итальянских художников, у него установились дружеские отношения. Дюрер создал изображения четырёх бамбергских епископов, святых Килиана, Петра, Павла и Георгия, а также императорской четы Генриха и Кунигунды в окружении гербов. В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Брак был бездетным известно, что оба брата художника: Эндрес (1484—1555), золотых дел мастер и Ханс (1490—1538), художник и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства20. Некоторое время он провёл в Страсбурге.
Рисунок с видом на Кьюзу был использован позднее в гравюре «Немезида» (ок. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году. В 1505 году Дюрер уехал в Италию. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость.
В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. Композиционно и духовно они едины. Св. Гравюры Дюрера имели широкое распространение и создали художнику уже при жизни общеевропейскую известность. Нюрнбергский Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас— улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом в 1826 году. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей).
В живописи он обращался к самым разным жанрам и темам: писал традиционные для немецкой художественной культуры алтарные композиции и картины на евангельские сюжеты, создал большое количество портретов. Автор: А. Дюрер. Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер.
Известно, что во втором итальянском путешествии он приобрёл «Начала» Евклида— эта работа лежала в основе университетского курса геометрии. Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Решение задач отличаются строгостью и одновременно оригинальностью. Лист Св.
В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам).
В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». 1501). Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Отношение Дюрера к Венеции было двойственным.
Первым в Германии он начинает изучать женскую и мужскую обнаженную натуру, пытаясь вывести формулу идеальной красоты. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» – это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.
Позднее Дюрер переехал в Базель. Однако сама семейная жизнь художника, по-видимому, сложилась неудачно: супруги были слишком разными людьми, сохранившиеся письма Дюрера свидетельствуют о том, что между ним и женой не было согласия. Вообще гравюре Альбрехт Дюрер отдавал большую часть своих сил. Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач) изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер».
Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. 1528). В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров— серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетала позднеготический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения26. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду ПиркгеймеруK 4.
В Доме Дюрера также проходят временные выставки оригинальных работ художника89. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В области печатной графики Дюрер не знал себе равных.
Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди и на дереве. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю»51.
Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В 1513 – 1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св. Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». Впоследствии Кеплер опирался на них в своих работах.
Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем».
Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Впоследствии он стал новатором в этой технике. В первые годы XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера из них— 7 в проекте и 13 готовых. В заключении третьей книги трактата Дюрер коснулся вопроса надписей на архитектурных сооружениях, а также подробно и в то же время доступно описал построение шрифтов: капитального латинского (антиквы), получившего наименование «шрифт Дюрера» и готическогоK 21.
Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры62. Поездка эта для Альбрехта Дюрера превратилась в триумфальную и продолжалась более года. У него – такой же задумчивый Путто (ангелочек).
В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама осталась в Нюрнберге:106. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Пребывание в Нидерландах обратилось триумфом Дюрера, он всюду был желанным гостем. Георгия с драконом.
С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. А еще руководствовался собственными идеями по архитектурной планировке. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. В это время появилось множество беглых зарисовок.
Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников.
В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена):106—107. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514).
На центральной части его изображено Рождество (ок. Оно изображает древо Иессея, по разные стороны которого изображены мученичество Св. Методы эти были ничем иным, как аффинными преобразованиями. Лучшими изданиями его литературных трудов на немецком языке стали издания К. Ланге и Ф. Фузе (Drers schriftlicher Nachlass, Halle, 1893) и Э. Гейдриха (Albrecht Drers schriftlicher Nachlass, Berlin, 1910). Незадолго до начала обучения Дюрера (1486) в мастерской был выполнен один из крупнейших витражных заказов в Нюрнберге: оформление церкви Святого Лаврентия. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), построена по Витрувию— полный рост человека равен восьми головам. Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов.
В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр).
Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера другу, учёному Виллибальду Пиркгеймеру. С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи.
Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер выполнял алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи.
Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». Их волновали не только религиозные вопросы: слишком много накопилось проблем, связанных с самыми основами бытия целых народов. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках.
Альбрехт Дюрер стал первым ее иллюстратором. Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр)16. Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу (Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса»), художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником.
Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит). Поиски объективных законов бытия исходят из желания глубже постигнуть реальный мир во всем его величии и многообразии. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер.
На гравюре изображена и радуга, сквозь которую на зрителя смотрит солнце. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Например, предложенные им ронделе (он назвал их бастеями) – крупные сооружения имели наверху открытую пушечную оборону, были хорошо защищены с фронта и флангов и могли быть разрушены только с помощью мин, – были реализованы в крепости Делла-Бокар в Вероне и в крепости города Шафгаузене в Северной Швейцарии. Кстати, в этой работе Дюрер использовал ортогональные (прямоугольные) проекции – вид спереди и вид сбоку, которые до сих пор используются в чертежах. Считают, что это первое изображение магического квадрата в европейском искусстве. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем».
В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке44. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер выполнял алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени.
По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». Стоит обратить внимание и на такую деталь. Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников.
Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre)K 2, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем. С Барбаре немецкому художнику повезло даже бок о бок поработать. Они образуют своего рода триптих.
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом ШпрингинклееK 14. Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502).
В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу).
Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером.
Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей10. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. Однако учиться у него Дюрер не смог – не хватило начальных знаний.
Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов9. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». Некоторые исследователи видят подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1493/1494—1495 годах, в его письме из Венеции Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем изображён «Старый Свет»— Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. В ней Дюрер предложил не только приемы построения перспективных изображений, но некоторые устройства и приборы для ее правильного получения чисто механическими методами.
Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты8610, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия— полный рост человека равен восьми головам. Путешествие в Италию принесло изобилие.
Заметим, что свойства этих квадратов математики исследуют не одно столетие. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Впрочем учитель талант парня заметил и оценил – привлек к работе над иллюстрациями к книге Гартмана Шеделя Всемирная хроника.
Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. Художник взялся за эту тему под впечатлением от появления огнестрельного оружия. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494). Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер.
В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. В первой даются определения простейших геометрических понятий в планиметрии и стереометрии и рассматриваются задачи на построение, связанные с окружностями и отрезками.
Несколько ранее Дюрер, вероятно, с помощниками выполнил для курфюрста Саксонии полиптих «Семь скорбей» (около 1500). Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В историографии творчества художника в XIX веке оформилось два направления.
Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение. Фрагмент гравюры «Меланхолия I».
А осенью 1506 года уехал в Болонью – за новыми знаниями. А в совокупности с меланхолией – означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная. Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди.
Знаем мы и то, что Дюрер придерживался того же мнения. Одна часть исследователей (в том числе Г. Дехио, Б. Хендке) считала, что в Германии не было периода Возрождения и Дюрер и его современники относились к художникам поздней готики. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Э. Панофский, следуя методу «скрытого символизма» изучал связь формы и содержания в произведениях художника. Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым».
В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я». Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер».
Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер:6. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок. Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494—1495 годах21 (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал)22, где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера.
Автор: А. Дюрер. Произведения, созданные им, требовали большого мастерства, однако наиболее трудоемкой из них была раскрашенная литография, выполненная на 192 досках. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но был восстановлен. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.
Что она означает. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни12, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусстваK 1.
Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке. Боже, обрати все к лучшему. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника.
Дюрер читал также «Десять книг о зодчестве» Витрувия, работы Архимеда и других античных авторов, чему способствовали знакомства, завязанные во время итальянских путешествий и дружба с немецкими гуманистами (в частности, Пиркгеймер и Шедель обладали богатыми библиотеками, к которым Дюрер имел доступ). Себастьяна и битва Св. Мученичество десяти тысяч христиан.
После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. Дюрер не учился в университете.
Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди — «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»8. ) буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer.
Начало этому собранию было положено в 1627 году, когда Нюрнберг безуспешно предлагал баварскому курфюрсту Максимилиану копию «Четырёх апостолов» взамен подлинника, хранившегося в его мюнхенской коллекции. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св.
Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей. Вскоре разгорелась Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером, крестьян поддержала и городская беднота. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем Эразм Роттердамский, а также работы 1521 года Лука Лейденский (выполнена серебряным карандашом), Агнес Дюрер, при создании которой использовался металлический карандаш и др. Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504).
Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность26. Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты:42—43, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), построена по Витрувию— полный рост человека равен восьми головам. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Даже поссорился с Вольгемутом, что тот сына, якобы, привлекает.
В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Другие (Г. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов.
Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его серия была очень популярна у современников5960. Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре, экслибрисе, витраже. В те же времена были созданы возможно наиболее известные его графические произведения, получившие в истории искусства название Мастерской гравюры (то есть искусно выполненные): Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним в келье и Меланхолия. 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. В то же время он отмечал, что главное в обороне— стойкость защитников10. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».
Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Вот таким образом в те дни он и приобрел Начала Евклида в латинском переводе и именно с тех пор началось его настоящее погружение в область геометрии – в 35 лет. Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. В 1505 году Дюрер уехал в Италию.
Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер. Композиционный центр данных работ – лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Рациональное начало сочетается в его творчестве с чувственным восприятием жизни, с обостренным художническим восторгом перед самыми разными ее формами и верою в божественную предопределенность человеческой судьбы.
У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы).
Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым»21. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св.
Во второй книге, вслед за Альберти, для измерения человеческой фигуры Дюрер использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Подобное увлечение особенностями внешности еше более заметно, когда он пишет себя.
Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской.
Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени для исполнения. Завершает третью книгу «Эстетический экскурс», в котором художник раскрывает свои художественные принципы10. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской.
История картины поражает своей символичностью. Полезными и сегодня приведенные в третьей части книги сведения о начертании и пропорции букв латинского и готического алфавитов.
Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу.
Были времена, когда меланхолию считали наименее желательным из четырех настроений. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди.
В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео30, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи ТедескиK 5. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом— текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил— Конрад Хейнфогель расположил звезды— Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». Ссылаясь на «древних», Дюрер строил кривые второго порядка как конические сечения82.
Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Вскоре Дюрер выполнил первую большую самостоятельную работу на заказ – алтарную композицию, которая в истории искусства известна как Дрезденский алтарь (теперь она экспонируется в Дрезденской картинной галерее). Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer.
Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками— «Семь скорбей» (около 1500). Они были сделаны в стереографической проекции, а фигуры созвездий выполнены согласно греческой мифологической традиции.
Некоторое время он провёл в Страсбурге. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением идеи каликстинцев, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению. В музее экспонируются копии важнейших произведений художника.
И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Это был сложный, во многом дисгармоничный период. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году65. Живописный автопортрет для Дюрера— средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни.
Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Автопортрет с остролистом. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером (de), выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие — отклик мастера на религиозные разногласия, потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности»:105.
Его отец известный в городе золотых дел мастер Альбрехт Дюрер-старший, мечтал о том, чтобы сын унаследовал его дело. В то же время он отмечал, что главное в обороне — стойкость защитников. Автор: А. Дюрер. Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений».
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Это выполненные на дереве Большие страсти (около 1498-1510 гг. ), а также две серии гравюр на меди Малые страсти (годы создания – 1507-13 и 1509-11).
Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера49. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом— текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил— Конрад Хейнфогель расположил звезды— Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Автопортрет. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Небеса и земля сливались в одно великое целое.
Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии.
Konrad Heinfogel). После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как художник. Это, впрочем, придает им дополнительное очарование. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном.
Магический квадратМагический квадрат. Дюрер решил написать пособие для художников и трактат о пропорциях. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем»K 9.