Сопровождение:мультимедийные слайды с репродукциями художников Марка Шагала «Крылатая лошадь», рисунками для произведений Ю. Мориц, Б. Житкова, записи выражений, схема для глаз по методике Базарова.
Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В углу одинокая постель, где сижу я. Темно. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН).
И я понял: это моя жена. К тому времени Шагал уже стал гражданином Франции, вот таким образом для поездки в Витебск на свадьбу сестры ему пришлось получить разрешение на въезд в Россию, действительное в течение трех месяцев. Экспрессивность цвета и рисунка сделали Шагала предтечей экспрессионизма и сюрреализма.
Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Но здесь жила Белла.
Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Растроганный до глубины души, художник постарался запечатлеть прекрасные мгновения на холсте. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви.
Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. В 1940 году Шагал получил приглашение из Нью-Йорка от Музея современного искусства, но решился на отъезд только после того, как Франция была оккупирована и новые власти приняли антиеврейские законы. Но необходимо было решать сразу обе проблемы, вот таким образом от постоянного недоедания Марк часто падал в обморок. Чистякова и другом И. Е. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. «В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор ему», -говорил А. Бенуа, антипод Шагала. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой.
Я проснулся. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее.
Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня.
Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Мастер использовал в своих работах некоторые приемы кубизма, такие как, например, уплощение пространства, наложение друг на друга упрощенных, сведенных практически к знаку форм. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными.
Осенью 1900 он поступил в городское четырёхклассное училище с ремесленным уклоном, где преуспевал только по рисованию и геометрии. Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. В 1948 году он окончательно поселился во Франции. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже.
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение. Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника.
Это Божий мир. Однако страшные образы Советской России не покидали художника. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка.
Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Течение русского авангарда было многогранно.
Шагал удостоился премии Карнеги. Шагал Марк Захарович (наст.
Здесь он вместе с другими известными художниками и скульпторами (Модильяни, Леже, Штеренберг и др. ) проживал в знаменитом общежитии художников «Ля Рюш» («Улей»). Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911).
На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Для этого он изучал витражи собора в Шартре. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Она смотрит— о, её глаза. Мы, вслед за А. Глезером, предполагаем, что явление русского авангардизма настолько значительно, что, возможно и все развитие живописи в России могло бы пойти другим путём, если бы не было заторможено тоталитарным режимом, установившим вРоссии абсолютный контроль во всех областях жизни.
Война, Окно в деревне, Праздник кущей, Красный еврей – это лишь немногие из тех полотен, которые были созданы в годы войны. Цирк всегда привлекал Шагала свободой ассоциаций и отдаленностью от простого подражания действительности так же, как и музыка. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.
Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Такая интерпретация имела национальные корни.
Шелест влекущихся крыльев. Среди направлений внутри данного течения можно выделитьследующие: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и кубофутуризм. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. В этом был весь Марк Шагал.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей.
Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». Это уже своего рода мировая consecration. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Это мои глаза, моя душа. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками.
Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Именно в двадцатые годы бльшая часть русской интеллигенции, поначалу принявшая революцию, а теперь разочаровавшаяся в ней, устремилась за рубеж. В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера.
Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). В 1948 он окончательно перебрался во Францию. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Или перед нами искупительная жертва. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского.
Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415.
Пошарив всюду, он поднялся к прорези в потолке, унося с собой весь свет и голубой воздух. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. В одном его крыле отсчитывают неумолимый бег времени старинные часы, а в другом проявляется образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках.
Шагал говорил, что эта картина появилась благодаря странному сну: «Меня одолевали сны. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом».
Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника.
Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Репина. Тот заказал Шагалу два мозаичных панно, в которых бы отразились возвышенные музыкальные образы театрального искусства. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию.
Учеба мало интересовала подростка — ему было гораздо интереснее срисовывать иллюстрации из различных журналов. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. На бледном лице сияют глаза. Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912).
Моя картина «Видение» вызвана этим сном». Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Сочные краски чисты, сюжеты гармоничны и духовны. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. По словам художника, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился».
Когда знаменитый мастер объявил о своем намерении отправиться работать в Париж, Марк тоже задумался о поездке в столицу мирового искусства. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви – все это отражено на полотне. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом.
Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. У художника появились последователи. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом.
В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Малевич. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения.
Не могу открыть глаза, становится слишком светло и лучисто. Когда Луначарский поинтересовался, почему он написал еврея на крыше домика в Витебске, Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили». Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку.
Она стала одной из лучших в коллекции художника. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ). Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно.
Не случайно на картине так много церковных образов. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20.
Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних соблазнительных потех и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений. В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). Именно эта непохожесть и стала визитной карточкой. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». На творчество Шагала оказали свое влияние еврейская и французская культуры.
Добужинский и Л. С. Большие, выпуклые, чёрные. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. Она молчит, я тоже. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»).
Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Это главное в жизни.
Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112.
Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены.
В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия.
Однако, несмотря на полную ассимиляцию с парижской творческой средой, художник не забывает про родной Витебск и пишет картины: Продавец скота, Я и деревня, Понюшка табаку. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Эти произведения были написаны маслом на холсте.
Бакст. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Она была студенткой женских курсов Горье и собиралась заняться актерским мастерством у Константина Станиславского. Сегодня же эта работа смотрится несколько пророческой: новый, насильно утвержденный государственный строй сулил многие блага своим гражданам, но на деле бльшую часть народа раньше времени свел в могилу.
В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ. — я тоже.
Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947). Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах.
Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал.
В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Квадратная пустая комната. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия.
Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»). Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944). Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами.
Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.
Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее».
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В.
Только что возвратившегося из столицы начинающего художника представили скромной еврейской девушке Белле Розенфельд, младшей дочери богатого витебского ювелира. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Таким образом, семья Шагалов в 1922 покинула Россию и через Прибалтику отправилась в Берлин. Перед нами жених и невеста, восседающие на крылатом коне.
В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. На фоне пламенеющего неба крылатый конь уносит царя и его невесту Суламифь и все люди на земле и птицы и ангелы в небе ликующе приветствуют влюбленных. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника.
В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию.
В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира.
Но идиллия продолжалась недолго. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе.
Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Часть улицы, видимая за окном, придает этому нежному, восторженно-поэтичному образу оттенок свободы и праздничности.
Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Луначарский, в качестве корреспондента газеты, посетил это общежитие, он написал, что это «огромное коллективное гнездо художников Вавилон 2, который сооружен из рухляди и остатков разрушенных зданий, приспособлен к потребностям бедного художника и дает приют доброй сотне молодых людей, ведущих отчаянную материальную борьбу с жизнью». Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—.
Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939). Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника.
Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления.
Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Это и Витебск и Париж одновременно. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. В 1918 Шагал по рекомендации А. В.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Если у Шолом-Алейхема "человек воздуха" – это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала "человек воздуха", "люди воздуха" появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Справа другой мужчина протягивает главному герою скрипку, а по стене дома пытается подняться белая корова. Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918).
Я понимаю: ангел. Снова стало темно. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями.
Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Шагал — художник подлинный и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Композиция произведения условно поделена на две части. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.
В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно.
Она символизирует мистический и музыкальный характер идущих в этом зале спектаклей, так как рога коровы на идише, кроме всего прочего, обозначают и игру на музыкальном инструменте. Годы на родине были насыщены событиями. Свободный от канонов, принципов стилей его картины непосредственны, эмоциональны.
Далее — Эфрос, несущий на руках самого Шагала, а тот в свою очередь протягивает палитру застывшему в балетном па Грановскому. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных.
Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи.
Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона. На левой руке художника семь пальцев. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске.
В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета.
Благодаря этой работе Шагал получил финансовую независимость и желанную возможность творить свободно. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Возможно, воспоминания о родном городе вызывали у живописца нежные щемящие чувства и он не хотел оставлять в своей памяти его уже другой изменившийся облик. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих.
Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
Он часто посещал Лувр изучал работы Эдуарда Мане, Эжена Делакруа, Густава Курбе и Жана-Франсуа Милле, бывал в Салоне, стараясь уловить новейшие течения в живописи. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Все эти образы, восходящие к идишу известным еврейским пословицам и поговоркам, символизируют собой свободу, радость и божественное начало творчества — важнейшие условия для создания настоящего произведения искусства. Марк Шагал – самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии, к полному слиянию духовного и физического начал, к изображению чувств как физических действий.
Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. У него был один брат и пять сестёр13. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. В 1910 году Шагал уехал в Париж для продолжения образования.
Из-под кисти мастера появились работы, чем-то напоминающие ранние творения его учителя Рериха. Как такового повествования в картине нет. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Здесь необычно все. Его ранние полотна: «Я и деревня», «Адам и Ева», «Солдат пьет», «Голгофа», Понюшка табаку», «Россия. Ослы и другие», «Молящийся еврей» – производили на окружающих неизгладимые впечатления.
Когда А. В. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос».
Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). Как решить задачу, я не знаю. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Это учебное заведение было совсем не таким, каким бы его хотел видеть Шагал и какое он когда-то устроил в Витебске, вот таким образом мастер проработал там весьма непродолжительное время. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ). В тот день, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Марк Шагал прибыл в Нью-Йорк.