Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Ученик П. -Ж. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». Их искусство вдохновляла возвышенная идея. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность.
Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Каза, Н. Н.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид).
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Фон трактован обобщенно, без особых деталей густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости. Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего я, он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Ради эксперимента. Куапеля, Ж. Б. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж).
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску. Здесь царят скромность и достаток.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. А. С. И это было справедливой закономерностью.
Атрибуты искусств, 1765. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.
То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр).
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт Нахождение Моисея, 1638, Лувр, Париж). Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Каза, Н. Н. На портрете изображена жена живописца Иеронима Куэвас.
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос.
Куапеля и Ж. Б. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Он одинок и беспомощен, просит подаяния у прохожих. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже.
Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу.
В 1755–1756 побывал в Италии. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Его композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, ощущением органичной связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека (Медный бак, около 1733, Трубки и кувшин, около 1760-63, – оба произведения в Лувре). Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна.
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Цвет всеобъемлющ и этим все сказано. создал большую часть своих жанровых композиций. Это говорит о том, что за слепым даже некому присмотреть.
В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Она является его единственным верным другом.
Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. Шарден пытается донести до зрителей все то горе и беду главного персонажа картины. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Прачки стирают и развешивают белье, а их малыши сосредоточенно пускают из соломинок мыльные пузыри матери учат дочерей рукоделию или отправляют сыновей в школу служанки чистят овощи, шьют или приносят с рынка тяжелые корзины экономки за столом подсчитывают расходы. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего «я», он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников.
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Для денег. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Шарден – блестящий мастер натюрморта. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей.
В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin) (1699-1779), французский художник. Это говорит о том, что за слепым даже некому присмотреть.
Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Шарден всю свою жизнь с непоколебимым постоянством остается поэтом и живописцем третьего сословия, его скромного и тихого быта, его несложной и ясной жизненной философии, уюта его домашнего очага и теплоты семейных уз. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). С годами популярность художника растет. Учился у П. Ж.
Холст, масло, 112140, 5 см. Современники очень скоро забыли Шардена. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
Этот постоянный спрос на воспроизведения картин служил безошибочным доказательством их широкой популярности. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко.
Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку.
Лувр, Париж. Натюрморт со скатом, 1727–1728.
Пушкина. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций.
Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена.
В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Ванлоо, работал в Париже.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Но проходит два года и художника постигает тяжелая утрата, когда в один день умирают и жена и маленькая дочь. Шутникам смешно смотреть на старика в странном шляпке с голубой лентой и шейным платком, который служил галстуком художнику. Мастер вынужден был продать свой дом.
Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло. Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат».
Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей.
В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны. А старцу было удобно и он не так мерз.
Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Он одинок и беспомощен, просит подаяния у прохожих. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король.
Вновь он женится только в 1744 году. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. В 1730-е — 1740-е гг.
Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). В Шардена ухудшилось зрение и пришли грустные мысли о конце життя. В него не было времени долго ждать, пока высохнут краски и можно снова работать над новым полотном.
Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. И тем не менее современники единодушно называют именно его «изобретателем редкого и особого жанра».
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года.
Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Он обратился к технике постели-не надо ждать высыхания красок, хорошо делать растушевки, быстро вносить изменения, а цвета яркие.
В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека ("Трубка и кувшин", около 1760-1763, Лувр, Париж "Натюрморт с атрибутами искусств", 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В картине «Слепой «очень четко отображена проблема инвалидности. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. И это было справедливой закономерностью.
Лувр, Париж. Холст, масло, 114146 см.
Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Французский художник. Пусть его путь был намечен еще Ленэнами, художник далеко опередил своих предшественников, чьи полотна кажутся рядом с его картинами суровыми, неподвижными, почти отчужденными в своей строгости. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Шарден пытается донести до зрителей все то горе и беду главного персонажа картины. Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам.
Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Ему поручается организация ежегодных выставок. Героиням художника свойственно непроизвольное мягкое изящество, -- достаточно вспомнить тончайшие нюансы в наклоне фигуры, повороте головы молодой матери из эрмитажной «Молитвы перед обедом». Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), французский художник и рисовальщик.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Ученик П. -Ж. Неожиданностью было и обращение к портретам. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла.
Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Учился у К. Варена и других французских художников с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 – в Париже) испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы -- кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни.
Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. Она ничего не дала ему. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Ученик П. -Ж. В картине Слепой очень четко отображена проблема инвалидности.
Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский художник. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра.
К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете.
Она является его единственным верным другом. Проникнутые симпатией к этому образу, мы подходим ближе и всматриваемся в картину. Натюрморт был любимым жанром Шардена.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло.
Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Как одни предметы отражаются в других. Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые.