1503: «Распятие» (Лондон, Национальная галерея) части пределлы «Чудо св. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения.
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Первый учитель – Перуджино.
Каждая тень была продумана. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. В картине все отмечено совершенством: композиция. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина).
Иеронима» (Ричмонд, собрание Кук) «Коронование Богоматери» (Ватикан, Пинакотека). Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Позже во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Леонардо и Микеланджело. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
В 1500 году Рафаэль стал учеником Пьетро Перуджино, который был успешным художником в городе Перуджа. В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино.
Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Однако художник также успевал рисовать портреты знатных вельмож, сделал несколько своих автопортретов. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02).
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи».
Вокруг него всегда было много учеников. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
апостолов эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства.
Им были созданы и архитектурные проекты. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
А такое в то время случалось редко. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». 1507-1508: «Положение во гроб» (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) «Святое семейство Каниджани» (Мюнхен, Пинакотека) «Святое семейство с ягненком» (Мадрид, Прадо) «Святое семейство под пальмой» (Лондон, галерея Бриджуотер) «Мадонна Бриджуотер» (Лондон, собрание Эльсмир) «Мадонна Колонна» (Берлин, музей) «Мадонна-садовница» (Париж, Лувр) «Мадонна под балдахином» (Флоренция, галерея Питти) «Мадонна Темпи» (Мюнхен, Пинакотека) «Святая Екатерина» (Лондон, Национальная галерея) «Автопортрет» (Хемптон-Корт) «Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро» (Флоренция, Уффици). Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Восхищенные почитатели называли его «божественным». Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. да Сангалло). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра.
1513-1514: «Мадонна с рыбой» (Мадрид, Прадо) «Мадонна с занавешенным окном» (Флоренция, галерея Питти) «Святая Цецилия» (Болонья, Пинакотека) «Мужской портрет» (Краков, музей). В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря».
Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Мастер перестал есть, спать, а главное работать.
Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба».
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Даже в тех случаях, когда ему приходилось изображать ужасы, насилие, резкие драматические моменты, он былкротким и мягким, привлекательным и ласковым. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр).
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества. Сикста в Пьяченце. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Михаил с Люцифером» (Париж, Лувр) «Св. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Даже бархатный берет — черный.
Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Место прежних кротких существ заняли более героические женские образы могучего телосложения, со смелыми движениями.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Работы последних лет жизни: «Видение Иезекииля» (Флоренция, галерея Питти) «Лев Х с двумя кардиналами» (Флоренция, Уффици) «Святой Михаил» (Париж, Лувр) «Святое семейство» (там же) «Святое семейство» (Мадрид, Прадо) «Посещение Марией Елизаветы» (там же) «Преображение» (Ватикан, Пинакотека). Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Он даже обвинил художника в плагиате. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Таковы его сивиллы-прорицательницы в римском соборе Санта Мария делла Паче, пророк Исайя в Сан-Агостино. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Он будет шокирован, поражен. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Судьба изображений осталась неизвестна. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Николая Толентинского» — части в пинакотеках Неаполя и Брешиа «Воскресение» в музее Сан Пауло (Бразилия) «Воскресение» (Лондон, частное собрание) «Св. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец.
В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. Кирилла» (Лиссабон, музей) и «Чудо св. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Позже он учился у Тимотео делла Вити и Перуджино, в совершенстве овладев манерой последнего. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. Рафаэль Санти (итал. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
Самым талантливым был Джулио Романо. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка. Плацидия. Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения.
Работа датируется 1498 годом. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
«Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником.
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Сын живописца Джованни Санти. Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. 1515-1516: «Сикстинская Мадонна» (Дрезден, галерея) «Мадонна делла Тенда» (Мюнхен, Пинакотека) «Мадонна в кресле» (Флоренция, галерея Питти) «Христос, несущий крест» (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же).
Иеронима, св. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. 8 25 лет художник попал в Рим и с этого момента начался период наивысшего расцвета его творчества: он выполнял монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509-11).
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. Рафаэль — это Рафаэль.
Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.
В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле «Моление о чаше», «Восхождение на Голгофу», «Оплакивание» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Петра). Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное сделало Рафаэля одним из самых выдающихся рисовальщиков всех времен.
Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Себастьян» (Бергамо, академия Каррара) «Мадонна Солли» (Берлин, музей). Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В 1513-1514 гг. Учился у своего отца, Джованни Санти, затем у Перуджино. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла «Проповедь св. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Георгий» (там же) «Три грации» (Шантильи, галерея). Петра).
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. И сам станет другим. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. 1511-1512: «Мадонна из Фолиньо» (Ватикан, Пинакотека) «Портрет кардинала» (Мадрид, Прадо) «Портрет папы Юлия II» (Флоренция, Уффици).
По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.
в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Но это все в будущем.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами.
Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Одет он скромно, во все черное. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Я только тут понял живопись. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. 1505: «Сон рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) «Св. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Иоанна Крестителя и св. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Бенедикта, св. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». VI).
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Raffaello Santi, Rafaelo 28 марта 1483 — 6 апреля 1520) — итальянский художник, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Ф. Пенни. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Будь то сам Папа Римский. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Рафаэль сгорает от любопытства. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Живописные работы Рафаэля: до 1500 г. — Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Подобно тому как он никогда не пережил ничего печального, так исполнено и его искусство солнечной радостности. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
писал алтарные композиции и станковые картины исключительные по гармоничности замысла и исполнения, работал как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководил строительством собора Святого Петра). В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Мавра и св. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного. Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. «Форнарина» (прибл. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Доказательством удивительной разносторонности Рафаэля является тот факт, что он и теперь еще владел значительным умением выражения реалистических черт, позволившим ему создать ряд портретов, принадлежащих, наряду с портретами Тициана, к величайшим явлениям портретной живописи чинквеченто. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. 1504: «Обручение Богоматери» (Милан, Брера) «Мадонна Диотисальви» (Берлин, музей) «Мадонна ди Терранова» (там же) «Мадонна Коннестабиле» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Мадонна дель Грандука» (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Они окружены внимательными слушателями.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Сын живописца Джованни Санти.
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Лаврентия, св. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. 1510: «Мадонна Альдобрандини» (Лондон, Национальная галерея) «Мадонна Альба» (Вашингтон, Национальная галерея). Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Первые заказы начали поступать практически сразу. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Сикста в Пьяченце. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Это мой идеал».
Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Силой, мощью, величием. Иоанна Крестителя» (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) «Мадонна Орлеанская» (Шантильи, галерея) «Мадонна с щегленком» (Флоренция, Уффици) «Мадонна на лугу» (Вена, Художественно-исторический музей) «Святое семейство с безбородым Иосифом» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Святой Георгий» (Вашингтон, Национальная галерея) «Благословляющий Христос» (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) «Портрет беременной женщины» (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. 1501-1502: «Коронование св. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.
Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В неустанных поисках своего идеала, воплотившегося для Рафаэля в образе Богоматери, мае тер создал самое абсолютное свое творение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-13) символ материнства и самоотречения. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Итальянский художник, один из титанов Возрождения. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем.
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Ромуальда, св. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
У ангела слева одно крыло. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело.
В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Здесь он ближе познакомился с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Он непреклонен. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.