Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Все здесь крепко, просто, значительно. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд.
У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Герман. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. Таковы, к примеру, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860).
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объёмны, пластичны. На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм.
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. С конца XVIII века государственное руководство Франции находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, чем неоднократно провоцировались кровавые революционные движения и сатирическое искусство Домье вдохновляло возмущенные народные массы на мятеж против действующей королевской и парламентской элиты. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Домье показал Ратапуаля двояко.
С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». Новые технологии значительно изменили также и процесс создания произведений искусства и литературы.
С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней».
В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Всю жизнь художник терпел лишения. Широким жестом руки сеет он зерна и стайка птиц, летящих за ним, словно подчеркивает то направление, по которому он идет. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре).
И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. Свое восприятие мира во всей его реальности и осязаемой конкретности форм Курбе передает в портретах, пейзажах и натюрмортах. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства.
Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Краски положены сочным плотным слоем. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: к примеру, серия Древняя история (18411843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана стержневой герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой.
брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, художник и скульптор. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. и, наконец, полным именем и фамилией.
И здесь художник разоблачает взаимный обман, надувательство, лицемерие, фальшивую частную и общественную мораль буржуазного общества. Развертывая широкую панораму полей и оживленную сцену уборки урожая на дальнем плане, Милле выдвигает на передний план картины крестьянок, которым, согласно старинному обычаю, разрешалось подбирать колоски с убранного поля.
В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества.
В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Домье. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. всем его глубочайшем значении.
Известность художника выходит далеко за пределы Франции. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875).
Торжественности печального похоронного обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих, которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Современники (О. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Престарелый художник устал. символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. В ритмах неуклонного дон-кихотовского устремления вперед и постоянного ленивого отставания Санхо-Панса как бы динамически символизированы два противоположных полюса человеческого духа. Эти враги — Луи Филипп и его министры.
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие).
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Но изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Курбе дал не просто жанровую сцену или групповой портрет жителей Орнана.
В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых).
С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). В 1824 в Париже насчитывалось 47, 000 подписчиков газет в 1836 году их было 70, 000 а в 1846 году уже 200, 000.
Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
1848, Прага, Национальная галерея). Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге). На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834).
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862). После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Игроки в шахматы.
Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Домье — блестящий рисовальщик. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность.
Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму.
Домье не любил многие новшества. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. Каково мироощущение этого буржуа. Крестьянин-труженик становится героем его произведений.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей).
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна.
Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. 1863, Париж, Музей Орсэ). Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». (1863)Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни».
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Яворская. В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Обращаясь к повседневной жизни современного города, к образам людей труда, Домье своей живописью, так же как и графикой, пролагает новые пути реалистическому искусству. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Листы Домье трагично выразительны. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др. ) высоко ценили графику Домье, ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу. Не дремало, однако и правительство. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Милле строит свое произведение не на занимательности жанрового сюжета, а на раскрытии большой идеи — нравственной чистоты образа крестьянина, прививающего дерево, плодами которого будут пользоваться его дети.
«Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838). (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. В другом месте Домье нарисовал мощного рабочего-типографа, твердо вставшего с сжатыми кулаками на защиту печати от ее врагов. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Таким образом достигается результат скульптурности масс. – Его любимый эффект – контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.
«Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр».
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это допускала цензура.
В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению.
Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками. 1830-31, Карикатюр, 1830-35, Шаривари, 1833-60 и 1863-72).
Н. Н. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Можно также увидеть аналогию в изображении зала полукругами и полукругов, образуемых на одеянии клоуна.
Юристы, врачи и политики также зачастую становились жертвами колкого остроумия художника. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Сочувствие Домье, несомненно, на стороне этого самого уличного гамена, который, наверное, не мало помог исходу революции во время уличной схватки.
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Современники (О. За эти 40 с лишком трудовых лет художник развил исключительную производительность, оставив после себя 4000 литографий и 900 гравюр на дереве, к которым надо присоединить еще около 400 картин маслом, акварелей и набросков. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38).
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре.
«Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879., чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. и, наконец, полным именем и фамилией.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Министр Гизо выбрасывает лозунг Обогащайтесь.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.
Но все эти рисунки являются лишь весьма косвенными и холодными отзвуками событий, отнюдь не заглаживающими того факта, что художник не изобразил ни борьбы, ни агонии Коммуны. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. Литография Улица Транспонен изымалась из продажи и уничтожалась, а через год, в силу новых сентябрьских законов о печати, республиканский орган Филиппона Карикатура был и вовсе закрыт.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны. Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861). Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. При кажущейся простоте композиция строго продумана. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага).
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Калитина. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Отчасти тот самый итог объясняется тем, что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. В 1832 за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был на полгода заключён в тюрьму. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Домье родился в Марселе в семье ремесленника.
В этом плане Домье создал и другие серии: День холостяка (1839), Супружеские нравы (1839–1842), Пасторали (1845–1846), Лучшие дни жизни (1843–1846). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда (Деятели правосудия, 1845–1849), буржуазную благотворительность (Современная филантропия, 1844–1846). Убежденный республиканец, он остается верен своим идеалам и в годы франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
Каждый из участников события написан с натуры. Домье не довольствуется первыми достижениями. Обычно для Домье типична приглушенная гамма красок, насыщенная всевозможными оттенками, отсветами. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Домье. Неоконченная служба Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную вероятность для изучения живописной повадки Домье.
Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ).
Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего.