Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Как это возможно. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Грек по происхождению. Тогда же делался и полный расчет. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Для этого монастыря Эль Греко написал Мученичество святого Маврикия.
Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Причины недовольства короля остались неизвестны. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана.
В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Впоследствии он неоднократно перестраивался. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Эту работу очень высоко оценили и специалисты и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. О содержании этой легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко— его глубокая внутренняя религиозность ипонимание сути христианства. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики.
было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Такова была интерпретация великого мастера. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. данным – ок.
Постоянный успех и высокий спрос на его работы привели Эль Греко к мысли об открытии собственной мастерской. По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о. Псара во время Греческой революции в 1824 г. Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви. Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Бассано, Якопо Тинторетто). 1600). Его картины вызывали постоянную критику современников из-за непривычных ярких красок. Ель Греко – досить загадкова особистсть, а його положення серед творцв мистецтва совершенно ункально. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества.
В 1890-х годах испанские художники, живущие в Париже, приняли его в качестве своего наставника80. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Но, похоже, художник работал и в скульптуре. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. f. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах).
В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.
К этому времени он жил в Испании, где его настоящее имя было слишком сложным для произношения. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Город оказал на него огромное воздействие. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. В Толедо же Эль Греко обзавелся семьей, правда, так и не смог сделать это официально. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны.
Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. По крайней мере, записей о том, что Иеронима де лас Куэвас стала женой Эль Греко, нет. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции.
Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Зеничев). Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
Это стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. Однако вряд ли это справедливо.
Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Эль Греко сделал Толедо своим домом. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. l. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Композиция резко делится на две части. Вообще, Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался кобразу Христа, Он был для мастера центральной фигурой. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Из дошедших до нас документов видно, что с 1585 года он арендовал у герцогов Эскалона 24-комнатный комплекс, который служил ему жилищем и мастерской до конца жизни46. Крит в те времена был владением Венеции. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала.
Родился он (опять же, предположительно) в состоятельной семье сборщика податей и вполне мог получить хорошее образование. Бенедикта и Св. c. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. И по крупицам восстанавливать биографию художника. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Маврикия, 1580-1582 гг. ). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф.
Maurice). Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Великолепно передана Эль Греко торжественно траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черно, красного, оранжевого и желто-зеленого.
Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Слава Богу, что так.
По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. В 1585 году Эль Греко нанял помощника Франсиско Пребосте и основал мастерскую, в которой помимо картин, можно изготавливать алтарные рамы и статуи42. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
Подобных путешественников в то время было множество. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Это стало характерной чертой его зрелого стиля.
Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах.
Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Тому есть несколько причин. Такова, например, торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса (1586-1588 гг. ). Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан).
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121.
С помощью такого контраста Эль Греко удается создать тонкую характеристику этой неординарной личности. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко». В 1582 году он сам сообщал о том, что родился на Крите, а в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко.
Композиция картины чрезвычайно многофигурная, среди реальных персонажей автор запечатлел и себя. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). После этого он становится известным в дворянских кругах. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах».
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Особливо це помтно у церковному образ «Мадонна милосердя» (1605, льскас, шпиталь де ла Кардад).
Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Что, вобщем-то, справедливо. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
По словам Дж. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). Эль Греко не является исключением из этого правила.
Луки. С 1577 жил и работал в Испании. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Правая рука выглядит расслабленной. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Торжественные красные одеяния и резное кресло с высокой спинкой подчеркивает могущества изображенного на портрете человека. Поступали ему заказы и из других мест. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Грек по происхождению. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Согласно Пачеко, беспокойность, неистовость и иногда кажущаяся небрежность манеры Эль Греко были связаны с обдуманными усилиями достичь свободы стиля50. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически.
Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. В Риме Эль Греко заслужил уважение некоторых интеллектуалов, но также столкнулся и с враждебностью критиков32. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
К концу жизни художник был практически разорен. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. «Успение Богородицы» (ок. Православному досить побачити цей твр, щоб одразу пригадати кону «Покров Богородиц». В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Августин и св.
В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи.
Фигуры святых предельно абстрактны и плоски их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа.
Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II.
18 июня 1603 года Эль Греко подписал контракт на основной алтарь церкви госпиталя Милосердия, обязавшись закончить работы в августе следующего года. При этом он был человеком Ренессанса. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Эту картину художник писал почти два года. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Не избежал этой участи и Эль Греко.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение.
Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Терезы и других испанских мистиков XVI века. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. i.
Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Как пишет Т. П. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Сейчас он находится вТоледо.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия».
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу. 1.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Он изображает жертвоприношение Исаака. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Моденский триптих (ок.
С 1570 работал в Риме. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
1572). Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета».
В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях. Художник и сам полюбил этот город. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Ильдефонсо4. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Оставаться навсегда в Толедо художник не планировал – его интересовало лишь хорошее отношение короля и положение при дворе, которое это отношение может ему обеспечить. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня.
Это мнение, впрочем, многие исследователи оспаривали, находя в лице кардинала, лишь мудрую строгость. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело.
Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как иположено, значимые античные объекты Но там он долго не задержался. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. 1576) и др. Скажем пару слов о деталях данной картины.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Доменико Теотокопули (Эль Греко для простоты, этот испанский художник стал называть себя так гораздо позже) родился в 1541 году на Крите. Невозможно ошибиться в его авторстве, увидев эти удлиненные, будто клубящиеся, формы и фантастические цвета.
1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».
Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Почему так произошло. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». Мы знаем об этом человеке мало.
Один из них стал для Эль Греко роковым. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Однако, это не совсем так. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». e. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши».
Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Икак только это произошло, стало возможно пришествие вмир Спасителя— Бог вышел навстречу человеку. Стефан и Св.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Для него злой рок всегда живой. Перед началом художник получал небольшой аванс, затем ему несколько раз выплачивались мизерные суммы, а окончательная стоимость картины устанавливалась только после ее завершения. Знакомство с произведениями итальянских мастеров, особенно венецианских — Тициана, Тинторетто и Бассано, — имело большое значение для развития его мастерства. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-1614 гг. ). Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность. Эта тема была близка Эль Греко.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Августин и св.
Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Неизвестно, сколько он оставался в Риме, по некоторым сведениям он вернулся в Венецию (прим. С 1603 года и до самой смерти художника первым его помощником по мастерской был сын, Хорхе Мануэль. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю.
Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Эль Греко это удалось. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Але впливи католицьких схем значно бльш композиця Ель Греко набагато ближче до церковних образв схем католицтва (Про делла Франческа — «Мадонна дель Парто», «Мадонна милосердя» Доменко Грляндайо та нш). К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Желание постигать новое Эль Греко пронес через всю жизнь: в биографии этого испанского художника можно прочесть, что он был знаком с крупнейшими учеными своего времени, а после себя оставил крупную (для своего времени) библиотеку из книг на нескольких языках.
Эль Греко, будучи греком по национальности и к тому же очень образованным человеком, несомненно интересовался античной живописи. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Не сохранилось и личных писем живописца. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Дата предположительна, точных записей о рождении художника нет. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Характерными элементами произведений Эль Греко был сильно вытянутые фигуры и необычные, фантасмагорические цветовые решения. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Однако, это не совсем так. Скажем пару слов о деталях данной картины. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. Маврикия, 1580-82, Эскориал). Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Несмотря на церковные каноны, художник так и не сочетался с ней официальным браком, что породило недовольство церкви и массу мистических легенд. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе.
Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Не осталось унего иучеников. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников».
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Это тоже плод его фантазии. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Ему поручили сооружение главного алтаря, включавшего живописные произведения, скульптуру и архитектурное оформление.