В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье.
Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Он начал работать над основной картиной, на которой писал рабочих, строящих ратушу.
Инстинкты и страх смерти уже не так его душат. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
За его эскизной манерой скрывается его нежелание художника писать «отвратительные» части тела. Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Мунк пишет себя совершенно честно, без всякой позы, рисовки. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Всего он провёл там более полугода. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Его портреты превосходно отражали характер человека. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Любовников как будто скрывает мгла. Ей 26 лет и она замужем. Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Что за чертовщину они там плетут. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Он оставил после себя огромный архив.
Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Он ждет, сомневаясь. В картине описано одно из событий, пережитое в юности. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. ориентация норвежского искусства меняется.
В них запечатлен духовный путь мастера. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Раньше его писали бледной монетой.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. И оказалось что это гораздо больше, чем до него считалось возможным.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. 23 января 1944г. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона – врача, лечившего художника. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Лицо человека – застывшая безликая маска. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством46.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — Фриз жизни.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Реакцией на новые впечатления стали картины Больной ребенок, На следующий день, Переходный возраст (известные во многих повторениях). Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Эта картина стояла у него десять лет и он ее так и не закончил. В нем многое привлекало внимание. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
У таких людей ясно видно то, что нас самих втайне мучит. А также любить и наслаждаться. В конце концов вся картина стала праздничным столом. Вот таким образом он отказался. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.
Получается лучшая гармония красок. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале. Лишь немногие избранные допускаются сюда. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Один из первых представителей экспрессионизма.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. В сущности его картины 80-х гг. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея Фриза жизни. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Третий и последний период в искусстве Эдварда Мунка — после возвращения его из больницы в Копенгагене в 1909 году и до его кончины (1944). Он издает вопль.
В 80-е гг. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Эта картина не имеет ничего общего со смертью Марата. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. В конце 1880-1900-х гг. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
История случилась в 1902 году. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. То же самое произошло и с его картинами для новой ратуши Осло. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Живое побеждает смерть. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. От них пахнет кровью и смертью. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Рядом с ней – мать. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Видеть, что они созданы прекрасными. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
«Я почувствовал крик Природы»). Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Сказал, что не может изменить линии так, чтобы они подходили к этим другим рисункам. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
Это годы возмужания. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Его картины дают нам возможность глубоко заглянуть в свою собственную духовную жизнь.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. В 1920-х годах он пишет новый вариант «Цыганской свадьбы». (Он хвалил иллюстрации к сагам Эгедиуса и Мунте. ) Но его отказ объясняется иной причиной. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Здесь он проживёт остаток жизни. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
В течение долгого периода с 1889 по 1909 год его искусство было болезненным, если считать болезненным то, что не совпадает с понятием «здорового» и общепринятого. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Чувствуешь напряжение, влечение этих двоих друг к другу. Он перестал писать новые картины. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Он не хотел быть только художником. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Мунк вырос в очень религиозной семье.
В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Он мог тосковать по ним. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Выставка вызвала скандал и ее пришлось закрыть. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он сделал несколько гравюр на дереве в стиле саг, но потом отказался. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
Странно, что он пишет только рабочих, но не работниц. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Особенно явно это видно в одной из его последних больших работ. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Он смотрит на нее.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Он лишился ее, когда у него не было еще ни времени, ни силы, чтобы оторваться от нее.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Уже в середине 80-х гг.
Ему предложили написать картины для ратуши, но он не дал утвердительного ответа. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Это Поцелуй, Меланхолия. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Но в нем не было ничего от артиста, никакого самолюбования.
Но их красота только маска: все они примитивны, грубы и опасны. В Германии у Мунка было много друзей. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени.
Делал несколько шагов. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Поиски заняли целых два года. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
В 1902 году друзья Мунка и его девушка решили разыграть его и инициировали смерть возлюбленной. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Портреты художника – исследование человеческой души. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Они должны что-то говорить. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Создана картина в Берлине. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Она не достойна того, чтобы я имел с ней дело. Мунка постепенно стал больше волновать стол, чем то, что случилось с его другом. Правы все.
Да и название это родилось не сразу. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. На картинах Мунка мы видим солнце в жаркий летний день, когда оно излучает свет и силу. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Живописное явно одерживает верх. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Удивительное настроение исходит от этой простой картины. Он называл это «лошадиным лечением».
Хрен редьки не слаще. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В 1920-х годах Мунку предложили иллюстрировать дополнительный том к «Королевским сагам Норвегии». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. De gustibus non est disputandum. Его картины из «Фриза жизни» прокрадывались и в рисунки, к сагам Снорре. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Останавливался, думая о чем-то. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Его искусство в течение всей его жизни было граничит с его собственными трудностями. Во время свадебного пира невеста начала кокетничать с одним из гостей. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Художник страдал бессонницей и паранойей. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Жених встал из-за стола, надел шляпу и пальто и ушел. Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева используя ее как художественный прием. «Смертью Марата» пришло кому-то в голову назвать одну из известных картин Мунка, больше всего обнажающую его страх перед женщинами. В его групповых картинах можно только различить, что это мужчина или женщина. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Следует подчеркнуть в то же время, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами жизни, так и мироощущением художника. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Картина потеряла свою первоначальную мрачность. Он считал, что его трудности — это трудности всего человечества. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Это покаяние: женщина опасна и отвратительна. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Ослабла способность творческого подхода к таким гигантским задачам. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Горизонтальная линия берега нарушается только этими двумя человеческими фигурами. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Достоевского «Преступление и наказание».
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Она смотрит на берег и море. Дело заключалось не в том, что ему не удавалась переделка линий. Осенью он едет в Париж. Он задумал написать гимн рабочим.
Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Вот таким образом эти пейзажи и портреты в бо. Он хотел также быть поэтом и исследователем. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X.
В течение 1909-1916 гг. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Она не знает, какие чувства ее наполняют.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Состав цикла не был постоянным. В него вошло около трехсот листов. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Об этом свидетельствует оформление зала столовой «Фрейа», осуществленное им в 1922 году.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Но в духовном отношении вряд ли найдется полностью здоровый человек. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Но больше всего его раздражали пальцы. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. И в эту картину он вписал свои ранние картины. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк также верил, что когда-то лун было две. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Великие силы овладели ими. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Шел он не как все. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. Подобно всем великим художникам, Эдвард Мунк держит перед нами зеркало. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Все картины о рабочих написаны в тот период жизни, когда он писал обнаженных мужчин. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. На берегу, где встречаются земля, небо и море, стоит пара.
Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М. В 1921-1922 гг. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Он ищет самый солнечный свет. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
наташа, о том, что искусство нести должно и, чего не должно, во всех смыслах можно полемизировать бесконечно. Так известно несколько вариантов Больной девочки с 1886 до 1930-х годов. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. На переднем плане ломящийся от яств стол. Никогда не мог оправиться от этой потери.
Особенно волновали Мунка тайны любви и смерти. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Мунк упорно учился. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Когда Мунк берется за старые картины — «Больная девочка» и «Переходный возраст», «Цыганская свадьба», — то краски горят так, что бледнеет и забывается содержание картины. На картины Мунка нужно смотреть издалека и в полумраке. льшей степени духовные портреты Эдварда Мунка, чем портреты его современников и пейзажи Норвегии.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки. Широкие снопы лучей, желтых, красных и голубых, опускаются на море и на каменистую землю.
В 1900-х гг. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. За богиней искусства скрывалось нечто святое. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Может быть, свет луны явится последней маленькой каплей, которая заставит ее покориться. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Она — ужас и кровь. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Он стал солнцепоклонником, его пленяют краски и свет.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Именно из этого материала он создавал свои величайшие художественные творения. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
носят пейзажный характер. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Но они не добры.
Особенно прекрасное выражение этого мировоззрения он дал в картине «Два человека». Своей родной матери. Но всего пару лет спустя молодой художник вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Вскоре семья переселилась в столицу. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Темные фигуры за столом не отвлекают внимания.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Так, женщина в картинах Фриза — это первая Женщина, это — Ева. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Образ человека — это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Годы встреч с женщинами. Она называлась «Дорога никуда». Пластический язык обретает исключительную силу. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Хотел быть уверенным в том, что сможет справиться с задачей, прежде чем дать согласие. Вот таким образом он искал такой манеры письма, которая подчеркивала бы общечеловеческое. Здесь он прожил около семи лет (1909-1916), в 1916 году он купил дом в Экелю.
Он был верен одной женщине. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Они свободны от излишней повествовательности. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Это было для него открытием, до поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей.
Это были первые опыты художника. Средняя картина в университетском актовом зале в Осло — это изображение солнца. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Во Фриз жизни Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал Фриз. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Его уже больше не так занимают душевные тайны. Он написал его как источник силы и жизни.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. О количестве и точном составе Фриза исследователи творчества Мунка спорят до сих пор.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Оборачивался, как бы ища другой дороги. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Они могли ему нравиться. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. В его судьбу вторглась война. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу, — говорил Мунк. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Он казался странным. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. Переживания живописца являлись теперь жизненным нервом в его искусстве. Проект остался нереализованным. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления.
Все они основаны на личных переживаниях. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Он не только увлечен красками. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Всего он провёл там более полугода. И зеленые растения пускают ростки.
Осенью он едет в Париж. Обычные для Мунка длинные дугообразные линии вскрывают ого желания, кисть у него в руках скользит как бы по волнам. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Молодая женщина, а в нескольких шагах позади нее — молодой мужчина. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. А получились в основном береговые пейзажи и повторение его прежних картин. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Не случайно сразу после выхода из больницы в Копенгагене он начал писать солнце. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Всего он провёл там более полугода. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
В большей степени автопортретны пейзажи и портреты других лиц. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. На смену приходит пафос утверждения жизни. Все картины должны были изображать жизнь рабочих. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Он потерял ее и никогда не мог забыть. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Его картины ведь не должны быть просто прекрасными. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Грин позаимствовал наименование для своего романа. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Более тридцати лет художник работал над этой симфонией (по собственному его выражению). Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Он только снабдил эти фигуры мечом и броней. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Преобразующая сила света, наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, его способность воздействовать на состояние души человека определяют содержание этого листа. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
.