Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Вот несколько найденных в интернете картин художника. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.
Кажется, все предельно просто. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.
Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Одна из них – Под Курском.
Но была и противная сторона. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Член-учредитель ОСТ. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929).
Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Щелкнув по миниатюре, вы можете увеличить изображение. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г.
В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых.
Ярки и радужны они должны быть, солнечны, как свобода. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им. В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи.
Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Именно от негоАлександр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет – сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса.
Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Впервые я увидел полотна Дейнеки в юности. И все.
Одна из них — Под Курском.
О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Родился в семье рабочего-железнодорожника.
Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Уходят весь лиризм и поэтичность, перед нами вновь встает в полный рост монументальность, присущая художнику.
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-.
В. И. Сурикова. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. носивший название Безбожник у станка (т. к.
Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. ной теплотой. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Всякий москвич, оказавшись на станции метро «Маяковская», может созерцать творение А Дейнеки – мозаику плафонов станции. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Они занесены снегом. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Дома тревожно притихли. Патриаршие пруды. Патриаршие пруды.
Умер А. А. Дейнека в 1969 году, похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище, 7 участок, 6 ряд (правая сторона от центральной аллеи). Картина «Окраина Москвы. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства – мозаики – Хорошее утро (1959 – i960), Хоккеисты (1959 – 1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). После войны избран действительным членом Академии художеств СССР.
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Река Тускорь (1945).
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Ленинская премия (1964).
Река Тускорь (1945). Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. Набережная Сены, Париж. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Таким видит город Дейнека Александр.
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). «Весь путь ОСТ –. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Дейнека действительно был большим мастером. У финиша", 1927).
Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Картина «Окраина Москвы. Происходит кристаллизация режима.
Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Учился в Харьковском художественном училище.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В 1956 возвратился в Московский художественный институт им. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая».
Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка – первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. путь зигзагообразный, путь колебаний. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
В это же время познакомился с В. В. Маяковским. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс.
В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.
В 1919-1920 гг. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Но была и боль, так как понимал: этого мира в реальности не существует. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Кажется, все предельно просто. В кафе, Париж. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. И многие его картины, действительно озарены ярким солнечным светом.
В 1918 возвратился в Курск. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В 1941 – 1946 годах он создает серию Москва военная: Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Вечер. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Выдающийся советский художник. Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. А панно было отмечено золотой медалью выставки. В 1928-29 гг.
Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
Фон дан скупой линией отдаленного города. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. И художник вновь справляется с вызовом. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Так, в картине Левый марш Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Мерно и стройно шагает отряд. С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива».
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). В картине практически нет никаких примет быта. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.
В 1924 в составе «группы трех» (А. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Фигуры органично вписаны в пейзаж – бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
В творчестве художника 1920-х в полной мере воплотились идеи и художественные принципы ОСТа. Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени» 7.
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Строг и суров ритм картины. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Но враг не пройдет.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Дейнека — крупнейший мастер советского искусства. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе.
ной теплотой. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Художественный образ предельно величав и обобщен. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте.