Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». 7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа.
Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. В обиход прочно вошло словосочетание «кустодиевские красавицы».
Лицо красавицы таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, цикла). «красавица» – одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). Не кустодиевская красавица Портрет Марии Ершовой Тарлецкой самый интересный на выставке. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих».
Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами – типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».
Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Вторая (объективная) – война, разрушившая единое художественное пространство.
Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда. Интерьер с мебелью, нежно-розовым одеялом и кружевными наволочками, дорогой сундук, нежно-голубые обои с букетами и гирляндами роз воплощают народное представление о достатке. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.
В действительности красота бывает разной. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Они просто иные. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».
Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. – вдруг действительно спасет мир.
Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». Работал в плакате и в книжной графике.
иногда и называют «русским Рубенсом». Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Истинно русская женщина. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.
В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. А шуба. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно – «Купчиха и домовой». Ее изобильная красота сродни цветастым обоям, цветочному орнаменту полога кровати и кружевам зефирно-розового теплого одеяла, похожего на свою хозяйку. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем».
Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц). Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Работал в плакате и в книжной графике. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина.
Ничем. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Учился в Высшем.
Красавица, по мысли автора, должна олицетворять русский идеал женской красоты. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Учился в Высшем. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры. «Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». А чем же хуже «кустодиевские женщины». В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Художник создает яркий образ роскошной купчихи. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.
На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
«Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой».
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни – опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов. Искусство требует всей жизни. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Для меня главное в картине — цвет. 5 апреля 1893 года в Воронеже). Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма.
Будто впервые. Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук – это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить. Они так больше никогда и не увиделись. Затащил мужика с базара — и писал при народе. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Это сон о небывалой России. Правда, Хмара погуливал на стороне. Она полна спокойной уверенности в своей красоте.
Это мечта, это греза. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым.
Работал в плакате и в книжной графике. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию.
А в чем состояло понятие красоты у русского народа.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив более чем в семь раз. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи – другой. Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом.
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». Она вызывает ироническую улыбку и восхищение одновременно.
Зашел с мороза прямо в шубе. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком». Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В качестве модели Кустодиев пригласил актрису МХТ – И. Шевченко. Кустодиевский образ явно гиперболичен. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные ролисвоеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Но образ этой купеческой Венеры не ассоциируется с актрисой известного в то время театра чеховских пьес. Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Чертовски трудно.
Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. Учился в Высшем. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Работал в плакате и в книжной графике. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Эстетство всегда отличается узостью. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Есть еще одна важная деталь — дальнейший путь большевика преграждает церковь именно на нее герой картины направляет свой неистовый взгляд, словно пытается устранить это препятствие на своем пути. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов).
Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. Какова шуба на нем. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт – он был настоящим поэтом купечества. А позади него виднеется пожилая купеческая пара.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Вот кого рисовать-то. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана – алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело – как «кровь с молоком».
Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы). А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Только щеки да нос краснеют». Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы.
Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой. Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен.
И, разумеется, после революции предлагали уехать. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Однако тяжёлое положение не сломило художника. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами.
Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Она просто с ума свела одного митрополита, который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою Красавицу ибо смутил он навек покой мой. Умер в феврале 1970 года. А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение Охотники на снегу нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев.
Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами – красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу – Данаей Ярославской.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918).
Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли.
Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. – голубоглазая фея. По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». Правда, союз продлился всего семь лет.
Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник.
ничем не подчеркивает грубой телесности. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры – роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Картина «Красавица» была написана в 1915 году. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Эстеты усмехаются: Ну разве же это красота. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу» – в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. У Кустодиева свой идеал. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли.
Учился в Высшем. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили.
А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула – «Ну что вы.
Заграничная жизнь закрутила Григория. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Примерка будет продолжаться. Вот такие они – «кустодиевские красавицы».
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила – «Очень толстая. », художник ответил – «Какая есть» – и поцеловал её руку. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Первая (личная) мотивировка – тяжелейшая болезнь художника, лишившая его внешних впечатлений.
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215.