1867 год – первый неудачный вариант картины. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности.
У нее простое, милое, доброе физиономия – чем не ангел-хранитель. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили — часто вместе с родственниками или друзьями. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.
Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин. С детства увлекался искусством и литературой.
Шишкина (1880, ГРМ) и других. Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг.
Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Третьякова (1876, ГТГ), И. И. Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности.
ССР). В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Она потрясена. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России.
Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Он писал о Крамском: «Вот так учитель. Образы Ивана Крамского – своего рода семейство, живущая сегодня в музее, как в своем доме. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста.
Крамского просили растолковать родное произведение. Крамской по праву стал идейным лидером объединения передвижников. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. Крамской – выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов. Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью. Антокольского (Музей БССР).
Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Художник усадил обоих в их собственной галерее, рядом со своими детьми. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон.
Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) и Портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР).
Н. Толстого, 1873 П. М. Третьякова, 1876 Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78) живописца А. Д. Литовченко (1878) М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) все —Третьяковская галерея И. И. Шишкина (1880) В. С. Соловьева, 1885 оба —Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».
В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880 или «Неизвестной», 1883 оба —там же).
Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.
На первой выставке Товарищества экспонировались Портрет Ф. А. И все же портрет Самойлова каким-то чудом остался в доме артиста. Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Тогда и был сделан первый набросок композиции.
Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. Так выполнены известные портреты художников А. И.
Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Морозова (1868), И. И. Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники).
В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. Были созданы также собирательные портреты крестьян: Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ).
Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Портреты Крамского стоили полно. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской.
Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873 И. И. Шишкин, 1873 Павел Михайлович Третьяков, 1876 М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галереи портрет Боткина, 1880 — частная коллекция, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики. Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Крамской по праву стал идейным лидером объединения передвижников. Одним из его учеников был Илья Репин.
оказавшись в безвыходном положении. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. За Крамским был установлен полицейский надзор.
Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. В концу десятилетия артель утеряла свое единство и общественное значение. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения.
Хозяйку, Веру Николаевну, писал в ее Кунцевской усадьбе, на фоне липовой рощи, в чесучевом платье, с ромашкой в темных волосах. Дополним этот «трудовой» список — пятнадцати лет от роду он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Объединение свободных художников процветало. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др. ) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе из письма Стасову, 1876) при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Картина «Н. А. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка».
Он (а вдогон за ним ещё 14 студентов) поднял бунт супротив академических канонов, заявив близкое право строчить сюжет выпускной картины по собственному выбору. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках.
Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский художник, рисовальщик и художественный критик. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Этот скандал получил широкую огласку.
Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. Да и угодить в знаменитую коллекцию – все одинаково что приобрести бессмертие. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». После этого молодые художники основали свою художественную артель, которая, впрочем, просуществовала недолго, так как ее члены очень скоро решили перейти на государственное содержание.
Это полотно создавалось в течении десяти лет. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Чистякова (1861), Н. А. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле».
В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. Как видим, происхождение художника Крамского было демократическим, разночинным.
Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. Выезжал он в Европу и в последующие годы. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям.
Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Подлинными их родителями, крестными отцом и матерью считал супругов Третьяковых. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова.
Отец художника был писарем. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». И. Н. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника —неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. За картину Моисей источает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – в Таллинском музее) получил Малую золотую медаль.
Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны.
В тот же год лишился отца, писаря городской думы. Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи.
Товарищи последовали его примеру. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Кошелева (1866) все – в ГРМ. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М.
Вдохновитель организатор передвижников. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников.
П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Крамской – русский художник жанровой исторической и портретной живописи. В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
К теме Христа художник неоднократно возвращался. Учился в петербургской АХ (1857-63). Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы (Некрасов в период Последних песен, 1877-78, Неизвестная, 1883, Неутешное горе, 1884, – все в ГТГ). В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Артель художников была независимой от официальных кругов, ее целью была борьба за реалистические методы в искусстве. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти».
Картина «Н. А. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей.
Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. По словам Крамского и у прежних художников Библия, Евангелие и мифология служили только предлогом к выражению абсолютно современных им страстей и мыслей.
Родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). Крамской вышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Но ещё было известно, что Третьяков в сговоре с Крамским.
Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» —такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884 все —Третьяковская галерея). В картине Христос в пустыне (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира идею героического самопожертвования.
Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Относящееся к ней большое полотно Хохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.
Позже в Артели появилось фотоателье. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора.
Для получения звания художника с правом получать государственную пенсию нужно было представить на конкурс работу, посвященную сцене из скандинавских саг. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Работа художника была долгой и мучительной. Собирая для него материал, Крамской побывал в Италии (1876).
Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, в том числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). Некоторые подобные работы воспроизведены в данном издании.
Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв. В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.
В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники). В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера.
Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью.