Пабло Пикассо, безутешный после смерти своего близкого друга, рисовал печальные, синие, холодные картины (этот период его жизни искусствоведы потом назовут Голубым), которые совсем-совсем не продавались. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления. Пикассо в этой картине демонстрирует практику коллажа, которую часто использует в своем творчестве.
Одну из известнейших картин П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905), которая сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. Очень интересен автопортрет, который Пикассо написал в 15 лет. В Париже Пабло Пикассо быстро входит в круг авангардистов, среди которых можно было видеть Гийома Апполинера, Макса Жакоба, Андре Сальмона. Необычное внимание к деталям, которое уделил Пикассо в этой картине, делают поистине произведением искусства.
Вряд ли найдется человек, который не слышал бы и не знал об своеобразном стилеи творческой жизни Пабло Пикассо. С 1902 года Пабло Пикассо начал писать в стиле, в котором были ярко выражены темы старости, смерти, нищеты и печали. Покинул этот мир Пабло Пикассо 1973 году в возрасте 91 год на своей вилле Нотр – Дам- де- Ви (Notre-Dame-de-Vie) в городе Мужен, в которой прожил последние 12 лет. В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма.
Вряд ли найдется человек на планете, которому не знакомо имя Пабло Пикассо.
Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации». Пикассо уделил особое внимание превращению форм в геометрические блоки (Фабрика в Хорта де Эбро, 1909), увеличивает и ломает объёмы (Портрет Фернанды Оливье, 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Надо заметить, что Маар не любила кошек, но Пикассо изобразил кошку, как символ бурных отношений между ними, а также как отражение огненной личности самой Доры, ведь он и в жизни сравнивал характер Маар с характером «афганской кошки». Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. На первых порах в кафе устраивались выставки.
По Делакруа» (1955) «Менины. Один из признанных шедевров «розового» периода – «Семейство комедиантов» (на фото выше). По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Там и прошла первая выставка работ художника. В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка. В основе политических воззрений завсегдатаев кабачка «Четыре кошки» лежал главным образом каталонский сепаратизм.
В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Новорождённый скорчил гримасу и зашёлся в плаче. В кругу друзей он был известен под именем Бенджамин.
Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино. Открытие выставки и таверны стало событием большого значения. Звали его Хосе Руис. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма., на что тот ему ответил: Это сделали вы. Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой. «Голубой период» ненадолго сменяется «розовым», когда Пикассо начинает использовать более теплую гамму (чаще всего это были оттенки розового цвета).
п. — атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы начала века. Следующие пять лет он живет в этой студии. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. «Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей. По Мане (1960). Кубизм Пабло Пикассо в данном случае отражает индивидуальность творца, отказываясь от правдоподобного изображения внешнего мира и открывая абсолютно новые возможности, границы восприятия.
Это было очень мрачное, депрессивное время в настроении и состоянии Пикассо. В 1944 году Пикассо становится членом Французской коммунистической партии. Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). Зал прекрасных картин интерпретирующих великое творение Веласкеса «Менина или семья Филиппа Четвертого», написанная великим испанцем в 1656 году, превращает музей в уникальное место изучения творчества гения Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х (Танец) Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны.
Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942). Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ».
Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. А уже в 1904 году он полностью обосновывается в городе мечты. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. По Делакруа (1955) Менины. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или так как простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность (Зеркало, 1932). Она символизировала возникновение нового течения в артистических кругах Барселоны. В 1953 года Франсуаза Жило и Пикассо расходятся.
В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы (Утренняя серенада, 1942). Дягилев сознательно делал ставку на большую провокацию и готовил её всеми доступными средствами.
Его талант стер разницу в годах между ним и его друзьями. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
На спинке кресла-трона, на котором восседает Дора изображена маленькая черная кошечка. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). После долгих поисков и длительной работы, Пикассо открывает кубизм. Темой картины стали девушки из одного из публичных домов Барселоны на улице Авиньо. Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника.
По воспоминаниям современников Пикассо не любил «породистых кошечек, которые мурлыкают на подушке в гостиной», ему нравились одичавшие кошки, охотящиеся за птицами, носящиеся по улицам, с диким взглядом и не менее дико орущие, но, что самое главное, эти кошки «только о любви и думают». «Голубой период» продлился с 1901 по 1904 год и стал метаморфозой манеры самовыражения Пикассо. Зал «Голубого периода» – уникален, по количеству собранных работ этого этапа творчества художника. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). По Мане» (1960). Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать. » Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста.
Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения.
Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Такие работы, как «Мать с больным ребенком», «Крыши Барселоны» или картина «Старый еврей», хранящаяся в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, запечатлели новый, своеобразный стиль, наложивший печать независимости и самобытности на работы 19-летнего юноши. Произведение переходного периода— от голубого к розовому— Девочка на шаре (1905, Музей изобразительных искусств, Москва). Согласно одной из версий, первое слово, которое он произнёс, было PIZ, сокращенное от LAPIZ (карандаш по-испански).
Хотя Пикассо был слишком увлечен живописью и потому не проявлял большого интереса к политике, стиль одежды, отличавший его от буржуазии импонировал ему. В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление.
Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 (Три музыканта, 1921). За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Пикассо с блеском сдаёт все экзамены и поступает в Ла-Лонху. Про Музей Пикассо у меня уже есть подробная статья. «Кубизм, – говорил художник, – не отличается от других художественных школ.
Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против». В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться. В душе Пикассо более глубокий отклик находили слова молодого писателя-анархиста Хаима Бросса, призывавшего к «беспощадной борьбе со снобизмом в искусстве и в жизни», которая ведет к торжеству над «фарисейством и буржуазией». Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо).
С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду». Это полотно было создано в Мадриде и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко.
Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы. Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. Прекрасно ладит с другими котохвостиками. Уже здесь, после самоубийства лучшего друга и вследствие некоторой депрессии в его жизни происходит период, который потом все искусствоведы мира назовут Голубым Периодом. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.
Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Произведения, созданные в 1944-1945 года, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Позднее, в Париже, познакомившись с ночной жизнью Монмартра и Латинского квартала, он задумал открыть в своем родном городе кабаре, аналогичное «Шат нуар» («Черная кошка»), где могли бы собираться поэты, художники, скульпторы, драматурги, придерживавшиеся самых неортодоксальных взглядов. Начало оживления жизни. В статье, опубликованной в «LAvenue» в январе 1893 года, этот глашатай анархии писал: «Человек достигает такого состояния, когда он не может мириться с малейшими препятствиями на пути его мысли и в этом переживаемом им трансе ничто — ни мир, ни идол и никакое другое создание, человеческое или божественное, — не может помешать совершенному освобождению его личности.
«Нет, — ответил художник, — это сделали вы. В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Таверна рекламировалась как «пивной зал в готическом стиле для любителей атмосферы севера и андалусских садов юга». Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Однако же, ничего не продавал. Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых. В музее представлена прекрасная коллекция ранних работ художника. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо.
Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов (Семья акробата с обезьяной, 1905). Самая ранняя картина Пабло Пикассо – Пикадора, которая была написана в 8 лет. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931).
На спинке кресла-трона, на котором восседает Дора изображена маленькая черная кошечка. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана одна известная история.
За свою жизнь Пабло Пикассо написал много шедевров, которые до сих пор заставляют мир благоговеть. Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет.
В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником— символом надежды. Первая работа – картина «Авиньонские девушки», которая хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Она оставила его на столе и пошла сообщить матери плохую новость. Эхо этого призыва отозвалось в оброненной Пикассо фразе сорок лет спустя: «Мои творения — это итог разрушения». В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).
Но по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо любил кошек и уделял им достаточно внимания в своем творчестве. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Конечно, Пикассо это всячески отрицал.
Для тренированного глаза это было видно с первого взгляда, для нетренированного— со второго. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано». Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Ведь если я не знаю немецкого языка и страницы, написанные по-немецки, видятся мне как «черное на белом», это не значит, что немецкий язык не существует я ни в чем не буду обвинять автора, написавшего эти страницы, я обвиняю самого себя». Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950).
Франсуаза была единственной, кто не позволила довести себя до психиатрической лечебницы или самоубийства, как это случалось неоднократно с другими любовницами Пикассо, но ее уход обернулся началом тяжелой депрессии для художника. Мать и сын», «Девочка с козлом». В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество Els Quatre Gats, по названию богемного кафе с круглыми столами. Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные помпейским стилем (Женщина в белом, 1923), многочисленные портреты жены (Портрет Ольги, 1923) и сына (Поль в костюме Пьеро) являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.
В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— Конструкция, 1931). Его мечта осуществилась в 1900 году. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Женщина с пучком волос, 1903 Пикассо считал— кто грустен, тот искренен) движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя (Любительница абсента, 1901 Женщина с шиньоном, 1901 г Свидание, 1902 Нищий старик с мальчиком, 1903 Трагедия, 1903). Так и произошло.
В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Родился в Малаге 25 октября 1881 года. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Его новые знакомые тут же становились или его друзьями или противниками». От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация натуры (Авиньонские девицы, 1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к совершенно новому жанру. Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture).
В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом». За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. В полотнах много души и мало форм.
В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Когда Пере Ромеу вернулся из длительного путешествия, во время которого посетил Париж и Чикаго, он задумал открыть заведение, которое должно было удовлетворить самые разнообразные вкусы его друзей-интеллигентов. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Техника соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости (Гитара и скрипка, 1913) или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 (Портрет девушки 1914).
А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Это один из самых необычных портретов возлюбленной и музы Пабло Пикассо, Доры Маар. Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника».
По Мане (1960). Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Все персонажи находятся в статике и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество – тема всего «розового» периода. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год.
Собственный талант Франсуазы быстро чах под тесным крылом великого мастера, но ей одной из всех бывших и будущих любовниц удалось стать Пикассо другом и с годами не потерять его уважения. Грусть, разочарование, бестелесность персонажей иллюзорность пространства и предметов – для передачи этих настроений художником был найден именно сине-голубой тон красок. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами активно продолжилось и после Парада (декорации и костюмы для Треуголки Мануэля лде Фальи, 1919). Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
Все их объединяют одни и те же принципы и элементы. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый розовый период, в котором печаль и нищета голубого периода сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье – это «Сидящая обнаженная» и «Актер». После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д. После того как отгремели войны и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски.
Позади него грустное с изящными чертами лицо Пере Ромеу, курящего тонкую изогнутую трубку. Как и другие амбициозные художники того времени, Пикассо мечтает попасть в Париж. Контакты с сюрреализмом. Затем семья перебралась в один из красивейших городов – Барселону. В Барселоне по сей день есть таверна «Эль Куатро Гатс» («Четыре кота»), она открылась в 1897 году в специально построенном для нее здании неоготического стиля, которая стала местом встреч барселонского бомонда конца XIX – начала XX века.
Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. Во-вторых (а то и в главных) – у него мировецкий характер: котяш общительный, знает язык человеческий и кошачий, со всеми на «ты», права не качает, сильно не надоедает, мурчит и гладится играет и нежится, адаптируется в новых условиях быстро. Тот факт, что кубизм в течение долгого времени не был понят, не означает, что он не имеет собственной ценности.
Здесь он учится в местной школе искусств (1894 – 1895). Так одевались обычно агитаторы-анархисты, слывшие за героев среди рабочих. Каретников, вышедшая в 1967 году. Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины.
Кубизм. В конечном счете его знают по самому первому и последнему.
Всегда и во всем он должен был быть единственным. Тема абсента звучит во многих картинах. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Первая выставка работ произошла в Барселоне в июне 1989, в кафе Els Quatre Gats.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929), орущих (Женщина в кресле, 1929), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931). В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Именно так Пикассо не рисовал больше никого.
Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). С архаичным африканским искусством П. Пикассо впервые столкнулся на тематической выставке музея Трокадеро. Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете. Для этого он выбрал новое здание в неоготическом стиле с тяжелыми балками под потолком и украшениями из резного камня и литого чугуна.
После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. Старика он нарисовал поверх другой работы: кормящей матери, контуры которой можно заметить на холсте.
Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период (Девушка перед зеркалом, 1932). С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров.
За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась. Главным украшением зала являлась огромная настенная картина Касаса, на которой были изображены два бородатых мужчины, сам Касас и Ромеу, в белых и черных чулках, восседавших на велосипеде-тандеме. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни).
58 картин серии «Менины» были написаны за 4 месяца. Организаторы мероприятий в «Четырех кошках», благодаря которым таверна стала знаменитой, принадлежали к поколению Русинола. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Также удивляет своим реализмом еще одна работа – «Наука и Милосердие», в ней совершенно невозможно угадать руку будущего автора «Авиньонских девушек», она скорее напоминает работы русских художников-передвижников по своему символистко-реалистичному изображению сюжета.
Особая гордость музея – зал «Менины». В этом кафе пройдёт его первая выставка. Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо.
Рядом — художник АнхелФ. Музыкальными своими художествами (а попросту МЯВами) не докучает, ну только немного поначалу.
Большая часть картин периода отмечена светлой гаммой красок, появлением охристых, жемчужно-серых, красно-розовых тонов. Впоследствии это заведение превратилось в шикарное кабаре. Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль.
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств – «Сан Фернандо» в Мадриде. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Питер изображен на многих ранних работах Уэйна. Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки.
Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Он многократно изображает Фернанду на своих полотнах. Самый большой зал в нем должен был служить баром и концертным залом, где давались представления кукол и теней.
Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. В зале ранних работ представлена картина «Первое причастие», которая была выставлена на конкурс наряду с работами известных мастеров и получила почетный диплом на Выставке изящных искусств в Мадриде. Таверна называлась «Четыре кошки», а автором картин был Исидоро Нонел. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.
Если бы не курение дяди, Пабло Пикассо мог бы вообще не появиться на свет. После освобождения. Они понимали, что картины Пикассо были гораздо лучше работ художников старшего поколения. В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента».
Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приемов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Испанские кошки вообще, такой породы не существует, как например, британские кошки, но, тем не менее, выражение «испанские кошки» прочно закрепилось, благодаря известному испанцу — Пабло Пикассо. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства).
Их устраивал Мигель Утрилло. Здесь представлены работы Пикассо, относящиеся к периоду 1957 года. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). Пристрастие Пикассо к одичавшим кошкам просматривается в серии картин. В 1901 году на выставке, организованной Волларом, были представлены 64 работы художника, однако на тот момент они еще были полны чувственности и яркости, явно ощущалось влияние импрессионистов.
Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств. Правда удивляет то, что при своей любви к кошкам, он всё же выбрал кота, чтобы показать всему миру убийство демократии военной хунтой. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Произошло именно так, как он намечал. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968).
Дело дошло даже до потасовки. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Картины Нонела были посвящены одной теме (вся серия носила название «Кретины») и навеяны работами Домье. Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо. Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными».
Кубизм развивается в совершенно ирреальные и сюрреалистические образы. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. Художники Рамон Касас и Утрилло совместно редактировали журналы «Перо и кисть» и «Форма». Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. Южная идиллия дополнялась теплым морским воздухом, криками чаек, любимыми утренними ворчаниями Пикассо и поцелуями Франсуазы. Кабачок «Четыре кошки» к тому времени просуществовал всего шесть лет, но уже приобрел большую известность не только благодаря художникам, которых привлекала его атмосфера, но и благодаря кукольным представлениям Утрилло и концертам, даваемым такими выдающимися молодыми музыкантами, как Албенис, Грандос и Морера. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Они мгновенно увидели в нем художника, стиль которого резко расходился с манерой мэтров, таких, как Касас, считавшимся ведущим портретистом своего времени и имевшим обширную клиентуру.
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Позже Уэйн писал о Питере: «именно ему принадлежит заложение основы для моей карьеры, он дал мне толчок для развития моих навыков и дал основу для моих работ». Во-первых, малыш сказочно красив, вырастет шикарным глянцево-чёрным котищем. Пикассо иллюстрировал в 1937 году «Естественную историю» Бюффона, но в отличие от учёного XVIII века (описание тут), он не испытывал неприязни и страха перед кошачьим семейством. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. В своих работах «Менины» Пикассо вступает в диалог с автором одного из шедевров мирового художественного искусства, рискуя показать другую сторону образцов классической живописи.
Юному Пикассо на тот момент было 14 лет и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в в 1903-1904 годах.
Вот таким образом больше времени он посвящал Музею Прадо и изучению его коллекций, а спустя год вернулся в Барселону. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям. Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет – «Пикадор». А Пикассо в тот момент было всего 16 лет.
В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт». 1900-1904 годы – это «голубой период» в творчестве Пикассо, так как большинство созданных в это время картин написано преимущественно холодными голубыми тонами. С 1926 года она хранится в Чикаго.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не ровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956). В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Его впечатлили языческие идолы примитивной формы, экзотические маски и статуэтки, воплощавшие в себе великую силу природы и дистанцированные от мельчайших деталей.
В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). У них рождается сын Поль (4 февраля 1921 года).
Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). По Курбе, 1950 Алжирские женщины. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.
Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже). Учился рисовать Пикассо у своего отца, который был учителем рисования. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). В начале XX века в ней проходили биеннале Пикассо. О Пабло Пикассо слышали все. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо).
В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы. По Делакруа (1955) Менины. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников.
Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность (Рыбная ловля ночью на Антибах, 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов (Майя и ее кукла, 1938). В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.
Отец будущего художника получил предложение о работе преподавателя в Ла-Корунье в 1891 году и вскоре семья переехала на север Испании. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Однажды нацистский офицер увидев фотографию Герники спросил у Пикассо: Это вы сделали. Хотя Дора могла составить интеллектуальную конкуренцию Пикассо и была не только его любовницей, но и партнером их отношения выпали на сложное время и всегда были напряженными.
Еще одной знаменитой картиной Пикассо с изображением кошки является портрет «Доры Маар с кошкой», написанный в 1941 году. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе— все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты (Мандолина и гитара, 1924).
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет». В палитре мастера преобладают голубые оттенки.
Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником. Грандиозный скандал 18 мая 1917 года, состоявшийся на премьере (и единственном представлении) этого балета в театре Шатле немало способствовал подъёму популярности Пикассо в широких кругах парижского бомонда.
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Можете забрать на память». Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Это один из самых необычных портретов возлюбленной и музы Пабло Пикассо. Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру.
У кота из предместий шерсть стоит торчком. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. Картину дополняют огромная собака и надпись вверху: «Вино и закуски — в любое время».
Полотно имеет внушительные размеры – в высоту и ширину более двух метров. На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса. Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином ит.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Пикассо потребовалось немного времени, чтобы завоевать глубокое уважение своих друзей, посещавших кабачок «Четыре кошки».
В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго – с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го – и был не совсем однородным. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами (Плачущая женщина, 1937). де Сото, Хаим Сабартес и еще двое. Затем же своих самых верных клиентов оставлял ждать в приемной, делая вид, что собирается все продать кому-то другому.
«Говорят, он не словоохотлив, но отличается поразительно точными суждениями. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Между ними нет ни чего общего.