Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». В нем отразилось в полной мере свойственное для ранней византийской архитектуры стремление воплотить в камне ускользающую красоту таинственного, непостижимого мира, созданного Божественной Премудростью.
На одной из них изображены императрица Зоя и император рядом с Иисусом Христом. Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Со всех концов империи везли редкий мрамор, шедший на убранство храма.
Изумленный Роман не сумел сдержаться: Перехитрила ты меня, Ольга. Я превзошел тебя, Соломон. Это была однокорабная базилика.
Стены украшены разноцветной мозаикой эпохи Византии и каллиграфическими турецкими панно. Купол составляют радиальные арки. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
Патриарха заменили епископом. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». 107 колонн из ценных пород камня поддерживали своды храма.
Некоторые из них хранятся сейчас в базилике Сан-Марко в Венеции. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. Несомненно, что это было имя Христа. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью».
В золотых переплетах были и книги Священного Писания. Таким образом 5000 работников было приставлено к правой стороне здания и 5000 – к левой. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19.
В 16 столетии на территории комплекса появились первые султанские усыпальницы. Вот таким образом территория для строительства была очищена от старой застройки, привлечены самые известные архитекторы из казны выделены сумасшедшие для того времени суммы (три бюджета империи) использовался труд 10 тыс. Композиция храма совмещает в себе элементы трехнефной базилики и центрического купольного объема.
Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. прихожан. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23.
1:30). Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Как писал Энтони Катлер в 1950-х годах н. э., «существенная и явная характеристика ранней византийской архитектуры, дисциплинарные отношения между математикой и структурной механикой». Слева можно увидеть Плачущую колонну, где всегда очередь. При входе в тюрбаны необходимо по мусульманским традициям повязывать на голову косынку (женщинам) и снимать обувь (всем). Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Впервые попав на Султанахмет, в первую очередь, мы обратили внимание на два возвышающихся строения — Голубую мечеть и собор Святой Софии (Айя-Софью в турецкой редакции). Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. Впереди, неся Крест Господень, шел Константинопольский Патриарх.
Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. На высоких сводчатых потолках красуются старинные фрески и дорогая лепнина. Но в то же время эти образы идеальной антропоморфной красоты наделены необыкновенным чувством одухотворенности. Каменные блоки для прочности связывались свинцовой заливкой и железными полосами. Ислам не допускает изображение живых существ, вот таким образом на мозаики нанесли слой штукатурки.
Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Неприемлемо далее позволять такое неуважение к православию, да и ко всему христианству». В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. На самом деле все с ней в порядке. Софии.
Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. По сторонам Богоматери два апостола — Петр и Павел. Например, только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен. Из Эфеса были привезены восемь колонн из зеленого мрамора, по преданию, от храма Дианы. Храм Божий – это спасительный ковчег, место встречи человека и Бога, который есть Любовь, а ее так часто не хватает людям. В торжественном спокойствии и неуязвимой самодостаточности образов прочитывается отстраненность от мира земных измерений. В первоначальной идее купол — сферический и в плане очерчивается окружностью диаметром почти в 32 м. Купол покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий Кесарийский так описывает впечатление, производимое им: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи».
Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Крест сняли, заменив полумесяцем, к зданию пристроили минареты. Турецкий султан Мехмед II, возглавив 200-тысячное войско, напал на Константинополь. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Сохранилось много легенд о покупке земли для его сооружения.
Он вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святымсотворил видимый и невидимый мир и является промыслителем и освятителемвсего мира. План купола был очень сложным и казался невыполнимым. Также реставраторами были обнаружены образы святого Архангела Михаила и нескольких великомучеников. Правда и раньше строили широкие купола. рабочих.
Если до нее дотронуться, то можно ощутить «сочащуюся», будто изнутри, «живительную» влагу. Дизайн купола символизирует нечто огромное и прекрасное. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Посмотреть на «кусочек» Византии каждый год приезжают тысячи туристов со всех концов земного шара.
Взойдя на минбар с саблей в руке, султан прочитал Котбу. Я думаю, что почти все туристы начинают свое знакомство со Стамбулом с пощади Султанахмет и расположенными на ней и вблизи нее достопримечательностями. Среди них: граждане Турции в возрасте до 18 лет, дети-иностранцы в возрасте до 12 лет (в Гарем бесплатно только детям до 6 лет), граждане Турции в возрасте от 65 лет, ветераны и инвалиды боевых действий, люди с ограниченными возможностями в сопровождении 1 человека, действующие военнослужащие, владельцы карт ICOMOS, UNESCO, ICOM, а также аккредитованные в стране журналисты.
В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. Одним из них есть собор св. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Много необычного было в строительстве этого собора.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику. Одной из удивительных достопримечательностей собора являются его мозаики. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью.
Уже на третий день после захвата звучала здесь мусульманская молитва. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35.
Вступившему под своды св. Что понимали под этим именем христиане того времени. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Свод над амвоном сделали золотым инкрустированным драгоценностями. Исидор Младший столкнулся с устранением ряда проблем, которые привели к краху первоначального купола. Взору посетителей открываются целые сцены их Библии.
Внутри собор украшался дорогими камнями. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Он предложил сдаться, пообещав взамен оставить всем жизнь. В плане купол очень близок к кругу, а некоторые отклонения (помимо вполне понятных строительных допусков) объясняются еще и многочисленными разрушениями и перестройками.
В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса.
Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Властвовавший Константин XI готов был дать любую дань, но сдать город отказался.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Однако это уже не отвлеченные условные образы. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. Возникнуть подобным мыслям помогали храмы, возводимые во всех уголках Земли. Именно на нем было сосредоточено все внимание зодчих. «И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. – В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом».
Одной из самых ярких достопримечательностей Стамбула считается Собор Святой Софии.
Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Промежутки заполнили сводами, похожими на надутые паруса. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
Во все мавзолеи вход абсолютно бесплатный. Под их началом трудились еще десятки помощников-архитекторов и ежедневно более 10 тысяч рабочих. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. При входе на территорию собора была небольшая группа туристов, однако ее было почти не заметно.
Дата постройки Храма Святой Петки неизвестна. Ритм криволинейных поверхностей, хитро замаскированные несущие опоры, ажурные колоннады аркад, огромное количество окон, прорезающих стены, хоры-галереи второго яруса – все создает впечатление иллюзорности оболочки, ограничивающей пространство, в котором, кажется, не действуют привычные физические законы. В Святой Софии впервые была решена задача создания столь огромного купольного здания. История Стамбульского собора берет свое начало в далеком 531 году.
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Вторая церковь также была разрушена, – уже во время захвата Софии гуннами в 447 году. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии».
Ориентировочные остановки — Sarayburnu, Akbiyik, Cankurtaran. Ее руины вы сможете увидеть перед главным входом в сегодняшний собор. Третья церковь выглядела как трикорабная базилика и она тоже была разрушена. Церковь настолько обширна, что здесь могут вместиться более 100 тысяч человек». Премудрость или София (от греч.
Как и само государство, его главный храм должен был стать величайшим и великолепнейшим из всех, когда либо построенных. На полу — черная, «потрепанная» временем плитка. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Купол возведен на такой головокружительной высоте (55 м), что проходящий свет, сливаясь в едином потоке, создает впечатление, будто бы он парит в воздухе, свисая с неба на золотом канате. Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли.
Только каркас расположен по всей ткани. Возле нее стояли архангелы из всего сохранилось лишь изображение Гавриила. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м).
Все священные богослужебные предметы (чаши и сосуды) были изготовлены из чистого золота, также зачаровывая своим блеском. Над проходом, ведущим в нартекс, находится полотно, показывающее Богоматерь в окружении Константина, держащего модель основанного им града, Юстиниана с макетом Софии. Огромнейшее пространство (100 х 69, 5 м) залито светом. Предположительно она была разрушена во время набегов вестготов в 376-82 годах. Непревзойденный шедевр византийской архитектуры и зодчества. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание.
Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Для сооружения здания собиралась дань со всех сословий сильной Византийской империи. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. На северной стороне уцелело несколько изображений пророков.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Прикоснувшись к колонне больным участком тела, боль утихает. С трех сторон пространство под сводом окружено хорами, галереями.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара.
Он весь полон света. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на его сооружение. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле. Макет и дизайн, безусловно, вдохновил Собор Святой Софии. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой27. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Раньше его украшала мозаичная картина с изображением лика Христа. Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Купол же св.
Среди туристов собор пользуется огромной популярностью. Когда дуга купола округлена, вес и сила структуры опускаются вниз в опорные опоры.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. фунтов чистого серебра. Погиб в огне и многострадальный храм Софии. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Были сбиты или заштукатурены христианские росписи и мозаики, вынесены все иконы и утварь. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново.
Так что поверхность престола заиграла многоцветием оттенков. Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Одна из ризниц содержала 40 тыс.
Этот храм по праву стали называть просто Великой Церковью. человек. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. В самом храме объединены две разные модели — базилик и центральный купол.
Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Пять тысяч рабочих трудились на правой стороне храма и столько же на левой. Примечательно, например, что многие материалы использовавшиеся при возведении Святой Софии, были взяты из храмов, принадлежавших почти всем языческим религиям. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам перестали выплачивать жалование.
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11.
Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью». Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
1:14). Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. У ног Иисуса припавший император. Юстиниан не жалел денег и себя. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики.
Внутреннее убранство поражает роскошью и элегантностью. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Так и здесь. И снова бунт, снова пожар.
И такое время наступило. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. Петра в Риме. Пять лет ушло на строительство.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Во время возникшего в 532 г. бунта его разрушили основательно.
Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya rini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkap Saray). Считается, что рабочие, которые строили эту Базилику были родом из Грузии. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Здание имеет три нефа — самый широкий по центру, по бокам — два поменьше. На самом деле, собор в своем современном виде не первое культовое строение, построенное в Константинополе на этом месте. Многие последующие правители изменяли интерьер собора, украшая его на свой вкус.
При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Однако до этих улучшений он был вынужден перестроить большую часть оригинальных стен и полукуполов, чтобы сделать новый купол дольше, чем первый. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава.
Напротив алтаря обозначен квадрат, где находился ее трон. Крест на вершине купола сменил полумесяц. В 1935 году Храм Софии в Константинополе стал Музеем Ая-Софья (Ayasofya Mzesi), вот таким образом фрески и мозаика были очищены от слоев штукатурки.
Здание неоднократно горело, но всегда восстанавливалось. После произведенного обряда она ему отказала. К строительству святыни приступили спустя 6 лет. Наречение собора в честь Святой Софии следует понимать, как посвящение его Иисусу Христу, Богу-Слову.
Константинопольская София – смелость размеров, гармония частей, прочность и вместе с тем необыкновенная легкость, а также обширный плоский купол – наглядно демонстрирует высоту древнего византийского искусства, которое «объединило пышную зрелищность и утонченный спиритуализм в единую художественную систему, строго каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала» 2. Вопрос этот пытаются сделать также одним из условий вступления Турции в Евросоюз. Масштаб их недовольства был нешуточным и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. С внешней стороны храм выглядел очень скромно, но поражал внутренним убранством.
Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Молитвенную нишу повернули лицом к Каабе в Мекке.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Дата постройки первой церкви неизвестна, однако считается, что она была заложена в 10 веке и, хотя традиционно церкви того времени были деревянными, эта была выполнена полностью из камня, благодаря чему она и простояла так долго. Софии может показаться, что он вступал на усыпанный цветами луг, описывал летописец. По обе стороны от главного входа расположили два шара из мрамора, привезенные из Бергама султаном Мурадом. Археологические исследования установили, что на этом месте первоначально был языческий Храм.
Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. Еще в IV в. император Константин построил в городе базилику (небольшой храм прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии.
Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Январь 532 года. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер.
Подробнее о Museum Pass читайте здесь. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. В этом христианском святилище приняла крещение великая княгиня Ольга. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, длившиеся 2 года.
Здесь нет контрастных по свету зон. Святое место христиан превратили в католический храм. По пологому пандусу в окружении фрейлин поднималась наверх императрица. А потом выходите на улицу и обойдите собор справа — там вы увидите вход в тюрбе (мавзолеи султанов), где похоронены султаны и члены их семей. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом непременно разрушат храм. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой.
Благодаря ассоциации красоты, гармонии и математики, объективное описание Hagia Sophia раскрывает определенную красоту в отношении ее дизайна. Празднуя победу, повелитель решил возвести вместо прежней базилики, невзрачной по виду, такой храм, какого не было со времен Адама и какого не будет никогда. Человек заботится о чистоте тела, но задумывается ли о чистоте души. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе. Само строительство также велось быстрыми темпами — всего за 5 лет. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. О несметном богатстве сложено много легенд.
Базилика Света София строилась как христианская церковь по тем канонам и правилам, которые были тогда приняты во всем христианском мире и это православная церковь. Цветной мрамор предназначался для стен и потолков. Когда-то на месте колонны располагалась икона Григория Чудотворца. Все подчиненные византийского государства, согласно этой концепции, – лишь исполнители Божьей воли. Попасть в Голубую мечеть нам сразу не удалось, так как она в дни Рамадана, в основном, закрыта для простых туристов, вот таким образом первое место, с которым мы познакомились в Стамбуле — это собор Святой Софии, тем более, что рассказ о нем мне запомнился еще со школьной скамьи и быстрее хотелось увидеть все воочию. Храм был дополнен четырьмя минаретами, а собор стали назвать мечеть Ая-Софья (Ayasofya). Цифра эта имела магический смысл: каждая колонна несла имя христианского святого.
В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Что означало имя Святой Софии. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Некогда все галереи были укрыты росписями. Позже османские мечети в равной мере повлияли на Собор Святой Софии.
Две галереи по разным сторонам отделены 110 мраморными колоннами, что дает равномерное освещение внутри здания. И император в данном случае не является исключением. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Торжественная закладка собора состоится 24 февраля 532 г. Главными архитекторами строящегося собора назначаются, как писал Прокопий Кессарийский, Анфилий из Трал, «в искусстве механики и строительстве самый знаменитый не только из числа своих современников, но и даже из тех, кто жил задолго до него» и Исидор из Милета, «во всех отношениях человек знающий». В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть, по словам летописца, «такой храм, какого не было со времени Адама и какого не будет никогда». Автобусы и долмуши к Собору Святой Софии и Мечети Султана Ахмеда не ходят — на них вы сможете доехать только до остановок на проспете Кеннеди (Kennedy Caddesi), а оттуда подняться пешком по узким и крутым улочкам.
Начиная с 20 столетия, собор Святой Софии является историческим музеем. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль.
Что было делать. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Если вы пришли утром или сразу после обеда (летом) — очередь обычно движется очень быстро. рабочих. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет.
В них четко прослеживается связь с античными традициями. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами.
Двенадцать фигур украшали свод: среди них пророки, святые, восстановить удалось лишь три. Если вы едете из западных районов города на электричке — вам нужно доехать до конечной станции Сиркеджи (Сиркеджи) или выйти на предпоследней остановке Джанкуртаран (Cankurtaran). К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), вот таким образом купол опирался со всех сторон на стены. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Кстати, читая отзывы других туристов об экскурсиях в Стамбуле во время высокого сезона (апрель-июнь, сентябрь, Новый Год и Рождество), была очень удивлена фотографиями с огромными очередями во все главные достопримечательности. Работы шли равномерно и правильно. Созданный «Совет по освобождению Святой Софии» считает обязательным возвращение этой Великой Церкви своему первоначальному предназначению. Помогали сто зодчих, управляющих 10-ю тыс.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Он владеет многовековой историей, богатой различными событиями. Это были рекордные сроки.
В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Архитектурный стиль, в котором она выполнена, трудно классифицировать.
Через десять лет он был восстановлен в правление императора Феодосия II. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Отовсюду доставляли мрамор, ценные остатки древних строений, принадлежащих бывшим языческим постройкам. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Но пока решения нет. Собор Святой Софии в Стамбуле (а тогда еще Константинополе) в сегодняшнем своем виде приказал построить на месте разрушенной базилики император Юстиниан — один из ключевых правителей в истории Византийской империи.
Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. Плоские, лишенные объема фигуры силуэтами рисуются на золотом фоне, который за счет очень мелких кубиков смальты превращается в сплошную ровную сияющую поверхность. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле.
Император собирался было покрыть стены сверху донизу золотом, но потом передумал. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Наступил грозный 1453 год.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Восстание было подавлено.
Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Мастера многих стран работали на константинопольскую Софию. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Трудную задачу поставили перед ними: церковь должна была стать воплощением рая на земле.
Навьюченные ценностями лошади увозили их на чужбину. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Восстание быстро подавили, введя в город войска, погибло 35 тыс.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Сегодня в стенах собора размещается уникальный музей известный во всем мире. Однако во время мятежа 532 г. пожар вновь было уничтожил возводившийся храм. Пленных, порядка 60 тысяч, словно животных, погнали по улицам, начался грабеж.
И потом опять сожжен во время крупнейшего восстания «Ника», когда город был значительно разрушен. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога. Кроме того бесплатно пускают гостей (делегации) турецких органов власти, профессиональных туристических гидов (при наличии аккредитации в Минкультуры и туризма Турции), а также участников ряда образовательных программ (Comenius School Cooperation и Erasmus Student Exchange Program). Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах.
В центре храмового зала — великолепный алтарь, рядом апсид. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит — невероятным. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. После жестокого подавления бунта, когда было убито более 30 тысяч человек император Юстиниан I Великий (527—565) заново отстраивает город, возводит новые храмы, украшает столицу величественными портиками. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Турецкие солдаты бросились за ним, но проход быстро закрылся. Иногда люди видят медленно стекающие слезинки.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Храм освящен в честь великомученицы Святой Петки (по-русски Святой Параскевы), которая является одной из сильно почитаемых местных святых. — Побеждай). С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Убитого Константина XI удалось отыскать среди трупов только по сапогам с орлами.
На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет». 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Определенная категория посетителей может попасть в музей бесплатно. Иконы христиан заменили исламскими символами и текстами.
Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Собор Св. Расходы на произведенные работы превысили пятилетний доход казны.
Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Все сословия Византийской империи несли денежную дань на построения храма Святой Софии. Вот еще один совет — если вы идете не в составе группы — попробуйте пройти сразу к кассам. Вторично купол обвалился в 986 г. Реконструировал его архитектор Трдат из Армении.
Но на этом беды не закончились.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Чтобы не было жалоб и недовольства, деньги рабочим выдавали ежедневно. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, — невероятным. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.
Именно в это время был заложен первый краеугольный камень в основание храма. Об этом говорят и слова Соломоновой притчи: «. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Но первый храм со временем стал мал для все увеличивавшегося населения города и Констанций (сын императора Константина Великого) расширил его. Дни Византии были сочтены. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника».
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Предполагается, что четвертая церковь была построена в конце V, начале VI века при императоре Юстиниане и тогда же получила свое имя София – Премудрость Божия как и Константинопольский имперский собор (Айя-Софья). Неоднократно из Эфеса, Афин, Рима привозили множество колонн, вызывающих восторг.
Обнаружив лики святых, он пожалел, что его религия не позволяет подобной роскоши. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Еще одним примечательным местом собора является «плачущая колонна». Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
Для осуществления грандиозного плана требовалась дополнительная земля. Как только начинаются очереди (обычно с 10 утра) к туристам подбегают толпы «гидов», которые готовы провести в собор без очереди. В то время Византией правил император Константин.
Невозможно описать бедствие несчастных. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Кирпичи для купола делались из родосской глины и были так легки, что по просушке десяток их весил не более одного стандартного кирпича. Для ее возведения использовали «останки» древних храмов — скульптуры, колонны, фронтоны, а также огромное количество драгоценных камней, серебра и золота. Больше всего поражает купол с 40 окошками, пропускающими солнечные лучи. После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья.
«» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Для строительства потребовалось три (. ) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.
Приводит в неистовый восторг необыкновенная роспись мозаичного пола. А поэт Корипп называл Святую Софию «чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба». Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. К зданию собора примыкает несколько дополнительных пристроек. Вершину храма венчает огромный 31-метровый купол. Был достроен михраб (алтарь у мусульман), минбар (лестница, ведущая к месту, откуда вещает имам), султанская ложа, под куполом были установлены огромные медальоны, на которых золотом написаны имена Аллаха и пророков.
Все инкрустировалось драгоценными камнями. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Она дает право бесплатно и без очередей пройти во многие музеи города, но действует ограниченное время и стоит от 85 до 115 турецких лир. В северной галерейной части видится портрет владыки Александра, окруженный надписью Господи, помоги слуге твоему, православному благоверному императору. Византийские воины мужественно сражались до последнего, но силы были не равны. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Известковые растворы готовились на ячменных отварах, куда добавлялось дорогое масло.
По величию собор превзошел Иерусалимский, возведенный самим Соломоном. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Так поступили и мы. Не менее значимой считалась массивная ограда, окружавшая город.
Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Если же здание украсить камнем, оно будет стоять вечно. Внешне они должны были быть легкими изящными, выдерживая при этом большую нагрузку. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором.
Впечатление необыкновенного пространства создавалось также за счет применения мозаики, покрытия всей поверхности купола, сводов и арок орнаментами иконами и картинами на библейские темы на золотом фоне. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей».
В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом».
Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. На 5 столетий Айя-София превратилась в мечеть. Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах.
Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Сначала была базилика Константина, сгоревшая во время народного восстания в 404 году, потом базилика Феодосия, снова пострадавшая в результате восстания «Ника» в 532 году. О богатстве собора ходили легенды. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки.
Византийский правитель Роман, очарованный красотой и умом женщины, влюбился в нее и предложил стать его женой. Поражают невероятные размеры: пространство может вместить более 100 тыс. В ту эпоху много говорили о Божественной Премудрости и все богословы были едины во мнении, что Божественная Премудрость это и есть Сын Божий. В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой).