Натюрморт «Корзина с фруктами» Микеланджело да Караваджо написал, когда ему было всего 23 года. Картина Караваджо Корзина с фруктами: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Поэтому «Корзина с фруктами» Караваджо по праву считается непревзойденным абсолютным эталоном натюрморта.
Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер дАрпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда.
Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное.
Так появился «Юный Вакх» (95x85). Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Много было сделано из съеденного червем, преследуемого насекомым и обычно меньше, чем отличное состояние фруктов. Тут было над чем призадуматься. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк.
Представив ему своих гостей, смутившаяся Филлида назвала имя благодетеля — Винченцо Джустиньяни. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы.
Когда он писал эту картину между 1594 и 1598 годами, ему не было и тридцати. Рисовал с натуры без эскизов. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Жестокая болезнь и тяжелая нужда в годы ученичества привели к разрыву с учителем.
В семье было еще трое детей после него. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Плоды свежи и округлы и лишены какого-либо изъяна. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе.
Аннучча была признательна ему за заступничество. Уроженец Ломбардии Микеланджело Меризи известный как Караваджо (так назывался город в провинции Бергамо, где родился художник), бесспорно является величайшим итальянским художником своего времени. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Этот натюрморт с фруктами создан в традиции trompe l. il (обманок), когда иллюзия реальности отточена до обмана.
Такую живопись называют часто еще многослойной.
Такое представление о времени утвердилось в эпоху барокко. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Отец мальчика был зажиточным архитектором. Кое-кто из знакомых дАрпино изъявил желание приобрести работу безвестного мастера, поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Ему было приятно видеть, с какой нескрываемой радостью Аннучча примеряет обновку, превращаясь прямо на глазах из уличной девки в красавицу принцессу. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала.
Необычен и строго фронтальный ракурс: корзина как будто находится ровно на уровне глаз зрителя. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Здесь природа преобразована человеком: сорванные яблоки, виноград — все это обработано законами композиции и вставлено в раму.
Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Создавая картину, художник использовал свой излюбленный прием, называемый по-итальянски «тенеброзо» — «погребной свет». Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). Он ценил эти тихие вечера.
Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко). Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».
Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете.
Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. (Бог рассержен на Израиль для пренебрежения бедными и может быть игра слов на иврите между 39корзиной фруктов39 и 39концом39). Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.
Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». Переехав в Рим, он поступил в мастерскую Джузеппе дАрпино. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника.
Мы присутствуем при немой сцене узнавания. В картине поражает сочетание высокой патетики и грубоватой простонародности персонажей. Тогда Господь Бог сказал мне, «Конец натолкнулся на моих людей Израиль я никогда не буду снова проходить мимо них». Это единственная картина Караваджо, на которой нет людей. Это мрак ночи, погребения и смерти. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь.
Отвечая улыбкой на смотрящего на неё с вожделением толстогубого безусого юнца и заворожив его многообещающим взглядом, плутовка незаметно снимает у него с пальца перстень. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Его искусство — это драма света и тьмы.
Он мог так сидеть часами. Научные открытия вторгались в привычные представления о Вселенной и порождали скепсис. Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения.
Свет – главный участник его картин. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Караваджо стремится максимально приблизить событие к нам.
Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. «Слово «стОящий», по-моему, обозначает того, кто хорошо работает, то есть знает свое дело в живописи стоящий человек тот, кто умеет хорошо писать красками и хорошо воспроизводить вещи, созданные природой» — так отвечал Микеланджело Меризи да Караваджо на допросе 14 сентября 1603 года. Академический Джиустиниэни написал трактат при живописи несколько лет спустя, в чем, отразив иерархические соглашения его дня, он поместил цветы «и другие крошечные вещи», только пятые в регистре с двенадцатью масштабами, но он сказал также, что Караваджо однажды сказал ему, «что это раньше брало столько мастерства для него, чтобы сделать хорошую картину цветов, сколько это сделало, чтобы сделать одного из людей». Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования.
Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». У левого глаза припухлость от ушиба. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку.
Успех не заставил себя долго ждать. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Натюрморт с корзиной фруктов появляется еще раз почти в том же виде в творчестве Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе».
Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Рождалось представление о трагической необратимости исторического времени.
У него был особый интерес к Североевропейским живописцам, таким как Пол Брил и Ян Бругель Старший, кто был также в Риме в то время, (действительно, он взял Breughel в свое собственное домашнее хозяйство) и в способе, которым они сделали пейзажи и цветы в картинах как предметы самостоятельно, что-то не известное в это время в итальянском искусстве. Эта особенность, впрочем, лишь добавляет чувственности и пикантности: зрителю предлагается не некий отвлеченный идеал, а обычный юноша, один из множества обитателей рынков и улиц. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Однажды прибежавшая Анна с радостью объявила, что хранивший инкогнито покровитель её подруги Филлиды изъявил желание лично познакомиться с мастером.
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Еще один возможный автопортрет — «Юноша, укушенный ящерицей» (1595). По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Им написаны также «Экстаз св.
Один их вид вызывает во рту оскомину. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Иисус — юный, безбородый — не преломляет, а благословляет хлеб.
«Корзина с фруктами», 1596 г. Эта самая корзинка с фруктами очень скоро окажется незаметным, но очень значительным «персонажем» в серьезной, глубокой картине Караваджо, написанной в 1599–1602 годах. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Всем известно это великое евангельское событие. Но тут же: условный фон, резкая тень, неясное пространство, опора, среда. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Добрая Аннучча ног под собой не чуяла от радости — наконец-то её бесшабашный друг взялся за ум.
В убийстве обвинили Караваджо. Хозяин стоит, не понимая происходящего, но чувствуя значительность момента. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Иисус называл его величайшим из пророков.
Картина натуралистична до иллюзорности: край корзины и фрукты свисают со стола и как бы «вываливаются» на зрителя – мы становимся соучастниками изображения. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Даже неопытному глазу становится ясно, что «Корзина с фруктами» (Canestro di frutta) является сокровищем среди сокровищ музея Пинакотека Амброзиана. За несколько лет перед этим он покинул Милан, чтобы перебраться в Рим. Он еще трепетен и хрупок, но акцентирует самое главное — лик Христа, лица присутствующих.
Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Караваджо Корзина с фруктами (около 1596) Холст, масло. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. На стене мятущиеся тени создают настроение радостной взволнованности. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. И вот перед зрителем ранние произведения Караваджо, где радость жизни так и брызжет. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов.
Рим до сих пор хранит имя Джустиньяни в названии одного переулка в самом центре города, равно как имена Барберини, Боргезе, Борромео, Буонкомпаньи, дель Монте, Крешенци, Людовизи, Массими, Маттеи, Одескальки — всех этих счастливых обладателей картин великого художника, а вот имени самого Караваджо, увы, не найти на карте итальянской столицы. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. О судьбе портрета ничего не известно.
Караваджо выпало жить в эпоху, когда изменилось отношение к времени. 46 64 см. Он сказал, «Амос, что Вы видите. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. В этой ранней работе Караваджо уже экспериментирует с «подвальным» (как называли его современники) освещением, когда глубокие, мрачные контрасты теней моделируют форму. Амброзианская библиотека, Милан Микеланджело да Караваджо в 22 года, сам того не ведая, стал основателем новаторского жанра в живописи – натюрморта (именно он, а не голландские мастера. ).
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов.
Но поскольку писались они в монастырском госпитале, можно предположить, что темой их была борьба со смертью, желание во что бы то ни стало выжить. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность.
Ни болезнь, ни нужда не смогли приглушить свойственной юности любви к жизни, красоте мира. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Здравствуйте, дорогие гости. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Матфея для часовни Контарелли. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. А было ли ему свойственно такое чувство. Картина не была принята единодушно. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане.
Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Джордано Бруно много размышлял об изменчивости времени, которое «все создает и все разрушает». Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина. Микеланджело Караваджо. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Белая скатерть в «Ужине в Эммаусе» лишена красивых складок.
Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Родом она из Сиены, а здесь оказалась двенадцатилетней девочкой вместе с красавицей матерью. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. Лицо юноши румяно и свежо и как бы венчает этот цветущий натюрморт, оживотворяя его.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. То есть, сами формы искусства барокко тяготеют к движению во времени. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Микеланджело с раннего детства стремился заниматься живописью, но это было тяжело осуществить из-за смерти отца в 1577 году. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Речь идет об «Ужине в Эммаусе», о ранней его версии, находящейся в Лондоне. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Но художнику удавалось лёгкой шуткой снять напряжение и тогда лицо миловидной Лючии расплывалось в улыбке. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».
Подобные «зеркальные» опыты, когда рама зеркала вставляется в раму картины, приводили к эффекту искусственной натуры, выхваченной из окружающей среды. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. К ним приковано всё внимание — надо признать, в ущерб дальним планам из-за нарушения представления о единстве и непрерывности пространства. Караваджо пришлось бежать из Рима. Причина смерти художника остается неясной.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Видя сдержанное, чтобы не сказать прохладное отношение друзей к картине, он решил вернуться к вакхической теме и раскрыть её в мажорном ключе.
Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Будучи старшим по возрасту и самым опытным в мастерской, Просперино умел сглаживать острые углы и улаживать любые конфликты. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем. Получив подсказку, тот незаметно вытаскивает из-за спины краплёную карту, чтобы поставить окончательную точку в игре и облапошить наивного юнца, возомнившего себя опытным игроком. Благословляющая рука благословляет и нас, тоже присутствующих в этом небольшом пространстве бедной траттории.
На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Это ещё одно из стереотипных суждений в искусствоведении о заимствованиях, закрепившееся за художником. Они-то и ввели её в свой порочный круг.
Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.
Это мы бежим в страхе и отчаянии из Иерусалима. » И я сказал, «Корзина летних фруктов». Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Жизнь завертелась — только поспевай.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
«Мальчик с корзиной фруктов» (1593–1594): продавец фруктов, смуглый, черноволосый и черноглазый итальянский юнец, самобытная, свободная, непокорная натура интенсивная, хотя и не сложная внутренняя жизнь юного здорового существа, опьяненного радостью бытия. Андре Фелибьен де Аво (1619-1695) французский историк искусства критиковал творчество Караваджо за идеальное копирование натуры и в то же отсутствия собственных идей. Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии.
И это самое ценное в картине. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Луч света, как внезапно вспыхнувшая надежда, еще только начинает разгораться.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Ответить трудно. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Вся жизнь и все творчество Караваджо — это игра со смертью, а потом и борьба с ней. Джордано Бруно, погибший на костре, Галилей, вынужденный под угрозой пытки отказаться от учения Коперника, Кампанелла, томящийся в тюрьме, открывали современникам, что Вселенная бесконечна, что природа находится в вечном движении, что людям не хватает «насмешливого разума», чтобы доискаться до «причин» и «начал» всего существующего в природе. Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь).
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Но любил ли он её, трудно сказать.
Этот прием позволяет сделать светлые места очень рельефными и конкретными. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Друзья навещали его редко, да и не до них ему было с их непременными рассказами о ночных похождениях по кабакам — болезнь никак не отпускала и целыми днями он был не в силах подняться с постели. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Сидя на низком стульчике и высушивая на солнце распущенные каштановые волосы после мытья, девушка как-то незаметно для себя задремала. Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Но здесь есть ключевая фраза, ставшая программой его творчества: «Хорошо воспроизводить вещи, созданные природой». Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна.
Натюрморт на столе ярко освещен. Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Пришлось завести кошку. Здесь не только точное копирование натуры, скорее, утверждение человеческой полноценности и красоты.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Подчёркнуто безжизненный фон с полным отсутствием деталей и занимающий большую часть пространства, довершает задуманное автором. Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты. Здесь игра света и тени нервна и взволнованна. Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Его охватило волнение.
Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Очень выразительно о мироощущении барокко сказал один современный художник: «Мы стоим неподвижно в пространстве храма, а стены вокруг мчатся». Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Исключение — «Корзина фруктов» (ок. Корзинка с фруктами помещена на обращенную к нам пустую сторону стола. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Юноша держит корзину с фруктами.
Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном.
В этом его метод. Фон светлее, чем на предыдущих полотнах, но сгущается к низу картины. Очень скоро он порывает с маньеризмом и вступает на путь собственного творчества. Поза у Вакха неудобная.
Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца.