Авторская презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» содержащим иллюстрации великих художников, короткометражный фильм «Пресвятая Богородице, спаси нас», детские рисунки, книги (на каждую парту): «Основы композиции».
В союз вступают Бог и человек. Древняя Русь с принятием христианства заимствовала и иконописную традицию. Мессия (Спаситель) – ключевой образ обеих частей Библии. В Ветхом Завете больше «эпоса»: народ, как коллективная личность, созданная Богом, приходит к своему Творцу, уходит и вновь возвращается. сл. Здесь Бог образно близок человеку – «во время прохлады дня» он ходит по раю, но на этом сходство заканчивается. Для новозаветных писателей Христос – не только человек, но и не только Бог.
Голова отца — один из самых незабываемых образов Рембрандта. Одно из лучшихрешений этой темы— эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в1645 году. сл 9) (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306).
В свою очередь, значительную часть новозаветных сюжетов составляют евангельские сюжеты, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа2. 47), созданная художником в 1645 году.
сл. 56) Боткин Михаил Петрович. В них заключены духовное содержание и глубокий нравственный смысл. Тинторетто работал непрерывно, напряженно и самозабвенно, нередко бесплатно. Но в развивающемся библейском сюжете и, особенно в средневековом христианстве, змей был «прочитан» как сатана (противник) и дьявол (клеветник).
По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Его значения: «закон», «союз», «договор». Новозаветные сюжеты составляют часть библейских сюжетов1.
сл. сл. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества.
Вторая часть христианской Библии— Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в Iв. И опять, наклонившись низко, писал на земле. В их рассказе психологичны и форма и содержание. Слово «Завет» говорит о содержательной специфике памятника. Бог творит мир за шесть дней. В четвертый день «для отделения дня от ночи и для знамений и времен и дней и годов» (Книга Бытия, глава 1, стих 14) создаются солнце и луна, зажигаются звезды.
На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова. сл. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы. 6-й слайд. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор и горестную смиренность.
Образ Иисуса в картине наделен идеальной красотой: его лицо и фигура напоминают статую Христа работы Торвальдсена, а одеяния – складки покрывала «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Вспомогательную роль посредника иллюстратора Священного Писания. В ней – образы Антихриста, его лжепророка и сатанинской деятельности на земле.
Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Он обращался к библейской тематике. Между тем мысль о том, что какие-то недруги строят против него козни, не покидала его. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы. Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы.
Рембрандт «Святое семейство» Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Иисус сказал ей: и я не осуждаю тебя иди и впредь не греши». 40), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста» (см. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» (см.
На новгородской иконе XV в. изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору и Господа Преобразившегося и учеников, «павших на лица свое» (Мф. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Освящён 6 мая 1432 года.
Адам и Ева уходят в землю, лишенную райской беспроблемности. Глава 3 – рассказ иного рода. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание.
5-й слайд. н. э. С литературной точки зрения рай – место и состояние, лишенные художественной динамики. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа.
Евангельский Христос открывает новый образ Божества. Грехопадение и первое пришествие Христа – разностилевые события. О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с X в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства.
После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. Последние две главы рассказывают об окончательной гармонии. Он держит его с заметным усилием, но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария.
После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. метров. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. Библейская фабула у Авраама одна, да вот сюжеты разные.
Нет никакой возможности изложить все интерпретации. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Цецилия) играет на органе с металлическими трубами. Давид, Соломон, нет Самсона и Иова. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Вместе с Саррой он покинул родную страну.
Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство» (см. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Картины этого периода проникнуты некоторой долей мистицизма («Введение Марии во храм» (см. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. 53) (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. сл. «Все мы отпрыски помраченного рода», - писал один византийский богослов.
Храм всегда был главным украшением городских и сельских пейзажей России. В Библии много и довольно подробно описано, как Бог общался с людьми. Не следует перегружать детей новой информацией, вот таким образом показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9), «Вавилонская башня», «Благовещение» (10), «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста». 20-й слайд. 58) Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. сл. «Буквалисты» придерживаются прямого значения этих слов. Она— сама чуткость, сама настороженность. Вторая часть, решенная художником в ярко-красных тонах, вдохновлена одной из самых загадочных книг Библии – «Песнь Песней Соломона».
Тема потерянного рая снимается. Если в «Книге Бытия» изображены «начала», предшествующие истории и определяющие ее ход, то евангелисты подробно останавливаются на жизни одной личности, представляя ее земной путь в главных этапах. «Библейское Послание Марка Шагала» насчитывает 17 холстов и тематически разделено на две части. Он – единственно возможный Господин. Миф о сатане стал образной концентрацией этих размышлений. С появлением образа змея усиливается психологизм повествования. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры.
Жизнь есть у растений и млекопитающих, но у них нет «дыхания Бога», того, что предшествует земле и небу, создает их «из ничего». Библия начинается, когда еще нет человека и «только Дух Божий носится над водою» (Бытие, 1, 2). Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. 51), Обращение Павла (см. Но уже в преддверии Ренессанса, в 15 веке, появляется новый вид искусства — гравюра — гораздо более дешевый и доступный. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
17, 6) и их же, спускающихся с горы. Это – Господь внешнего действия, ревниво проверяющий исполнение законов. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. На картине «Мадонна в гроте» впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель.
Стоящая справа фигура — скорее всего, старший сын исполненный добродетелей. А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Зевс в свою очередь погружается в страсти, скандалы интриги.
На первый план выходит человек. Русские люди старались посвящать Богу всегда самое лучшее. Библейский Бог не рожден и не рождает. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама.
Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б). Для ее появления нужен разрыв, столкновение, трагическое противоречие. «Страсти» также писали Г. Шютц («Страсти по Луке», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею»), Г. Ф.
Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Воспитатель. сл. Далее следуют изображения музицирующих ангелов. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. А на иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Возможен Авраам христианской традиции, но есть Авраам традиции иудейской. Истинныйвид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Иоанн и св.
Взял уголь и стал писать заново. Здесь и «второе рождение», фактически проявляющееся в крещении и духовно – в изменении сознания. Четвертое «Евангелие» и «Откровение», завершающее Новый Завет, объединены именем Иоанна Богослова, но это слишком разностилевые явления, чтобы легко согласиться с их общим происхождением. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Красное море». Призвав их «плодиться и размножаться», Господь приступает к созданию высокоорганизованны животных: и по его слову произвела «земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их» (Бытие, 1, 24).
«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. «Аврам послушался слов Сары. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». Смерть бросается на Христа, как бросалась на героев Ветхого Завета и поражала их. Новозаветные повествователи настаивают на том, что идущий с Христом свободно проходит через эти ворота и остается вне разложения, которое временно одолевает тело, не касаясь бессмертной души. Его знаменитые работы это Гентский алтарь (см.
Этот шедевр Джотто – жемчужина капеллы дель Арена. 7, 8 на с. 84). Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук.
Повествователь в «Книге Бытия» – летописец, представляющий документ о начале жизни, пытающийся соблюсти точность там, где умолкает любая мысль, пораженная масштабом проблемы. П. Брейгель «Вавилонская башня» Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. никто не осудил тебя. В изображении героев Ветхого и Нового заветов мастера любуются их физической красотой — мужественной силой и мощью (Микеланджело) или нежной женственностью (Леонардо да Винчи). Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной драмой жизни.
Внимательный читатель быстро заметит, что суровый дух ветхозаветного морализма не во всем согласуется с проповедью Христа, с его учением о любви. Ангелы становились неотличимыми от амуров. сл. Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Священного Писания. Рокко). 10-й слайд.
Но предшествующее повествование в «Апокалипсисе», стилистически противостоящее другим книгам Нового Завета, оставляет много вопросов: образ Христа, характер Бога, его взаимодействие с человеком столь подвижны и многосмысленны, что окончательных ответов быть не может. Исполнением этой оратории в 1802 году в канун праздника Благовещения начало свою деятельность Петербургское филармоническое общество. Ноты и Мр3 (5, 32 Мб), запись 1943 г. Wiener Staatsopernchor. В первых двух рассмотренных нами событиях Господь – «командир» мироздания. Бог творит Адама по своему образу. Его большие глаза наполняются слезами.
Как символ, он свидетельствует о том, что согласие с бытием сохраняет жизнь, а борьба со светом ведет к не-жизни. «Пятикнижие Моисея», самая древняя и значительная часть Ветхого Завета, восходит к израильскому вождю, но не принадлежит ему полностью, являясь разновременным творением. И все же это единство (особенно в литературоведческом изучении) не стоит преувеличивать.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Он решает ее до гениальности просто и вместе с тем глубоко сакрально. В европейских Академиях художеств сохранилась традиция обязательных «программ» – написание картины на библейский сюжет. Картины из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. В пространстве первых двух глав «Книги Бытия» возможны разговоры на астрономические, биологические исторические темы, не говоря уже о темах богословских и философских.
Злой разбойник на кресте (см. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Он написан в жанре видения: на острове Патмос Иоанн, которого церковная традиция считает младшим учеником Христа и автором последнего Евангелия, «был в духе»: узрел и записал символические события, до предела накаляющие конфликт Бога и сатаны. По признанию самого Гайдна, никогда он не был так благочестив, как во время работы над «Сотворением мира». сл.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына.
«книга, сочинение»)— собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Воспитатель. Невозможно представить себе русский город или село без храма. По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Открывает экспозицию «Библейского Послания» большое многофигурное полотно «Сотворение человека» (см. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. Мысль библейского повествователя ясна: человечность – в свободе выбора. Имя царя Соломона соотносится с рядом текстов, в том числе с «Книгой Екклезиаста», но это дань традиции, повышение статуса произведения, а не отражение буквальной правды.
Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Евангелисты – современники и свидетели события. «Книга Бытия» указывает: он – сверхприроден. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика.
«Я не забочусь, — сообщал он в одном из своих писем, — ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом. 55) Н. М. Алексеева (1813-1880).
Хор- это избранные певцы из верующих, живой пример, как требуется петь в церкви. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Литературная точка зрения допускает синтез этих позиций: тема «Откровения Иоанна Богослова» – последнее отпадение человека от Бога и сопутствующие ему трагические события материал для образов будущего был взят из борьбы христианства с язычеством в Римской империи конфликты получились такими объемными и выразительными, что можно говорить об их постоянном возобновлении. Христиане первых веков долго спорили об «Откровении Иоанна Богослова» и последним включили его в состав новозаветного канона.
сл. 14-й слайд. 25).
Рай третьего события – это Личность избавляющая от греха. Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.
Адам должен определиться в своем отношении к бытию. В глубокой тени, в одиночестве изображен Аман. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты.
Рафаэль «Сикстинская Мадонна». Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям. 7-й слайд. Истории, в ее обыденном понимании, здесь уже нет. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей.
Кто рассказывает об этом. И увидел Бог, что это хорошо» (Бытие, 1, 10). Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора.
«Сотворил», «назвал», «сказал», «благословил» – основные глаголы, помогающие представить Божество. Гендель «Мессия» – оратория для солистов, хора и оркестра. постепенно обозначаются расхождения между западной и восточной церквами (разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) фактически произошло в 1054 году). Он творит. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.
Только в человеке Бог есть с такой силой и очевидностью. А Ева извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. Каждое православное богослужение почти сплошь состоит из пения молитв.
«Произведение важнее творца» – этот тезис верен даже для Шекспира с его темной биографией, тем более для библейских писателей, сверявших индивидуальность с божественным замыслом. В Новом Завете больше «лирики»: на первый план выходит душа и психологическая проблематика. Это единственная райская заповедь. Вскоре там оказалась женщина, взятая из ребра Адама. Однако зритель с первого взгляда видит в этой картине нечто большее, что выходит за пределы обыденности: жизнь пространства изображенного художником, кажется остановившейся, неподвластной привычному течению времени, вещи при всей их конкретности воспринимаются принадлежащими не прозаической действительности, а какому-то иному идеальному миру.
Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными. Обоих в будущем ждет смерть. Она -- сама чуткость, сама настороженность.
12-й слайд. Мог ли Бог сделать рай абсолютным, лишенным даже этого запрета. Зарождение христианской изобразительной традиции относится к 2-7 векам н. э., когда создаются росписи в римских катакомбах (многоярусных подземных галереях-лабиринтах). Миссия Христа – возвращение утраченного единства с Творцом. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца.
Печатная графика вплоть до 20 века остается самым демократичным видом искусства. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Интерес к библейским, в первую очередь, евангельским сюжетам возрождается в кругу прерафаэлитов, группы английских художников, поставивших себе целью освобождение от академических условностей и возвращение к традиции искренности и «наивной религиозности» раннего Возрождения.
сл. Общая площадь фрески 600 кв. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Одним из крупнейших живописцев Венеции был Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1518--1594), создавший свой художественный стиль, Его сложные композиции с обилием фигур и действием больших масс, находящихся в стремительном движении, полны динамизма и экспрессия. Библия претендует на создание образа всего мирового процесса. сл 19-20) или «Сад наслаждений» (1503).
6) (1430—1432) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. «Сад радостей земных» 9см.
Рассказ о происхождении мира находим в самом начале Библии, в первых двух главах «Книги Бытия». Икона не является иллюстрацией Библии икона — это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Впрочем, это не отменяет вопрос: где его истоки.
На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Он использовался многими художниками. Впрочем, нет и необходимости. 59) Николай Дмитриевич Лосев.
Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам рай блестит и переливается яркими, свершающимися красками. Только человека Бог сделал по своему образу и подобию.
Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11), «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14), «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Жизнь Христа оказывается моделью движения от смерти к жизни. В прославленных Слепых (см. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычных людей.
Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. сл. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ". В то же время в нем пробуждается благородный гнев и он властно сжимает скипетр. Смерть на кресте – предел отчаяния и людского беспредела – перерастает в унижение убийц.
Вселенная строится божественной речью. Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс. сл.
Во второй части использованы тексты пророчеств Исаии и цитаты из Псалтири. Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Сам Христос объяснил апостолам причину использования притч так: «для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, потому говорю им притчами, что они видя не видят и слыша не слышат и не разумеют».
превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати» (см. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. В «Книге Бытия» «совершенное» – единая личность, знаменующая новый идеал целостности, возвышенной бесконфликтности истоков.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. На фоне фантастического пейзажа Рая, заполненного разнообразными животными и растениями, мастер показывает пробуждающегося Адама.
«Символисты» говорят о шести периодах, вместивших миллионы лет. сл. 23) (Мадонна Бенуа), «Поклонение волхвов» 9см. Он вошел к Агари и она зачала.
22) и «Джоконда». Для неграмотного в большинстве своем населения иллюстрированной книгой был сам храм. сл. 7).
другу. Либретто составлено Чарльзом Дженненсом из текстов, взятых в Библии короля Якова. и Мр3 (20, 7 Мб) – фрагменты оратории, запись 1927 г. The British Broadcasting Choir Symphony Orchestra. Он хорошо чувствует время, разделяя творение на этапы, соответствующие дням недели. 65). Слева и справа от престола изображения Богоматери и Иоанна Крестителя.
Формируются два различных подхода к изображению священной истории. Женщина поддается уговорам, ест сама и дает есть Адаму. В третьей главе «Книги Бытия» – это просто змей. 36), росписи в здании братства св. Он обладал энциклопедическими познаниями в теологии и науке, литературе и медицине.
Он сел и учил их. События Нового Завета служили источником вдохновения многих живописцев. Рембрандт «Пир Валтасара» большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта "Пир Валтасара" демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.
сл. 35) для церкви Санта Феличита. И в главе 2 «Книге Бытия» становится ясно, ради кого трудился Господь. Последним был сотворен человек, который стал жить «в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его». Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Очевидно, что событие одно, а повествователя два. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Бог «Книги Бытия» – благой Создатель, но и суровый Судья, безжалостно отсекающий грешников.
Первые главы «Книги Бытия» – мифологический эпос. На таких картинах, как Шествие на Голгофу (см. Каждый изображенный предмет, становясь символом, словно излучает из себя нетленную красоту: так, умывальник и полотенце символизируют чистоту Марии, открытое окно и свет, льющийся из него – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. 1867, «Нагорная проповедь» (см. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.
В этих сооружениях складывается древнерусский архитектурный стиль и величие. Passion, пассионы, от лат. Если большинство «Посланий», приписываемых апостолу Павлу, написано им самим, то в других случаях такой определенности нет. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур.
Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга. В композиции «Сад радостей земных» выделяют три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на различных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и помощью собственных крыльев. В первый день появляется свет и образы видимого и невидимого миров. Джотто «Оплакивание Христа».
На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. где твои обвинители. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома.
А утром опять пришел в храм и весь народ шел к нему. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Символическим тут выглядит "пейзаж".
Все евангелисты описывают чудеса, которые, Иисус Христос совершал во время земной жизни. Известно, что Иванов в ходе работы над картиной совершил поездку на север Италии – с тем, чтобы «изучить характер всех школ». сл.
яз. Два аспекта являются для них общими – слово и дело: «И сказал Бог: да будет свет. отдельности. При этом единство события не исчезает.
Например, в главе 13, которую всегда читают с особым вниманием. Но здесь, в точке Голгофы, власть уже не ее. Первые две главы «Книги Бытия» созданы сознанием, уверенным в изначальной благости Творца и творения, которые лишены изъяна. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В день второй путем «отделения воды» появляется «физическое» небо. Она отвечала: никто, Господи.
Первый рай был садом. Именно сюда ведут глаз зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Главное движение первой библейской главы: путь от космического масштаба, от «безвидного и пустого» пространства к земле и человеку. И вот тут возникает первая серьезная сложность. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. Ангелы— без крыльев. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов. И. Айвазовский «Хаос, Сотворение мира» Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
Земной рай был на востоке. Когда приближаются пограничные даты, это становится почти коллективной манией. На левых створках— шествие воинства Христова и Праведных Судей.
Сложнее решить проблему авторства. Со временем «Страсти» видоизменились, а после Реформации в протестантских церквях появились «Страсти» с инструментальным сопровождением. Наутро он стер тряпкой всю свою четырехмесячную работу. 39), «Моление о чаше»).
Его сюжет – поиск дочеловеческого конфликта, которым можно объяснить страдание и смерть. Змей, который «был хитрее всех зверей полевых», вступает в диалог с женщиной, призывая попробовать красивые и вкусные плоды. Там он женился на Сарре. Первая часть «Послания», объединенная общей сине-изумрудной гаммой, в основном связана с пятью книгами Святого Писания, называемыми «Пятикнижие Моисея».
Картина полна нежности и сострадания. Людская психология в третьей главе – на важном месте. Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров -- его современников. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе «Бог отец» Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
Умерли Авраам. "Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном. Дирижер – sir Thomas Beecham. Они меняют смысл эпического движения, дают новые представления о Боге и человеке.
Третья часть включает одну цитату из Книги Иова («I know that my Redeemer liveth», «А я знаю, Искупитель мой жив»), а далее в основном использован текст Первого послания к Коринфянам апостола Павла. Текст на англ. Они то и создали великолепные храмы Киева, Новгорода, Владимира, Москвы. Первые главы ничего не сообщают о том, что у Бога есть оппозиция. 4 глава «Книги Бытия» покажет, что из этого получилось: Каин, первый сын Адама и Евы, убьет брата Авеля и положит начало веренице преступлений. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство» (см.
Значителен психологический образ последней ошибки человечества: Антихрист, «зверь» по мистической силе (13, 1-2) злой хитрец по деятельности, пародирует Христа имитируя воскресение, природные чудеса, божественную власть. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Перед жертвенником расположен фонтан— символ христианства.
Откуда взялся змей, говорящий на человеческом языке. Франциск», «Апостолы Петр и Павел» (см. Свое полотно Воскрешение дочери Иаира Иван Крамской обдумывал целое десятилетие.
19-й слайд. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос).
В этих текстах – сложный образ нового героя, который состоит из двух начал: пассивная, безжизненная материя (прах) соединена с божественным духом, поднимающим человека над всем тварным миром. У ног Бога-Отца лежит корона, символизирующая превосходство над всеми царями. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Если христианство принимает древнюю часть Библии как пролог Нового Завета, то иудаизм ставит точку после Ветхого Завета, не воспринимая слово и дело Иисуса как его закономерное продолжение. Свою свободу Денница направил против Божества: «тварь пожелала стать Творцом», - так часто говорят в христианском мире.
Отмечу, что картина является программной для всей первой части «Послания». Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. В сравнении с ним образ Марии Магдалины отличается большей живостью. Чувственная красота, стилизация и декоративность в картинах прерафаэлитов наполняются мистически-восторженным религиозным переживанием («Беата Беатрикс» Россетти), а события Священной истории разыгрываются в детально воспроизведенной повседневной обстановке («Мастерская плотника» Милле). Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и младенца, сулит бурю.
«Страсти» (нем. Библия завершается пророческой книгой «Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова», рассказывающей о последнем этапе земной истории: воцаряется Антихрист, второй раз приходит Христос, воскресают все мертвые для Страшного суда, спасшаяся часть человечества окончательно вселяется в рай, который уже нельзя потерять. В райском саду человек, как внутренне, так и внешне, был с Богом.
Количество его частей никем не оспаривается: 27 текстов, по-разному рассказывающих о первом и втором пришествиях Христа, признаются и верующими и специалистами. Снова большаячеловеческая трагедия. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий. Раз есть текст, обязательно будет «портрет» причастной к нему личности. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.
24), «Мадонна в гроте» (см. За решетчатым окном видны дома городка.
Первое и самое существенное стремление Библии – показать, как «падший мир» постигает «божественный Закон», сначала учится моральной стойкости и послушанию через религиозно-юридические нормы, а потом открывает возможность внутренней жизни и очищения от всякого лицемерия. Абсолютно иное художественное явление представляет великий нидерландский художник Босх. Несмотря на эти пагубные тенденции в искусстве старых мастеров сохранилась гармония изображения и слова, нравственной чистоты христианской идеи и возвышенной красоты формы.
Окружающие тело Христа фигуры своими позами и жестами выражают различные эмоции. Преломление новозаветных сюжетов в живописи иллюстрирует не только сам Новый Завет, но и те эпохи, в рамках которых были выполнены эти картины. Действие происходит в уже знакомом саду, около дерева познания добра и зла.
Предмет этот – нечто отделенное от фигуры, приданное ей извне. Повествователь не допускает лишних описаний, не стремится к избыточной художественности. Но зато каждая фигура – обобщённый символ. Современная библеистика считает доказанным, что первые главы Библии возникли в результате объединения двух рассказов: первый принадлежит «Ягвисту» (условное наименование лица, называющего Бога «Яхве»- «Сущим» (2 гл. ), второй – «Элогисту» (Элогист – «Боги»: множественное число как форма выявления могущества). Наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах «Положении во гроб» (см.
Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. Все в ней — сострадание и всепрощение. Библия заканчивается, когда исчерпаны все мировые сюжеты, кроме вечного единения с Богом. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства.
Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1 – 4) – контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Ренессансное представление о важности человеческой личности не вписывалось в художественные концепции Брейгеля. Новый Завет – исполнение ожиданий, встреча Бога и человека в одной личности. В это время рукописная книга была роскошью, которую могли позволить себе немногие.
«Откровение Иоанна Богослова» художественно развивает эти идеи, становясь самым сложным библейским текстом. Библия (греч. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной.
57) Ломтев Николай Петрович (1817 — 1859). И стал свет» (Бытие, 1, 3). Его лицо выражает непонимание и с трудом сдерживаемый гнев. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам.
Наибольшую известность получили также такие его картины, как «Благовещение», «Мадонна с цветком» (см. Его задача: представить Бога и его дело – мир и человека. сл. Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет или в роли ученика в дружине иконописцев.
уезжает в Германию. Сцены катакомб покрыты росписями, в которых встречаются изображения персонажей и сцен Ветхого Завета (Моисей иссекающий воду из скалы, Адам и Ева и др. ), но преобладают новозаветные сюжеты, а также символические и аллегорические изображения Христа в виде рыб, Доброго Пастыря и т. д. Здесь же находится и первое из известных нам изображений Богоматери. В «Книге Бытия» Бог творит мир «из ничего» (еврейское слово «бара»). Примером может служить картина «Иисус Христос спасает утопающего Петра» (см. Событие неизбежно сжимается до значительного символа, подлежащего расшифровке.
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы. Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбы на православных иконах и на картинах средневековых живописцев Западной Европы.
сл. Одно из лучших решений этой темы -- эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в 1645 году. Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но абсолютно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. И. Репин «Воскрешение дочери Иаира» Однажды, когда до конкурса оставалось уже мало времени, Репин возвращался от Крамского и вдруг абсолютно ясно увидел эту сцену.
1915 г., «Блудный сын» (см. Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад). Если бы Бог сотворил и «золотую цепь», которая заканчивалась невдалеке от странного дерева, то Адам не был бы человеком, он был бы животным. 50), Перепись в Вифлееме, Избиение младенцев, Проповедь Иоанна Крестителя (см.
«Возрождение» знало два типа изображения. 1841 г, «Проповедь Христа в храме» А. А. Иванов. сл. 41).
Они стали использоваться спекулятивно. В раскрытом виде размеры алтаря увеличиваются в два раза. На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери).
и рус. В Византии вырабатывается и закрепляется канон: «истинные», чудесным образом явленные изображения Иисуса Христа, Богоматери стали подлинниками, с которых делались списки. Рай закрывается для человека, на его границе остается ангел с огненным мечом. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Изнемогает от горя Мария.
«Псалтирь» в религиозно-историческом предании приписывается Давиду, но не он один обращался к Богу в стихах. 49) вообще скрыто за завесой снегопада. Русские художники охотно использовали сюжеты евангельских притч для своих картин.
В целом все ясно, но так как текст настойчиво претендует на знание будущего, да еще такого неблагополучного, то каждое «настоящее» обречено сопоставлять образы со своим временем, часто находя зловещие совпадения. Это были как явления изменяющие природу вещей, так и исцеления страждущих или даже воскрешения умерших. В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Известный искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивительный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, – это уже шаг на пути к греху.
Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (см. Присмотримся к фигуре Иакова. Ему помогает лжепророк, сделавший говорящего идола («образ зверя») для обязательного поклонения. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Несомненно единство Ветхого и Нового Заветов в пределах одной христианской идеи.
Проклятие постигает всех. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Третье лицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров— егосовременников. Если подчиниться простой форме мифологического текста и представить Бога как персону, гуляющую по раю, а потом кричащую на мужчину и женщину, то вряд ли доверие (особенно, у современного читателя) к произведению возрастет, а дальнейшие события Библии будут оцениваться в их закономерной связи с грехопадением. Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения.
Другие видят в «Откровении» изображение конфликта, происходящего всегда, возвышающегося над временем неизбежным столкновением добра и зла. На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Один из ангелов (св. «Беседа Христа с учениками» (см.
Гендель («Страсти по Иоанну», «Страсти» по «Священной поэме» поэта Брокеса), К. Пендерецкий («Страсти по Луке»), С. Губайдулина («Страсти по Иоанну»), А. Пярт («Страсти по Иоанну»), епископ Иларион (Алфеев) («Страсти по Матфею»). Изобразительному искусству христианская религия всегда отводила служебную. 9-й слайд.
В «Мадонне. » нет ни того, ни другого: это и не рассказ и не предстояние, это сама жизнь, её частичка и здесь всё естественно. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде)— пяти метров. 9, 10). Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы.
Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха (рис. Как герой текста, Бог, естественно, ограничен. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, –гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Трудно представить развитие сюжета в таком идеальном мире.
сл. 27) (1508-1512). Известно, что в 1553 г. Брейгель побывал в Риме. Заочная борьба Змея с Богом в третьей главе «Книги Бытия» продолжается в Евангелии и перерастает в открытое столкновение. сл.
Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Упорядочив космические дали, Бог занимается пресмыкающимися, птицами и рыбами. В итоге могут получиться интересные композиции (21 – 23).
Схожая тенденция прослеживается и в изображении библейских персонажей. С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери.
Текст немецкого либретто, написанного бароном ван Свитеном, является переработкой 7 главы поэмы английского поэта Д. Мильтона Потерянный рай, включающей 1 и 2 главы книги Бытие из Священного Писания, а также Псалмы 19 и 145. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. После признания христианства государственной религией Римской империи в 4 веке н. э. Она — сама чуткость, сама настороженность.
Рассказ о ней хочется начать словами из «Бытия» – первой книги Святого Писания: «И сотворил Бог человека по образу» Своему (Быт 1:26). А в другом письме (брату) заявлял с полным правом: «Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший». И. Гайдн. «Сотворение мира» (1798 год).
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Свобода, сознательное творчество – важные его составляющие. Дирижер – Clemens Krauss. Свое представление о Библии есть и у художников и у тех, кто интересуется изобразительным искусством: ведь она послужила источником сюжетов для неисчислимого множества произведений живописи, графики и скульптуры, созданных на протяжении огромного, почти двухтысячелетнего исторического периода. Большая часть цитат взята из Ветхого Завета.
Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Еговлекут темы трагические. Можно вести речь о «синтезе фрагментов» при составлении единого текста. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина. 1850-е, «Христос-сеятель» (см. сл.
Возникает особая система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещается на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, выбор элементов пейзажа подчиняется выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни и его свиты в левом нижнем углу картины. На Руси церковная музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце 10 века. Если есть рай, то должен быть и путь, ведущий к нему.
На его полотнах люди страдают испытывают жестокиемучения. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Несколько цитат из Евангелий в конце первой и начале второй части: об ангеле, явившемся к пастухам из Евангелия от Луки две цитаты из Евангелия от Матфея и одна из Евангелия от Иоанна («Behold the Lamb of God», «Агнец Божий»).
В раннесредневековой западной книжной миниатюре можно заметить влияние как византийских образцов (Евангелие Оттона), так и традиций римской миниатюры (Евангелие Карла Великого). Последнее библейское событие – трудная для истолкования и психологически сложная история.