Естественно, таких актеров, стоящих на вершине пирамиды актерского мастерства, единицы. Да так, что ради еды иногда даже забывает о своей ненаглядной Коломбине. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. «Материя оживляется в произведении искусства в той мере, в какой она утверждает себя самое, но не в состоянии косного сна, а в состоянии пробужденноти до последних своих глубин и принимает через то образ свободного согласия замыслам творца».
Мариус Иванович стал родоначальником театральной династии Петипа— отцом в общей сложности от разных жен и не жен девятерых детей (. ), ставших продолжателями русских театральных традиций. И это не просто моральные требования, а действенное знание законов жизни. Ибо если актер научается играть не через свое низшее «я», но духом, то его индивидуальная сила не только не оскудевает, а личность претерпевает трансформации духовного роста, становясь «индивидуальной личностью», то есть личностью, подчиненной своей бессмертной Индивидуальности. Лишь воплощение в творчестве именно «синтетического лика души» считал Шлегель настоящим творчеством, а Степун – формулой трагедии художника ибо всеединство души, введенное в сферу творчества, становится «элементом страшной взрывчатой силы».
Головной убор – белая шляпа, под цвет передника. Постановка Петипа не затерялась. Среди множества его учеников особо усердным оказался Николай Григорьевич Сергеев.
Маска же – это дар Матери-Богини, это покров Ее милосердия. В глубинах духа не только говорит Бог, но и отвечает человек. Отдавая силу своим произведениям, художник «изживает» себя, продолжаясь в своих образах, как мать в своем ребенке. И тем не менее у этого балета оказалась счастливая судьба.
В 1910 году русский философ и искусствовед Федор Степун опубликовал в журнале «Логос» статью о Фридрихе Шлегеле под названием «Трагедия творчества». Что есть творчество – человеческая трагедия или искупление. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом.
Именно он взялся за записывание балетов репертуара Мариинского театра. Проблема духотворчества состоит в том, чтобы актуализировать дух в мирском, не оставить его в свернутом состоянии лишь потенцией и не распылить в объективации, а вывести из символизации (нисхождения) к реализации в бытии. И нередко «образы, созданные поэтами, сильнее и реальнее, чем образы самих поэтов», как писал Г. Гессе. Ибо «территория маски» – это пограничье.
Где же найти то великое всеединство духа, по которому томится и тоскует душа. », – вопрошает Шлегель и стремится и в творчестве достичь «ярого синтеза», «чуда вмещения целого в его части». Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Актер как per-former (лат.
Это крупная группа масок Венецианского Карнавала. Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост.
Такой театр несовместим с актером-эксгибиционистом, а требует нового актера – экстраординарную сильную личность, обладающую конкретным и универсальным знанием о человеке и его эволюционных перспективах это человек – хозяин своего микрокосмоса, знающий законы творческого процесса, а значит – «жизни и смерти». КОТ (Gatto).
КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata). Постулируется, что художник – раб своего творчества, в жизни которого не остается места человеку, развитию его собственной души, как говорится – «простым человеческим радостям».
Например, в японском театре. Коломбина любит пофлиртовать, проницательна и очаровательна. Так должен исчерпаться любой образ в конце спектакля.
Она появляется либо без маски (в этом случае у нее яркий макияж с акцентом на глаза), либо в полумаске, которая, по легенде, была придумана для одной невероятно красивой актрисы, которая исполняла роль Коломбины и которая не пожелала скрывать всё лицо, но хотела задать интригу. «Искусство отражает душу неполной, философия изучая, делает ее безжизненной. Коломбина (Columbina, Арлекина, Риччолина, Фантеска, Кораллина, Фьяметта, Лизетта, Смеральдина, Камилла) – женская маска дзанни (служанки).
Так получилось, что именно в России полностью раскрылся хореографический талант М. Петипа. Так, крайней формой театра представления служат коммерческое развлекательное искусство, в котором и исполнитель и зритель становятся объектами манипуляции, обслуживающими социальный заказ. Обыватели, как правило, восхищаются и одновременно недолюбливают актеров – этих лукавых взрослых-детей, непредсказуемых и всегда немного «ненормальных». В такой ново-мистериальной игре духовная личность самого актера невидима, но присутствует в излучении действенной силы, как некий аромат «цветка стиля» по японской театральной традиции.
Кошек в Венеции было мало, вот таким образом к ним относились уважительно и даже посвятили одну из карнавальных масок. Сказано – сделано. Вводится альтернатива: или художник – или человек. В этом и проявляется высшее измерение человеческого духа на Земле – странника идущего «по струне над бездной» раздвоений. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера здесь все зависит от фантазии художника.
Культура ХХ века начала реализацию новой формы религиозного служения в миру. «Показы» в такой театральной системе называются акциями, во время которых участники работают только в непроявленном вибрационном пространстве соборного действа, а зрители вовсе не предполагаются, но допускаются как свидетели. Среди 27 балетов фонда Николая Сергеева оказалась и запись балета «Арлекинада или Миллионы Арлекина» в хореографии Мариуса Петипа. Это опосредованная «вмонтированность» в систему в момент приобщения к творческому хаосу. Арлекин (Arlecchino, Меццетино, Багаттино, Труффальдино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Табарино) – дзанни (слуга).
Здравствуй, дорогой незнакомец. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. В их игре чувствуется самопреодоление театра у порога паперти, в их игре звучит тоска по своим первичным словам, по каким-то своим образам и своей безобразности, по какому-то пророческому театральному служению». Если же случается «заразиться» эманациями тонко-материального образа, который сильнее личной силы человека, то актер может оказаться перед печальной необходимостью проживать как человек дополнительную судьбу («за себя и за того парня»). Великое складывается из малого.
И как никакое другое именно актерское искусство основано на нерасторжимой двойственности процесса творчества – создания как художественного образа, так и себя, творящего этот образ. Н. Бердяев писал, что главный смысл нисхождения не столько в конечном «охлажденном» свидетельстве о вознесении духа, сколько в предназначении человека жертвенно работать над материей этого мира, «просветлять» ее, подчинять духу. По давнему определению актер – это человек, который имеет больше энергии, чем тратит (то есть может удерживать больше энергии, чем нужно для действия). Россия стала для него «второй родиной» и даже имя его русифицировалось— по русскому обычаю его стали называть Мариусом Ивановичем. Арлекин – это маска заземляющая, сдерживающая от чрезмерности духовного облучения, Пьеро – уничижающая маска для обуздания личного эго, Коломбина – жертвенная маска многочисленных художественных образов. Актер может быть «проявителем» энергии как мирского, так и духовного качества искусства: образа комического героя и Фауста, мифологического героя и обывателя, разбойника и святого.
Но в отличие от Священной Куклы – «первого актера», безмолвного пассивного свидетеля великих мистериальных тайн, актер-человек – это Божественная марионетка, которая в процессе внутренних эволюций постепенно обретает полноту собственной воли она приносит весть с духовных планов бытия через одухотворение своей материальности. Как часто художники сетуют на ограниченность своих выразительных средств: слова, двухмерности полотна или «человечности» своего тела. Так, без чувствознания причин и следствий общего движения по роли (отдельная роль складывается из соборного смысла, возникающего непосредственно во время осуществления спектакля) актер будет играть только самого себя, а не образ и его послание. По характеру Арлекин – акробат и клоун, вот таким образом его одежда не должна стеснять движений.
Так бедный старенький кот опять оказался в Китае. Наверное, основным качеством актера можно назвать неприкаянность, он всегда «странник» – хорошее русское слово в значениях: бродяга и странный, не похожий на других. Вяч.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта. Прибыл в богатую Венецию на заработки, любит поесть (особенно – бесплатно). Степун пишет: «Положительное всеединство души не может быть выявлено. После этого приступают к декору. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне).
По сути этот же феномен используется в современных сериалах. Значит, маска – это защитный тотем и жертва. В театре западной Европы есть три персонажа, ставшие нарицательными: Арлекин, Пьеро и Коломбина. Эта изумительная экспрессивная скульптурная группа входит в серию фигур «Русский балет» Meissen, посвящённую Дягилевским Русским сезонам в Европе. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные.
Вяч. Мариус Петипа прибыл в Российскую империю, собиравшую таланты для русской императорской труппы по всей Европе, в 1847 году вместе со своим отцом известным балетмейстером Жаном-Антуаном Петипа, в течение ряда лет возглавлявшим главный музыкальный театр Бельгии— Королевский оперный театр в Брюсселе «Ла Моне», — и сразу заявил о себе не только как о талантливом танцовщике, но и хореографе. В профетической актерской игре дух должен быть сильнее образа, а личность – меньше.
Это что-то вроде «душевной» хатха-йоги – выжимать из себя личные ресурсы играть личностной силой. С этим «духовным реализмом» связана действенность творческого акта и профетического искусства, в частности. Ниже даны краткие их описания. Когда мы говорим о жизнетворчестве, о религиозном качестве актерского искусства, то имеем в виду область творчества актера-мистика, которого Степун обозначал как актера-импровизатора (но это скорее поэтическое определение, указывающее на некое качество свободы, чем конкретно профессиональное, прикладное ибо под этим определением в разных системах понимается подчас противоположное).
Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза. Это также территория, где действует высшее милосердие покрова материи в духовной практике. В новом актере разрешается давнее противоречие между «марионеткой Бога» и сильной индивидуальной волей. Костюм Арлекина хоть и составлен из разных лоскутков и заплат (именно их символизируют ромбики в современных вариациях костюма), но ярок и весел.
По сути играть на сцене – это вызывать пространственный огонь на себя. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.
Театр переживания имеет мистериальную природу и касается душевной трансформации. Воплощение духовных образов подразумевает наличие в актере живой религиозной веры. На русской земле он обрел и личное счастье— не все сразу сложилось, но к старости он имел надежную любящую семью: первый официальный брак с балериной Марией Суровщиковой закончился разводом, а второй женой М. И. Петипа была Любовь Леонидовна Савицкая (1854—1919), дочь известного трагика Леонида Львовича Леонидова, танцовщица московского и петербургского балета, с которой они имели пятерых детей. Для того чтобы сыграть эти тексты, ощутить непосредственно высоконапряженную энергию их реальных смыслов, а не «изображать сюжет», нужна специальная актерская техника, требующая конкретной жизненной этики, дисциплины, определенных душевных качеств.
ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг. По своей сути – это маски уличного театра. Он переходит границу миров и попадает в зону «повышенной радиации» духовного измерения, высшую инаковость, где наличие маски означает необходимость защитного покрова на чужой, неведомой территории. Но в основе лицедейства лежит общее для всех традиций условие «обретения сценического тела» – внебытовой нейтральности и особого повышенного состояния энергии организма, необходимого для начала игры. Тогда устанавливается напряжение незримого моста между мирами, на котором, как на натянутой струне беззвучной музыки духа, танцуют образы.
То есть для того, чтобы «отбросить» свою личность или уметь управлять ею, сначала нужно ее обрести. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, вот таким образом носить маску нет необходимости. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза. Техника актерской игры – это действенное высказывание эпохи, это «формула» претворения бытия. Классически головной убор – белая фетровая шляпа – украшался лисьим или кроличьим мехом. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию.
Играть собой – это самая низкая ступень мастерства игры. Мариус Петипа (полное имя: Альфонс Виктор Мариус Петипа 1818—1910)— выдающийся французский артист балета и русский балетмейстер. К своей работе он не без успеха привлекал и других артистов и балетмейстеров— таким образом появились записи около 30 балетов. КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata). А может быть и то и другое вместе – как наследие Прометеевского пафоса (претерпения страстей). Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino).
БАУТА (bauta) – Самая известная и таинственная маска. АРЛЕКИН (Arlecchino) – дзанни богатого старика Панталоне. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом.
Маска Арлекина в классическом варианте была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). Такие акции представляют собой предел искусства, динамическую духовную медитацию. Торговец согласился.
ДОКТОР ЧУМЫ (Medico della Peste). В современных костюмах эта шляпа практически не используется. Основой же всего театра, была импровизация. Это мистерия жизни в очень скрупулезной профессиональной работе каждого дня. Бесценные рукописи оказалась в надежном и доступном месте.
Но даже маска устроена так, что актер видит только небольшой кусочек пола перед собой. Это знак гармонии внутреннего и внешнего. «до-формы, за-формой, через-форму») имеет дело прежде всего с энергиями, он «ловец энергий».
И если актер-человек не выдержит в творческом процессе меру, гармонию баланса, то будет растерзан изнутри своей возросшей силой-энергией или же сотворит из себя кумира идола для поклонения, ремесленника, а не художника. Вестник связывает миры, но и чужд обоим мирам ибо, с одной стороны, раскрывает тайну богов, а с другой – говорит людям то, чего они обычно слышать не хотят, он опасный посланник «потусторонности». Театр как проводник обозначился в пара-театральных исследованиях Е. Гротовского, который в последние годы жизни изучал ритуальные интенции через древние ритмические структуры сакральных песен народов мира.
«Чисто» сыгранная роль – это судьба, подчиненная воле. Все культурные приобретения человечества – это дары Богов, в сущности – это их «прометеевские» пожертвования. На голове красовалась белая фетровая шляпа иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Он жертвует собой, «рожденным», ради своих порождений, то есть в сущности ради самого себя, но только себя как духовной потенции, возможности нового развития. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Вот таким образом её маска закрывает только часть лица. Актер – это «Божий шут», проводник Высшей Воли, парадоксальной в никогда не объяснимой до конца игре разрешений и запрещений.
В основу коллекции скульптор Пауль Шойрих взял постановку Михаила Фокина «Карнавал». Маска уАрлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч. Что такое актер. Чаще всего работает на скупого Панталоне, посему до крайности беден. Чаще всего служит у Влюбленной (Inamorata).
В традиции история их взаимоотношений заканчивается гибелью Коломбины. Это та часть целого, что всегда может быть утрачена. Теургичность неразрывно связана с этикой или этической зрелостью человека и направлена на Человека как на «самую сознательную материю», на творчество новых человеческих отношений. «Новая духовность есть отрицание элиты спасающихся. Их игра – не только профессия, это искусство жизни, овладение тайной души человека. Она означает, что каждый берет на себя судьбу мира и человечества. В сущности, все великие драматические произведения – о посвящении: «Фауст», «Гамлет», «Стойкий принц» и другие.
Это человек, выходящий за пределы очевидностей.