На рукавах были широкие обшлага. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
пластических искусствах первой пол. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perьckenstil, Zopfstil). Это портретная живопись Антропова иРокотова. Основное место в убранстве мебели стиля Рококо занимают бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Новый художественный идеал выражался соответствующими средствами: элегантностью внешнего вида, мягкими округлыми линиями, тонкими особенностями формы и цвета, ассиметричными композициями. В период преобладания классицизма, в конце XVIII в. слово «рококо» приобретает уже определенно негативную, пренебрежительную окраску. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. по документу из РГИА).
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятили себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Так же находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Для отдыха широко используются канале – небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. Налицо повальное увлечение т. н. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
С портика открывается вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер, которая завершается триумфальной аркой. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
:". А. С. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Была даже особая специализация среди художников – квадратурист.
Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым и, конечно же, золото или золочение в дворцовых интерьерах (рис. 5. 1). Музей изобразительных искусств им. Одним из создателей подобных панно являлся придворный художник Людовика XV Франсуа Буше (1703-1770). В Италии крупнейший представитель того времени – Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция – 1770, Мадрид).
В католической Германии – вы найдете яркие примеры немецкого рококо. Очень часто в создании прически начинают использоваться шиньоны. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей.
В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо.
Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Еще Б. Р.
Она стала играть важную роль с точки зрения комфорта и многогранности. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Рубенса и Караваджо (приложение 8).
chinoiserie – китайщина). Главным жанром его живописных полотен становятся пасторали – идиллические картины «пастушеской» жизни, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов, например семьи Блонделей.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Не избежала этой участи и Россия. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. В России поэзия стиля рококо не проявилась в виде ясно очерченного литературного течения и несла в себе в значительной мере спорадический и к эпигонский характер. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Сложившись в 20-е годы 18 века, рококо в архитектуре достигло расцвета в 30-40 – е годы. Мебель эпохи рококо очень изящна. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции.
В колорите интерьера рококо преобладают неясные пастельные тона. Изменения в дизайне кресел: мягкие подлокотники, мягкая спинка и съёмная подушка сиденья. ниже).
В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Стиль сформировал новый образ человека.
Натье, Ф. Буше, Ж. О. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки.
обр. Немецкое направление, сохраняя общие черты стиля, немного отходит от французского стремления восстать против строгой упорядоченности. китайщиной – шинуазери (от фр. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Мотивы морской пены и волны являются еще одним элементом этого стиля. Появляются также комфортные бержери – двойные диваны.
К 1785 году рококо вышел из моды во Франции и его заменил порядок, серьёзность неоклассических художников, таких как Жак Луи Давид. Эти элементы хорошо видны в архитектурных проектах Николя Пино. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745). Меняются также размеры помещений. Между стеной и потолком нет острого угла. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Лепнина рококо художников Багутти и Артари (эмигрантов из Италии и Швейцарии) – является ярким элементом декора домов Джеймса Гиббса и братьев Франкини, работавших в Ирландии.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. -- Харьков: Фолио, 2002. Проёмы (окна и двери) с круглыми, овальными завершениями и венчаются очертанием пониженной арки. Картиной-аллегорией эпохи Регентства стал «Остров Цитеры» (1717) – изображение мифического острова с храмом Венеры, места любви и наслаждения, где царят безделье, лёгкий флирт, вечные праздники и забавы. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
В интерьере рококо архитектурный образ словно переносит человека в мир мечты и иллюзии. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Видным художником является Пьетро Лонги. Виды Венеции пишутКаналетто и Франческо Гварди. Таким образом, в живописи рококо наблюдается уход в область «чистого искусства», в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Именно в этот период прическа достигает своих неимоверных размеров. Перечисленные черты рококо выражали аристократический образ жизни.
по документу из РГИА). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Настенные панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты, все эти изыски традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Так, в 1720 – 1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Ими украшали стены ими искусно инкрустировали мебель. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Стиль рококо распространился благодаря французским художникам и гравюрам.
Термин «рококо» возник во Франции в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства XVIII в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, -- его главный признак. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Мейссонье. Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Но представительность и строгость дворца 17 века в фасадах отелей сохранялись. «осколки раковины». Ордера не присутствуют в фасадах зданий. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями.
Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Рококо в Англии всегда считался французским.
Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо). Этот стиль был вытеснен впоследствии неоклассическим. Слово «рококо» – это комбинация французского слова «рокай» (ракушка) и итальянского «барокко» (барочный стиль).
В интерьере отеля Субиз (приложение 6) особенно интересен Овальный салон (1735-1738 гг. ), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754). Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов – увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см.
Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Женственность чувствовалась совершенно во всем.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби.
Первое зафиксированное письменное упоминание термина «рокайль», применительно к обозначению специфического типа орнамента относится к 1736 году, когда французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картелль». Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. В центре помещений находится парадный зал – так называемый салон. Тогда же термины «рокайль» и «рококо» стали в более широком смысле синонимами вообще всякой странной причудливой формы ими обозначали всё извивающееся, вычурное и неспокойное.
К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. В 1750-х годах в парижских салонах слово «рококо» становится уже устойчивым термином. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем. Остался без внимания и вопрос, как происходило развитие рококо в других регионах, например, таких как: Восточная Европа и Россия.
Здесь говорят о «манере рококо», правда, еще в шутливом тоне. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Более того, даже парадные залы и комнаты были скорее похожи на будуары – уж слишком в них все было камерно и интимно. Основные черты этого стиля – динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S – и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Фигурки из гипса, глины, фарфора (Севр, Майсен) следовали новому стилю из дерева, железа и золота создавались различные элементы декора.
Его проект набросал сам Фридрих Великий. Организация пространства теряла очертания логической ясности и больше не соответствовала правилу подчинения частей целому. Кроме фарфора— в моде серебро. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Огромная декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту – являются характерными чертами стиля «Рококо». В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и рокайльщик – это мастер, создающий такие убранства. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Впрочем, если вы соберете воедино все, что уже узнали о моде рококо, неудобство туфелек покажется наименьшей проблемой. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Он выбирал сюжеты для своих произведений с учётом общей композиции и назначения интерьера (приложение 9).
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Очень популярен был также жанр пасторали с такими же галантными пастухами и пастушками. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Мебель не загромождала помещения, являлась элементом украшения. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. ниже).
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). ниже). Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. За пределами Франции наибольшего расцвета рококо достиг в Австрии и Германии, где он впитал в себя многие традиционные элементы барокко. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Главным (как и в любое время) было мировоззрение.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. поскольку Е. И. В. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 176070 – гг. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Франция по праву считается родиной рококо. Окна начинаются очень близко к полу (часто открываются на балкон или террасу). Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. В некоторых комнатах Версаля и парижских зданиях (особенно, отель Субиз) вы раскроете для себя красоту рококо. Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Перестали делать распорки на креслах. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами (приложение 7) в отличие от более сдержанной эпохи барокко. Крупнейший представитель рококо во Франции – Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. РОКОКО (фр. Закат рококо – начало 1760-х это период, когда такие личности как Вольтер и Жак-Франсуа Блондель начали критиковать поверхностность и дегенеративность искусства. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер.
Женская причёска (см. Мебель не велика по размерам и исключительно удобна.
По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). «Изящный» -- ключевое слово данной эпохи.
по документу из РГИА). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Кроме того, в стиле рококо иногда используются ковры, занимающие не более половины площади помещения. Мебель этого направления являет само изящество – небольшая, но удобная и изысканная. Наиболее сильное развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Но теперь её форма резко изменилась. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. После перевода на французский язык сказок «Тысяча и одна ночь» мода на всё экзотическое, китайское буквально захлестнула Париж. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Все эти темы, безусловно, заслуживают своего изучения.
Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. Красочность барокко XVII века не утратилась в немецком рококо XVIII века, выразившись в цветовом богатстве и утонченности орнамента.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Видным художником является Пьетро Лонги.
Рококом (фр. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). – рококо в его французском варианте, т. е.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. На рубеже XVIII-XIX вв. Перечислять можно, черпая названия у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Вздохи», «Игривая», «Радостная», «Галантная Индия» (у Рамо), «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» (у Кампра).
rocaille, что означает декоративные раковины и камни. Рококо – это стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля «Барокко».
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). носил внутренний, скрытый характер. Виппер одним из главных критериев определения полноценного проявления стиля выдвинул его проявленность в архитектуре: «если признаки единого стиля не находят своего полного, недвусмысленного выражения в архитектуре, это значит, что в данном случае нельзя говорить о стиле времени». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Архитекторы драпировали свои стены в пушистые облака белой штукатурки. Термин "рококо" происходит от франц. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Форма комода раздувается, а сам комод увеличивается по высоте. Диваны в интерьере несут дополнительную декоративную функцию их задача – воссоздание атмосферы дворцовых покоев, роскошных и уютных одновременно. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Идeалом мужчины является утончённый придворный, франт. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. -- М. : Гардарика, Экспертное бюро, 1997. - с. -331. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада.
Иллюзия торжествует. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые панно. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Рококо – стиль французского искусства и дизайна интерьера 18 века. В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. Стены, зеркала, мебель, камины были декорированы в едином стиле легким лепным орнаментом. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Антуан Годро, Шарль Кресс, Жан-Пьер Лац, Франсуа Эбен, Бернар Второй ван Ризенберг – выдающиеся имена тех, кто работал в этой области дизайна. Французские дизайнеры, такие как Франсуа де Кювиль, Николя Пино и Бартоломео Растрелли экспортировали парижский стиль в Мюнхен и Санкт-Петербург, в то время как немецкий дизайнер Жюст-Орель Майсоньер реализовал себя в Париже. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон.
Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Мода эпохи «рококо» различалась желанием к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754). Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Обожаемыми темами художников рококо стали нежность и игра. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Музыка должна была развлекать и служить для развлечения.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. cartel – карта, свиток бумаги). Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. rococo).
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
по документу из РГИА). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV.
Продолговатое одноэтажное здание, с характерными большими окнами имеет искусную балюстраду, расположенную по длине карниза. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. Чуть позже, по ассоциации с французским словом «барокко», к термину «рокайль» было присоединено характерное окончание «-око», в результате которого получалось уменьшительное слово «рококо» изначально применяемое в несколько иронически-насмешливом смысле. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Общее впечатление дополняли низкие потолки. На карманах – огромные клапаны. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню.
Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. по документу из РГИА). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Стены оформляются деревянными панелями.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. (цит. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен.
В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе— искусство сервировки стола. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Здесь скульптура становится «декором» в самом прямом значении термина.
То есть все, так или иначе связанное с Китаем. Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы» Скляренко В., Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И. Сто знаменитых художников XIV--XVIII вв. Кроме фарфора — в моде серебро.
Характерными чертами живописи того времени являются эротика, легкие пастельные тона, главными темами – галантные празднества, пастушеские мотивы, обнаженная натура. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Именно эти обстоятельства предопределили выбор темы.
XVIII в., представляющий собой позднюю стадию БАРОККО. Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Сюита Баха – произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения – около 20 минут).
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Остров Цитера обретает космические очертания. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большинство построек рококо – это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы. В этот период времени появляется большое количество новой мебели (шезлонг, белая мебель, канапе). Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
При желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает воссоздать атмосферу в стиле шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме доставлял собой целостный художественный ансамбль. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70 – гг. :.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный игривый и пикантный. Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715). Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Появляются частные коллекции, салоны. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно – стол, диван и несколько стульев), создавая «центры тяготения» для собравшегося общества. Однако с середины 19 века этот термин был признан художественными историками.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В Германии, французские и немецкие художники (Кювилье, Ньюман, Нобельсдорф и др. ) оформляли Амалиенбург под Мюнхеном и замки Вюрсбург, Потсдам, Шарлоттенбург, замок одиночества в Штуттгарте и Шённбрунн. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Рококо – стиль, основанный на детали. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Таким образом, основой «Рококо» был индивидуализм, вычурность, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
На рукавах были широкие обшлага. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. поскольку Е. И. В. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Огромное значение имела интерпретация. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид).
Несмотря на то что существование рококо никто под сомнение не ставит, попытки полностью описать сущность этого стиля не увенчались успехом. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского.
(иллюстрации см. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. Во второй половине 18 века огромные высокие прически снова завоевывают популярность. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. подробно – Причёски XVIII века) претерпела значительные изменения.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. За приверженность этого стиля к изогнутым линиям и декоративному искусству некоторые критики использовали этот термин, намекая на его фривольность интересен факт, когда в 1836 году впервые прозвучало название стиля, это был разговорное слово, означающее «старомодный». В Германии рококо конца 18 века высмеивалось как «поросячьи хвостики» и «кудрявые парики», этот период рококо называли Zopfstil.
Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». rococo, от фр. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности.
В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Одним из таких направлений является стиль рококо исследователи рассматривают его как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в. ). Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Теперь на голову женщины создаются образы морских сражений и раскидистых садов, это знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта (1770-е годы). А идеал женщины — хрупкая стройная жеманница.
Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Примерами рококо в архитектуре в большинстве случаев служат частные дома и загородные дворцы французской аристократии.
Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). Другим представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684-1721), создавший новое направление французской живописи – «галантные празднества» (приложение 10). Стены помещений украшались не фресками, а шпалерными развесками – коврами с диковинными узорами, расшитыми по шелку или атласу.
Новинка нового стиля – шёлковые ширмы, создавали интимные уголки, а небольшие диванчики на двоих обещали приятную беседу, фарфоровая посуда радовала взгляд нежнейшими цветами и изящными формами. Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». И хотя на протяжении последних десятилетий вышел ряд убедительных публикаций, отстаивающих «полноценность» и самодостаточность рококо и сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь искусств», продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рококо очень требователен к комфорту- он отличается огромным количеством мебели, кроме нам привычных дивана, кресла, в помещении в стиле рококо может стоять кушетка, софа, пуфик, комод. Лучшими цветовыми сочетаниями для рококо считаются сочетания нежных пастельных оттенков с белым- персиковый, бирюза, лазурный-все они идеально вписываются в классический интерьер. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «» и «» Кампра. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Рассмотрев иллюстрации с изображением архитектурных памятников эпохи Людовика XV (приложение 5), мы можем отметить, что их внутреннее пространство отличается свободным и рациональным расположением в соответствии с требованиями комфорта. Плавный переход сглаживает острые линии.
Мебель изящна и легка. ниже). На карманах— огромные клапаны.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Да и стекло немного облагородилось.
Типичные сюжеты – «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Купанье Дианы и т. д. Под него надевали камзол. Мебель в стиле рококо выглядела довольно легкомысленно. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Так же находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Протест – это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. (иллюстрации см.
Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые и цвет слоновой кости. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Лекции по культурологии. В своей работе «Анализы красоты» (1753) он утверждал, что волнообразные линии и линии в форме «S» характерные для рококо стали основой для грациозности и красоты в искусстве (в отличие от прямых линий или круга в классицизме).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Стиль Рококо появился во Франции в период правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Главный критерий красоты – женственность.
rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет», носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Вильям Хогарт развивал теоретические основы рококо. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Приветствуются кровати из красного дерева или других ценных древесных пород.
rocaille – дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) – стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Это – ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Моду «рококо» принято считать женственной модой, т. к. в эту эпоху произошло огромное приближение мужской моды к типично-женским образцам.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов – увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой. Декор мебели симметричен и строится на свободном решении изогнутых и прямых линий. Они небольшие по форме. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Для этого чаще всего применялся фарфор, который в XVIII начал производиться в России. Комнаты, как правило имеют криволинейные очертания, они не располагаются анфиладой, как было принято в особняках XVII века (приложение 4), а образуют весьма изящные ассиметричные композиции их делали различными по форме в зависимости от назначения, они становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
Под него надевали камзол. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
Рококо оставался популярным в провинции, а также в Италии, до тех пор, пока вместе с правительством Наполеона не наступила вторая фаза неоклассицизма (императорский стиль), которая полностью заменила рококо. Большинство построек Рококо – это частные дома французской знати. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Широко использовалось в производстве мебели красное дерево благодаря своей прочности. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии изменчивости мира, это не могло не сказаться на творчестве художников, представляющих эту эпоху. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной).
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Деликатность и игривость рококо прекрасно сочетались со стилем правления Людовика 15-го, который изобиловал излишествами. Многое меняется в искусстве. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
За стилем барокко следует стиль рококо. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Тонкие столбики перил превращались в раздутые балясины, капители становились все более пышными, карнизы и кровли украшались вазонами и скульптурами, любой, самый незначительный выступ подпирала если не кариатида, то пилястра. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. Видным художником является Пьетро Лонги.
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Осевая, регулярная композиция парка, восходящая к эпохе барокко, сочетается здесь с более интимными, пейзажными участками.
В первой половине XVШ века, когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perьckenstil, Zopfstil). На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ). Рококо (фр. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Фрагонар. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода.
Например инструментальная сюита. В центре обычно помещался парадный зал – так называемый салон. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко.
В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Термин рококо (или рокайль) вошел в употребление в середине XIX в. Изначально рокайль – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». В результате разнообразных вариаций дизайнеров появилась форма кресла «фотёй» (кресло с деревянными ручками или ручками с мягкими подлокотниками и прямой, либо слегка закруглённой спинкой).
Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. rococo, от фр. Именно такую жизнь – праздную, беззаботную и легкомысленную – изображали художники того времени. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Модным словом становится bagatelle (фр.
Все стены украшены лёгкими резными панелями, позолоченными орнаментами с элементами рокайля и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям. стиль Людовика XV.
В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Так же находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Все предметы интерьера изготавливаются с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Томас Чиппендейл трансформировал английский мебельный дизайн. Возник во Франции при Людовике XV в период кризиса абсолютизма. Женщины носят красивые, пышные юбки — панье, которые создают эффект «перeвёрнутой рюмочки». Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая».
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже (приложение 2), построенный для принца де Субиза в 1705-1709 гг. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Бернардо Беллотто работал также в Германии. ниже).
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.
Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость. Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Мягкая мебель оббивается шелком или ситцем. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
Р. отличается от барокко мелкомасштабностью своих форм (в частности, ОРНАМЕНТА). пустяк, безделушка). Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. по документу из РГИА).
Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья. То, что мы сейчас называем «рококо» в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Другой излюбленной темой Буше стала фривольная мифология. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. Были придуманы пружины для сиденья. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях.
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов – лёгкие пастельные тона, отличительной чертой её стал также рокайльный орнамент. Стиль «Рококо» оказал громадное влияние на развитие всех видов искусства, преимущественно декоративного.
поскольку Е. И. В. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Мебель изящна и легка. Другое направление -- классицизм XVIII в. -- тоже воспринимается как «облегченный» классицизм предшествующего века. Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу.
Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Мебели этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других стилей. Архитекторы рококо (его собственная сфера -- убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями.
по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае. ниже).
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. В архитектуре повлиял гл. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла).