Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Признание и раскаяние не спасло женщину – через год она была казнена. Я в этой публикации сделаю попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 годах появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины». По его мнению, желание преследовать ведьм шло как раз «снизу», от людей, на глазах которых в эпоху Ренессанса рушилась привычная картина мира. И стоит сторонникам некоего учения объявить его догмой, «непререкаемой вечной истиной», нужно немедленно бить в набат.
Несмотря на то, что Мерга была довольно состоятельной женщиной, печальной участи ей избежать не удалось. Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, доказывал: "Еще не представало перед судом человека, который имея клеймо, вел бы безупречный образ жизни и ни один из осужденных за колдовство не был осужден без клейма". Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9— 14 лет. А вот ее служанке повезло меньше. В пользу эротического объяснения возникновения ведовства говорит и такой отрывок из «Молота ведьм» : «В-пятых, такая женщина, приобщенная к царству дьявола, получает своего особого черта для любви.
22, 18). Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. Его поездка увенчалась успехом. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм.
В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". Он был таинственным и загадочным. Люди вынуждены были признаться, что с развитием естественных наук многие «божественные истины» стали выглядеть чистейшими фантазиями. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus».
Однако на этом охота на ведьм не кончилась, вести ведовские процессы стали светские суды. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»). Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек.
Сжигают студентов и юношей благородных кровей в возрасте девяти-четырнадцати лет». На четвертом костре погибла жена бургомистра, а на пятом – жена одного из членов ратуши. Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки. Это один из самых опытных охотников на ведьм во всей истории.
Ведовские процессы основывались на методах инквизиции. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне – Яков I Стюарт. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. Этот официальный документ не просто содержал факты объединения ведьм с нечистой силой, но давал полное право инквизиции преследовать и карать ведьм.
Но подобные обвинения были делом редким. При этом фантазия рассказчиков доходит до весьма страшных вещей.
Официально она была создана папой римским в 13 веке, а понятие ереси появилось приблизительно во 2 веке. Подобно кемптенской ведьме, обвиняемая была служанкой. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она.
Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. Этот знак является как бы подписью, скрепляющей их договор. Будучи обвиненной в колдовстве, женщина обычно арестовывалась и помещалась в камеру. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг.
Логика парламента была проста: никакого колдовства не существует, а предрассудкам и суевериям не место в просвещённой Британии. Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным.
После долгих пыток та подтвердила всё, что требовалось: якобы ее хозяйка регулярно посещает демонические оргии и является «искуснейшей ведьмой». Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни. Эти данные явно завышены.
Я твердо верю, что мы, люди, создаем все зло в мире. Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400.
Джон отказался сознаваться, зачем ему булавка и вскоре после этого он был парализован. Аргументы знаменитого ученого вызвали огромный интерес далеко за пределами Пруссии. Так было в 1321 году в южнофранцузском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в Комо. Охрана колыбели или пытка бдением. Тот, кто осознает такую опасность, будет с недоверием относиться к любым проповедникам «вечных истин» и решительно выступит против, если они вновь позовут на «охоту за ведьмами». В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Таким образом, первыми судьями были лица духовного звания. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму.
Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель. Была и третья группа освобожденных, коих инквизиция изгоняла из родного дома.
Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу. Они были убеждены, что Бог – и это было главным их оправданием – не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» своей клеветой несло горе невинным людям. Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер.
Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. При этой пытке нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов. Таких в следующие пару столетий были еще многие сотни. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам.
Ведь, если позволить этой «непререкаемой истине» воцариться, придет час, когда свою истинность она станет утверждать силой и страхом. «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции (в виде трегольного бруса или, например, как на рисунке). Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью. что происходило на шабаше и кого она там видела.
Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз». Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. Из названия видно, что имел в виду автор: все эти мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, эту «бойню невинных», преступив тем самым заповеди милосердного Господа.
А тут Барбара Здунк – полька. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин. Юрий Михайлович Лотман известный культуролог, высказывал другую интересную мысль.
Эти сведения выдавливались из них во время допросов с пристрастием, то бишь под пытками. Сегодня процессы против ведьм кажутся чудовищной несправедливостью в отношении ни в чем не повинных женщин.
Ему, лейб-медику вольнодумного князя, достало мужества опубликовать в 1563 году книгу, выход которой был подобен взрыву бомбы. В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. На основе средневекового фольклора сложился первый образ ведьмы – злобной старухи. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Государство должно содействовать осуществлению этого «естественного права».
Спустя год Томазий сделал новый шаг, потребовав запрещения пыток. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. А в 1714 году его преемник, «фельдфебель на троне» Фридрих Вильгельм I (1713-1740), выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах.
В деревнях порой недоставало дров для этих костров. Это случилось в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Доступность секса изменилось мировоззрение людей изменились сами люди. На Руси судебные процессы над ведуньями практически никогда не проводились.
За это «гнусное преступление» они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться. После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Сначала один человек подвергался пыткам. Хотя теологи и считали, что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное.
Не трудно предположить, что при такой тотальной виновности любой женщины, буйным цветом расцветали всевозможные доносы и наговоры. И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» – маленькое темное пятно, которое было абсолютно бесчувственным. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией.
А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. Наша историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Инквизиторы трудились не покладая рук, пока подозреваемая в колдовстве под пытками не «каялась» во всех этих, а то и в гораздо худших прегрешениях. Обвиняли ведьм лишь, когда выпадал неурожай или засуха иногда – тяжелые болезни.
Уже в 1706 году король Фридрих I (1688-1713) заметно сократил количество ведовских процессов. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. Когда погасли костры, сумрачная тень пала на цветущие некогда края. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии.
Вот таким образом нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием. И это даже при том, что, благодаря ученым Эдинбургского Университета, до нас дошло множество материалов с британских ведовских процессов.
Главной целью инквизиторов была борьба с ересью. Однако к протесту Вира отважились присоединиться и другие. Это было уделом немногих.
Целью всех этих гонений было одно – полное уничтожение ведовской секты. Впрочем, книга доктора Вира, вызвавшая в стане охотников за ведьмами ярость и возмущение, не могла положить конец этому безумию. Этот-то знак и разыскивали судьи. Называлась она «О демоническом наваждении». На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Как бы он ни старался оправдаться, в итоге признавался в том, что связан с колдовством, а затем называл всех остальных «заговорщиков».
Действительно, почему именно на женщин, а не на мужчин обрушился гнев инквизиции. Это в корне изменило положение дел. В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 год сжег 42 человека, включая двухлетних детей. По словам Иозефа Ханзена, многочисленные процессы против вальденсов, проходившие в этих местах, образовали связующее звено между еретичеством и ведовством5.
Затем Элисон обвинила еще многих женщин в том, что они тоже могущественные ведьмы. где и как вредила она своими колдовскими чарами.
Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции. Неопределенность в отношении истиной причины осуждения Здунк вносит и то, что её приговор был оставлен в силе апелляционными инстанциями вплоть до самого короля.
Случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи: что-то здесь нечисто, не так ли. Это обусловлено тем, что в России исповедуется иная, нежели в Европе, форма христианства — православие, не зацикленное, как католицизм, на первородном грехе и женщине как сосуде, вмещающем этот грех. Однако в других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу. Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины».
Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин. (и, позднее, Статута Якова I) на эшафот было отправлено от 1 000 до (по некоторым данным) 70 000 человек. Это началось, когда король Джеймс VI, возвращаясь из Дании домой, попал в сильный шторм. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование.
Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе. По статистике, которая была подведена учеными-историками, больше всего людей было казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии.
Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». Гораздо сильнее пострадала Шотландия, где одержимый ведовством король Яков VI (впоследствии английский король Яков I) опубликовал собственный трактат о ведьмах. В то время как одержимость ведовством охватила центр Европы, распространяясь оттуда на север, запад, восток и юго-восток, гонения в Испании и Италии постепенно пошли на убыль. На примере «охоты на ведьм» мы ещё многое можем понять – как о прошлом, так и о настоящем всей европейской цивилизации.
Прежде всего надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой. В следствии чего у нее перестал получаться творог. ВЛотарингии путник может видеть тысячи итысячи столбов, ккоторым привязаны колдуньи».
В XII — XIII веках в Верхней Италии, Южной Франции, на Рейне и в других местах стали появляться секты, распространению которых могущественная в ту пору римско-католическая Церковь смогла помешать лишь с помощью силы. Не лепили ли градины из воды и каменьев. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. За это время в действие было приведено около двухсот тысяч смертных приговоров. Швейцария также была вынуждена стереть слица земли многие изсвоих деревень. Имена свидетелей сохранялись в тайне.
Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе им посвященной, они именуются эпидемиями). Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Скажем так, мужской магией была наука, а женской – изучение неведомого. В чем причина, когда инквизиция сжигала ведьм. Однако этот мужественный человек не испугался.
С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Немного истории. Еще одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, – стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием.
Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами все же было в Штатах. Тем не менее реакционерам не удалось остановить победное шествие этой книги.
Популярное в средние века устройство, как пыток, так и казни, применялось только при обвинении в колдовстве. А от такого заявления недалеко и до признания вообще женского начала дьявольским, что и стало основным тезисом «Молота ведьм». Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Следующим главным врагом католической церкви оказался сам Дьявол. Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один день было сожжено 133 ведьмы. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. – Специалисты пыточного дела давно перевелись.
Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством. В Германии это устройство пытки бдением называлось «Охрана колыбели». Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола».
Об этом нужно помнить иначе мы рискуем повторить подобные акты несправедливых приговоров. Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: «ведьмин прострел». Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 3040 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. После Тридцатилетней войны (1618 – 1648), отмеченной жестокостями и политическими потрясениями, в мировоззрении правящих кругов стран Западной Европы наметились глубокие перемены. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году.
проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь. Появились даже свои рекордсмены по казням. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола» им приписывали самые мерзкие преступления.
Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (16091622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. Юрий Михайлович, увы, прямо отрицал существование «охоты на ведьм» на Руси – а это, как мы уже выяснили ранее, крайне далеко от истины. Вторая была разработана на случай казни.
Вскоре юношу казнили. За два столетия активного применения Статута о ведовстве королевы Елизаветы от 1563г. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью и кару эту должно свершить огнем».
В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Это все граничит с ложными обвинениями и преувеличениями. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». После этого приговор был приведен в исполнение. Увы именно во времена Ренессанса человекоубийство стало в Западной Европе привычным и повседневным. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач.
Отголоски тех лет слышны и поныне, а термин «Охота на Ведьм» стал употребляться в качестве синонима борьбы с вольнодумством и оппозицией. Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. По их настоянию его изгнали из проповедников и не допускали к причастию. Европейская общественность беспомощно взирала на совершавшееся узаконенное убийство.
Наделять же Дьявола столь большим господством, как это делают охотники за ведьмами, есть глупость и грех перед Господом. Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.
В Кёльне в 1627 – 1639 годах было казнено около тысячи человек. Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться». Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Но для этого испытания обвиняемого привязывали к стулу и бросали в озеро.
Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. сколько раз гостила на шабаше. Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание. Религия – частное дело человека и не следует мешать ее с законодательством.
Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Для этого достаточно было её «демонизировать». О том, как развивались события, можно судить по списку ведьм, которые были сожжены в Вюрцбурге. Но для этого закон и правосудие должны следовать не неким «божественным заповедям», а принципам разума и целесообразности. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление). Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности.
Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Реалистичное число жертв «охоты на ведьм» по всей Европе, за три века – 50-100 тысяч человек, верхняя планка – 200 тысяч и далеко не все они были женщинами. Еще недавно считалось, что число казненных составляет около 9 миллионов. Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Сам бургомистр и члены ратуши вскоре последовали за ними. Первые допросы проходили по заданной схеме. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку.
Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. Далее следовали бесконечные допросы, на которых женщине предлагалось сознаться в совершенных деяниях (которые она на самом деле не совершала) и покаяться перед смертной казнью. В Кведлинбурге (Саксония) за один только день на костре сгорело 133 человека.
В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. Но свирепствовала не только инквизиция.
Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Еретик же был гораздо опаснее. Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. Считалось, что ведьма узнается по особому знаку, который оставляет на ее теле дьявол.
Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. К тому же дети могли случайно проболтаться о чем-нибудь. Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737-1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749).
В 1704 году в сочинении под названием «Краткие тезисы о грехе колдовства» он вновь потребовал запретить ведовские процессы. Звали ее Анна Гельди. Католическая церковь стала подстраиваться под людские потребности. Правда, приводились такие факты лишь затем, чтобы показать суеверие и мракобесие, присущие как средневековому миру вообще, так и священнослужителям в частности.
Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. Спустя три года (в 1320г. ) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326 году он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых» отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними. Впрочем, автор этих строк скептически относится к работам Лотмана по теме.
Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Двадцать три сознались без принуждения.
Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Так, многие женщины верили, что занимались любовью с дьяволом. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Итак, в существовании сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто уже не сомневался.
При этом колдунов (друдов) чаще отыскивали в городах, нежели в селах. Нашёлся лишь один оригинально мыслящих член Палаты Лордов, что пытался противиться закону, а прочие парламентарии и король были однозначно «за». Вот только несколько примеров массовых расправ над «ведьмами». Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы".
Она в итоге призналась в том, что заключила сделку с дьяволом. Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Эти три женщины были признаны общественными изгоями, по принятому законопроекту они считались «обычными подозреваемыми». Современная историческая наука выделяет пять ключевых понятий, каждое из которых будет рассмотрено нами отдельно: сделка с Дьяволом, соитие с Дьяволом, полет ведьмы, шабаш и нанесение порчи колдовством.
Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. 1617 год был особенно тяжел – 102 казненных. Зачастую на все время следствия узников заковывали в кандалы. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Истерия под названием «охота на ведьм» захлестнула всю Европу, не обойдя стороной ни единого ее уголка. В XV веке она охватила север Франции и Швейцарию. Что было мотивом – сказать сложно.
Похожие обвинения посыпались одно за другим. Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. На протяжении XV века представление о «дьявольских ведовских сектах» изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах.
Его стараниями сожжено 600ведьм. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Один только Бог правит миром. Массовым явлением судебные процессы над колдунами и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными". Не колдунов, а именно ведьм. Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год.
Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья»2. Вот таким образом прежде всего обращались к испытанию иглой. Передача подобных дел из церковных судов в ведение светских имела одно важное следствие, повлиявшее на распространение одержимости ведовством: отныне все зависело от отношения правителя той или иной страны к демонологии и от того, как он оценивал опасности, которые могло навлечь на его страну «проклятое ведьмино отродье».
На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа – девятнадцатилетнюю девушку известную своей набожностью и благочестием. Члены ее постоянно трясутся". Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола.
Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Подобные преследования, пусть и меньшего масштаба, развернулись также в скандинавских странах, на юге и востоке Центральной Европы: на территории нынешних Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Сербии. Поначалу заплечных дел мастер постигал эту науку, терзая бродячих животных.
Именно женщина, неспособная устоять перед очарованием дьявола, продает ему свою душу. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Еще одним интересным вопросом является следующий: как инквизиция распознавала ведьму. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720 – 1730-х годов в Сербии. Женщина якобы состояла в связи с «низшим демоном ада», знала рецепт смертоносных снадобий, при помощи которых травила одного мужа за другим, узнавала будущее, отрекшись от Церкви и Господа. Америку охота на ведьм практически не затронула.
Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 – 1588). У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом суть «преступление исключительное», а в таких делах достаточно одних только слухов. Возмущению единоверцев Беккера не было предела.
Для авторов «Молота ведьм» мужчина несоизмеримо выше женщины, прежде всего из-за ее безграничной похотливости. Вопрос ждёт новых исследователей. Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. НО и сейчас происходят скандалы в этой области. Средневековую Европу трудно представить без крестовых походов, эпидемий чумы, бесчисленных феодальных войн и Охоты на Ведьм — фанатичного истребления невинных под прикрытием борьбы с темными силами. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
Значит ли это, что гонения на ведьм сохранились лишь как воспоминание о темном и зловещем периоде человеческой истории. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, то есть преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства. Вот почему они имеют постоянно дело с демонами, которые должны удовлетворить их похоть». Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. Однако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви.
Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем». Лишь через несколько лет к ослепленным яростью епископам стал возвращаться разум.
Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. Он объяснил, что это колдовство и это все дело рук Элисон.
Это привело к тому, что население деревень и городов стало подвластно местным правителям. Эти кровавые ищейки действовали с благословения церкви. Началась охота на ведьм.
Однако судьи Гларуса были невозмутимы. Американская исследовательница Валери Кивельсон полагает, что ведовская истерия не коснулась православного Русского царства, поскольку православные богословы были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем католические и протестантские и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше. Он устраивает с ней свадьбу, а другие при этом веселятся.
Их кожа покрыта какими-то пятнами. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Но это продолжалось недолго.
Кроме того, схоласты пришли к выводу, что многие из представлений, распространенных в народе, являются не пустым суеверием, а истинной правдой. В своем двухтомном сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 – 1698) сурово осудил протестантских собратьев по вере, равно как и всех верящих в ведьм. Казалось бы, это шанс уцелеть, затеряться там, где тебя не знают. Мергу Бин сожгли. Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний».
За год она использовалась для казни 41 человек, включая детей до пяти лет. Именно там и проводилась самая большая охота на ведьм. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".
Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Он лишал обвиняемых сна и для получения признаний покалывал обвиняемых тупым ножом.
«Булла о ведовстве» и «Молот ведьм», появившиеся в конце XV века, положили начало триумфальному шествию демонологии на север. Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим владычеством. Самое же большое число людей было казнено в Германии. Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой. Не редкостью было и то, что доносили на своих даже члены семьи.
Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. Они неясны и ныне. Так же поступали германцы и кельты.
Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. Святая инквизиция — это общее название целого ряда организаций католической церкви. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно.
Сначала ведовские процессы проводила инквизиция. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Женщину осудили на «смерть от меча». События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения, выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой — истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14.
Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. Таким образом, судьи могли не дожидаться, пока отыщутся свидетели обвинения, а, напротив, зорко следить за происходящим вокруг и незамедлительно действовать, стоило им узнать о чем-нибудь подозрительном.
Судя по всему, он рассуждал о вопросе, не погрузившись в фактологию достаточно глубоко. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была возведена специальная печь для сожжения ведьм. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. В 1684 году (за 7 лет до выхода книги Беккера) он приказал арестовать графа и пожизненно заточить в тюрьму за эти беззаконные процессы.
Это, несомненно, наиболее распространенная пытка. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде. Они и стали главными жертвами инквизиции в следующие несколько столетий. понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола». Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин. Издалека стекался народ к месту казни.
Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях.
После того как преемники папы Иоанна XXII ужесточили его указы о преследовании колдунов, в актах инквизиции замелькали показания обвиняемых, признавшихся под пытками в самых невероятных преступлениях. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. И далее: «Трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом.
Кроме того, на костер попали и 15 детей. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Начало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334).
Первоначально там говорилось: Отравителя не оставляй в живых. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град.
К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест.
Но на практике положения эти не соблюдались по следующей причине: сделка с Дьяволом, шабаш и другие мерзкие преступления, творимые ведьмами по наущению Дьявола, наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, что здесь позволительно было говорить о «преступлениях исключительных». Попросту говоря инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.
Точную цифру мы, конечно, уже никогда не узнаем.
Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Потому и слово «ведьма» происходит от слова «ведать», то есть, «знать». Последствия этой борьбы нам уже известны. Считается, что Хопкинс и его команда причастны более чем к 60 случаев казни ведьм в Англии (период с 1644 по 1646 г. ). и так далее. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. «Верно, погибло уже полгорода, – писал в письме потрясенный очевидец.
Этот аргумент нельзя сбрасывать со счетов, но кажется, что главным «двигателем» было все-таки золото. Но «благочестивые» охотники не позволяли сбить себя с толку. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром).
Однако ничего другого нам о нем не известно. Отсюда это культивируемое церковью презрение к женщине, наделение ее самыми плохими качествами, представление о ней как о «сосуде зла», «воплощении греха». В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII. Трактаты о ведьмах XV века порой разнились между собой в деталях. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола".
Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты. Приговор был вынесен 30 марта 1775 года.
Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Приговор нельзя было опротестовать. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством.
Нарушение запрета стало караться отлучением от церкви. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Эта опасность подстерегает нас повсюду и должна послужить нам предостережением. Не случалось ли им по наущению Дьявола оживлять из грязи и нечистот мышей, крыс, мошкару и прочих вредителей полей, напуская таким образом голод. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) – один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек.
Такая вера приобрела массовый характер, видимо из-за ситуации, в которую попала женщина в Средние века. Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены.
Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения. Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. Видя, как всё странно складывается, бальи поразмыслил ивелел швырнуть бедное дитя обратно вкостёр». XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми.
Священник из Альфтера в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ситуацию в Бонне начала XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. С 1532 года на территории Германии действовали положения так называемой «Каролины». Некоторые (от страха или безысходности) сознавались сразу, но некоторые проявляли характер и тогда в ход шли всевозможные орудия пыток, под воздействием которых «ведьма» признавалась «во всем».
Но даже оправдательный приговор выносился не из-за того, что была доказана невиновность обвиняемого, а лишь за недостатком улик. При Марии Тюдор 18июля 1556 года сожгли заживо мать сдвумя дочерьми.
Начинали обычно с женщин низших сословий. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания. Сам Анри Боге орудовал вграфстве Бургундия, где был верховным судьёй. Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. - Не волнуйтесь, – усмехался в усы старый судья Краузе.
В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки. Затем начиналась пляска, во время которой под оглушительные звуки флейт и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались и тут начиналась самая разнузданная оргия. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. Помощниками ведьм, так называемыми «фамильярами», являлись духи, принимающие облик животных и помогавших ведьме как по хозяйству, так и в колдовских делах. В случае с Элизабет Кларк духи приняли облик двух собак, котенка, зайца и даже хорька. Естественно, против таких неопровержимых доказательств суд устоять не смог и бедная старуха была казнена. К сожалению, уголовное преследование за ведовство на Британских островах было отменено только в середине XVIII века. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9 – 14 лет.
Напротив. Это (очевидно) происходит от реальной охоты на ведьм, которая практиковалась ранее. Однако они здесь не причем. Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: «Да свершится торжество справедливости».
Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы". Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2.
Есть два основных вида таинственных знаков – дьявольское пятно и ведьмин знак. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем. Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. Она часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки.
Изучая этот вопрос исследователь средневековой культуры Э. Фукс указывает на эротическую подоплеку превращения обычных женщин в ведьм. Так же редко они отмечены углублением кожи. Наиболее ужасные массовые казни происходили в XV—XVII веках. Как говорится, тренировался на кошках. В Соединенных Штатах Америки их сжигали вплоть до XVIII века, причём судьями были профессора Гарвардского университета.
Но, несмотря на все усилия, благочестивые убийства продолжались еще долго. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе. На этот вопрос пока нет совершенно уверенного ответа.
Печально знаменитая «охота на ведьм» расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам.
Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Булла Папы Римского изданная им под влиянием Генриха Инститориса, стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. Судебные разбирательства относительно ведьм в Северном Бервике начались в конце 1500-х годов и продолжались более двух лет, в результате чего 70 человек были обвинены в совершении «сделки с дьяволом». Хотя не во все байки про дьявольские выходки колдуний верил сам народ. Даже применение самых безобидных «чудодейственных» средств с точки зрения церкви происходило не без участия дьявола.
Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. Но в то же время церковь создала смертоносное оружие – инквизицию.
В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Рядом с этим охота на ведьм уже не казалась столь существенной. Первым документально зафиксированным в Англии процессом над ведьмой был допрос (и последующая казнь) Агнес Уотерхаус, состоявшийся в 1566г.
Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования. Было принято начинать допрос с церковного обряда. С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье.
Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе — более 400. Последнее документально доказанное сожжение ведьмы на Британских островах произошло в Шотландии в 1722 году, когда казнили женщину по имени Джанет Хорн. Авторами их были прежде всего лица духовного звания, как католики, так и протестанты.
И словно в подтверждение, в 1540 году в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. Можно сказать, дело приобрело политический оборот. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В начале 1324 года епископ Оссорский обвинил влиятельную горожанку ирландского Килкенни Алису Кайтелер сразу в нескольких преступлениях. До судебного разбирательства защитники не допускались.
Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной ибо «пути Господни неисповедимы» и к тому же плачет-то она под пытками. Влияние этой книги было огромно. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно.
Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете. Ан нет. В статье 58-й «Каролины» говорится: «. Прусский правовед и философ Кристиан Томазий (1655-1728) был человеком, который на рубеже кровавого XVII и полного надежд XVIII века олицетворял победу разума над фанатиками и мракобесами.
По поверьям, ведьмы обладали большой силой и могли легко испортить жизнь любому человеку. Только отношение к ней сложилось прямо противоположное. Те же, кому посчастливилось избежать доноса, тоже пребывали в страхе ибо в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству (некто мог припомнить своих так называемых сообщников под пытками).
25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году. Остальная масса случаев – для устрашения ретивых. Хопкинс умер в 1647 году, скорее всего, от туберкулеза. Раньше обучение настоящего палача длилось несколько лет. На генофонд подобное, разумеется, не окажет никакого заметного влияния.
А «исключительные» преступления оправдывали и любое исключение из правил. В октябре 1517 года монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Непременно притворялся ее искренним другом. Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Офицер на корабле обвинил плохую погоду, которая стала якобы результатом колдовства. Конечно, в действительности и речи не идёт об укоренившихся стереотипах вроде «в Европе сожгли всех красивых женщин». Таким образом, реальное число казненных могло быть гораздо выше 100 тысяч человек.
против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4. Охоту на ведьм открыл в 1484 году Папа Иннокентий VIII, обнародовав буллу «С величайшим рвением», направленную против ведовства как антихристианской практики. В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). В данном случае ведьма – своеобразная трансформация жрицы.
Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Ведь никто не нанял бы служанкой или взял замуж женщину, обвиняемую ранее в колдовстве. Впрочем, пытки здесь были запрещены, что помешало охотникам за ведьмами добиться крупных успехов.
Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве. В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (16231631), который сжег 900 ведьм и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (16231633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам.
Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный в 1665 году в южнонемецком городке Ройтлинген, постепенно «выдал» 170 членов дьявольской секты. Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм» и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Именно это и произошло в те тяжелые времена. В целом можно констатировать широкое разнообразие гипотез, выдвигаемых различными историками и отсутствие единой точки зрения на природу и причины массовых гонений на ведьм.
Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Дыба. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Считалось, что он обладал очень большим и холодным как лед детородным органом.
Едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. И тогда папа прибег к последнему средству – силе.
Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы.
За этот период церковь включила в свою структуру многие глубоко укоренившиеся верования простонародья (рождественское дерево, пасхальные яйца, фигурки горгулий для защиты зданий от нечисти и т. д. ), чтобы люди, которые подвергались промывке мозгов, не чувствовали себя слишком обделенными. Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений.
Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Э. Фукс пишет: «Этой болезнью была истерия в разных ее стадиях. Еще одной отличительной чертой был так называемый знак дьявола. Затем палач подносил к костру факел. Потом принялись за учеников и студентов. На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера). культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись.
Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. Например, это запрет о пересмотре судебных дел о колдовстве. Если жриц почитали, то ведьм нещадно истребляли. Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в «еретическом колдовстве».
Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой.
Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14. Массовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны.
Если раны не кровоточили, то женщину признавали ведьмой. Ее обвинили в том, что с помощью «сверхъестественной и непостижимой колдовской силы» она наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина – врача и судьи. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга.
Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. Однако демонология не входила в их число. В таком толковании закона укреплял судей и «Молот ведьм» ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя его просто «продолжением». Колесование. Канцлер с канцлершей тоже осуждены».
Противники охоты на ведьм вновь и вновь выступали с резкой критикой этих безумных деяний. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом. Современные историки отвергают подобные концепции15. Реакция последовала, в общем-то, предсказуемая. А дальше уже происходило упоение властью.
Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители.
Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. Европейские страны в этот период активно уничтожали население. «Ведьма» Анна Гельди умерла не в эпоху «мрачного Средневековья», а во времена Канта, Гете, Шиллера, Моцарта и Бетховена. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). каким образом, как часто она отдавалась ему.
Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году – и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».
Когда правитель графства Вадуц (ныне Лихтенштейн) в 1677 – 1680 годах организовал охоту на ведьм, распорядившись сжечь 300 человек, в дело вмешался сам император. «В царившем хаосе люди не понимали, кому еще можно доверять», – заключал очевидец. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Первый этап массовых гонений приходится на период с 1585 по 1595 г. Два других приходятся на время около 1630 г. и на 50-60-е годы XVII в. 5 За это время произошло около 100 тысяч процессов и погибло около 50 тысяч жертв. Вспомним еще раз историю охоты на ведьм. На этот случай у охотников на ведьм тоже была инструкция.
Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь и тех мог разбить паралич. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Почему же это произошло.
С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. Он не применял обычные пытки, чтобы выбить признание у женщин, которых он обвинял. Это тоже неслучайно. В ужасе люди бежали за пределы страны.
Чаще всего упоминаются, конечно, кошки и жабы. Возвращаясь к уже известному нам «борцу за справедливость» Мэтью Хопкинсу, вспомним его первый ведьмовской процесс, в ходе которого он выследил помощников одноногой пожилой ведьмы Элизабет Кларк. На рубеже XII — XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. На одиннадцатом костре впервые было казнено лицо духовного звания.
Затем настала очередь их детей: двенадцатилетней, девятилетней и, наконец, даже самой младшей из сестер. Дыба-подвес. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. «Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 годы), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм».
Сколь ни впечатляющими были эти аргументы, заметных перемен они не принесли, равно как и книга доктора Вира «О демоническом наваждении», вышедшая на полстолетия раньше. С мольбами о помощи обращались они к императору и папе Римскому. Отныне на первый план вышла борьба, борьба любыми средствами с преступным заговором, с проклятой ведовской бандой, которая действительно существует. Задумаемся еще раз об этой дате – 1782 год.
Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. В Темные века (эпоха с V по XI век, которая характеризуется массовым невежеством и репрессиями в странах на территории современной Европы) христианская церковь стремилась избавиться от язычников и колдуний, чтобы приумножить свою власть и собственность. «Кого-либо» – это и включая себя самого, то есть, согласно Witchcraft Act 1735 года, наказание (первоначально – год тюрьмы, затем санкции не раз менялись в сторону ужесточения) полагалось не только доносчику, но и тому, кто сам себя объявляет колдуном, ведьмой и так далее. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» («Formicarius»), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах.
Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Наиболее разумные князья уже давно поняли, что так дальше продолжаться не может.
Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Для сравнения, от «Великой Чумы» всего за два года (1665-1666) в Англии умерло более 100 тысяч человек, включая 20 населения Лондона, а в Германии, центре событий, в ходе Тридцатилетней войны погибло не менее 8 миллионов человек. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Дыбу применяли на всей территории Европы. В Библии говорится о существовании Дьявола.
У ранней инквизиции обвинение в ведьмовстве было одним из многих обвинений, но не главным. Ведь в ней отчетливо прослеживается путь общества к массовому помешательству: зарождение веры, затем провозглашение ее «непререкаемой истиной» и, наконец, насилие во имя этой истины, преследование или полное истребление действительных или мнимых врагов. При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок.
Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Впрочем, многим инквизиторам кружила голову безнаказанность, любую женщину, которая отвергла притязания, в считанные минуты могли приговорить к страшной смерти. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви.
Обычно это родинка или родимое пятно, но если таковых на теле у подозреваемого не было, Хопкинс считал, что у него все равно могут быть некие «невидимые» знаки. Для укрепления власти необходимо было действовать жестко и показательно. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни.
Публичная казнь сожжением для Европы, это катастрофа всему что сейчас проповедуется. Впрочем, число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло. Думаю, говорить о плюсах такого существования не стоит. Но на этом дело не заканчивалось. По всей видимости нет.
И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Верно, не обошлось без черной магии. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.