Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
На картине мы видим толпу людей, которая в большинстве своем сочувствует боярыне Морозовой. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Реакция на картину была неоднозначной. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Картина ожила. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века.
В 1635-37 гг. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения15.
Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. На полотне художника Феодосия Прокопьевна обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, ко всем тем, кто на самом деле представлял социальный слой борцов против новых обрядов. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Очень трудно ее лицо было найти. Ее увозили в ссылку. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев.
Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Вот пять женщин в правой части картины.
Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». В центре полотна – бледноватая измученная духовными муками изголодавшая от долгого поста дама, вокруг нее расположились неловкие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. Ведь сколько времени я его искал. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Ее глаза полны слез. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой.
Вряд ли можно разделить религиозные и мирские мотивы в поведении исторической боярыни Морозовой, поскольку синкретизм средневековой культуры не подразумевал существования одного без другого. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Каменный храм построили в 1703 году. Это и отразил художник на картине.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Не смею, - отвечал стрелец. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Её поручили патриарху Никону. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
На то время это была самая роскошная усадьба. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
Через год Феодосья родила сына, которого назвали Иваном в память младшего брата царя Алексея Михайловича, дядькою которого был Глеб Романов. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года.
Её вернули под арест. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. Детей у них не было. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Сурикову удалось оживить своих персонажей.
1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Впрочем, чего гадать. Кроме соображений гуманности, в этом предложении была и доля политического умысла: заключение твердой в своей вере боярыни, ее сестры и их подруги Марии Даниловой производило сильное впечатление на русский люд и их освобождение скорей привлекало бы к новому обряду, чем устрашение. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. (8) Церковь. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».
Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Чего он ждал. Морозова отвергает новые обряды. Власти не решились на публичную казнь известной фигуры и Феодосия Морозова была уморена голодом в 1675 году. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Все на картине будто напряглось.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Его лица не видно.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног.
Все лицо мелко было. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова».
Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). На свадьбе царя он был посаженным отцом. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали.
Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.
Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая встретилась Василию Ивановичу возле Рогожского кладбища. Заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черной одежде.
А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Там, в Преображенском, все меня знали. (16) Икона «Богоматерь Умиление». На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Она не хотела изменять старой вере. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Приглядел для работы соседний переулок. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений.
Древнее пение было мужским, одноголосным. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Люди потянулись к ней взорами.
1669 год — царица скончалась. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Однако в стране было неспокойно. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. На ее лице глубокая скорбь. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Но нет. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Отец будущей боярыни два года служил воеводой на Мезени и в Кевроде, в 1631 году был отправлен посланником в Крым, откуда вернулся после рождения Феодосии. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть».
Тот же Аввакум писал о ней: Жена ты была боярская, Глеба Ивановича Морозова, вдова честная, вверху чина царева, близ царицы. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Вместе они ходили по тюрьмам и разносили милостыню, ежедневно поклонялись московским святыням. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею.
Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова».
В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
Она предалась суровому подвигу: посту, молитве и молчанию, абсолютно устранившись от домашних дел, которые препоручила верным людям. Но боярыня отказалась. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны.
Через два денька Морозову перевезли поначалу в Чудов, а позже в Псково-Печерский монастырь. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Брат Бориса Ивановича Глеб был дядькою младшего брата Алексея Михайловича – Ивана и царским воеводою в Новгороде, Казани, сопровождал царя в военных походах. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
При взгляде на полотно в первую очередь в глаза бросается центральный персонаж – боярыня Морозова. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Ведь сколько времени я его искал.
Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Греческую красоту можно и в остяке найти».
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. (Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница).
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Я с нее написал этюд в садике в два часа. «Персты твои тонкостны.
И вот однажды В. И. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился.
При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. В 1911 году императором было дано разрешение на разборку архива Тайного приказа царя Алексея Михайловича. Борис Иванович Морозов был назначен дядькой – воспитателем наследника престола 5-летнего царевича Алексея, а потом сумел породниться с царской семьей. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти.
На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Ведь сколько времени я его искал. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. Каменный храм построили в 1703 году.
Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Критики было много. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства.
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Они провели допрос Феодосьи и её сестры.
Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Оно развивалось в определенном каноне, который заимствовали из Византии, но постепенно трансформировали, создали свои собственные напевы. На то время это была самая шикарная усадьба.
В толпе терялось. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». А церковная музыка – это церковное пение.
Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли сударыни, потому решил оживить память о ней изобразив на большущем холсте эпизод, где Морозову везут в темницу.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Женское их дело что они много смыслят. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества.
Татьяна Юденкова: Критики, увидев эту картину, отнеслись к ней достаточно негативно, они осуждали Сурикова за недостоверность изображения. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью.
Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Но ему далеко было до триумфатора, несмотря на то, что он был принят в одном из монастырей царем, обласкан некоторыми боярами. И как вставил ее в картину – она всех победила. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Сострадательный сторож исполнил эту просьбу.
Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Феодосию Морозову перевезли в Боровский острог и посадили в яму вместе с Урусовой и Марьей Даниловной. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился.
Но в 1671 царь женился вторично. И как вставил ее в картину- она всех победила. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Почитается старообрядческой церковью как святая. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году.
По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Все лицо мелко было. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Но ничто не сломило их твердости.
Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Озадаченный архимандрит поспешил к царю.
Знаете, что значит симпатичное лицо. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Предки Соковниных происходили из Германии, точнее от одного из древнейших родов европейского рыцарства – Мейендорфов. В толпе терялось». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В центре полотна – бледная измученная душевными муками изголодавшая от долгого поста женщина, вокруг нее расположились неуклюжие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие.
Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. Все лицо мелко было. В девичестве она была Соковнина. Богатство ее было сказочно. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась.
Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную.
Но вскоре скончался её сын Иван. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Но смеялись немногие. Она почти не смотрит на боярыню. Каменный храм построили в 1703 году. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Очень трудно ее лицо было найти. Впереди на коленях старая нищенка.
Досталось и художнику за эту картину. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.
Но приверженность к старой вере обернулась в итоге мучительной смертью, ее уморили голодом. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство.
Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.
Художник немного отошел от исторической достоверности, боярыню везли ночью, толпы сочувствующих не было. В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672).
В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Описание картины гласит о том, что художник длительное время определялся с портретными этюдами, он отрисовывал их по отдельности, а позже собирал воедино. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. (8) Церковь.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно.
Царь разгневался. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Старообрядцами тех, кто не принял изменения, назвали позже. В 17-ом веке их называли еретиками и преследовали. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».
Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. В толпе терялось. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени.
Художник допустил ряд исторических неточностей. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.
В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Феодосия Морозова не приняла обычного для боярынь участия в брачных обрядах, ссылаясь на свои больные ноги. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. (1) Феодосия Морозова. Скончался он в 1662 году, а так как потомством он так и не обзавелся, то все перебежало наиблежайшему родственнику. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Это то, где черты лица сгармонированы.
Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Потом боярыню Морозову написал.
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Нравилось им, что я казак и не курю. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Но она не была отрезана от внешнего мира: ей передавали еду и одежду, она даже получала письма от протопопа Аввакума. Евдокия предупредила сестру Феодосию о предстоящей беде и, решив разделить ее участь, не воротилась домой. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим.
Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. (1) Феодосия Морозова. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей.