Тогда стрельцы понесли на плечах носилки с боярыней Морозовой, а за носилками, пешей, пошла её младшая сестра княгиня Урусова. Среди женщин можно отметить трогательные личности, жертвы раскола: боярыню Феодосию Морозову, княгиню Евдокию Урусову, Марию Данилову и др. В 1912году Совет старообрядческих съездов предложил обратиться в Министерство внутренних дел с ходатайством об установлении на могиле протопопа Аввакума креста, а на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой— часовни. Последнее допетровское поколение, последняя молодая Московия -- такие, как Федосья Морозова или княгиня Евдокия Урусова или их брат Алексей Соковнин, -- вошли в Никонову смуту и в ней, как и последнее поколение старой России, погибли в истязаниях и пытках смертельной борьбы за Русь.
«месяца ноября во вторый день сказание отчасти доблести и мужестве и изящном страдании, терпении свидетельство благоверныя княгини Феодосии Прокопьевны Морозовой и преподобномученицы, нареченныя во инокинях схимницы Феодоры. Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Среди них мучеников русского старообрядчества одно из первых мест заняла боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова со своей сестрой княгиней Евдокией Урусовой.
Чего он ждал. В «Боярыне Морозовой» этот характер должен был взорваться такой внутренней силой убежденности, способности к противостоянию людям и обстоятельствам, что стал бы символом всей России.
В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Алексея Михайловича хотя и прозвали Тишайшим, но царствование его было одним из самых неспокойных на Руси. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Но она отказалась прибыть на торжество и тем, как считалось, лично оскорбила царя.
Новая пошлина на соль отменена была в том же году. Может и не знает, каким этому шагу быть. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором».
Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Царь, в великолепии державы и скипетра, с синклитом боярства, с восточными патриархами, с архиепископом великой Александрии, папой и судией вселенной, архиепископами, архимандритами игуменами, со всем Священным Собором осудил, как думали сторонники старой молитвы, -- все восемьсот лет русского христианства, отринулся старого русского двоеперстия, каким сжаты руки мощей всех святителей Русской земли и самый символ русской веры прочёл на Соборе искаженным.
Спросил: «О чем скорбите. » Ему ответили: «Жажда рая обуревает нас». Расчеты государственные перехлестнулись с делами личными. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Именно с той поры до самого корня народной души пробежала трещина, которая и доныне не позволяет нефальшиво зазвучать Большому Колоколу чаемого русского единогласия.
Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору.
Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. Морозову было приказано подольше держать на дыбе.
Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Её навещали слуги, приносили еду и одежду.
Вопрос о дальнейшей участи именитых узниц приводил в затруднение самого царя. В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Крестьян было 8000 другов и сродников множество много ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». Учитывая всё это — удачное замужество Феодосии Прокопьевны, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьёй, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто абсолютно исключительное в том, что боярыня Морозова отреклась от «земной славы».
Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. На суриковском полотне бунт Федосьи Морозовой влечет за собою одних и ненавистен другим. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Раздетых до пояса сестер станут поднимать на дыбу и бросать об землю.
Разве в том, что не часто мог посылать в Красноярск матери и брату нехитрые гостинцы, не каждый год ездить навещать. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Здесь содержание узниц было относительно сносным. Стремясь все к большему совершенству в духовных подвигах, молодая боярыня пожелала и вовсе отречься от всех мирских утех и принять на себя великий ангельский образ. Именно боярин выбрал для царя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Детей у них не было. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. А ведь говорить умела и как говорить.
Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать – Феодосья Прокопьевна Морозова. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. В круг интересов царя входила астрология.
Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). Феодора, по ее просьбе, творила над ней по памяти церковное правило на исход души. Суриков оказался ближе не к Мусоргскому, но к Пушкину. Но восторжествовало предложение послать их в заточение.
Эти действия вполне вписывались в курс на централизацию управления государством: одно государство, одна религия с одним, единым обрядом.
Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Реакция на картину была неоднозначной. Он был человеком порядка по преимуществу «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) — писал он или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».
Те же строгости в отношении пренебрегавших этими книгами священников. Ф. П. Морозова, как состоявшая в родстве с царской фамилией, по дворцовому этикету обязана была «в первых рядах стояти и титулу царскую говорити». Домашний быт русских цариц. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой.
Но были ещё и другие обстоятельства для беспокойства. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. Два года ещё Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Надо бы боярыне испугаться, притихнуть. А ведь, казалось, все еще могло прийти к благополучному концу.
Бунтовали горожане из тех, кто трудом изо дня в день добывал пропитание. Но этим не закончились пытки. И снова поостеречься бы ей, не перетягивать струны, уйти с царских глаз. Боярыню вернули под арест. В нем есть исторические неточности, но безошибочно и мощно воплощено великое свойство русского характера – непокорство насилию, неукротимость несогласия с грубой властью. Обе были подвергнуты допросу.
Под его влиянием Феодосия в 1671 тайно постригается в монахини, приняв имя Феодоры. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. «Питирима же патриарха вскоре постиже суд Божий», – утверждал современник. Богатство ее было сказочно. Словом, Феодосия Прокопьевна, обладая завидной силой характера имела вполне человеческие слабости, что, конечно, делает её подвижничество ещё более значительным.
Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Видя виждь, Владыко, смерти их нужные и напрасные и безгодные. Портрет царя Алексея Михайловича.
Рис. Теперь пришло время радоваться Соковниным. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. О боярыне ему рассказывала его тетка и крестная мать О. М. Дурандина.
Участники разыгравшейся драмы начинают уходить один за другим. Морозову было приказано держать на дыбе дольше всех. И паки мученица: «Поне мало сухариков».
Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Я расскажу вам одну притчу. Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече.
Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих, подчас корыстных интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия». Это ли не вольность суждений, которая не одного могла увлечь на опасный путь. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры.
Под пышной боярской одеждой она носит власяницу (чтобы «томить» тело), а по ночам, переодевшись в простое платье, ходит по темницам и богадельням, раздавая милостыню, кормя и леча увечных. Скованную боярыню снова привезут в Чудов монастырь, чтобы Питирим помазал ее миром. Ино принеси поне яблоко или огурчик». Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича. Все лицо мелко было. И не только мужу по сердцу пришлась Федосья. И перед смертью что-то сломится в ней, что-то не выдержит муки. Не убедила.
Этот раскол, как устоявшееся три с лишним столетия и вновь возгорающееся противостояние старообрядчества и «исправленной» церкви, особенно трагичен. В 1650 г. у Феодосьи родился сын Иван. Все лицо мелко было. Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии.
И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Он был готов увещевать, уговаривать, ограничиться, наконец, простой видимостью раскаяния. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Федосье достанется провисеть на дыбе целых полчаса.
И в нестерпимой тоске Пушкина и в сумасшествии Гоголя, в смуте Толстого и Достоевского, в самосожжении Мусоргского, в кликушествах Лескова: -- Россия-Рассея, только во Христа крестилась, а во Христа не облеклась, -- тоже страшное чуяние какого-то отлучения и предчувствие за то великих испытаний и наказаний. Со следующей ночи на ямском дворе приступят к пыткам. И оба писателя придут к одинаковому ответу. Но если вы думаете, чтобы из любви к Ивану душу свою повредила или, его жалеючи, отступила благочестия и этой руки знаменной.
Вот соберу материал для картины, вот кончу картину. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. – хотя бы конец боли, страшного в своей неотвратимости ожидания новых страданий. Родион Стрешнев не согласился. «Оле, чудо.
Однако в стране было неспокойно. И глагола: «Не смею». Во всяком случае боярыня имела возможность поддерживать общение со своими друзьями. «Мать моя из Торгошиных была.
Расплачивался за независимость скупыми заработками – куда меньшими, чем у бездарных коллег. Ее раздели до пояса и подняли на «встряску», то есть на дыбу. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Дед еще сотником в Туруханске был. Это при нем и его усилиями произошел окончательный раскол.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Но замужество дочери стоило многих служб. Царь же на радостях повеле ей все отдать.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6—12 лучших лошадей, а позади бежали человек триста слуг. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни.
Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В это время патриарх Никон проводил реформу православной церкви: унифицировались по современному греческому образцу церковный обряд и книги. В Кремле же родились его внуки, Глеб и Борис. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Касимовский царь Петр Арсланович родил шестерых сыновей.
Это были описания того, как перевозили государственную преступницу из дома в застенок. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника.
Допрос затянулся на много часов и одинаково обозлил обе стороны. Все лицо мелко было.
Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Заботясь о будущем единственного сына, вначале была занята думами о том, достаточно ли богат ее дом и достаточна ли знатна фамилия Морозовых («как дом строен, как славы нажить больше»), откуда взять невесту для сына («из добрыя ли породы или из обышныя»). Однако Морозова была не рядовая ослушница.
Для Федосьи два года не срок, чтобы забыть царю о покойной царице Марье Ильиничне. Ночью 14 ноября 1671 года Морозова в цепях была препровождена в Чудов монастырь, где её уговаривали причаститься по новому обряду, но старица Феодора ответила твёрдо: «Не причащуся. » После пыток их вдвоём с сестрой отправили подальше от Москвы в Печерский монастырь. 4. Женщина тайно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере.
И нитки – свои труды – ночью по улицам побредет да нищим дает. Солнце там, как медный шар. Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков.
Когда умер старый муж, ей было всего тридцать лет. Таким «особенным», особенно любимым другом стал Никон. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.
Это произошло в начале зимы 1674 года. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. На то время это была самая роскошная усадьба. – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Вскоре после этого произошел окончательный разрыв с царским домом.
В 1650 г. у нее родился сын Иван. Её поручили патриарху Никону. Борис Морозов умер бездетным в 1652-ом году и его богатейшие вотчины наследовал младший брат, Глеб Морозов, который и сам был достаточно зажиточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г. ). Конец 1670 — начало 1680 годов.
Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Но оценить осторожной снисходительности своего следователя Федосья Морозова не захотела. Два с половиной месяца – разве этого мало для земляного мешка. Вслед за нею тем же пыткам была подвергнута и Евдокия Урусова. «Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу. » – писал Суриков. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. И мать права – ему не пережить ее заключения.
он, через руководившего Посольским приказом А. С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп. «Строгая жизнь», – отзывался Репин о суриковских квартирах. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Федосья крепче, упорней, но и ей не пережить зимы.
Для нее нечаянная, вымоленная царицей милость – победа и она хочет ее испытать до конца. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Отец Феодосии в разное время служил воеводой в различных городах, был посланником в Крыму, заседал в Земском соборе, возглавлял Каменный приказ.
Царева воля значила много, но куда было уйти от именитого родового боярства. А в 1682 году к власти пришла от имени младших своих братьев царевна Софья. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Вдова «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала усмирить плоть.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Если она понадобилась тем, в чьих руках сила, пусть насильно несут ее куда хотят. Там они были подвергнуты пытке «на дыбе и огне» с целью заставить заблудших отречься от «старой веры». Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Больше молчала, слова лишнего вымолвить не хотела.
Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, прежде всего низшего, которое увидело в них иноземное влияние. Попы, следовавшие дониконианскому порядку служб, немедленно и окончательно лишались мест. Они поняли, что так померкнуть самому духу Святой Руси. Наследником всех морозовских богатств оказался двенадцатилетний Иван, но до абсолютнолетия сына управляющей вотчинами была объявлена его мать – Феодосия Прокопьевна Морозова. Сентябрь.
Однако никоновские реформы зашли так далеко, что возвращение к старому обряду было уже невозможно. — Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Поне яблочко или огурчик».
Алексей Михайлович не сомневался в «лютости» Федосьи. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Но для характера русской женщины этого мало.
Близкие родственники – Феодор Михайлович и сестра его Анна Михайловна Ртищевы много уговаривали Феодосью не противиться общему направлению и воле царской, чтобы не навлечь на себя гнев и наказание со стороны царя и держаться соответственно своему высокому положению. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. Но царь, нежестокий по своей природе, на этот раз оказался непреклонен.
Хотя некоторые персонажи на картине просто любопытствуют, а отдельные и вовсе глумятся, в общем, образ Морозовой на картине предстает победоносным: большая часть народа смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения15. В ночь на 16 ноября того же, 1671 года строптивая боярыня навсегда простилась со свободой. Но царь упорствует. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. «Василий Иванович занимал две небольшие квартиры, расположенные рядом, – вспоминал художник А. Я. Головин, – и, когда писал свою Боярыню Морозову, он ставил огромное полотно на площадке и передвигал его то в одну дверь, то в другую, по мере хода работы».
Пророк пошел дальше и увидел других безутешных. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей.
Они настаивали на аресте Морозовой. В чём-то отлучена. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Монастырь был построен на землях села Воскресенское.
Этого царь не должен был простить. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку.
Неизвестно, глядел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, нет ни малейшего сомнения. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». В толпе терялось». Царь Борис дал Урус-мурзе город Касимов и наградил титулом царя. Муж любил Феодосию и она отвечала ему почтительной и благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами Домостроя.
С течением времени у ребёнка (11—13 лет) составилась маленькая библиотека из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и Грамматика изданные в Литве, а также Космография. Высоко поднятая в символическом жесте рука (двуперстное крестное знамение) — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди». Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший.
Ее богатству можно было только позавидовать: сударыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила собственный дом по западному эталону. Про боярыню Морозову». Арест последовал скоро. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Вновь сосланный в земляную тюрьму на берегу Белого моря, Аввакум ведет переписку с Ф. П. Морозовой, наставляя ее окончательно «отрешиться от земной славы, почестей, громкого имени и роскоши». Даже Аввакум замечал, что Морозова отличалась весёлым и приветливым характером. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). Твой Петр Семенович происходит от третьего сына касимовского царя, от Сатый-мурзы. Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, – Борис Иванович Морозов сему царю бысть дядька и пестун и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще но сопротивтово племянника ево роднаго, Ивана Глебовича Морозова, опалою и гневом смерти напрасной предал, – твоего сына и моего света («Письма», 1672).
105 стр. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился.
Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке сам он писал Никону в 1651 году, «что слово его стало во дворце добре страшно». Вмешательство царевны Ирины только усилило бессильное раздражение царя против Морозовой. Пророк снова отправился в путь и встретил сельчан, лица которых светились радостью. Какая цель ее.
Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. Её светское имя — Предслава. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. С 1662 после смерти обоих братьев Ф. П. Морозова остается наследницей их громадных богатств: у Б. И. Морозова в 19 уездах было 9100 (по другим данным – 7254) тяглых дворов с 55 тыс. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года.
И как вставил ее в картину – она всех победила. Подробну же добродетели ее недостанет ми лето повествовати: сосуд избранный видеша очи мои. » («О трех исповедницах слово плачевное»). Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Образы Веры Засулич, Софьи Перовской волновали молодежь и поэтов. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц. Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях.
Но Федосья снова отказывается сделать по своей воле хотя бы шаг. (Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Это Суриковы. Реформа прошла в 1653—1655 гг.
И слезы в молитве, яко струи исхождаху из очей ее. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).
«Воровскими людьми» называли документы предков художника за то, что участвовали они в Красноярском бунте XVII века. Но и то объяснялось не деньгами – работой. Сколько людей при дворе мечтало о такой неслыханной чести. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Бысть же жена веселообразная и любовная» (священномученик Аввакум «О трех исповедницах слово плачевное», 1675). Напрасно Аввакум уверял: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану». Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
Сие святей рекши, умолче голова (житие). И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Молодой царь сильно подчинился влиянию Бориса Морозова.
Ведь сколько времени я его искал. Чуть теплые печи. Его женщины любят, страдают, отчаиваются, надламываются под ударами судьбы.
Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Федор Ртищев воинствовал со всей церковью и ее князьями, желал жить по воле разума своего и совести, а не по предписаниям церковным. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников» или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум.
Очень трудно ее лицо было найти. В толпе терялось».
Не отреклись, царского гнева и опалы не испугались. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле.
Рис. П. Кутузов, «Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия»). К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир.
–Эта буква называется «алиф», – показал учитель, не дожидаясь вопроса, будто прочитал Дунины мысли. – Потерпите. О преславное. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). Феодосья и сама желала приобщиться к иноческому чину. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666 – 1667 гг. А еже каптаною мя своею почитает и аргамаками — поистине несть ми сие велико, быша бо вся сия и мимо идоша: езживала в каптанах и в каретах, на аргамаках и бахматах.
В завзятости споров скрывалось отчаяние сопротивления. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Последним поводом послужил отказ Морозовой присутствовать на царском браке: после смерти Марьи Ильиничны царь решил жениться на молодой красавице Наталье Нарышкиной (будущей матери Петра I). Но за нее заступалась царица Марья Ильинична.
После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Сначала были муки душевные. В Пустозерске был сожжен в срубе протопоп Аввакум. И снова отказ «застывшей в гордыне» Федосьи, снова взрыв ненависти к царю, ставшему ее палачом. Юродивый – торговец огурцами с московской толкучки: «Вижу – он. И на все получит отказ: не могу, не смею, боюсь.
Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. В начале зимы было. «Персты твои тонкостны. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Аминь» («О трех исповедницах слово плачевное»).
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». В августе 1681 года, также в ссылке, скончался Никон. Два дня колебаний и митрополит Павел получает приказ допросить упрямую раскольницу. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Умилосердися, раб Христов.
В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». Но с Аввакумом иначе. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой.
Облик боярыни Морозовой в национальной памяти слит с любимой народом картиной В. Сурикова. Но вскоре после смерти мужа вместе с родной сестрой княгиней Е. П. Урусовой и подругой – женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой, становятся приверженцами и последовательницами протопопа Аввакума («столпа древнего благочестия»), вернувшегося в Москву из сибирской ссылки. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. «Картина — «Боярыня Морозова» — гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке.
Воспитание венценосцев – дело непростое. Ризы же ношаше в доме с заплатами и вшами исполненны и пряслице прилежаше, нитки делая. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.
Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. С незапамятных времен владели Морозовы двором в самом Кремле, неподалеку от Благовещенского собора.
В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Также протопоп упрекал сударыню в малозначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Тогда всех троих отступниц поместили в подземелье монастыря.
И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Художник допустил ряд исторических неточностей. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина.
Со стороны казалось, что они за чистоту церкви боролись, но Морозова знала – боролись за любовь царя. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников.
Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Древнее пение было мужским, одноголосным. В толпе терялось. Сын Сатыя Андрей был воеводой Нижнего Новгорода при царе Михаиле Федоровиче, сын Андрея Симеон ныне воевода Алексея Михайловича. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова.
Он и искал впечатления на улицах, в окружающей жизни. Милостив буди нам, Господи. Княгиня Урусова ни в чем не уступала сестре. Чудов монастырь, куда везли боярыню, находился в Кремле.
Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. И после смерти своей «поединщицы», царь с прозвищем «Тишайший», приказал, как можно дольше скрывать факт смерти боярыни Морозовой.
Пророк увидел сидевших на заборе вдоль дороги понурых людей. Строптивая боярыня должна всенародно покаяться и повиниться, должна унизиться перед ним.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Его первенец Муса-мурза родил восьмерых сыновей. И думный Иларион глаголаше двема мученицама: «Аще и вы не покоритеся и вам сице будет. » Феодора же, видя бесчеловечие и многи раны на святей Марии и кровь текущу, прослезися и рече Илариону: «Се ли християнство, еже сице человека умучити. » И посем развезоша их по местам в десятом часу нощи» («Житие»). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Ещё писатель В. Гаршин, увидев сто лет назад на выставке полотно художника, предсказал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Такой вот череп у таких людей бывает.
Феодосию Морозову перевезли в Боровский острог и посадили в яму вместе с Урусовой и Марьей Даниловной. положили начало расколу в Русской Православной Церкви. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками. Горе увеличивалось ещё и тем, что она не могла с ним проститься, да и каково ей, монахине Феодоре, было узнать, что сына причащали и похоронили по новым «нечестивым» обрядам. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов.
Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг.
Как записал он в своем дневнике: 11 апреля 1659 года «Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)». Царь повелел убрать Феодосию – «бунтовщицу хуже Разина» – из столицы. Потом боярыню Морозову написал. Может и духовный отец, а все равно посторонний человек.
После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Другое дело – материнская родня. В ночь на 16 (26)ноября или 14 (24)ноября1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. И глагола: «Не смею».
Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Она же смалодушничала, обещалася тремя персты перекреститися. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Германия, Франция, Италия, Австрия – может быть именно множество впечатлений вместе с отстраненностью от родных мест позволяют отчетливо сформулировать смысл «Боярыни Морозовой». На нотах для гитары молодой художник делает первый набросок «Утра стрелецкой казни» и там же пробует первое композиционное решение «Боярыни Морозовой», но долго не решается им по-настоящему заняться.
Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Через 10 дней Борис Морозов, вдовец и человек уже пожилой, женился вторым браком на царицыной сестре Анне и стал царским свояком.
Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Он погрешил бы против исторической истины и характера народа, потрафив желаниям Стасова. Из этих удивительных мест и был родом Борей – северный ветер.
По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. На то время это была самая шикарная усадьба. (1) Феодосия Морозова.
Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. и касалась в основном церковных обрядов и книг. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. В конце концов, она только женщина и ей уже под сорок лет. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки.
Любила ли своего Глеба Васильевича или привыкла к старику, ни о чем другом и помыслить не умела, тосковала ли или быстро притерпелась. Ровно через три месяца после Федосьи не стало царя Алексея Михайловича. Одновременно Собор 1666—1667 гг. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. А ведь новоположенный патриарх Питирим никак не хотел открытых жестокостей.
Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. Иоасаф II сменил Никона, ни в чем не поступившись никонианскими убеждениями. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г).
Сын Измаила Урус-мурза поступил на службу к царю Борису Годунову. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачёл боярам на заседании Думы. В монастыре настоятельницей была её тётка, она и приняла юную монахиню.
Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». И учини духи их идеже присещает свет лица твоего. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.
Это граничит с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва – третий Рим». Федосья торжествует, не замечая, как меняются обстоятельства и время. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися.
Морозова и впрямь надеялась, что на переходах дворца мог стоять и смотреть на нее царь. Вскоре в своем доме она создала приют для странников, нищих, убогих и калек. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Но Морозова была не рядовая ослушница. Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства.
Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. Это в них, тихих и покорливых, готовы разгореться искры бунта Морозовой. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Да ведь говорила-то по делу, доводы находила, возражала, переспорить себя не дала.
Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Здесь они не знали, когда день, когда ночь.
Место это на городском валу получило название Городища и стало местом паломничества. Не вем и не слышу не ведаю – жива, не ведаю – скончали. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. Но в 1671 царь женился вторично.
Евдокия дотянет лишь до первых осенних холодов. Женское их дело что они много смыслят. ».
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. (Остался и позже в их роду бунт против тех, кому принадлежала власть. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам Г. Котошихина, «гораздо тихим». Алексей Михайлович неумолим. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы.
Часто он приходил беседовать с нею о различных «неженских» религиозных и других серьезных предметах, говоря, что наслаждается «паче меда и сота» премудрыми ее речами. На свадьбе царя он был посаженным отцом.
Бунтовали окраины, принимавшие все больше и больше беглецов. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить. Мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально прислушивался влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. «Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время — Перевозский район Нижегородской области). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. Ее переписка с протопопом Аввакумом, отчеты о дознании, перепись имущества, отчужденного в пользу государства после ссылки боярыни в Боровск. Царь разгневался. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Спорил с самим Никоном, что зря вмешивается в мирские дела, хочет управлять государством. Не могла убедить.
Она попросит у стражника: «Помилуй мя, даждь ми колачика, поне хлебца. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
А есть еще и третьи – любопытствующие наблюдатели. Кланяющиеся девушки – старообрядки с Преображенского. Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Художником воплощена и великая народная драма – раскол, который у нас всегда яростен и потому особенно опасен.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. В этой статье мы расскажем о символах веры, формы которых не терпят «умствования» при их создании и утверждении. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. А церковная музыка – это церковное пение.
Бунтовали крестьяне. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Все неповинующиеся церкви предавались анафеме. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Тетка к деду ездила.
В 1648 году, 16 (26 по новому стилю) января, царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской вскоре за тем Б. И. Морозов женился на её сестре Анне. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Когда пришлось спорить о своей правде, о том, во что поверила, во что душу вложила, проспорила с самим митрополитом целых восемь часов: «И бысть ей прения с ними от второго часа нощи до десятого».
Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. –Царского. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние отношения. К тому же она слабее телом и духом, до конца не перестанет убиваться об осиротевших детях.
Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г. ) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной, 22 января 1671 г. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны (например, 2 ноября 1672 г. в селе Преображенском). Теперь уже к ней самой приступили с увещеванием, постарались приунять, утихомирить. В 1545 году барон Иоганн фон Икскюль выехал из Ливонии к царю Иоанну Васильевичу Грозному и принял крещение под именем Федора Ивановича. А решилась пренебречь царской волей одна Федосья Прокопьевна. Её вернули под арест.
После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. 17 (27) ноября или 18 (28) ноября 1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Но к ним потянулись старообрядцы с изъявлением солидарности с мученицами «за истинную веру». Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. Считается, Феодосия Прокопьевна почила в Бозе в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года.
Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову. В подмосковном ее имении был дворец с мраморными полами, выездная посеребренная карета и «сад в две десятины с павами и павлинами».
Озадаченный архимандрит поспешил к царю. В. И. Суриков ошибался. Феодосию Прокопьевну окружало не просто богатство, но роскошь.
Истолкование раскола и никонианства и сегодня далеко не единогласно. (Это было в конце 1674-го года). Почитается старообрядческой церковью как святая.
Это было ужасное зрелище. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. Но то, что очевидно для многих царедворцев, непонятно Федосье. Чаша терпения Алексея Михайловича была переполнена. Но приверженцы царской власти ничего не добились. И тогда отдаст царь холопей и вотчины твоя».
Упокой души их в недрах Авраама и Исаака и Иякова. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Мы рады, что живем, остальное – обычные заботы». Ни покровительство, ни заступничество Федосьи не помогли.
Процессы против народников едва успели завершиться. Боярыню вернули под арест. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». О Христианстве, которое «насильственно» пришло через Византию на территорию Ведической Руси и ему было суждено жить и развиваться среди людей с ведическим восприятием мира (но не языческим, как привыкли говорить даже современные ученые) в городах и селах с древними ведическими «Названиями», например, Тула, Верея, Самара, Нара, Сура. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста.
Спросил: «Что сделало вас счастливыми. » Ему ответили: «Дух Истины. Поне мало сухариков. Феодосия Прокопьевна действительно стала ярой противницей церковных реформ. Страстотерпице Морозовой шел 44-й год».
Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году – это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Царским указом и боярским приговором 7 (17) февраля 1646 г. установлена была новая пошлина на соль. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. 30 января 1676года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался на 47 году жизни.
Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Смысл жизни для Василия Ивановича составляла воля. Я его на снегу так и писал. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена (Третьяковым) за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов. Сундук.
В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. Так пусть и новый патриарх убедится в ней. И глагола Феодора: «Не смееши ли.
На рисунке в розвальнях закованная в цепи Боярыня Морозова. Христа люблю более сына.
Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями. И это породило противоречия в русском обществе. И не раз возникали бунты и восстания против нововведений.
(8) Церковь. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 года усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящён был в патриархи 25 июля 1652 года и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Те же исправленные книги для богослужений.
Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Провещай мне, старцу грешну, един глагол: жива ли ты. ».
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Школа Оружейной палаты. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Преподобная же сего ради не восхоте прийти, понеже тамо в титле царя благоверным нарицати и руку его целовати и от благословения архиереев их невозможно избыти. Но даже сделав первый шаг, Алексей Михайлович не сразу решается на следующий.
Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Недаром Суриков придавал этому полотну неизмеримо большее значение, чем «Утру стрелецкой казни». По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
Потрясенность обстановкой восьмидесятых годов мешала вернуться к глубочайшему смыслу последней пушкинской строчки в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует». И странно: благочестивейшая, богобоязненная, в мыслях своих не согрешившая против власти церкви, против разгула никонианской грозы, царица Марья Ильинична не видела греха в «заблуждениях» Федосьи Морозовой. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. В 1643 году был избран игуменом монастыря.
Следуя советам своего врача Самуила Коллинса, он позволял на основе рекомендаций медицинской астрологии пускать себе кровь. Женское их дело что они много смыслят. И в той самой среде, в которой они родились и выросли, которую давно перестали замечать. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. Один из странников инок Трифилий, рассказал Феодосии о старице Мелании, подвижнице из города Белева, которая также была ученицей Аввакума.
Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Каменный храм построили в 1703 году.
Называвшийся тишайшим, Алексей Михайлович не хочет и слышать о снисхождении и компромиссах. Приобретает распространение среди бежавших на Дон людей идея похода на Москву, уничтожения «московских иродов». В 1669 году царица умерла. Она же по приятии трех перст разболевся болезнию и дни с три бысть вне ума и расслабленна.
Женское их дело что они много смыслят. ». Донесения патриарху утверждали, что держалась боярыня гордо, отвечала дерзко, каждому слову увещевания противоречила, во всем с сестрой «чинила супротивство». Митрополиту Павлу не удается вразумить строптивицу. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Неточны историки и в другом обстоятельстве.
После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. До возвращения в Москву из первой сибирской ссылки протопопа Аввакума нет свидетельств о приверженности боярыни Морозовой к староверию. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом.
Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Жизнь в таком заключении была немыслима. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ».
Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Человек и народ. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство.
Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года или, согласно старообрядческим преданиям, 6 (16)декабря1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Морозова отвергает новые обряды. У старшего сына Едигея, у Акиз-мурзы, было три сына.
Когда же она изнемогла, Евдокия сама читала над собою молитвы. Но ему далеко было до триумфатора, несмотря на то, что он был принят в одном из монастырей царем, обласкан некоторыми боярами. В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией. Бунтовали и воевали всю жизнь, в 1825 году вышли в офицеры. Она меньше всего собиралась поддерживать старообрядцев, боролась с ними железной рукой.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. В декабре скончалась и Марья Данилова. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Ни от кого не хотел зависеть. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
Очень трудно было ее лицо найти. Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. Путь саней с узницами действительно лежал мимо Чудова монастыря. 17 (27)ноября или 18 (28)ноября1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря.
Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности. В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича.
«Только я на картине сперва толпу писал, – признается художник, – а ее после. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. 1.
Приими от нас отшедших к тебе сих души раб своих, пожерших телеса их псами колитвенными (приблудными). 1-го сентября 1674 г. царь «объявил» народу своего сына Фёдора как наследника престола. Почто ми поклоняешися много.
Феодора же, будучи инокиней, не желала присутствовать на пиршестве, на котором к тому же ей, как родственнице царя, предстояло бы занимать одно из первых мест и говорить титул государя, называя его «благоверным» и подходить под благословение к архиереям-никонианам. Но ничто не сломило их твердости. Ни перед кем не заискивал. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Та же образумяся, прокляла паки ересь никониянскую и перекрестилася истинным святым сложением и оздравела и паки утвердилася крепче и первого» («О трех исповедницах слово плачевное»).
Чадо церковное, чадо мое дорогое, Федосья Прокопьевна. Ужаснися небо и да подвижатся основания земли: се убо три юницы непорочные в мертвых вменяются и в бесчестном худом гробе полагаются им же весь мир не точен бысть. Подворье было предназначено для пребывания Федосьи. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова.
В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Расскажем о сакральном смысле «Крестного знамения» и о житие боярыни Морозовой, которая погибла вместе с сестрой в жерновах «Правильной и Неправильной Веры». Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге.
А как уезжала – дед ей полный подол соболей наклал». Теперь настанет время отступать царю. И в «Утре стрелецкой казни» и в последовавшей за ним картине «Меншиков в Березове» Суриков словно готовится к своей будущей героине. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Впрочем, чего гадать.
Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Сын. Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову.
В 1635-37 гг. Для одних это была «крепость», для других «лютость», но для всех одинаково – поединок с царской волей. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Мать её — София — была дочерью Владимира Мономаха. Он знал пресность раскольничьей боярыни.
Снег талый. А полотно Сурикова живет. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Мученицы-сестры умирали медленной смертью.
21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин и в сурну и в трубы трубили и в суренки играли и по накрам и по литаврам били ж во все». В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича.
«Свет мой, еще ли ты дышишь. Федосьи не станет 2 ноября 1675 года. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.
«Потом приехал в дом к ней сродник ее, Феодор Ртищев, шиш антихристов и, лаская, глаголаше: «Сестрица, потешь царя того и перекрестися тремя перстами, а втайне, как хощешь, так и твори. «А мне грешному, — пишет он, — здешняя честь, аки прах». Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Прежде всего сын.
Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. И рече: «Не смею». Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры.
Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Однако царь поступил совсем иначе. Историю Морозовой Суриков знал с детства – был знаком с раскольниками, к старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна.
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Однако было бы неправильным предполагать, что Феодосия Прокопьевна была фанатичкой и «синим чулком». Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха. Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор, на который патриарха привезли под охраной. И невольно приходят на память строки Пушкина: «Что развивается в трагедии. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
Позже этот вопрос будет подспудно питать творчество А. И. Солженицына. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия».
Не дивно, яко двадцать лет и едино лето мучат мя, – писал, восхваляя ее твердую веру и мужество, священномученик протопоп Аввакум, – на се бо зван есмь, да отрясу бремя греховное а се человек нищий, непородней и неразумной, от человек беззаступной, одяния и злата и сребра не имею Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, – Борис Иванович Морозов сему царю был дядька и пестун и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще но сопротив тово племянника ево роднаго, Глеба Ивановича Морозова, опалою и гневом смерти напрасной предал, – твоего сына и моего света. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим государем. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Евдокию в других дровнях отправили к Пречистенским воротам, в Алексеевский монастырь. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов.
Обучался грамоте у приходского священника. Тем временем Феодосия Прокопьевна приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило её фанатизм и «стояние за веру». Рассказывала потом про северное сияние. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу.
Забелина. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина.
Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Ведь недаром же сам вспоминал: «. Упорством своим Федосья, похоже, была обязана своему роду. Им-то далеко было до Морозовых.
Впрочем, чего гадать. Судьба человеческая – судьба народная». Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. 1669 год — царица скончалась.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». И глагола мученица: «И ты поне хлебца».
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Боярыня Феодосия родилась в Москве 21 мая 1632 г. в семье окольничего Прокопия Федоровича Соковнина, родственника Марии Ильиничны Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Первой, 11 сентября 1675 года, преставилась младшая сестра. Допрос должен вестись в Чудовом монастыре. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви.
1865. Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Она была ярой сторонницей протопопа Аввакума, апологетом старообрядчества, с которым она тесно общалась. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера.
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Тяготился ли неудобствами. До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам».
Ведь сколько времени я его искал. Большой же «собор» 1666 – 67 гг., где ведущую роль играли заезжие иностранные авантюристы, отменял многие ключевые решения Стоглава и вводил свои правила. Ведь сколько времени я его искал. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.
Все эти причины вызвали народный бунт (Соляной бунт) в Москве и беспорядки в других городах 1 (11) июня 1648 г. народ стал требовать у царя выдачи Б. Морозова, затем разграбил его дом и убил окольничего Плещеева и думного дьяка Чистого. Протопоп Аввакум по-прежнему передавал наставления своей духовной дочери.