Клод Лоррен оставил множество рисунков. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим – Италия становится его новой родиной. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение.
Интересно, что именно Лоррен ввел в работу живописца понятие пейзаж по желанию заказчика. Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. В подростковом возрасте он добрался Рима, чтобы научиться художественном ремеслу. Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Но на художественную манеру Лоррена живопись караваджистов не повлиял.
Сюжет о похищении Европы достаточно известен. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Лоррена мало интересовал сюжет картины и образы людей: его внимание было сосредоточено на природе, заключающей в себе возвышенность и совершенство мироздания («Грот Нентуна в Тиволи», 1640 «Очарованный замок», 1664 «Асканио и олень», 1682). Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг.
Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. — 18 г. н. э. ). Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции».
Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец.
Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Морская нимфа Галатея отвергла Полифема, страшного сицилийского циклопа, обитавшего в пещере. Claude Lorrain настоящая фамилия – Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия – 23 ноября 1682, Рим) Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище – Лотарингец (по-французски – Лоррен). Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, – замыкающие вид с боков «кулисы» деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Отдельные пейзажные произведения появились в искусстве итальянских мастеров конца XVI — начала XVII века, но только у Клода Лоррена пейзаж превратился в самостоятельный жанр.
Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей— Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Аллегри и Н. Колонбеля. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен.
Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы.
Зритель, не знающий сюжетную основу картины, ощущает, прежде всего, красоту пейзажа, его мечтательный лиризм. Аллегри и Н. Колонбеля. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. Входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник». Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии. – один из ведущих пейзажных мастеров в Риме.
Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея). Родился в крестьянской семье и рано стал сиротой. Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже. Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров». Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры.
В 1627 он уехал в Рим. На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось. Тасси некоторое время сотрудничал с известным римским мастером Орацио Джентилески. Вероятно, он дал начальные навыки будущему художнику. Среди родственников мальчика – гравер (старший брат).
Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр.
В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.
Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение.
Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669.
Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея). Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Позже Клод Лоррен переехал в Неаполь, а затем навсегда поселился в Риме.
Гармония человека и природы, характерная для этой картины, свидетельствует о мастерстве Лоррена-пейзажиста. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643.
Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском).
Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии).
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.
Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев.
Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей). Впрочем, снижения качества при этом не произошло. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме.
Особенно хороша картина «Утро». Лувр, Париж. «Герои» сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в «Книгу истины» – «Liber Veritatis» (195 гравюр в настоящее время – в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес.
Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).
Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Клод Лоррен (фр. Вдалеке виден Колизей.
Не зная английского языка, нанявся слугой в дом художника-пейзажиста Агостино Тасси (1578 – 1644). Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя.
С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. Настоящее имя – Клод Желе. Его похоронили в церкви Святой Троицы. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии).
Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Действие происходит в лесу у озера Неми.
Холст, масло, 116153, 5 см. В конце 1630-х гг. Рано остался сиротой. Во II веке она была умерщвлена.
Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок.
Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. К 1629 относится первая датированная картина «Пейзаж со стадом и крестьянином» (Музей искусств, Филадельфия).
На картине представлен сюжет из Библии — странствие архангела Рафаила и благочестивого Товия. До него подобное не было принято вовсе. В 1633 принят в Академию св.
Родился в Лотарингии, в 12 лет приехал в Рим, где учился у А. Тасси. Холст, масло, 155199 см. Французский пейзажист, представитель классицизма. Ничто не предвещает трагической развязки. Луки, в 1643 – в «Конгрегационе деи виртуози».
Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Лоррен – крупнейший мастер пейзажной живописи французского классицизма. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Аллегри и Н. Колонбеля. Холст, масло, 5612 см.
Уже в 1630-е годы его пейзажи привлекали внимание знатоков искусства и богатых заказчиков, среди которых были испанский король и папы.