Позднее картины Клода Лоррена становятся более интимными и деликатными. Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник. Основоположник жанраОсновоположник этого жанра и автор картины – Клод Желле, прозванный Лоррен (1600-1682), француз по происхождению, но сформировавшийся как художник и творивший в Италии, в Риме, всю свою жизнь, за вычетом нескольких лет.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. В картине используются типичные приемы классического пейзажа – характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний. Оказавшись в плену очарования этой картины, вы все глубже и подробней вглядываетесь в ее детали, будто проникшись замыслом Клода Лоррена: как можно дольше задержать зрителя около своего творения, открывая ему неведомые до того объекты и явления природы, подвластные мастерству живописца.
Закажите печать картин Клода Лоррена любого формата и размера, на ваш выбор. Картины Клода Лоррена чаруют своими уютными пейзажами и живостью сюжетов. Гете писал о французском живописце Клоде Лоррене: «нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда».
Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея). Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж).
Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Интересно, что именно Лоррен ввел в работу живописца понятие пейзаж по желанию заказчика. Холст, масло, 5612 см. Отдельные пейзажные произведения появились в искусстве итальянских мастеров конца XVI — начала XVII века, но только у Клода Лоррена пейзаж превратился в самостоятельный жанр.
Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин.
Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. Рано остался сиротой. Аллегри и Н. Колонбеля.
Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Сюжет о похищении Европы достаточно известен.
Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр.
Мягкий климат Италии, ее щедрое солнце, сочная зелень и многообразие ландшафтов делали эту страну настоящим раем для пейзажистов. Луки (т. е. художественной академии). До него подобное не было принято вовсе.
Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.
Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей). Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины.
Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Позже Клод Лоррен переехал в Неаполь, а затем навсегда поселился в Риме. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея). Холст, масло, 155199 см. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин.
Он всегда уделял большое внимание изображению света, поставил целую проблему освещения, разделив его на утренний и вечерний, сумеречный интересовался атмосферой, плотностью воздуха, его светонасыщенностью. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. В пейзажах Лоррена всегда царит лето, природа не знает увядания и непогоды, в ней все дышит безмятежностью, все исполнено величавого спокойствия. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Аллегри и Н. Колонбеля. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Во II веке она была умерщвлена. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси.
Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Холст, масло, 116153, 5 см. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Его похоронили в церкви Святой Троицы.
Вдалеке виден Колизей. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров». Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии.
В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. В отличие от Пуссена, воспринимавшего природу в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. — 18 г. н. э. ). Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей.
Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен. Особенно хороша картина «Утро».
Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя.
Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Лувр, Париж. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.
Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Впрочем, снижения качества при этом не произошло. Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии).
Аллегри и Н. Колонбеля. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже.
Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Ничто не предвещает трагической развязки. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр.
Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Действие происходит в лесу у озера Неми. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины.
Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. Национальный музей Каподимонте, Неаполь. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку.
Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.