Это позволило перевести изготовление столовых приборов на промышленную основу. Английская архитектура того периода больше напоминала классицизм с элементами барокко. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н.
В августе 1829 года состоялась закладка нового здания Сената, спроектировано К. И. Украшения в это время любили страстно их носили много и в любое время дня. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Если же говорить о романтизме в его неороманском, неоготическом, неорусском и неовизантийском стилях, то ему потребовалось менее 50 лет, чтобы стать основным архитектурным стилем в Европе 1860-1890 гг. Отчасти она успокаивала, отчасти подавляла. Он был мягче и пластичнее.
Ассоциируется с периодом пребывания у власти Наполеона. Классицизм возник во второй половине 18 века на волне развития нового класса – буржуазии. 1). Эти отношения были прерваны войной. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины.
Композиционной осью города являлась главная улица, соединявшая противоположные городские ворота. Керамика. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Примером может служить архитектурный ансамбль улицы Риволи в Париже.
В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Орнамент. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Александровский ампир, начиная с 1830 г., особенно в столичных городах, сменяется новыми стилевыми направлениями, но продолжает жить в провинции и в усадебной архитектуре России до самой середины XIX в. Сохранившиеся памятники русского ампира своим изяществом, завершенностью и согласованностью своих элементов, величием и торжественностью напоминают нам о золотом веке художественной культуры России. Особенно хороши были золотые и серебряные сканные серьги с грушевидной подвеской. В 82 г. Персье и Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
В особняке пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 804–806 гг. интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские, римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар). Творчество Эйфеля достигло зенита. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Становится излюбленным мотив триумфальной арки. Давид стал первым художни- ком-классицистом — летописцем своей эпохи. Чем вообще характерен ампир.
Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Классицизм в архитектуре становится последовательным воплощением идеи рациональности мироздания.
empire – империя и лат. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях. Последним этапом развития французского классицизма был наполеоновский ампир. Ширина пролета 22 м. – меньше, чем у многих средневековых сооружений.
Объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Иногда одну целую доску использовали для передней части комода.
В центре площади была воздвигнута Александровская колонна — монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года (по проекту О. Монферрана). Крупнейшими представителями этого направления были уже упомянутый Кент, Грант Вуд (1705—1754) и Джеймс Джиббс (1682—1754). Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Бюро богато декорировано золочёной бронзой. Пример безудержного расточительства в отношении исторических художественных ценностей демонстрировал сам Наполеон Бонапарт: по распоряжению императора из коллекции Королевского кабинета древностей было изъято более восьмидесяти работ античных резчиков по камню для использования их в украшениях дам его семьи.
За первые шесть лет существования оно сумело завоевать известность и признание. Классицизм противопоставлял барокко уравновешенные композиции. В следовании этому стилю придворные художники доходили до абсурда. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов. С начала XIXв. Классицизм как особое направление в развитии архитектуры возник во Франции еще в середине XVII в. Классицизм провозгласил архитектуру, как и в эпоху Возрождения, эталоном, а античную архитектуру – образцом для подражания. Серебристо-голубой свет растворяет силуэт большого дерева на переднем плане — он прозрачно темнеет на общем фоне.
Элементы пасторальности исчезают. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис.
Знаменитый цикл «Четыре времени года», в котором аллегорически представлены четыре возрастных периода человека (и шире — человечества) художник создал в последние годы жизни. Вниманием мастера завладела природа, ставшая для него символом гармонии бытия («Пейзаж с Полифемом», 1649 «Пейзаже Геркулесом», 1649 и, наконец, «Иоанн Богослов на острове Патмос», 1650). Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия.
Столы в это время делаются круглыми и прямоугольными, близкими к стилям Людовика XVI и цопф, громоздкие диваны имеют высокие боковины, декорированные колонками. Ампир (от французского empire – империя), стиль империи Наполеона Бонапарта, сформировался в период его триумфа и победоносных сражений. Идеологическое влияние на создание стиля ампир невыгодно отличает его от других стилей. Классицизм базируется на принципах меры и гармонии. Его корифеем считается К. Росси. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».
После египетского похода Наполеона (798–799 гг. ) в Париже появилась мода на египетское. Строй души позирующих героев, видимо, был близок художнику и портреты ему на редкость удавались. Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I — построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя).
Еще до войны 82 г. архитекторы Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное Торвальдсену искусство. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Первые стекла большого размера (так называемые зеркальные) появились только вXIX веке, когда научились стеклить окна большими кусками стекла. Собор – памятник времени переходного от классицизма к эклектике. Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. Работая над картинами, Давид заказал мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки, срисованные им с ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи.
Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод. Колорит и свет достигают совершенства. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика – монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Например, полотно «Смерть Марата» (1793) основано на реальных событиях.
Это уже была декларация эклектики. классицизм утверждается также в Италии, Испании, Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США. Он стремился приблизить ее к человеку, уделял внимание тонким декоративным деталям. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Женщинам эпохи Ампир было свойственно желание выглядеть стройными. Творчество Гудона граничит с революционной эпохой.
золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов.
Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Особенностью творений этого пейзажиста является невероятная точность деталей.
В живописи классицизма XVII в. получил развитие «идеальный пейзаж» (Н. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Авторами были Персье и Фонтен. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). Росси – в Петербурге, А. Н.
О пост. Выразителем просветительских идеалов во французской архитектуре был ЖакАнж Габриэль (1698—1782). И наконец, архитекторы Р. Миле и Д. Хобан, авторы проекта здания Белого дома – резиденции американских президентов, создавая этот проект, отталкивались от аналогичных проектов архитектора К. Н. Леду (в частности, от его проекта идеального дома в идеальном городе Арк-э-Сенан). В них вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры.
Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Завод Гарднера, открытый в 1763 г. в подмосковном селе Вербилки, с конца 20-х гг.
Каркас Галереи машин состоял из 20 ферм с пролетом 115 м., высотой 45. На выставках 1802 и 1806 гг. Широко применялись накладки, украшавшие мебель и одновременно увеличивавшие ее прочность. Этопозволяло добиться ощущения дополнительного объема. власть над страной была сосредоточена в руках первого консула Наполеона Бонапарта.
В классическом стиле так же строили банкетные залы, соборы и другие типы общественной архитектуры. Из Италии стиль распространился по Европе, где властвовал до 18 века. Центральный купол делает здание похожим на одноглавые храмы западного типа.
Скажем, круглые и овальные броши – ими закалывали модные кашемировые шали (носимые поверх тончайших одежд). Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Этот принцип прослеживается и в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве. «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок.
Образцом зрелого классицизма в архитектуре можно считать восточное крыло Лувра (арх. Архитекторы, проектируя интерьеры, проектируют и мебель, внося в её формы и декор абсолютно новые черты, которые начинают придавать русской мебели своеобразный характер. Черника построили дом Вольного экономического общества.
В 1834–1839 годах на Михайловской площади было возведено здание Дворянского собрания. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта.
По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Стулья делаются проще, чем кресла. В ампире используется пурпур, малиновый, желтый, зеленый, синий цвета. Максимальная длинна листового стекла используемого в строительстве, была 1. 25 м. Здесь применена система малых сборных элементов заводского изготовления (деревянные рамы для стекол и железные решетчатые балки, чугунные опорные стойки).
Впервые после архитектурных планов древнеримских и греческих городов город Ришелье (рис. Родиной стиля стала Италия, где барокко появилось в результате развития Ренессанса. Давида.
Императорский фарфоровый завод в Санкт. Появился так называемый гризайль — рисунок имитировавший лепнину, располагавшийся в менее «ответственных» местах интерьера. Это стало возможным после отмены в конце XVIII в. ремесленных корпораций и введения новых производственных специальностей.
Творческой базой классицизма (ампира) в начале XIX в. продолжали оставаться традиции искусства предыдущего столетия с преимущественным тяготением к строгим формам древнеримского искусства, а также к египетским мотивам, увлечение которыми было сзязано с походами Наполеона. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами. К. Одио — представителя известной династии ювелиров. В ХIХ веке классические дома в Англии создавали неповторимый колорит викторианской эпохи.
При этом нет никаких декоративных дополнений. Став приверженцем Наполеона, Давид получил титул «Первого художника императора». Наиболее яркими примерами можно назвать Центральный вокзал в Хельсинки (1907–1914, арх. Все эти технические манипуляции сопровождаются музыкой Моцарта, которую воспроизводит спрятанный внутри корпуса бюро механический орган.
Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных.
Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Главным создателем серебряных столоны х сервизов был придворный мастер Людовика XVI Р. -Ж. На протяжении всего творческого пути Энгр с увлечением работает в жанре портрета (портреты семьи Ривьер госпожи Девосе госпожи Шовен художника Те- венена).
Его узоры с большим раппортом лишены дробности. Галерея машин была оборудована устройством в виде мостового крана. Но беззащитность человека перед реальным миром (вспомним слова Паскаля: «человек – это мыслящий тростник») в классицизме воплотилась иначе. Захарова, Ж. Тома де Томона, К. И. Королевский дворец стал главным композиционным центром (рис. Во Франции было заметно различие между внешним и внутренним декором – здесь барокко больше проявлялось в отделке помещений, чем в наружном оформлении зданий (в отделке фасадов более явно ощущалось присутствии классических форм). Борта, как правило, были зеленого, темно-голубого, теплого оранжевого или розового цвета.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Теперь шедевры прошлого могли воочию увидеть архитекторы и художники. Ихразмещали впромежутках между колоннами илиубирали вспециальные ниши встенах.
Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. В композиции дворца, в двух его основных фасадах применена трехчастная схема с единым большим ордером в центре и ризалитах, что свидетельствует о желании автора масштабно выделить здание, соотнеся его с крупным пространством.
массивны, прямоугольны, замкнуты. В Англии же романтизм перерастает с конца 1830-х гг. Николай I распорядился построить новое здание для Сената и чтобы проект готовили «по образцам Главного штаба».
Интимность бытовых помещений, как правило, второго этажа, создается за счет применения местных пород древесины для отделки стен и пола. Именно на эти её качества опирался ампир. К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. Длина его небольшая – 30, 62 м. Однако уже в 1793– 1796 гг.
Классицизм становится инструментом утверждения новой идеологии. Это позволяло получать безукоризненно ровные, гладкие ленты серебра определенной толщины. Этот стиль связан с триумфальными, героическими мотивами (гирлянды и венки императорские орлы, военные римские доспехи, геометрический античный орнамент – меандр, фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, рог изобилия). Экспозиция была развернута вокруг башни Эйфеля, возведенной всего за 7 месяцев. Основоположником классицизма считается французский художник Никола Пуссен. Поздний период творчества отмечен более эмоциональным восприятием природы. Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. Сам парк становится объектом развитого декоративного искусства.
Такое сиденье делается трапециевидной формы. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Известно, что Вена стала после 1790 г. одним из центров по производству такого рода музыкальных инструментов. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными.
Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. За откидными столешницами секретеров скрываются многочисленные ящички, ниши, полочки, которые отделываются дорогими породами дерева, зеркалами, бронзой и др. Процесс эволюции конструкций с 1780 по 1880 гг. Давида, мебельщика Ж. Жакоба, архитекторов А. Балтарда, Т. Броньяра, Т. Хоупа.
Так, в 800 г. он написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Росси.
Этот художник накануне революции прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (784 г. ) и «Брут» (789 г. ). Декор фасада формам зрелого барокко. Персье и П. Самая лирическая тема выстраивается в пейзаже «Утро». Центральный ризалит богато декорирован и завершается треугольным фронтоном.
В XVIII – начале XIX вв. Он создал психологические, многогранные и жизненно яркие портреты выдающихся людей. Мебель этого периода отличалась тем, что в ее дизайне присутствовали всевозможные механические детали – потайные ящички «с секретом», с незаметными пружинками, выдвигающимися и вращающимися отдельными частями, замками, разными трогательными мелочами – вплоть до встроенных крошечных музыкальных инструментов.
Все это трактовалось со своеобразной помпезной грацией, пластичной текучестью объемов. Классицизм как архитектурный стиль прежде всего стал ведущим стилем Франции. Длина галереи – 420 м., ограждения – огромные стеклянные стены. Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей.
Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Декольте тоже были максимально открытыми. Так, Пьер Виньон (1762—1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера. III.
Из работ Сервандони наиболее известна парижская церковь Сент-Сюльпис (храм Святого Духа), возведенная в 1745 г. Шедевром архитектуры классицизма, бесспорно, считается дворец Малый Трианон в Версале, построенный по проекту архитектора Ж. Габриэля в 1762–1768 гг. Кресла принимают форму древнеримских. И это, в частности, выразилось в возведении так называемых идеальных городов.
Новоявленных буржуа раздражала расточительность и легкомысленность дворянства, которое, в свою очередь, презрительно относилось к «выскочкам», не имевшим древних аристократических корней. архитектором Паулем Валло был спроектирован и построен рейхстаг в Берлине. Существенные отличия можно отметить в декоре и цветовых предпочтениях. Из Египта заимствованы сфинксы, лилии, обелиски. Прежде всего мы можем говорить о чугунных конструкциях.
Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Керамика. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. В повторяемости, ставшей неотъемлемой чертой стиля, были заложены основы стандарта.
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета использование локальных цветов Ампир – (от французского empire – империя) стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Захаров, М. Ф. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Среди изделий из фарфора того времени преобладали изготовлявшиеся сериями тарелки. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй — статуя античного героя Ясона.
В 809—83 гг. Промышленные выставки. Национальные парижские выставки 1798-1849 гг. И наконец, в конце XVIII в. из Европы, в частности из Франции эпохи короля Людовика XVI (1774–1792), ампир и классицизм, а также национальный романтизм проникают за океан.
В рассматриваемый период античная идея патриотизма, гражданственности человека как «существа общественного» расцветает на почве общественно-философского подъема. При этом ампир сохранил раздвижную мебель. Он выпускал художественные изделия из майоликовой массы, состав которой изобрел его сын Иван Гребенщиков. Это были маленькие плакетки, медальоны, вставки для мебели, ювелирных изделий, часто имевшие характерный синий цвет фона (за счет применения французской синьки) и чистый белый рельеф.
В своей мебели А. Н. А. Аалто) (рис. Самостоятельными поисками в области форм и декора отмечена продукция завода А. Г. Попова, основанного в 1811 г. Излюбленными мотивами декора были пейзажи и бытовые сценки. В производстве изделий на массовый рынок все больший вес приобретают сравнительно крупные частные мануфактурные (основанные на ручном труде) и механизированные предприятия. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
были изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д. -В. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Классицизм второй половины XVIII в. носит название революционного или просветительского.
Ампир без проблем переварил сочетание римских и египетских мотивов. В эпоху ампира красное дерево царило в интерьере. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
Среди мастеров бронзового дела ведущая роль принадлежала придворному мастеру П. -Ф. Он много работает над интерьерами создаваемых им и реконструируемых зданий, проектируя, в том числе мебель, светильники, обивочные и драпировочные ткани, декоративные хрустальные вазы и т. д. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Жан Огюст Энгр (1780—1867). В классицизме существует четкая иерархия жанров.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Кваренги, Тома де Томон, К. И.
во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. IX. 9). Высокая мебель избегается. Наряду с серебряным делом широкое развитие в период ампира получило относительно молодое искусство фарфора.
В планировке, оборудовании и декоре городских особняков и дворцов (архитекторы Кокоринов, Баженов, Кваренги и др. ) появляется четкая симметричность, пропорциональная ясность. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. После египетского похода Наполеона (798–799 гг. ) в Париже появилась мода на египетское. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным.
Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Прикладное искусство находилось под влиянием архитектуры, ее точных линий.
Потом ихстали заключать вспециальные рамы, которые современем покрыли позолотой. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. Стиль ампир вносит мотивы из помпейских росписей и отчасти египетского искусства. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченой через огонь, со строго симметричными узорами. В залах Мира и Войны мебелью для сидения служат курульные кресла, опоры которых выполнены в виде пучков стеблей, перевитых золочеными жгутами, стоящих на львиных лапах.
Мебель для сидения обязательно зачехлялась. Во второй половине XIX в. стала применяться сталь, позже – железобетон.
Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Популярной стала ордерная система, которая стала украшением многих европейских зданий. в новое направление, которое называется викторианской архитектурой. Ампир. Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят полный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия.
Это обращение носило характер копирования древних памятников Греции, Рима, Этрурии и Египта. Большое значение в стиле ампир играли бронзовые светильники и детали мебели. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4.
Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. колонна использовалась на фасадах. В середине ХVII века археологи заново открывают Европе Помпеи. Классический декор монументальных зданий поразил воображение современников.
В пейзаже «Весна» Адам и Ева встречают «утро человечества» в цветущем райском саду. Не менее прекрасны были произведения прикладного искусства. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед (Ника). Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения.
Наполеон был в восторге от «эпоса Оссиана» и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (80 г. ) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон имела шумный успех в Париже. Императорский двор с его грандиозными великолепными балами требовал все более богатого художественного оформления, что привело к пересмотру идеалов классицизма и новому восприятию античного наследия. Геновефы Парижской (Св. Именно так Версаль представляли себе архитекторы Л. Лево и А. Ленотр.
Общая длина Версальского парка от дворца до площади Звезды короля превышает 3 км. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Рисунки для таких заказов выполняли известные русские художники и скульпторы.
Будучи в целом верным приверженцем классицизма, Энгр понимал его по-своему. Он проектировал площадь Людовика XVI в. (теперь — площадь Согласия) в Париже, тем самым положив начало формированию центрального ансамбля. С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Носили ожерелья из нескольких рядов жемчужных нитей и жемчужные серьги.
В 802—83 гг. Мы можем отметить в этой связи архитектуру Петербурга: Александринский театр (арх. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид. Профессионализм бронзовщиков позволял создавать как крупные предметы, так и мелкую пластику.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В английской архитектуре XVIII в. господствовало палладианское направление, тесно связанное с расцветом загородных парковых ансамблей. Русская аристократия подражала французской моде. создавались исходя из специфики того или иного интерьера, для строго определенного зала и определенного места. были показаны произведения выдающихся серебряников ампира: М. -Г.
или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Так, вместо наборного паркета применяются еловые дощатые «под воском» полы. В особняке пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 804–806 гг. интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские, римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар).
Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. (рис. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. classicus – образцовый) – художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв.
Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. В честь его побед повсеместно сооружались триумфальные арки.
В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. В результате термидорианского переворота 1794—1799 гг. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. В классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ.
Ампир коренным образом отличался от классицизма. Широко использовались прессы и штампы, токарные и прокатные станки.
К слову, классицизм практически неунаследовал барочную страсть кзолоту. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. В 1804 г. он был провозглашен французским императором — Наполеоном I. Стиль искусства наполеоновской империи, цель которого заключалась в утверждении и прославлении ее величия, получил название «ампир».
Первым выпуск фарфора в России освоил Императорский фарфоровый завод в Петербурге. Для мастеров ампира по-прежнему характерен интерес к искусству античности. Женское тело было хорошо видно. В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Росси умело вписал рядом с барочным Зимним Дворцом здание Главного Штаба. Ампир, подобно другим королевским стилям, служит, прежде всего, целям репрезентации – в этом его своеобразная театральность, характерная для дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Свойственная искусству ампирных мастеров декоративность проявилась в применении для украшения интерьеров фарфора, слоновой кости, перламутра, стекла, хрусталя, драгоценных и поделочных камней, а также в использовании интенсивных, богатых глубокими оттенками, нередко контрастных цветов: пунцово-красных, черно-синих изумрудно-зе- леных, сочетающихся с белым, золотисто-желтым, серебристо-серым. В золотые оправы брошей вставляли античные камеи (резной камень или раковина брошь из такого камня или раковины) или эмалевые портретные миниатюры (в окружении мелких бриллиантов или жемчужин). этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны.
В их произведениях общему характеру декора отвечал спокойный колорит эмали, построенный на сочетании серого, голубого, синего, розового, зеленого, белого цветов в точно найденных соотношениях. С точки зрения классицизма, ценно только то, что неподвластно времени. архитектор Чарльз Берри совместно с Огастесом Пьюджином построил в Лондоне на берегу Темзы здание Парламента в стиле английской готики. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Этот художник накануне революции прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (784 г. ) и «Брут» (789 г. ). Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго.
и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей.
Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Основная черта ампирной мебели, в т. ч. В начале XIX в. архитектурный стиль романтизм стал активно проникать и в Германию. Денона. Именно благодаря ему на русской почве ампир приобрел мягкость и пластичность.
Кроме того, вэту эпоху винтерьерах появилось стекло. Происходит переосмысление русской тематики в духе античности. Оконные проемы резко увеличиваются, получают красивые пропорции. Гюстав Эйфель (1832-1923) родом из Бургундии, автор многих металлических конструкций (мост через реку Дуро в Северной Португалии, длина пролета 160 м. мост через реку Миссисипи в Снт-Луисе виадук Гарабит, ущелье перекрыто аркой в 165 м). Женевьевы) и превращен в Пантеон.
С удовольствием носили ожерелья из нескольких рядов жемчужных нитей и жемчужные серьги. Торшеры делаются в виде скульптурных изваяний с кариатидами, фигурами крылатых Побед или трех Граций и т. п. Росси, В. П. Наполеон мечтал о славе римских императоров и если классицизм ориентировался на демократические Афины Перикла, то художники Французской империи использовали формы искусства Древнего Рима.
Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Такая техника использовалась в так называемых туалетных гарнитурах. Лепнина оставалась белой ивыделялась засчет цветного фона стен.
Этот трагический пейзаж был последней работой Пуссена. Стены помещений (между окон или напротив них) скрываются зеркалами и панелями из шелкового штофа, декоративных хлопчатобумажных тканей, сукна или грунтованных расписных холстов. Стасов, О. И. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». С 1808 по 1818 г. были созданы «Сидящая купальщица», «Зевс и Фетида», «Большая одалиска», «Роже и Анжелика», «Паоло и Франческа», «Рафаэль и Форнарина».
Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. стиль цопф. – 1849 гг. ). Казаков, Дж.
Изменилась его функция. диванная комната. Металл.
Все чаще ими применялась машинная печать вместо ручной росписи. С середины 1820-х годов прикладное искусство вступило н новую стадию развития, отмеченную рядом черт, характер- пых для всех его видов: бурным развитием машинного производства, усовершенствованием технологии изготовления изделий, выпуском массовой продукции. Подражание античности – единственная цель и путь творческого развития архитектора. Рен), Италии (Пьемарини), Испании (де Вильянуэва), США (Джефферсон).
Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. заданный автором Оля левшина лучший ответ это Отличия Ампира от Классицизма. Для классицизма характерны мягкие, разбеленные цвета, для ампира — яркие (красный, синий, зеленый), контрастные сочетания (белый, синий или красный с золотом) и др. В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). были изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д. В.
Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. Бьен- не и Ж. -Б. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Отполированные до зеркального блеска поверхности мебельных объектов из красного и черного дерева и поверхности мебельных объектов, окрашенные в белый цвет под лак, оттеняются бронзовыми золочеными накладками и, реже, накладной золоченой резьбой, что придает интерьеру торжественность, строгое изящество и монументальность. Открытие Александринского театра состоялось 31 августа 1832 года. Особенно ценились изделия выдающегося бронзовщика второй половины XVIII в. П. Гутьера.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам. Кольца носили по многу, отдавая предпочтение скромным украшениям.
породы. Стиль появился в конце XVI века и вначале был предназначен для оформления папских покоев. Томиру. Это было самое крупное в Европе ювелирное объединение.
А. Н. Воронихин) (рис. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Таковы складные походные кровати Наполеона и его дорожное бюро. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1770 — 1844) — один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре.
Так, например, на одном эскизе канделябра, выполненного известным французским архитектором Ш. Персье, Наполеон написал: «Поменьше украшений: ведь канделябр будет служить императору. » Это замечание помогает характеризовать стилевое направление во Франции. Русские мастера выполняли ее с особой мягкостью моделировки, в сочной ее пластике делались гибкие переходы, в них отсутствовала сухая ритмика и графичность, свойственная зарубежным мастерам. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. История.
Ф. Ф. Щедрин. Чугунные колонны были первым элементом новых конструкций. Первой страной, где в моду вошел классицизм, стала Франция, отсюда стиль распространился и на другие страны Европы. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал.
Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Ампир (от фр. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы).
Универсамы (первоначально «дома товаров») заменили лавки. Жемчуг монтировали вместе с бриллиантами им украшали оправы эмалевых миниатюр.
Зато, казалось бы излишне строгий классицизм прижился в Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), в архитектуре Англии (К. Стасова и других. Наполеон был в восторге от «эпоса Оссиана» и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (80 г. ) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон имела шумный успех в Париже. Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове.
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Ампир (от фр. Началом эпохи классицизма считают строительство храма св.
Непосредственностью и обаянием выделяется скульптурный портрет жены художника. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Ширмы, каминные экраны обтягиваются гобеленовыми другими дорогами тканями, украшенными вышивкой.
Возвращение стиля, его вторичное появление во Франции, дает некоторым исследователям основание называть классицизм рубежа XVTII-XIX веков неоклассицизмом или стилем Людовика XVI, последним из «королевских стилей». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.
В орнаментах особенно часто используется римская символика и военные атрибуты: венки, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Ампир основывался на классических формах Древнего Рима и проводил параллели между правлением Наполеона и знаменитых римских императоров. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы.
Никола Пуссен. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».
Новая архитектура символизировала не только порядок, но и мощь государства. Вот таким образом светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой империи». Однако этот стиль успел вобрать в себя весь образ эпохи, все разнообразие уровней мастерства и приемов художников и архитекторов того времени.
Родоначальником нового стиля принято считать живописца Ж. Л. «Суд Соломона». Полы набираются из дерева различных пород, а иногда обтягиваются холстом или сукном потолки расписываются (например, техника гризайль имитирующая рельефную лепку). К. И. Росси), Генеральный штаб и арку Генерального штаба, Казанский собор (арх.
Орнамент изобиловал причудливыми стилизованными растительными формами (арабесками, пальметтами и др. ), фантастическими мотивами из этрусского искусства.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Прекрасны были бриллиантовые диадемы, но не менее хороши и более скромные украшения, оформленные в виде золотых лавровых венков либо венков из колосьев или дубовых листьев. Состав парюры, украшавшей великосветскую даму эпохи ампира, отличался разнообразием видов изделий. В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В середине XIX века в ансамбль Сенатской площади вошло еще одно грандиозное здание, которому была отведена значительная роль в композиции всего классического центра Петербурга, — Исаакиевский собор (1818, Огюст Монферран).
В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Интересны хранящиеся в Эрмитаже картины «Утро» (1666), «Полдень» (1651), «Вечер» (1663), «Ночь» (ок. Ампир рождает новые типы мебели. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. 1672).
Столешницы и коробки подстолья часто выполняются из мрамора или малахита и украшаются вставками из золоченой бронзы с типично ампирным декором в виде венков, вазонов, гирлянд, профилей женских головок и др. Чувственные жанры: натюрморт, портрет, пейзаж – относятся к «низким», так же как комедия, сатира или же басня. 1812— 13 гг. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Следует отметить преимущественное использование военной атрибутики римского происхождения (доспехи, щиты, мечи). Фасад здания лишен украшений и скульптур.
В 1840-1860-х гг. Настоящим расцветом этого стиля стал XVII век. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Отдельные детали покрыты резьбой.
Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж. Классицизм изучал античное наследие, а романтизм обращался к средневековому искусству. Покоем овеян «Полдень», будоражащим туманно-золотистым закатом выделяется «Вечер», мраком густых сумерек — «Ночь». Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы). Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
1800 г. Классицизм и мода Набор ювелирных украшений эпохи классицизма был ограничен. В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, – это подражать древним. Монументальность – характерная черта здания в стиле классицизм.
Воронихина – в Павловске, Дж. Орловский). В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования.
Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. Родоначальником нового стиля принято считать живописца Ж. -Л. образная система Пуссена стала строиться на новых художественных принципах. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску.
В Англии в период 1812 – 1830 гг. В XVIII столетии большое внимание уделялось декоративному оформлению обеденного стола. был возведен знаменитый мост Сандерленд Бридж (рис.
Надо также отметить, что в XIX в. происходит ускорение процесса развития архитектуры. За портретным сходством изображенных людей стоит стремление приблизить их к идеалу. боковой рамой и вкладным сиденьем. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера.
Однако в отличие от Англии примеры национального романтизма на континенте не носят массового характера. Орнамент. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Основной темой его творений стало состояние человека и природы.
В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом. Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Ж. Лепер), выстроенную в подражание колонны Траяна в Риме, церковь Мадлен (1806–1842, арх. Главные принципы творчества Энгра как художника классической школы — точный рисунок, скульптурная лепка форм, монохромность колорита — неизменно реализуются в лучших работах позднего периода: «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием», «Венера Анадиомена», «Турецкая баня» и др.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Этому способствовали и многие выдающиеся американские политические лидеры. В 1780 г. они заменили деревянные стойки (Английские бумагопрядильные мануфактуры близь Манчестера в Англии, 1783).
Стены и потолки часто обиваются тканью или выклеиваются обоями. Слава превратила его в первого живописца Империи. Такими были величественные ансамбли А. Н.
Бове. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Ампир без проблем переварил сочетание римских и египетских мотивов.
Важным предметом обстановки становится клавир. Очень характерными являются узоры в виде скрещенных мечей или копей, щитов, шлемов и лавровых венков, которые не искажают форму мебели. Жак -Луи Давид. И все же холодный, жесткий и помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император.
В конце первой трети XIX в. ведущая роль классицизма сходит на нет. После этого он создал серию портретов, посвящённых императору Наполеону. Стали популярны круглые и овальные броши. Декор перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры.
В 1781-1793 он учился в Академии художеств в Копенгагене. Новый ансамбль был задуман зодчим (Росси) как асимметричная, свободная и широкая композиция, в основу которой было положено сочетание архитектуры и живописного пейзажа. Среди образцов зрелого классицизма в архитектуре этого века – восточный фасад Лувра (К.
Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Мебель для сидения обязательно зачехлялась.
Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. В эпоху империи архитекторы Ш. Персье и П. Фонтэн участвовали в перестройке Лувра и создали типовые проекты домов для целых улиц, тем самым формируя единое архитектурно-планировочное решение. IX. 5).
Генеральный план этой территории был утвержден в феврале 1823 года. Принципы классического орнамента проникли и в ткачество. А вот ампир остался «наполеоновским» стилем и несмотря на то, что насаждался в завоеванных странах, развитие получил только в России – лишь победители приняли его добровольно. Видную роль в разработке принципиальных положений архитектуры того времени, в расширении представлений о средневековом искусстве играла деятельность архитектора и археолога Виолле ле Дюка (1841-1879). Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров.
Рынок «Мадлен» в Париже (1824) отличается легкостью конструкций с применением чугунных колонн. 9. 2). Жемчуг монтировали вместе с бриллиантами им украшали оправы эмалевых миниатюр. В такой интерьер, конечно, очень гармонично вписывались различные античные статуи. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
В 809–83 гг. Томира и его мастерской. Жан Антуан Гудон (1741—1828).
IX. 10) уже архитектор Б. Латробэ – один из ярких представителей американского классицизма. Поощряются строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Известняк. Архитектура Франции времен Наполеона (начало XIX в. ) соотносится со стилем империи – ампиром. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской.
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Вернулась мода на цветные драгоценные камни. Энгр как классицист отчетливо представляет возможности живописного языка и никогда не пытается, подобно романтикам, найти нечто не укладывающееся в рамки жанров изобразительных искусств. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Но вскоре он стал популярен за пределами Ватикана и Рима.
Важнейшим элементом пространственной организации стала большая прямоугольная площадь. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Классицизм Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности. Изделия Императорского завода всегда отличалась высоким качеством фарфора, чистотой красок и форм, тщательностью росписи. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п.
Среди драгоценностей тех лет особенно эффектны были диадемы. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Вот таким образом светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой империи».
Давида. Пика. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Гладь стен подчеркнута усложненными тематическими скульптурными композициями.
Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками.
Русская архитектура находится на подъеме, она может решать сложные градостроительные задачи и создавать великолепные сооружения. В 1884-1894-х гг. Остерман-Толстой, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. вышло «Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона.
Другими ведущими архитекторами ампира были Шарль Персье и Пьер Фонтен. Росси, В. П. «Высокие» жанры – ода, трагедия, эпопея в литературе, эпические полотна в живописи – неминуемо должны обращаться к мифологии истории, религии. Ампир рождается как бы в недрах классицизма. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними.
Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. IX. В 802–83 гг.
антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). Закреплению теоретических доктрин способствовала деятельность основанных в Париже Королевских Академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина. После торжественных иярких цветов барокко мягкие тона классицизма— бледно-розовый, нежно-голубой, кремовый ифисташковый— казались новым словом вдекоре. Репутацию вождя классицизма за Энгром закрепила картина «Обет Людовика XIII», выставленная в Салоне 1824 г. Художник в формах ищет музыкальность, ритмичность, линеарность, цветовую сбалансированность.
Эмоции должны подчиняться разуму, каприз – чувству долга. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками.
Само название "классицизм" происходит от латинского classicus – образцовый. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Классический дизайн замка подчеркивает строгость гладких стен, которые завершает карниз. Поэтический образ композитора Глюка овеян дыханием великой эпохи. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа.
Развитие классицизма и романтизма совпало в Европе с появлением новых конструкций. Почти одновременно с классицизмом рождается и стиль романтизм. Обычно в центре стола помещались большие серебряные или бронзовые вазы для цветов, фарфоровые скульптурные группы изображавшие героев античной мифологии. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений.
Этот рожденный в фарфоре прием декора получил новую интерпретацию в оформлении интерьеров. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Стасова) с применением дорогих материалов изготовлялась в столичных мастерских, наиболее известные мастера-мебельщики того времени – Тур и Гамбс повседневная, бытовая мебель с соблюдением традиций и приемов классицизма выполнялась крепостными мастерами, среди ее производителей – широко известные Нащекин, Зенин, Уточкин, Сидоров (в Москве), А. Федоров, И. Рудин (в Вятке).
диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. «Морские нимфы, несущие небесную сферу». архитектор Шарль Гарнье строит в Париже здание Большой оперы (Гранд Опера). Искусств) воспринимается в определенной мере как развитие четкой формы курдонера (парадного двора перед дворцом).
Объем зала разделен колоннами на три части. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». В 82 г. Персье и Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. генерала де Голля). Так, в 800 г. он написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Красное дерево соседствовало не только с золоченой бронзой, но и с бронзой матово-черной (патинированной), которая имитировала традиционный для Египта базальт.
Если в период барокко связь между различными формами познания была достаточно крепкой (научные открытия находили свое отражения в искусстве), то в XIX в. пути науки и искусства разошлись. Специалисты фарфорового производства много работали над раскрытием утраченных рецептов глазурей, над имитацией различных материалов, it частности, цветного камня. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. После кризиса 1640-х гг.
Ампир в России В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Его герои целеустремленны, активны и деятельны. Декор классицизма логичен и ясен, для него характерны симметрия и уравновешенность. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Классицистская доктрина оформилась благодаря французским королевским академиям в Париже – живописи (основана в 648 г. ) и архитектуры (основана в 67 г. ). В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем.
Воронихин, А. Д. Наиболее ярко поздний классицизм (романтизм) представлен в странах Скандинавии и в частности в Финляндии, где ярким образцом стиля романтизм служит ансамбль старого города Тампере. Классицизм в живописи Жак-Луи Давид Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей во второй половине XVIII века вдохнуло в классицизм новое дыхание. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. К. Перро и Л. Лево).
В XIX в. появляются новые типы зданий, не имеющие аналогов прошлых веков. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора. Стоят такие диваны на широких прямоугольных опорах или на ножках, декорированных в виде львиных лап.
Самые яркие образцы Барокко сегодня можно встретить в архитектуре Испании, Португалии, Чехии, Польши, Литве, стран, бывших португальскими и испанскими колониями, а также в России (например: Зимний дворец). Еще больше контраста в формах парадной и бытовой мебели. В 1855 г. проходит Первая Универсальная выставка в Париже. Кваренги, Д. Жилярди, В. П. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой.
Формы старого быта, в том числе петровского (еще деловитого, строгого), к середине XVIII в. окончательно вытесняются. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. В Европе это второй по площади парк (первый по площади – Павловский парк под Петербургом). В стиле классицизма изделия из бисквита стали активно подражать античным камеям. Декоративные украшения на мебельном объекте располагаются обычно по периметру его свободных поверхностей, подчеркивая тем самым красоту фактуры и текстуры тщательно отполированного дерева. Стиль ампир, который сложился в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, мебели, одежде, живописи, скульптуре и т. д.
Примечательно, чтородоначальником этих окон стала Россия. IX. 3).
Идея имперского величия стала доминировать в архитектуре этого периода. Однако и философия и пути развития этих стилей отличаются друг от друга. В 1861-1875-х гг. Самая знаменитая возведена архитектором Ф. Шальгеном (1739—1811) на площади Звезды (Этуаль, теперь — генерала Де Голля).
Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. У Хангерфордского рыбного рынка в Лондоне (1835) пролет чугунных конструкций достигает 10 м. Дождевая вода здесь отводилась через полые колонны.
Добротная столярная основа, наличие различных технических устройств изящество форм ставят австрийские изделия этой эпохи в один ряд с английскими образцами. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. Классицизм Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году.
Джон Нэш – королевский архитектор в 1818 г. применил чугунные колонны для оформления репрезентативного интерьера (королевский павильон в Брайтоне, Англия). Мастера еще удерживали навыки народной резьбы, более крупной и обобщенной, чем на Западе. Их строили в колониальном стиле или уподобляли готическим замкам. Интересно, что во Франции стиль классицизм впервые возник много раньше, еще в XVII веке.
«Переход Наполеона через Альпы». Воронихина, А. Д. Ярко краситься считается теперь дурным тоном, вот таким образом в декоративной косметике используются только естественные тона. Прямоугольная площадь перед дворцом (пл. Эпохи Просвещения и Нового времени в Европе (XVII-XIX века) подарили миру множество ярких стилей и направлений в искусстве. Магазин «Бон Марше» в Париже часто называют первым в мире универсамом (архитектор Л. А. Буало инженер Эйфель, 1876).
И все же холодный, жесткий и помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император. Так, в 1801 г. был создан проект складского здания в Манчестере, а также проекты доков в Лондоне и Ливерпуле. Марата в гостях, вот таким образом интерьеры на картине отражены достоверно.
При короле Людовике XIII был возведен город Ришелье (1634). Через 50 лет после того, как Эйфель построил «Бон Марше» с радостной игрой света, проникающего через ажурные конструкции, того же эффекта добился Ле Корбюзье путем взаимопроникновения внутреннего и наружного пространства.
Э. Сааринен), Кафедральный собор в Тампере (1912, арх. Век классицизма был недолог – всего несколько десятилетий. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. В 1742 г. свой завод основал Афанасий Гребенщиков.
В дворянских домах появляется т. н. Для этого ее распиливали по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Одним из выдающихся архитекторов эпохи классицизма во Франции был, конечно же, архитектор Ж. Суффло. Эти рисунки способствовали появлению так называемого «русского ампира». Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Повсеместно были распространены бронзовые светильники.
Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивание которых не допускается. Среди общих характеристик направлений нельзя не заметить, что в них одинаково часто используются орнаменты из цветов в качестве декора. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу.
Декор выполнен в смешанных формах западноевропейской архитектуры XVI-XVII вв. Рисунок тканей классицизма стал менее подвижным и более строгим. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Причем художник, разделявший идеалы Французской революции, бывал у Ж. П.
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Картина «Зима» — конец жизни, гибель: безжалостная смерть холодом сковывает мир, рушащийся от воды, которая мощным потоком вырывается из-под земли. В то время мода была небезразлична и к кольцам – их носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. Задние ножки искривлены.
Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка.
вышло «Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона. На его примере можно изучать прямоугольный тип города с подчеркнутой осью симметрии. Именно в декоративной бронзе впервые получила развитие чеканка на новой технологической основе — моментальное перенесение рисунка с матрицы под воздействием плавно нарастающего давления, а также «холодный способ» крепления отдельных деталей изделий, усовершенствованная технология золочения с градацией позолоты на матовую и блестящую.
Очень часто устанавливается кожаная мебель, а так же напольные светильники с тканевыми абажурами. Как элементы декора мебели, стиль Ампир в интерьере использует накладки из бронзы или с позолотой. Шею и руки оставляли открытыми. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. imperium – власть). Металл.
клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Красное дерево соседствовало не только с золоченой бронзой, но и с бронзой матовочерной (патинированной), которая имитировала традиционный для Египта базальт. повлиял на возможности архитектуры, тем не менее, в последующие годы. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. Окна продолговатой формы имеют скромное оформление. Устанавливается строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие и низкие.
В Англии и Америке в 1840-х гг. Очень большую роль в украшениях того времени сыграла наполеоновская война – после нее появился отдельный вид «траурных» украшений, например медальоны с вплетенными волосами умерших родственников, либо эмалевые медальоны и кольца с мотивами скорби и памяти. В работах Одио и Бьенне много общего. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. Родиной стиля Барокко считается Италия, а ее «отцом» знаменитый скульптор Микеланджело. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир.
Таковы скульптуры на Казанском соборе, Адмиралтействе и многих иных сооружениях. Теоретики английского классицизма XVIII в. проповедовали возврат к канонам Витрувия и Андреа Палладио («палладианская» архитектура). Росси: «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».
Архитектор Франсуа Шальгрен (1739— 1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку (1806—1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь пл. Архитектура замка Холькхэм запечатлела господствовавшие тогда тенденции. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями.
Барокко отражает стремление к богатству и роскоши и их внешнему выражению. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.
Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным. Завершил строительство Капитолия (рис. Денона.
В мебели отдается предпочтение красному дереву с бронзовыми позолоченными деталями. По сравнению с архитектурой XVII в. здания Габриэля отличаются большим изяществом. В это время весьма модными становятся т. н. Классический фасад украшает обобщенный рисунок с барельефами в круглых обрамлениях.
Ампир — это завершающий этап развития классицизма второй половины XVIII в. Его формированию и развитию способствовало творчество многих деятелей французской культуры: живописца Ж. -Л. Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К. И. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной.
Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества. Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. Украшения в это время любили страстно их носили много и в любое время дня.
Но художественная трактовка их оставалась прежней. Здания, образовавшие вместе с Михайловским дворцом единый ансамбль, сооружались разными архитекторами. В некоторых странах, классицизм, благодаря своему стремлению к иерархичности форм, стал придворным стилем, который прославлял мощь и величие абсолютистской монархии.
Колонну венчает фигура ангела с крестом, попирающего змею (Б. И. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Проектируемая им мебель, люстры и драпировки, роспись, скульптура, декоративные вазы и т. п. меблируются авторской мебелью. В начале XIX в. французский классицизм стал фактически подражать античным образцам.