Китайский дворец, созданный великим Антонио Ринальди по заказу императрицы Екатерины II в 1786 году, является единственным в России памятником архитектуры в стиле рококо.
Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Второй подобной постройкой. Своеобразный небольшой купол, столь характерный для композиций Ринальди, делает Штукатурный покой просторнее. Каждая комната имеет свое решение, а главное, в декоре интерьеров Китайского дворца мы видим сочетание различных материалов и разнообразных фактур – это лак, фарфор, стеклярус, вышивка, смальта, моржовая кость, резьба по дереву, наборные полы, живописные плафоны, тонкая низкорельефная лепка разнообразного рисунка, позолота и, конечно искусственный мрамор (стюк). Это в равной степени относится и к лепке и к рисункам паркетов.
Два плафона изготовленные им для Ораниенбаума, поистине увлекательны. Кабанов) проделали сложную и большую работу по восстановлению отделки потолков, падуг и стен.
Белый конь (аллегория рыцарства) также олицетворяет Европу. Гварана, Ф Цуньо, Д. Маджатто, Ф. Цукарелли. Маджотто, Г. Дициани, Д. Гуарана, Ф. Цуньо и Д. Б. Ослабление цвета идет от середины к краю композиции.
Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). К возведению дворца Ринальди приступил в 1762 году.
Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сыростиL 4. Изначально дворец был одноэтажным и именовался "Голландским домиком" ("Китайским" он стал только к 1774 году, когда его декорировали на восточный манер), однако в середине XIX века здание надстроили и расширили, поясняют в пресс-службе музея-заповедника Петергоф.
Своеобразной чертой декора в Зале муз является композиционная взаимосвязь живописи, лепки и позолоты. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). По всей видимости, панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал. Центральный медальон его выделяется на фоне березы. Всего во дворце 17 помещений.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно. велись работы по замене полов на наборный паркет, который также выполнен по рисункам Ринальди «столярных дел мастерами» И. Петерсеном., И. Шульцом, Я. Ланги и Витте совместно с русскими столярами Зиновьевым, И. Кузьминым, Горшковым, Крашенинниковым, Коноваловым, Колпаковым, Демидовым и другими. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.
Кабинет был до предела насыщен цветом (ранее даже пол его был пестрым — мозаичным) и белое лепное панно вносило уравновешенность в убранство комнаты. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины II. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. Зимой 2010 года сотрудники фирмы ООО «Дедал» завершили комплекс работ по реставрации золоченого багета Стеклярусного кабинета, в ходе которых мастерам удалось воссоздать утраченные ранее на западной стене у камина нижнюю резную раму и две фигурки драконов. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана ПильманаL 1L 8L 10, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен).
Это, бесспорно, один из лучших образцов лепного убранства дворца. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны.
Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны. Ри-нальди уже в 1760-х гг. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Как и в других помещениях анфилады, среднюю часть потолка занимает плафон «Геометрия» кисти Г. Дицциани. Так же, как и в лепке, видная роль отведена растительному орнаменту. Панно находятся в рамах с золоченой резьбой.
Сразу по окончании войны все внутреннее наполнение Китайского дворца вернулось на место. В интерьере появляется мебельный гарнитур, обитый малиновой тканью из такого же цвета материи шьются портьеры на окна и, как следствие, с 1862 года наряду со старым названием в обиход входит новое – «Малиновый кабинет». Сюда она приводила особенно важных гостей. Особенно эффектно решен его центральный граненый выступ.
Основным элементом декора здесь выступает обильная золоченая лепка на стенах и потолке (именно вот таким образом комнате дано такое название— Штукатурный покой). Лепные рамки падуги идут к углам рамы плафона и как бы поддерживают ее. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Элементы подражания восточному искусству – изображения дымящихся восточных курильниц, бьющих фонтанов, трельяжных решеток, волшебных птиц, китайских шляп, зонтиков и опахал – встречаются практически во всех интерьерах дворца как в росписи живописной отделки, так и в оформлении лепных композиций. В действительности плафон Д. -Б.
Однако Великая Отечественная война в одночасье оборвала недавно начавшуюся жизнь музея. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее. К главному корпусу примыкают с двух сторон одноэтажные крылья, завершающиеся двумя павильонами – Восточным и Церковным. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. В 1897 году наименование вновь меняется – теперь кабинет упоминается как «Бисерная комната».
Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. Опытный резчик И. Н. 12 панно работы французских мастерой де Шен, вышитые синелью (ворсистым шелком) по фону из стекляруса, дали название Стеклярусному кабинету. Частично это собрание сохранилось и сегодня. На островках располагались пять маленьких беседокL 2.
Императрица Екатерина II очень любила этот небольшой увеселительный дворец и часто наезжала сюда. Размер плафона сокращается. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Например, во время дождя из-за влажности вход закрыт. Своим названием Китайский дворец обязан популярному в XVIII веке стилю шинуазри иначе китайщине.
В гостиной находятся большие живописные полотна исполненные в 1862— 1863 гг. Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. Сквозная анфилада шла от одного конца здания до другого. Название, которое получил Китайский дворец (Санкт-Петербург), условно. Декором Китайского дворца занимались русские и итальянские мастера живописи и скульпторы.
В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне каждая живописная композиция обрамлена золоченым и белым лепным орнаментом. Он отличается не только своими размерами, но и тем, что смещен с оси малой анфилады. Стеклярусная комната продолжала дарить людям подлинное эстетическое наслаждение. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора.
Он не кажется массивным, хотя размеры его достаточно велики – тридцать три метра. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, он производит впечатление большого помещения.
Углы комнаты срезаны. На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности.
Простенки в западах фасада прорезаны прямоугольными окнами. Осуществление своего замысла Екатерина поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди (1709/1710-1794). и где бы не встречался мотив раковины — в Маленьком ли кабинете, в Кабинете ли Ротари (в завершении двери) — она всюду трактована как раковина-пальметка изящная по рисунку, довольно симметрично построенная и плоская может быть, единственный пример асимметрии — раковина на плафоне Кабинета Ротари.
Прихотливая полихромная рокайльная орнаментация подчеркивает игривость мифологических сюжетов («Силена и Эндимион», «Венера и Парис», «Меркурий»), а также изображения вакханок и сатиров. Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. В нем неповторимо соединились декоративная прелесть рококо с нарождающимся классицизмом.
Комната в плане представляет собой квадрат, ее стены затянуты холстами с росписью маслом. Ансамбль Собственной дачи следует упоминать с эпитетом «единственный». Она — существенный элемент перекрытия, а не только рама живописного плафона. Благодаря обилию сквозного света, льющегося через шесть застекленных окондверей, объем зала иллюзорно увеличивается. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
Граненый выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Граненый выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Породы дерева использовались самые различные— это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др. Проблемы с их состоянием, содержанием, реставрацией были во все годы. По «малой дороге жизни» уникальные предметы декоративно-прикладного искусства перевезли и передали в фонды Эрмитажа и в Исаакиевский собор. В композиционный строй включена живопись на любовную тему— это «Венера и Адонис» П. Ротари, «Анжелика и Медор» работы крупного итальянского живописца Дж.
Панно инкрустировано пластинками из моржовой кости. Что же касается самих панно, то поновления затронули и их. Перекрытие Кабинета благодаря высоким падугам воспринимается как куполок. Парадная анфилада состоит из Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета Мозаичный покой), Большого зала, Сиреневой гостиной (Штукатурный покой), Малого и Большого китайских кабинетов.
Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. «Ни Екатерина, ни Ринальди не знали и не понимали, что этому дворцу будет уготована такая жизнь, ведь это была игрушка, она строилась не на века. Парадной спатьни — использованы мотивы китайского искусства.
Спрятанный в глубине парка дворец сначала удивляет простотой и строгостью внешнего облика. Благодаря слаженной работе сотрудников КГИОП, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Государственного Эрмитажа летом 2009 года произошло долгожданное событие – реставрация уникальных музейных предметов. Полы настилали как из местных пород деревьев (клена, березы, груши, дуба, ореха, яблони, персидского ореха), так и «заморских» (амаранта, розового и красного, черного, палисандрового дерева, самшита и др. ). В декоре стен Китайской опочивальни щедро использован расписной шелк. Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления.
Крючков) и позолотчики (бригадир А. Н. В годы войны он был похищен фашистскими захватчиками. На северной стене справа и слева от дверного проема— орнаментальные росписи с пучками зелени и цветами, выполненные С. Бароцци. Замыкает анфиладу личных комнат Екатерины II так называемый Золотой кабинет. Этому отвечает и все архитектурно декоративное убранство.
А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Но более всего в Передней привлекает им же написанный плафон «Аполлон и Искусства». Декоративные элементы включают в себя неизменные атрибуты «китайщины» : легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают росписи пернатых на вазах, привезенных из этой далекой страны.
Их завершают сандрики с рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Орнаментика пола построена на сочетании геометрического и растительного орнамента. Отсюда простейшие, прямоугольные плафоны, а карнизы и падуги — богатые рамы этих живописных картин.
Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. Его главная достопримечательность – Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Мода на «китайщину» началась в Европе еще с начала XVII века, когда в Голландии впервые появились «индийские», как их тогда называли, товары, особенно фарфор, вызвавший вскоре подражания в Дельфте.
Многочисленные панно, настенная живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах. проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ). На островках располагались пять маленьких беседок.
Их значение трудно переоценить. Живопись плафона С. Торелли отличается мягкими тонами красок, хорошим рисунком и умелым решением композиции. В то время как крылья дворца расчленены пилястрами ионического ордера, в композицию граненой абсиды введены полуколонны, придающие парадность общему облику. Бригада мраморщиков во главе с бригадиром И. И. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце.
Катальная горка – крупное и сложное сооружение. Тьеполо. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы.
Внутри дворца мало чисто архитектурных деталей, так как вся его декорация состоит почти исключительно из стенной росписи, принадлежащей замечательным итальянским декораторам, братьям Бароцци (Джузеппе Джокино Бароцци умер в Болонье в 1780 году, брат его и ученик, Серафино Лодовико Бароцци, умер там же в 1810 году (Художественные сокровища России, 1901, 10, с. 204). Парадные помещения, нанизанные на одну ось, составляют основной корпус здания протяженностью 65 метров (исключая последние пристройки). Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. Четкий геометрический план дворца с достаточной ясностью читается по его внешнему облику. Петр III изменил дворцовые интерьеры. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуямиL 4).
Карнизы и падуги были богатыми рамами этих картин. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели. Облик дворца спокоен и прост.
Данилова. Скульптор Э. Фальконе писал Екатерине II: «. Это создало не только дополнительный декоративный акцент, но и внесло ноту настоящей «китайщины», которой отмечено стилистическое звучание многих интерьеров Китайского дворца. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» и «Венера», также работы С. Торелли, согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер. Ломоносовым. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец.
Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана,, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен).
Малые сектора оживлены рельефными гирляндами, а большие (через один) — рельефными изображениями белых голубей, несущих золоченую ветку в клюве и золочеными венками. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. На этом фоне мягко читается декоративный убор падуг.
Плафон кабинета, написанный братьями Бароцци, в середине XIX в. получил название «Китайская свадьба». Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки» и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно. С начала 1970-х гг. Более тонкий узор исполнялся интарсией во многих случаях применялись резьба и выжигание.
Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда. Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. Композиция остальной плоскости пола перекликается с решением падуги.
В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. РускиL 7. В скругленных углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. Казалось, что так будет всегда.
Живописный декор интерьера развивает «сюита» из 22 портретов работы П. Ротари. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.
Правда, это всегда был избранный круг. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки, отделка становится прекрасным обрамлением плафона «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани. Балдасев восстановил поломанную во многих местах резьбу рам Стеклярусного кабинета. Есть она и в зале муз и над дверями Штукатурного покоя под картинами С. Торелли «Тоскующий Марс» и «Венера». А. И. Успенский замечает, «что если картина и не создана для потолка Ораниенбаумского дворца, то потолок, своеобразная форма его создана для венецианского художника».
Именно дамы в это время становились властительницами мыслей идей и придворного этикета. Средняя часть потолка акцентирована вписанным в круг плафоном работы Г. Дицциани «География». Рядом со Штукатурным покоем расположен Малый Китайский кабинет. Лепка в орнаментике Ринальди — белая, с незначительным применением позолоты.
Ринальди принялся воплощать в жизнь свой жемчужный замысел в 1762 году. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора.
Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат). В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Основой композиции является геометрический орнамент, для которого характерны мягко изогнутые линии.
Резные золоченые рамы членят стены на 10 отдельных панно. Плафон С. Торелли в аллегорической форме передает смену времени суток. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца.
Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. В основе ее форм лежал завиток раковины — рокайль. Заканчиваются эти рамы фигурами двух свившихся драконов. XVIII в. тем, что иллюзорная архитектура, обрамлявшая центральную часть потолка исчезла. В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Она стала и одним из самых своеобразных творений зодчего.
На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Центральный медальон его выделяется на фоне березы. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Квалифицированные мастера-краснодеревщики во главе с бригадиром И. И. На территории крепости в 1758—1762 гг.
На островках располагались пять маленьких беседок. Сюжет плафона истолковывается как широко распространенная в XVIII в. аллегория «Союз Европы и Азии».
Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. Рисунки для изготовления стеклярусных панно были выполнены «вольным живописных дел мастером», Серафино Бароцци, который работал в Петербурге, в 1762 г. Стеклярус изготовили на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, организованной неподалеку от Ораниенбаума М. В. Исходя из того, что владельцами Китайского дворца являлись Екатерина II и наследник престола будущий император Павел I, Ринальди создает здесь две малые анфилады личных комнат. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. У Ринальди значительно вырастает роль падуги, а размер живописного плафона сокращается.
Росписи обрамлены золоченым и белым лепным орнаментом. Тематика живописи Китайского дворца типична для рококо. Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат.
Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. К счастью, за годы войны этот удивительный дворец эпохи рококо не был разрушен и разграблен, поскольку немцы так и не смогли войти в Ораниенбаум, но значительный урон памятнику был нанесен. Композиции создавались группой русских мастеров под руководством Г. Шталмеера, вероятно, по рисункам С. Бароцци, поскольку именно он написан плафон для этого зала, называемый «Союз Европы и Азии» им же были расписаны падуги потолка. Фактура и тон дерева в сочетании с росписью создали гармоническое декоративное созвучие. Первое помещение западной анфилады — Китайская опочивальня.
В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. Китайский дворец — единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Такое цветовое решение не контрастирует с бледно-бежевым цветом стен. Она низкого рельефа и удивительно мягко сочетается с блеклой окраской фона.
Их всего двенадцать: десять расположены на стенах кабинета и два десюдепорта. Ринальди любил скруглять углы комнат, в подавляющем большинстве случаев падуги интерьеров делал по кривой. В полном соответствии со структурой кабинета находится его декоративное убранство. По характеру исполнения и мотивам ей полностью отвечают лепка потолка, плафон «Зефир и Флора» кисти Д. Гвараны и композиция паркета, отмеченная благородной простотой и изяществом. В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно напоминающего «китайщину». Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин – князь Меньшиков (1710-1727).
На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Есть много записей архитекторов XIX века.
Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью, выполненной C. Бароцци. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце.
Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Кабинет Павла, подобно Кабинету Екатерины II (Золотому кабинету), смещен с оси малой анфилады, а его изолированность усилена тем, что попасть в него можно только через альков. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета.
Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. От фасада вниз идут террасы. Следует остановиться еще на одном интерьере Китайского дворца. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами.
С этой оценкой нельзя не согласиться. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Китайским он назван потому, что в нем есть фантастично декорированный, «в чисто китайском вкусе», как тогда казалось, большой зал, носивший название Китайского. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей.
Стены Зала муз сплошь покрыты живописью изображающей девять муз. XVIII в., а также известный русский путешественник и ученый И. Г. Георги. Таким образом, в композиции панели явственно выявлен классицистический прием.
Поскольку не было возможности провести натурные изыскания, потолок и панели над окном просто окрасили в три цвета – розовый, фисташковый и кремовый, лепку над камином побелили и произвели ремонт резьбы в нижней части стен, также отреставрировали плафон. Они представляют собой холсты, на которых выполнена вышивка стеклярусом (из трубочек молочного стекла), а также ворсистым разноцветным шелком (синелью – от фр. «chenille»). Центральным является Большой или Овальный, зал, который в XVIII веке называли то Приемным, то Круглым. Особую гордость Екатерина испытывала, показывая стеклярусный кабинет. В полном соответствии с перекрытием решен и паркет.
он именуется «Союз Европы и Азии». Контраст их разителен. Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Остальное пространство падуги декорировано орнаментальной и фигурной живописью. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Он не повторяется и в каждом помещении напольный рисунок разный. Композиция перекрытия аналогична по своей структуре рисунку паркета.
В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. Большинство плафонов, которые были написаны на холстах изготавливались в Венеции группой известных живописцев академии художеств. Тьеполо «Триумф Марса» был исполнен по заказу русского двора специально для Китайского дворца. Работа над этим панно длилась около двух лет: с 1762 по1764 гг. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат)L 3. Стены этого помещения разделяются золочеными резными рамами на несколько отдельных панно. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Небезынтересно, что закругленные части зала декорированы только орнаментом. Только однажды, 9 июня 1943 года, ящики были потревожены музейными работниками Балаевой, Тихомировой и Максимовой для осмотра их сохранности.
Фон стен лилово-розовый и серо-голубой. Впоследствии плафон стал восприниматься как символ синтеза искусств. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Дворец не зря называют Большим.
Действительно, это единственный ансамбль, где зодчему не пришлось делать заметных отступлений от проекта, где одному автору принадлежит и архитектура отдельных сооружений и планировка парка. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
Всего во дворце 17 помещений. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Смена облицовки стен не повлияла на единство оформления декора Будуара. Высшего расцвета рококо достигло в Германии, где по проекту М. -Д.
Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. В период же с 1771 по 1782 гг. Питтони.
Китайский дворец – единственный памятник рококо в русской архитектуре. Граненой абсидой он выступает в фасаде дворца и является центром всей композиции. Впечатление пространственности и изощренной декоративности достигнуто в интерьере использованием зеркал, которые находятся не только в углах, но и на стенах комнаты, а также на потолке алькова.
Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Небольшие вставки в виде деревянных плакеток с китайскими иероглифами, врезанные в паркет, придают ему своеобразие. Ослабление цвета идет от середины к краю композиции. Теперь они таяли на полу и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми. Асимметрия эта вносит исключительную живость и динамичность. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. Уже с 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Ещё две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом.
проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Прежде его называли Ораниенбаум. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. В каждой комнате – свой рисунок пола, связанный с декоративной отделкой интерьера.
На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Только после этого завершающего «штриха» стало возможным увидеть и понять первоначальный авторский замысел, главная задача которого состояла в достижении удивительной согласованности и целостности восприятия разных по художественному воплощению элементов декора такого необычного даже для своей эпохи интерьера. Их исполнила М. -А. в барочно-рокайльном характере возведены дворцово-парковый ансамбль Цвингер и к юго-востоку от Дрездена, в Пильнице, — загородная резиденция, главным строением которой был «Водяной дворец». Здесь тоже нет аналогов. де Сент-Илером, можно представить весь масштаб и грандиозность созданной резиденции. Характерной для Ринальди по изяществу декора является Портретная или Кабинет Ротари.
Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. Композиционная схема полов построена в соответствии с решением перекрытия: в центре располагается медальон, обычно согласованный с формой плафона. В XVIII веке мода на все китайское была так велика, что в Китай для изучения тамошнего искусства поехали из Европы и художники, в их числе знаменитый английский архитектор Вильям Чемберс).
В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски. В Стеклярусном кабинете проводится замена мозаичного пола на паркетный с сохранением первоначального рисунка. Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Большой зал, кабинет и спальня украшены лаковой живописью «в китайском вкусе» по рисункам Ф. Д. Их заменили на паркетные, ныне существующие.
Этот зал вызывает ощущение парадности и торжественности не только своеобразием архитектурного приема, но и «одеждой» – декоративным убором. К июлю 2008 года, после проведения обследования, разрабатывается методика реставрации, а уже через год после начала работ первые шесть панно (три – с восточной, два – с западной, одно – с южной стороны) были приняты комиссией. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа.
В его размещении следует отметить полную согласованность с оформлением стен. На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты, в центре которых— мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. После такого «обновления» исчезает объемность рисунка, а доминирующим цветом интерьера становится малиновый.
Оно дополнено живописными десюдепортами и картиной над зеркалом камина. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков, характерных для XVII—XVIII веков.
Пол дворца отличается необыкновенно красивым декором, так как выложен из паркетов красного, розового, амарантового дерева, клёна, тиса, берёзы и граба. Изначально при строительстве дворца по проекту Ринальди, пол был выполнен из искусственного мрамора (стюка). Интересно цветовое решение полов Китайского дворца. Пёппельмана в 1711— 1722 гг.
Благодаря названию этих комнат – Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня – у «новопостроенного дома» императрицы к концу XVIII века появляется наименование «Китайский». Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку. Овальный зал занимает центральное положение среди парадных помещений. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. Их исполнила М. -А.
Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворцеL 3. Декоративному оформлению углов комнаты отвечают широкие ленты и гирлянды, сходящиеся в верхней части перекрытия и обрамляющие плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Д. Гварапы. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат). Причем далеко не все из них находятся в черте города. Один из таких пригородов расположен в 40 км от города.
Как ни странно, спасение пришло от Совета народных комиссаров. Плафон «Фортификация» работы Г. Дицциани в аллегорической форме прославляет одну из областей науки, что характерно для официального искусства того времени. Он небольшой и полный прекрасных интересностей. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета— этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект, при этом не создавая чрезмерную насыщенность в цвете и отделке.
Потрясающие окрестности Северной столицы вызывают не меньший интерес среди туристов. На панно изображены галантные сценки из китайской жизни на фоне колоритного пейзажа.
Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всем дворце. Темные краски плафонов, выступавших на фоне сплошь золоченых или белых рам, сменяются мягкими изысканными сочетаниями бледно-розовых, голубых, сиреневых, желтых тонов. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа. Проекты итальянца, выполненные в соответствии со всеми последними модными течениями, выгодно отличались несомненным изяществом и даже некоторой рафинированностью. Нарядный убор некоторых рам завершают фигурки драконов.
Аналогичная композиция в центральной части аттика дополняет пластический убор абсиды. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») получила свое название благодаря панно, которые украшают три его стены. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель.
Нынешний Китайский дворец, построенный Ринальди в 1762—1768 годах, получил это название только позже, после сломки первого домика, в XVIII же веке назывался обыкновенно «Голландским» или «собственным Ее Величества домиком» (Там же. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая – колокольчиков.
Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. ТореллиL 3. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. В феврале 1763-го Екатерина II выплачивает Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей», а в мае 1764 года накладывает резолюцию: «Выдать 1000 рублей за работу и отпустить в отечество. ». Еще месяц дворец продолжал работу консервация и эвакуация экспонатов и в первую очередь стеклярусных панно, начались 23 июля 1941 года.
Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины IIL 2. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли. С. Торелли и С. Бароцци создали еще четыре плафона. Но особенно богато украшены залы дворца.
Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. От фасада спускаются террасы.
От первоначальной отделки в комнате сохранились десюдепорты: «Итальянский пейзаж» художника Ф. Цукарелли, «Нептун» и «Амфитрита», а также картина «Два амура», находящаяся над зеркалом, — работы неизвестных художников XVIII в. Восточное крыло дворца занимает Зал муз, который в XVIII в. назывался Живописной галереей. А уникальные наборные паркеты общей площадью 772 квадратных метра насчитывают 15 пород дерева. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу.
Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая. Помещения дворца расположены анфиладой, как это было принято и в барочных дворцах, однако здесь не создается ощущения бесконечной галереи. Это одна из самых удачных «китайщин», созданных в Европе в XVIII веке. С помощью архитектора Антонио Ринальди будущей императрице удалось воплотить в жизнь проект не только дворца, но и целого комплекса различных по своему назначению построек, впоследствии получивших название «Собственная дача».
Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. А. Ринальди построил небольшой двухэтажный дворец Петра III, своим обликом неуловимо напоминающий Малый Трианон в Версале. Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Это и свидетельствует об отходе от барочных композиций. В скругленных углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Наличник двери в Зале муз украшен раковиной.
Уже с 1770-х гг. Именно в это время шло усиленное расширение торговых связей стран Европы и Востока. Живопись плафонов Китайского дворца отличается от работы 50-х гг. Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения.
(Де Шель – сценическое имя, ее настоящая фамилия – Фош. ) Всего через один месяц после восшествия на престол Екатерина II издает указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель». Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Граненой абсидой он выступает в фасаде дворца и является центром всей композиции. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы.
Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. Стены Кабинета так же, как и в аналогичном интерьере «половины» Екатерины II, затянуты холстом, расписанным С. Бароцци. Первоначально этот сравнительно небольшой парковый павильон носил название «Голландский домик» или «Домик в верхнем саду».
Китайский дворец относится к числу тех произведений архитектуры, для определения художественной ценности которых трудно подобрать подходящий эпитет – настолько он своеобразен, гармоничен и ярок. В ней использованы мифология, аллегория, пасторали. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Он был полон беспокойства, по его форме изгибали и ломали все линии в орнаментике. Отдельного внимания заслуживают редкостные паркеты Китайского дворца.
По своим размерам зал невелик — 8, 6x12, 3 метра при высоте 7, 9. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Оригинальной чертой декора Кабинета Павла является сочетание росписи с подлинными китайскими плакетками, покрытыми различными изображениями и иероглифами.
По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. На островках располагались пять маленьких беседок. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова.
Их заменили на паркетные, ныне существующие. Подражание так называемому «китайскому стилю» помогало достичь в восприятии декоративности фантазийной, почти сказочной атмосферы. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. На нем установлены три металлические декоративные скульптуры, окрашенные в белый цвет. В композициях преобладают красные, синие и зеленые тона, обрамлены они затейливым растительным орнаментом вишневого цвета.
С безупречным мастерством он написал букеты с цветами, охотничьи доспехи, фигуры мифологических персонажей, раковины и загадочно-причудливые орнаменты. В 2009 году благодаря финансовой поддержке ОАО «Газпром», концерна BASF и компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» впервые за всю историю музея в залах дворца начались полномасштабные исследовательские и консервационно-реставрационные работы с комплексным подходом, включающим в себя изменение прежде всего климатического состояния дворца. В архитектуре этого сложного сооружения в равной степени применялись декоративные мотивы китайского зодчества (форма кровли и дымников, орнаментика, раскраска) и классические элементы (пилястры, лепные панно и пр. ), которые по своей композиции и пластической трактовке перекликаются с аналогичными формами использованными в различных «китайских» вариациях Ринальди. В декоре немало таких элементов, как гирлянды цветов, пилястры, орнаменты, лепнина.
Восточные мотивы, правда, трактовались европейскими мастерами с большой долей условности, но аутентичность стилю придавали многочисленные предметы декоративного искусства и ткани, привозимые непосредственно с Востока. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. А гостей здесь побывало немало. где стиль рококо проявился еще более ярко, стал построенный в 1762—1768 гг.
Екатерина вторая построила его быв еще Великой княгинею. Их заменили на паркетные, ныне существующие. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Росписи восточной стены и западной стены обрамляют асимметричный орнамент.
Ещё две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Две малые анфилады персекают главную. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью.
и все же в рисунках ринальдиевских паркетов заметны уже черты раннего классицизма. Наверняка, тогда не было таких серьезных геологических изысканий. Он привлекает к себе внимание великолепием и оригинальностью убранства. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. Известны многие блестящие примеры богатой утонченно-изысканной орнаментики рококо. По стенам текли струи воды.
В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Чиньяролли (сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»), «Селена и Эндимион» в исполнении С. Торелли. В паркетах так же, как и в живописи, соблюден принцип мягких переходов тонов.
В Кабинете Ротари помещен плафон «Невинность и Мудрость» исполненный художником Ж. -Б. В композициях Ринальди роль падуги значительно возрастает. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Голубая гостиная расположена рядом со Стеклярусным кабинетом.
По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Ныне на его месте укреплен плафон кисти С. Торелли «День, прогоняющий Ночь», перенесенный сюда из Мраморного дворца. Плафон «Встреча Орфеем Солнца» исполнен венецианским художником Ф. Цуньо.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно. Личные комнаты невелики. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим.
Хуже обстояло дело с резными рамами. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями. Китайский дворец подобен шкатулке с драгоценностями. Он называется Передней, хотя после пристройки в 1853 г. крытой стеклянной галереи первоначальное назначение интерьера было утрачено.
Раковина окружена переплетающимися гирляндами. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). Любительница «строить и сажать», Екатерина за свою жизнь создаст немало дворцов и парков, но именно здесь, в Ораниенбауме, реализовались ее самые первые смелые идеи и мечты. В 1860 г. сделана мраморная лестница-спуск к воде. Уже с 1770-х гг.
Плафон Венера и грации, росписи стен и падуг выполнены итальянским художником С. Торелли. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Очень сложная судьба этого места», – пояснила генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. На протяжении 1925 года в мастерских Государственного Эрмитажа отреставрировали плафон кабинета «Фортуна и Зависть», пришедший к этому времени в удручающее состояние. Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения.
Тьеполо. В этой оценке нет ни грана преувеличения. На плафоне Бароцци Азию представляет желтолицый юноша, Европу — молодая белая девушка.
«Мастера, работавшие и в 1760-х и в начале 1770-х гг., по-прежнему стремились создать иллюзию беспредельного небесного пространства, достигая этого впечатления передачей освещения неба и облаков путем тончайших переходов одного оттенка тона в другой». Принято считать, что он воспроизводит в дереве первоначальный мозаичный рисунок. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно.
Западная состоит из личных комнат Екатерины II: Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной, Кабинета (Золотого кабинета). Руководил работами итальянский «штукатурных дел мастер» Альберто Джани. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину. Более того, Китайский дворец Ораниенбаума можно считать своеобразной вершиной в ряду подобных построек стиля рококо: в Китайском дворце достигнута полная гармония между масштабом интерьеров и их декором, который, подчеркивая парадный характер помещений, создает ощущение уюта, лишенного налета помпезности и элементов «пресыщенной» декоративности.
Особую нарядность придает Большому залу отделка стен искусственным мрамором. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрациюL 5. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип.
Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Этому отвечает и все архитектурно-декоративное убранство. Питтони), которые группировались вокруг крупного живописца-декоратора того времени Д. Б. В таких парках обязательно существовала одна или несколько центральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца.
В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Позднейшие исследователи назвали его «чудом XVIII века». Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. Они сохранились со времени, когда в кабинете существовала другая отделка стен. Свое название «Китайские дворец» он получил из-за того, что в убранстве нескольких залов — Большого и Малого китайских кабинетов.
Он великолепно согласован с не менее фантастическим и красочным решением всего интерьера. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Есть амур, коего прелестная головка примерно красива, нежна, тонка, миловидна. С приходом новой хозяйки, супруги великого князя Елены Павловны, начался второй, не менее значительный этап жизни Стеклярусного кабинета – он переживает одну из своих первых реставраций, в результате которой разбираются пришедшие в полную негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. На стенах изображены музы, на падугах – амуры. Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ).
Благодаря дошедшим до нас альбому зодчего и аксонометрическим планам 1775 года, выполненным П. -А. Маляры (бригадир А. В.
Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. В течение этого времени художники компании ООО «Петрорестком» провели первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке, сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка для определения соответствующих колеров, закончили реставрацию плафона. Каждая из них получила соответствующее название: «половина» Екатерины II (западная) и «половина» Павла (восточная).
Интересно сопоставить характер лепки в орнаментике Растрелли и Ринальди. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. по проекту того же А. Ринальди Китайский дворец в Ораниенбауме. Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах.
Это Ломоносов. Возможно, тему плафона подсказал Ринальди, в работе по Китайскому дворцу последовательно и целеустремленно проводивший принцип органического соединения архитектуры, живописи, пластики и декоративного искусства. Мраморная скульптура Тритон, спасющий детей (ск. При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. Особенно эффектно решен его центральный граненый выступ.
Это аллегорические панно «Музыка», «Живопись», «Драма» работы Д. Гвараны. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Неожиданным на первый взгляд сюжетным контрастом служит плафон «Философия» работы Г. Дицциани. В 1925 году дворцы и парки были переданы Музейному отделу Ленинградского отделения Главнауки и подчинены Управлению Петергофскими дворцами-музеями и паркамиL 5. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.
Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели. Таким образом, перенос панно из одного помещения в другое лишь исказил первоначальный замысел Ринальди. Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат.
петербургским художником А. Е. Бейдеманом. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. Передняя и Гардеробная соединяют малую восточную анфиладу с Большим залом. Углы и стены плавно закругляются.
Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Наибольший художественный интерес представляет северный фасад дворца. На нем установлены три металлические декоративные скульптуры, окрашенные в белый цвет. На искрящемся фоне видны замысловатые композиции с фантастическими птицами посреди фантастического пейзажа, обрамлением которого служит легкий и подвижный растительный орнамент.
В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет – с конца 1750-х до 1771 года. Дворецким реставрировала камин и панели, сделанные из искусственного мрамора. Меняются цвет отделки и материалы. Ораниенбаум построен на не очень удачном месте: здесь проходят водные ключи и все эти дворцы начали «высасывать» из земли воду.
Открывает анфиладу Зал муз (Музыкальный зал), украшенный лепкой, живописью и позолотой. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Это как бы «разгружает» его от повествования и в то же время дает возможность максимально сконцентрировать внимание зрителя на его архитектуре. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями.