К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита, которые предназначались для жилых покоев. В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. И напоследок еще один пейзаж. На этом и заканчиваю.
В 1970-е стены здесь покрыли «эрмитажным» штофом, который не имел никакого отношения к Китайскому дворцу. В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. РускиL 7. Следующий зал – Малый Китайский кабинет.
Благодаря слаженной работе сотрудников КГИОП, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Государственного Эрмитажа летом 2009 года произошло долгожданное событие – реставрация уникальных музейных предметов. По всей видимости из-за невозможности полностью очистить холсты от появившихся загрязнений и в попытке придать яркость потускневшим и выгоревшим шелковым нитям бесценная вышивка раскрашивается яркими красками. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым.
Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Голубая гостиная богато оформлена живописью XVIII века. В числе «персон» тогда были австрийский, прусский, шведский, датский, голландский посланники, английский посол, саксонский министр, а также их супруги и близкий к императрице вельможный круг. Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова. Эти горки послужили образцом для создания монументальных катальных гор в царских резиденциях, которые потребовали сложных инженерных решений.
Дворец не зря называют Большим. Облик этого парадного зала строг и величав, его декор изысканно-благороден и лаконичен.
Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Это была парадная спальня наследника престола Павла Петровича. Эта комната из-за своей миниатюрности (менее шести квадратных метров) именовалась еще и «Кабине-тиком». Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. В деревянные панели включены три живописных полотна – аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма».
На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуямиL 4). Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Катальные горы включали галереи и скаты. На стене помещен живописный портрет «Екатерина II перед зеркалом», авторское повторение шведского художника Вигилиуса Эриксена.
Печное устройство кухни состояло из двух русских печей (одна из них пирожково-пекарская), двух голландских плит с духовою печкой, кондитерских духовых и жаровочных шкафов. Руководитель работ Я. Мартини 12 декабря 1767 года сообщал об их окончании: «Имеющиеся во Ораниенбауме масаишные полы имеются в готовности и на месте поуложены и мастеровые у той работы не находятся».
В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад. 27 июля 1774 года императрица «в зале жаловала к руке. Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. Изначально дворец был одноэтажным и именовался "Голландским домиком" ("Китайским" он стал только к 1774 году, когда его декорировали на восточный манер), однако в середине XIX века здание надстроили и расширили, поясняют в пресс-службе музея-заповедника Петергоф.
Как ни странно, спасение пришло от Совета народных комиссаров. Павильон Катальной горки был построен в 1762—1774гг.
Их завершают сандрики с рельефным орнаментом — раковиной и гирляндами. Свой нынешний облик Будуар обрел в 1853 году, когда картины были заменены на ореховые панно, перемещенные из Камерюнгферской (или Туалетной) на половине императрицы Екатерины II. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. Наверняка, тогда не было таких серьезных геологических изысканий. Плафон Венера и грации, росписи стен и падуг выполнены итальянским художником С. Торелли. К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели.
Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. Три открытых кюбилею— Штофная опочивальня, Будуар иКабинет Павла, называемый еще «Кабинетиком»— заминиатюрные размеры— как всегда, принесли реставраторам инаучным сотрудникам открытия впроцессе работы.
Бригада мраморщиков во главе с бригадиром И. И. Название зала обусловлено росписями на стенах.
На каминах представлены изысканные китайские и японские фарфоровые вазы. Розовая гостиная находится на половине Павла, вот таким образом в XVIII веке она называлась Детской. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Колло, ученица Э. Фальконе, по специальному заказу Екатерины IIL 2.
В архиве абсолютно случайно наткнулась на фотографию этого панно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. – Компания Газпромпомогает нам его реставрировать, совсем скоро уже финал, мы надеемся и мы в этом году подписали соглашение по совместным действиям. Следующий зал – Стеклярусный кабинет. Китайская опочивальня также принадлежит к блестящим образцам стиля «шинуазри» («китайщина»).
Очень сложная судьба этого места», – пояснила генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Мы начали расчистки всех панно. С помощью архитектора Антонио Ринальди будущей императрице удалось воплотить в жизнь проект не только дворца, но и целого комплекса различных по своему назначению построек, впоследствии получивших название «Собственная дача». Художник разворачивает перед нами динамичную сцену похищения, в центре которой изображены две фигуры – крепкого, мускулистого крылатого старца, олицетворяющего Время и его быстротечность и женщины, представляющей Истину (или Знание). Позже деревянные скульптуры заменили мраморные. Торелли прибыл Россию в 1758 году, оставив службу при Саксонском королевском дворе.
В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы – король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. Строительство выполнялось по проекту Антонио Ринальди с использованием расчетов талантливого русского изобретателя и механика Андрея Константиновича Нартова. Панно, сложены из ценных пород дерева – карельской березы, амаранта, палисандра, персидского ореха, самшита, клена, груши, яблони, чинары. Углы и стены плавно закругляются. С мифом о Венере перекликается и живописный плафон Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце», который трактовался и как «Гимн Венере»: юноша Орфей играющий на арфе, воспевает красоту богини любви.
Анфиладу комнат Павла Петровича завершает Будуар. Большой художественной ценностью Павильона является Фарфоровый кабинет. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны). Правда, это всегда был избранный круг.
В феврале 1763-го Екатерина II выплачивает Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей», а в мае 1764 года накладывает резолюцию: «Выдать 1000 рублей за работу и отпустить в отечество. ». Кабинет Павла Петровича, примыкающий к Штофной опочивальне со стороны алькова, обособлен от остальных помещений. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели. В деревянные панели включены три живописных полотна— аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара— Якопо Гуарана. Мебель Китая и Японии также соответствует характеру отделки Малого Китайского кабинета. Большинство посещений Собственной дачи Екатериной II заканчивалось ужином в Большом зале.
Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт. Только после этого завершающего «штриха» стало возможным увидеть и понять первоначальный авторский замысел, главная задача которого состояла в достижении удивительной согласованности и целостности восприятия разных по художественному воплощению элементов декора такого необычного даже для своей эпохи интерьера. Это помещение овальной формы, с большими застекленными окнами-дверями. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. По проекту архитекторов Л. Л.
Он располагается перед Большим дворцом. Записи об этом часто встречаются в камерфурьерском журнале: так, 19 июля 1769 года «. Созданы эти уникальные композиции группой мастеров во главе с Г. Шталмеером.
В зале проходили балы и приемы. Пруд перед Китайским дворцом – искусственного происхождения, первоначально имел фигурное очертание. Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца. На нем установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями). 2 июля 1818 года в этом зале «после фейерверка дан был блистательный бал».
Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Основная черта этих рисунков пола— это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому— небольшие размеры комнат)L 3. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Восточный фарфор прекрасно дополняет декоративный ансамбль. В каждой комнате – свой рисунок пола, связанный с декоративной отделкой интерьера. В XVIII веке эта комната, стены которой были затянуты живописными холстами, называлась «Живописным кабинетом».
Без преувеличения можно сказать, что Китайский дворец вместе с другими бесценными памятниками тех времен принадлежит к признанным шедеврам русского зодчества. Если верить другой версии, название было заимствовано у немецкого города Ораниенбаума. Две малые анфилады персекают главную.
На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наиклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8мм. Было доказано, что это панно отсюда. По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. Спрятанный в глубине парка дворец сначала удивляет простотой и строгостью внешнего облика. Их авторство приписывается Якопо Гуарана исполнившему также плафон Будуара «Зефир и Флора». Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления.
На стенах изображены музы, на падугах – амуры. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года. Это признавали и современники А. Ринальди. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха.
В 1897 году наименование вновь меняется – теперь кабинет упоминается как «Бисерная комната». Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда.
Позднее Ораниенбаум становится летней резиденцией императрицы Екатерины II. Большая западная часть была выполнена в «английском стиле» более свободной, пейзажной планировке парка. Затянутые белым атласом стены комнаты в конце 1760-х – начале 1770-х годов были расписаны в «китайском вкусе» мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым (ставшим через двадцать лет академиком живописи) и Якимом Герасимовым росписи тонко гармонируют с решением плафона, украшающего Опочивальню.
Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана ПильманаL 1L 8L 10, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А. Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). де Сент-Илером, можно представить весь масштаб и грандиозность созданной резиденции. По «малой дороге жизни» уникальные предметы декоративно-прикладного искусства перевезли и передали в фонды Эрмитажа и в Исаакиевский собор. Катание происходило на специальных колясках в виде гондол, колесниц и зверей. Благодаря этому приему за счет игры отраженного света достигается дополнительный эффект мерцания. Одним из самых прекрасных сооружений Ораниенбаума является Катальная Горка. Камерюнгферскую украшают великолепные изображения придворных дам «Малого» (великокняжеского) двора, представленных в маскарадных костюмах и олицетворяющих времена года, части света и стихии.
Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» и «Венера», также работы С. Торелли, согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер. 12 панно работы французских мастерой де Шен, вышитые синелью (ворсистым шелком) по фону из стекляруса, дали название Стеклярусному кабинету. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Вместе с чаем и фарфором из Поднебесной хлынули предметы мебели. Живописный плафон «Геометрия» исполнен Г. Дициани: изображенные на полотне аллегорическая женская фигура с глобусом и циркулем в руках и амуры, рисующие геометрические фигуры, говорят о том, что комната предназначалась для учебных занятий юного наследника.
В Будуар переносится ореховая отделка из Орехового покоя на половине Екатерины II, а в Ореховом покое заново отделываются стены и на них располагаются 11 портретов придворных дам Екатерины работы художника Ж. де СампсуаL 3. Осуществление своего замысла Екатерина поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди (1709/1710-1794). Одним из вновь открывшихся в Ораниенбауме залов стала Штофная опочивальня.
Они охотно уступили мне ее. Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки» и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно. Это продолжение фотопрогулки по парку Ораниенбаума.
Петр III изменил дворцовые интерьеры. Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая.
Ораниенбаум построен на не очень удачном месте: здесь проходят водные ключи и все эти дворцы начали «высасывать» из земли воду. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). Декоративные элементы включают в себя неизменные атрибуты «китайщины» : легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают росписи пернатых на вазах, привезенных из этой далекой страны. Малая восточная анфилада Китайского дворца включает личные покои великого князя Павла Петровича, среди которых примечательна просторная комната под названием Розовая гостиная, первоначально именовавшаяся Детской. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка.
Квалифицированные мастера-краснодеревщики во главе с бригадиром И. И. Кисти Бейдемана приписывается и большая авторская работа «Тритон и Нереида», оформляющая пространство стены вокруг камина однако эту композицию нельзя отнести к творческим удачам известного художника, так как ей недостает выразительности и динамики. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину. Сейчас створы ворот сняты с петель и под аркой можно пройти. За ней следует Штофная опочивальня (спальня).
По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. (Де Шель – сценическое имя, ее настоящая фамилия – Фош. ) Всего через один месяц после восшествия на престол Екатерина II издает указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель». Шедель и И. Ф. Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз— Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена), Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена).
Основным элементом декора здесь выступает обильная золоченая лепка на стенах и потолке (именно вот таким образом комнате дано такое название— Штукатурный покой). Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах. Вторая категория— это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины.
Атрибутом старца является лежащая у его ног коса, а женщина держит в руках циркуль. Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны.
Самым известным событием, происходившим в Зале Муз, можно назвать пышное торжество по случаю прибытия в Россию в 1818 году прусского короля Фридриха Вильгельма III, «приехавшего благословить колыбель своего новорожденного внука», будущего императора Александра II. Проекты итальянца, выполненные в соответствии со всеми последними модными течениями, выгодно отличались несомненным изяществом и даже некоторой рафинированностью. Здесь производятся большие преобразования.
Десюдепорты Штукатурного покоя – «Венера» и «Тоскующий Марс» – также принадлежат кисти Торелли. Рядом с Розовой гостиной, на оси малой анфилады, находится Штофная опочивальня. Стены, своды и потолки залов украшены росписями, лепкой и позолотой.
Он органично вписался в канву барокко и рококо. Здесь же можно увидеть разнообразные предметы из китайского и японского фарфора, а также мраморную скульптуру «Мальчик на дельфине» – мастерски выполненную в середине XIX века копию с работы итальянского скульптора XVI века Лоренцо Лоренцетто, в свою очередь отсылающую нас к рисунку Рафаэля, которым была навеяна эта работа. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Там было написано, что оно из Штофной опочивальни. Апполон БельведерскийПрекрасная богиня Артемида. Зимой 2010 года сотрудники фирмы ООО «Дедал» завершили комплекс работ по реставрации золоченого багета Стеклярусного кабинета, в ходе которых мастерам удалось воссоздать утраченные ранее на западной стене у камина нижнюю резную раму и две фигурки драконов.
Ослабление цвета идет от середины к краю композиции. Каждая комната имеет свое решение, а главное, в декоре интерьеров Китайского дворца мы видим сочетание различных материалов и разнообразных фактур – это лак, фарфор, стеклярус, вышивка, смальта, моржовая кость, резьба по дереву, наборные полы, живописные плафоны, тонкая низкорельефная лепка разнообразного рисунка, позолота и, конечно искусственный мрамор (стюк). Это один из самых необычных памятников русской культуры и архитектуры Петербурга, он подлинный – Ораниенбаум не пострадал в годы войны благодаря героизму защитников Ораниенбаумского пятачка, – сказала ТАСС генеральный директор ГМЗ Петергоф Елена Кальницкая. Панно сложены из нескольких пород дерева – карельской березы, амаранта, палисандра, персидского ореха, самшита, клена, груши, яблони, чинары лица людей и листья деревьев исполнены из моржовой кости.
Самая известная версия, больше похожая на легенду, заключается в том, что на территории будущей резиденции Меншикова располагалась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых была надпись «Oranienbaum». В интерьере зала присутствуют три скульптуры — это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века и группа «Мальчик на дельфине». В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрацию. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно напоминающего «китайщину».
Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского. Частично это собрание сохранилось и сегодня. Западная состоит из личных комнат Екатерины II: Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной, Кабинета (Золотого кабинета).
Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. А гостей здесь побывало немало. Над одной из дверей помещена картина неизвестного итальянского художника XVIII века «Селена и Эндимион». Сама архитектура приобретает здесь мягкость переходов различных сложных конструктивных форм. Вдоль луга Катальной горки были высажены пихты, находящиеся здесь и сегодня.
Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин – князь Меньшиков (1710-1727). по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам. Архитектор ворот— Антонио Ринальди. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна.
«Оно находилось на втором этаже Китайского дворца. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. Подражание так называемому «китайскому стилю» помогало достичь в восприятии декоративности фантазийной, почти сказочной атмосферы. Их исполнила М. -А. Дворецким реставрировала камин и панели, сделанные из искусственного мрамора.
Уже с 1770-х гг. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. Браунштейн. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. (Текст, выделеный курсивом я взяла здесь. )Здание имеет богатый декорПокидаем Собственную дачу Екатерины II и идем по направлению к павильону Каменное зало. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом изготовленном на фабрике, основанной русским ученым М. В. Ломоносовым.
Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок. У комнаты было еще одно название, как нельзя лучше определявшее характер ее убранства в XVIII веке – «Живописный антик». От фасада спускаются террасы. Затем появились еще два фонтана.
магазина Конторы строения отпущено двадцать видов заморского дерева». С южной стороны дворец обращен к пруду. В композиционный строй включена живопись на любовную тему— это «Венера и Адонис» П. Ротари, «Анжелика и Медор» работы крупного итальянского живописца Дж. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Автор проекта неизвестен, в современной литературе предполагают авторство Ф. Растрелли.
В ту пору Кухня предназначалась для обслуживания обитателей Китайского дворца. Однако Великая Отечественная война в одночасье оборвала недавно начавшуюся жизнь музея. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип.
Китайская опочивальня принадлежит к блестящим образцам стиля «шинуазри» («китайщина»). Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая – колокольчиков. Он симметричен Большому Китайскому кабинету, находящемуся в западном корпусе дворца. Уже c 1770-х гг проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора.
Мотивы орнамента отвечают тематике зала. Авторами проекта являлись архитекторы Дж. 27 июля 1774 года в Стеклярусном кабинете императрица давала аудиенцию австрийскому послу князю Лобковичу. Китайский дворец— единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны.
Он небольшой и полный прекрасных интересностей. Для средней части здания характерна анфиладная система расположения комнат. Есть много записей архитекторов XIX века. Меншиковский дворец— памятник петровского барокко. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворцеL 3.
Автором этих работ является французский художник Жан де Сампсуа (Сансуа), приехавший в Россию в 1755 году. С приходом новой хозяйки, супруги великого князя Елены Павловны, начался второй, не менее значительный этап жизни Стеклярусного кабинета – он переживает одну из своих первых реставраций, в результате которой разбираются пришедшие в полную негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков.
Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов— в нём был большой зал со сценой. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. Было получено разрешение: раз есть такая живопись, значит, она может быть где-то еще. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе».
Типичный пример паркета первой группы— это Большой зал, где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме, а по направлению к стенам идет усиление насыщенности цвета дерева. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет – с конца 1750-х до 1771 года. Строительство Большого (Меньшиковского) дворца в стиле барокко началось в 1711 году, а дата освящения дворцовой церкви – 3 сентября 1727 года – считается его окончанием.
Китайский дворец подобен шкатулке с драгоценностями. Я его увидела и не могла понять из какого это интерьера, вообще не могла понять, что это.
Кроме колеи для катания имелись еще две боковые для подъема колясочек. Везде, где она сохранилась, она раскрыта», – рассказала Сясина.
Именно дамы в это время становились властительницами мыслей идей и придворного этикета. После реставрации, проведенной сотрудниками Эрмитажа, стеклярусные панно вновь обрели свой первоначальный вид. Благодаря названию этих комнат – Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня – у «новопостроенного дома» императрицы к концу XVIII века появляется наименование «Китайский». Открывает парадную анфиладу Зал муз. От фасада вниз идут террасы. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения.
Ещё две комнаты— Передняя и Гардеробная— связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) – дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Кабинет венчается плафоном работы Г. Дициани – аллегорическим изображением «Фортификация». Что же касается самих панно, то поновления затронули и их. С помощью его различных расцветок созданы сложные по форме рисунки. В 2009 году благодаря финансовой поддержке ОАО «Газпром», концерна BASF и компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» впервые за всю историю музея в залах дворца начались полномасштабные исследовательские и консервационно-реставрационные работы с комплексным подходом, включающим в себя изменение прежде всего климатического состояния дворца. Выступ завершен фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
Хуже обстояло дело с резными рамами. Китайский дворец — единственный из построек Ораниенбаума, превращенный в музей до войны. Столешница одного из них представляет обрамленную геометрическим орнаментом пейзажную композицию: узкая пирамида, напоминающая парковые обелиски, окружена фрагментами руин античных сооружений. Парк выполнен в форме трапеции, его площадь составляет 4, 8 гектара.
chinoiserie), что дословно переводится как «китайщина». В 1762 году начинается строительство Собственной дачи и, прежде всего, – «каменного домика и горы». Потолок украшен плафоном итальянского художника Франческо Цуньо «Время, похищающее Истину» имеющим также и второе название – «Время и Знание».
Стеклярусная комната продолжала дарить людям подлинное эстетическое наслаждение. Кабинет оживал, на смену чувству страха и неуверенности приходила спокойная, размеренная жизнь музея с его планами и рутинной работой.
На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. Их значение трудно переоценить. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. Его белизна и хрупкость тут же стала тонким эпитетом девичьей красоты.
Акварели с изображениями залов дворца и деталей их убранства вошли в состав альбома под названием «Офорты, фасады, планы и разрезы Китайского дворца в Ораниенбауме исполненные бывшими учениками С. -Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица», сформированного в 1911 году и хранившегося в личном собрании Елены Георгиевны ныне альбом находится в Государственном Эрмитаже. В скругленных углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). После такого «обновления» исчезает объемность рисунка, а доминирующим цветом интерьера становится малиновый. Стиль «китайщина», который был широко распространен в искусстве дворцового интерьера XVIII века, получил свое яркое воплощение в Большом и Малом Китайских кабинетах дворца.
Автором картины «Афродита и Адонис», представленной в Штукатурном покое, был итальянский художник XVIII века Пьетро Ротари. Здесь сохранился единственный в России пол, сделанный из искусственного мрамора. проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Все декоративное оформление Зала Муз подчинено единому художественному замыслу, что придает этому удивительному интерьеру гармоничный облик. Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всем дворце.
Если же вспомнить, что изначально пол в Кабинете был набран из смальт (плиток цветного стекла) изготовленных также на Усть-Рудицкой фабрике, то можно легко представить созданный эффект необыкновенной сказочной феерии, окрашенной восточным колоритом. В 1983 году был создан Государственный музей-заповедник, в состав которого вошли три ансамбля – Большой (Меньшиковский) дворец с Нижним садом, Петерштадт и Собственная дача. Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») получила свое название благодаря панно, которые украшают три его стены. К главному корпусу примыкают с двух сторон одноэтажные крылья, завершающиеся двумя павильонами – Восточным и Церковным. На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты, в центре которых— мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно.
Изображения выполнены в сложной технике пастели – как говорили в XVIII веке, «сухими красками». Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи. Южный фасад, обращенный к пруду, выглядит совсем по-другому. Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце. Красота и необычность интерьера, практически полностью выполненного из стекла, не могли оставить кого-либо равнодушным. Казалось, что так будет всегда.
Ее богатое убранство выполнено в зеленоватых и голубоватых тонах. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. Он сохранил подлинную отделку 1760-х годов. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. В XVIII веке Зал Муз именовался «Живописной галереей», что соответствовало главенствующей роли живописи в его убранстве.
Последнее катание с гор происходило в 1801 году. земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума.
Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Нижний парк является первым регулярным садом в России (прим. : парк имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции). Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др. ).
Крючков) и позолотчики (бригадир А. Н. В течение этого времени художники компании ООО «Петрорестком» провели первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке, сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка для определения соответствующих колеров, закончили реставрацию плафона. И действительно – он воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия эпохи позднего барокко. Ичтобы только приступить непосредственно креставрации нужно два года подготовительных работ, чтобы изменить температурно-влажностный режим впомещениях, где будут реставрировать. Благодаря использованию двух техник нанесения позолоты на рамы – клеевому золочению и золочению на полимент – мастера добивались от убранства нового для того времени декоративного эффекта, где чередовались матовые и блестящие поверхности.
Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку. В 1850-е годы настенные росписи Торелли в Передней заменили на архитектурные пейзажи неизвестного художника XIX века «Диана и Актеон» и «Пейзаж с руинами». Я долго смотрела изучала, потом пошла в архив. Малый Китайский кабинет имел и второе название – Предопочивальня. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.
Во времена Екатерины стены были декорированы «по селадоновому грунту» штофом. Они образовывают миниатюрный дворик, в котором находится вход во дворец. Тогда же в интерьере появились полотна, выполненные русским художником А. Бейдеманом: два холста с изображениями амуров – с рогом изобилия и виноградной кистью, а также вольные копии с эрмитажных оригиналов – фрагмент «Мадонны с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора и это не случайно.
Особой ценностью обладают интерьеры павильона, сохранившие подлинную отделку XVIII века. М. Фонтана, И. Г. Чиньяролли (сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»), «Селена и Эндимион» в исполнении С. Торелли. По стенам текли струи воды.
Малый Китайский кабинет в XVIII веке имел и второе название – Предопочивальня, так как он предшествует спальне Екатерины II – Китайской опочивальне, которая открывала малую (западную) анфиладу ее покоев. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Рядом со Штофной опочивальней расположен кабинет и будуар. в 10 часов ЕИВ (Ее Императорское Величество. Большой Китайский кабинет – замыкает парадную анфиладу дворца. В 1860 г. сделана мраморная лестница-спуск к воде. В простенках между окнами изображены девять муз.
разобраны почти разрушившиеся колоннады. иностранных министров», а затем состоялся торжественный ужин зз «четырьмя круглыми столами» с участием дипломатов, дававшийся в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира, который закреплял победу России в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. В стиле «китайщина» русскими мастерами выполнен черный мебельный гарнитур, декорированный восточными орнаментами. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений.
В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. «Афродита и Адонис» – редкий в творчестве Ротари пример большого полотна со сложной композицией на мифологический сюжет. Тогда же появилась и застекленная галерея в первом этаже. С востока и запада к торцовых частям дворца были пристроены небольшие помещения— антикамеры. Любительница «строить и сажать», Екатерина за свою жизнь создаст немало дворцов и парков, но именно здесь, в Ораниенбауме, реализовались ее самые первые смелые идеи и мечты.
Балдасев восстановил поломанную во многих местах резьбу рам Стеклярусного кабинета. В глубине алькова размещен и детский портрет Павла Петровича работы Алексея Антропова. На высоте 20 метров располагалась спусковая площадка, а от нее отходили 4 ската.
Касательно происхождения необычного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого— померанцевое дерево) существует несколько версий. В числе десюдепортов – «Амфитрита» и «Нептун» Я. Гуарана и «Итальянский пейзаж» Ф. Цукарелли над зеркалом – картина «Два амура» кисти неизвестного художника. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца.
Гварана, Ф Цуньо, Д. Маджатто, Ф. Цукарелли. Строительство Каменного зала проходило в 1749—1751 гг. Породы дерева использовались самые различные— это клен, липа, береза, груша, орех, яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное, табачное, черное эбеновое, амарант, розовое и красное сандаловое дерево, самшит, палисандр, тис, туя и др.
Передняя и Гардеробная соединяют малую восточную анфиладу с Большим залом. Стеклярусный кабинет это уникальный образец интерьера XVIII века. Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров. Мраморная скульптура Тритон, спасющий детей (ск.
На протяжении 1925 года в мастерских Государственного Эрмитажа отреставрировали плафон кабинета «Фортуна и Зависть», пришедший к этому времени в удручающее состояние. Многочисленные панно, настенная живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах. Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Скульптурная группа Тритон стоит прямо в водеНа западном берегу пруда стоит Пергола – беседка с коридорами, обвитая зеленью. В центре Перголы недавно установлена скульптура, постамент которой пустовал очень много лет.
Восстановить их не удалось и стены были оклеены бумажными обоями. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно.
Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе— к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа их не четыре, а три). Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. На островках располагались пять маленьких беседок.
Обе горки создавались по проектам Антонио Ринальди и техническим расчетам механика А. К. Опытный резчик И. Н. Архитектор А. Ринальди, постройка было начато в конце 1750-х годов. В Передней сохранился живописный плафон работы С. Торелли «Аполлон и Искусства»: покровитель искусств Аполлон и изображения женских фигур, олицетворяющих «три знатнейшие художества» – живопись, скульптуру и архитектуру, – излюбленный сюжет в искусстве того времени.
Проблемы с их состоянием, содержанием, реставрацией были во все годы. По осям трех скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Сразу по окончании войны все внутреннее наполнение Китайского дворца вернулось на место. Этот блестящий образец стиля рококо прежде всего знаменит своими стеклярусными панно.
Свое название эта комната получила в XVIII веке, когда ее стены были затянуты светло-зеленым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек, перевитых белыми и розовыми цветами. В 50-е годы XIX века Китайский дворец приобретает новые очертания. По всей видимости, панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал.
Несомненно, мысль о создании интерьера, практически полностью выполненного из стекла, также принадлежала императрице. Название, которое получил Китайский дворец (Санкт-Петербург), условно. К июлю 2008 года, после проведения обследования, разрабатывается методика реставрации, а уже через год после начала работ первые шесть панно (три – с восточной, два – с западной, одно – с южной стороны) были приняты комиссией. Работа по набору мозаичных полов, начавшаяся в 1763 году, продолжалась четыре года. Для него знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди возвел здесь «потешную» крепость Петерштадт и миниатюрный дворец. Затянутая белым атласом, она расписана в «китайском вкусе» русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым, ставшим через двадцать лет академиком живописи и Якимом Герасимовым.
Их завершают сандрики с рельефным орнаментом— раковиной и гирляндами. В таких парках обязательно существовала одна или несколько цетральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца.
по столу, за каждым заседали 8 персон по билетам». Все картины посвящены теме любви и отражают возвышенные чувства героев. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим.
Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения, но все они отличаются изысканностью внутреннего убранства. Среди них – работа С. Торелли «Селена и Эндимион», которая считается одним из лучших произведений итальянского мастера. Парадная анфилада состоит из Зала муз, Голубой гостиной, Стеклярусного кабинета Мозаичный покой), Большого зала, Сиреневой гостиной (Штукатурный покой), Малого и Большого китайских кабинетов. В интерьере появляется мебельный гарнитур, обитый малиновой тканью из такого же цвета материи шьются портьеры на окна и, как следствие, с 1862 года наряду со старым названием в обиход входит новое – «Малиновый кабинет». «Китайский дворец – единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено – такая грациозная изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться. », – писал известный историк искусства А. Бенуа.
Холодная гамма серебристых, голубых, бледно-розовых тонов позволяет передать изысканность юных дам, составлявших двор наследника престола Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). В 1813 году рухнули фундаменты колоннад, однако разобраны они были лишь в 1858—1860 годах. Первоначальная необычная отделка пола дала Кабинету второе название – «Мозаичный покой». На островках располагались пять маленьких беседокL 2. На плафоне изображена Венера, восседающая на облаке и окруженная амурами и тремя грациями.
Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Темперные росписи живописца-декоратора С. Торелли покрывают стены и падуги, а плафон работы этого же мастера «Венера и грации» («Торжество Венеры»), выполненный маслом, венчает зал. «Грациозной декоративной фантазией XVIII века» назвал А. Бенуа плафон «Китайское жертвоприношение» исполненный Я. Гуарана, – своеобразную театрализованную композицию, которую отличают красота рисунка и богатство колорита. А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой.
Еще до приезда в Россию художник пользовался европейской славой благодаря множеству исполненных им камерных портретов, подобных тем, что составляют живописное убранство Портретной комнаты дворца. Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. Маляры (бригадир А. В. Их заменили на паркетные, ныне существующие. Построенное в 1749-1751 годах здание первоначально называлось Новый дворец или Маскарадный зал и предназначалось для проведения концертов, маскарадов и танцев в дни пребывания в Ораниенбауме великого князя Петра Федоровича – будущего императора Петра III и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны. Такие же дверные проемы расположены в боковых ризалитах дворца.
В 1940 этот режим был снят и Ораниенбаум получил свою собственную администрациюL 5. Однако интерес этот был более формальным, без углубления в сложности восточной философии.
Всего во дворце 17 помещений. Двенадцать панно ручной работы выполнены предположительно по рисункам С. Бароцци в 1762-1764 годах девятью мастерицами-вышивальщицами: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей, Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством француженки Мари де Шелль, бывшей актрисы, организовавшей мастерскую «шитья для комнат Ее И. В. обоев и других уборов». Антонио Ринальди, великий зодчий времен Екатерины II, был очень увлечен этим направлением. Камин, выполненный из искусственного мрамора, создан в XVIII веке «штукатурных дел мастером» итальянцем Альберто Джани, много работавшим над изготовлением первоначальных мраморных полов Китайского дворца. Открывает анфиладу Зал муз (Музыкальный зал), украшенный лепкой, живописью и позолотой. Потолок Большого Китайского кабинета украшен живописным плафоном, представляющим аллегорическое изображение «Союз Европы и Азии», которое трактуется и как «Китайская свадьба» его автором считается С. Бароцци. Бонштедта и А. И.
Разнообразная обстановка Кабинета включает китайские стулья черного лака с золоченым орнаментом, японские шкафчики черного лака с росписью и чеканкой, коробки и шкатулки красного и черного лака, деревянную скульптуру – изображения бога Шоу Синь и богини Си-Ванму, бронзовые с эмалью курильницы – традиционные предметы китайского экспорта, почти обязательный элемент «восточных» интерьеров. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки, отделка становится прекрасным обрамлением плафона «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани. Это был первый шаг.
Своей изысканной и нарядной отделкой Передняя «задает тон» облику последующих покоев и настраивает на ожидание не менее изящного убранства. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Таким образом, перспектива дворца не видна с центральной аллеи.
Так называемую «Собственную дачу» императрицы составили Китайский дворец (1762-1768), павильон Катальной горки (1762-1774), построенные А. Ринальди, а также окружающий их Верхний парк. Дело в том, что в XVIII веке был необычайно популярен стиль шинуазри (фр. с сонатами Гайдна и Моцарта». Стены комнаты украшены двенадцатью стеклярусными панно. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Дворец создавали как летний— недля жительства, для увеселений иуслады взора. Созданы эти уникальные композиции группой мастеров во главе с Г. Шталмеером.
Их заменили на паркетные, ныне существующие. Наконец, согласно последней точке зрения, Ораниенбаум назван так в честь английского короля Вильгельма Оранского, который вызывал глубокие симпатии Петра Великого, в юности граничащие с поклонением. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. С востока и запада к торцевым частям здания пристроены небольшие помещения-антикамеры. В пролёте арки были установлены створы ворот из перекрещивающихся кованых полос, напоминающих трельяжную решётку.
Центральный медальон его выделяется на фоне березы. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. ТореллиL 3. Лица людей и листья деревьев исполнены из моржовой кости. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье». Я тут же с линейкой сбегала вниз, всё измерила. Остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму, «Заготзерну» и другим конторам.
По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора. Дерево впитывает влагу как губка— влажность вэтих небольших залах доходила до90 процентов. Он предшествует спальне Екатерины II – Китайской опочивальне. Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне каждая живописная композиция обрамлена золоченым и белым лепным орнаментом. Панно находятся в рамах с золоченой резьбой.